Вещие сны. Ритуальная практика

Скотт Каннингем, 1999

Книга Скотта Каннингема – руководство по применению уникальной личной духовной практики, история которой насчитывает три тысячелетия. Если вы освоите описанную методику, сон станет для вас не просто необходимым периодом умственного и физического отдыха, а ритуальным актом, ведущим к более высоким целям. Автор подробно рассказывает о способах инкубации сновидений – вызывании вещих снов для получения помощи высших сил в решении конкретных задач: исцеление, совет, предсказание будущих событий, защита, зачатие детей и многих других. В книге вы найдете советы, касающиеся ведения сновидческого дневника и правил работы с ним, естественные методы погружения в сон, магические ритуалы и заклинания, привлекающие божественных посланников, и значения символов сновидения. Техники, представленные в этой книге, адаптированы к условиям современной жизни, все, что вам понадобится, – совершить несколько простых действий, прочесть заклинание и… лечь в кровать. Однако они помогут вам выйти на более высокий уровень сознания, получить утешение или предупреждение о будущем и укрепят ваши отношения с высшими силами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вещие сны. Ритуальная практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. День

Открой себя мне и позволь мне увидеть

Благоприятный сон.

Пусть сон, который я увижу,

Будет благоприятным.

Пусть сон, который я увижу,

Будет правдивым.

Пусть Маму, богиня сновидений,

Встанет у моей головы.

Позволь мне войти в Эсагилу, храм богов,

Дом жизни.

ДРЕВНЯЯ АССИРИЙСКАЯ МОЛИТВА ДЛЯ СНОВИДЕНИЯ

Глава 1

Тайны сновидений

Видения, которые приходят к людям ночью, могут быть настолько загадочными, информативными, пугающими или интересными, что в большинстве культур им придавали важное значение. Одни народы считали, что сновидения вызываются демонами, а другие — что божествами. Сновидения объясняли как воспоминания души, которая временно отделяется от тела человека и гуляет во сне; как послания от умерших родственников; как абсолютно выдуманные фантазии и даже как сортировку недавних событий разумом во время сна. По крайней мере, в одной древней культуре обнаружили, что сны были подсознательным порывом «души» в сознательный разум во время сна.

Что мы можем сделать с этой путаницей из противоречивых концепций? Возможно, мы должны начать с изучения природы человеческого сознания.

Два разума

Мистики на протяжении веков утверждали, что мы обладаем двумя видами разума: сознательным разумом, который мы используем во время наших повседневных действий, и подсознательным (или психическим) разумом, который все контролирует во время сна. (Недавние теории относительно отдельных функций двух полушарий мозга, по-видимому, находятся в гармонии с данной теорией).

Сознательный разум — это эксперт по сложению цифр, чтению, теоретизированию, постановке конкретных задач для тела, вождению автомобиля и других действий. Он пробуждается с нами утром и отдыхает ночью. Он связан с материальным миром, письменной и устной коммуникацией, финансовыми вопросами и другими мирскими задачами.

Наше общество придает большое значение сознательному разуму. С его помощью мы создали наши цивилизации, обычаи, языки, технологии, правовые системы и все прочие аспекты нашей повседневной сознательной жизни. Образование — это в значительной степени тренировка нашего сознательного разума, направленная на то, чтобы гармонично взаимодействовать с другими сознательными разумами. Подсознательный разум — вещь гораздо более таинственная.

Он находится внутри царства сна, сновидений, духовности, психического сознания и интуиции. Психический разум обычно пробуждается после своего дневного сна, только когда мы тихо лежим в кровати ночью (хотя предчувствия могут быть посланиями из этого царства сознания). Когда мы бодрствуем, сознательный разум блокирует коммуникацию с подсознательным разумом. Он просто не позволяет информации из другого разума вторгаться в нашу жизнь наяву. Это непосредственный результат того, чему нас постоянно учат в первые годы жизни: «Не спи», «Будь внимателен», «Сконцентрируйся!», «Психического разума не существует».

Некоторые люди могут использовать свой психический разум в часы бодрствования: это экстрасенсы, медиумы, мистики, художники и писатели. Несомненно, психический разум также работает во время духовных и религиозных ритуалов. Тем не менее мы обычно не знаем о его присутствии, он появляется только в наших сновидениях.

Сны часто считаются иррациональными или фантастическими именно потому, что они не находятся под контролем сознательного разума. Состояние сна не ограничено временем или пространством. Оно действует в альтернативной реальности. В наших сновидениях могут появиться умершие люди. Мы можем посещать далекие места и плавать в воде как рыба или летать как птица. Свободный от всех физических законов, подсознательный разум уносит нас в глубины символических путешествий.

Символика

Символизм — это язык подсознательного разума. Хотя мы можем ходить, разговаривать и выполнять многие другие действия во сне, символы обычно появляются как скрытые послания. Источником таких символов может быть сам подсознательный разум, психические импульсы, полученные во время сна, и даже божества, которым мы поклоняемся.

Эти символы, появившиеся во сне (дождь, круги, числа, животные, растения, цвета и другие), обычно являются важными посланиям или информацией, доступ к которой будет закрыт во время бодрствования. Все психологи и мистики знают об этом феномене, хотя их мнения о природе этих посланий расходятся. Толкование сновидений в основном касается вопроса изучения символов, которые появляются во время сна (смотрите главу 14).

Наш персональный язык сновидений отличается от языка, который мы используем в повседневной коммуникации и мыслительном процессе. К счастью, он обладают своей собственной структурой и логикой. Внутреннее существо каждого человека, эмоции, духовность и личный опыт определяют природу символов сновидений. Не все символы сновидений имеют смысл, но все значимые символы являются прямой попыткой обращения к нашему сознательному разуму.

Типы снов

Существует большое количество различных классификаций сновидений. Ниже приводится краткое описание основных категорий. Более подробную информацию можно найти в главе 14.

Естественные сновидения

Естественные сны также называют снами тайных желаний, фантазийными или развлекательными снами. Они не насыщены глубокими посланиями, скрытыми смыслами, предсказаниями будущего. Естественные сны создаются нашими желаниями и надеждами. Информация из фильмов, телепрограмм, книг и журналов также может быть интегрирована в естественные сны. Такие сны могут быть интересны, но они не имеют большого значения.

Психические сновидения

Один из самых известных психических снов приснился Аврааму Линкольну. Однажды ночью во сне он увидел свою приближающуюся смерть. Вскоре после этого тревожного случая он пошел в Театр Форда, где его смертельно ранили[1].

Психические сны — это сны, где присутствует информация о будущих событиях, полученная из источников, которым до сих пор не нашли объяснений. Эти сообщения приходят при помощи не пяти известных чувств, а через подсознательный (психический) разум.

Такие сновидения часто видят люди разного возраста, имеющие разное образование, принадлежащие к различным расам и религиям.

Теория довольно проста — психическую информацию получает подсознание во время сна. Затем разум переводит эту информацию в значимые символы, иногда с помощью создания ментального образа, похожего на передаваемое сообщение: самолет разбивается, землетрясение сотрясает дом, приходит друг, прибывает долгожданное письмо. Также послание может быть получено в форме слов, которые произносит знакомый или незнакомый человек. Психические сны довольно редки, но большинство из нас видели хотя бы один.

Телепатические сновидения

Возможность видеть сновидения, которые можно назвать «телепатическими», описал греческий ученый Демокрит. Он утверждал, что сновидения могут являться результатом «эманаций» других людей и предметов, которые входят в сознание во время сна[2]. Данная концепция до сих пор пользуется большим уважением у неспециалистов, хотя обычно ее суть ограничивается проникновением в мысли других людей во время сна.

Телепатия — прямой обмен мыслями между людьми — остается противоречивой темой.

Телепатические мысли могут частично объяснить психические сновидения. Мысленные сообщения, полученные от умирающих родственников или находящихся в опасности друзей, могут спровоцировать сновидения. Многое еще необходимо изучить.

Впрочем, некоторые исследования говорят о том, что от шестидесяти до семидесяти процентов людей, которые утверждают, что имеют опыт телепатии, сталкивались с ней во сне[3].

Астральная проекция в состоянии сна

Большинство древних культур считали сон периодом, когда душа человека временно выходит из тела. Во сне душа бродит, изучая этот и другие миры, встречаясь с божествами и другими человеческими душами. Эта древняя концепция называется сегодня астральной проекцией. Некоторые люди чувствуют, что определенные сновидения могут являться воспоминаниями бессознательно контролируемой астральной проекции. Такие сновидения часто бывают абсолютно вымышленными, поскольку мы видим в астральном царстве то, что хотим видеть.

Вещие сновидения

Вещие сны — это сны, которые посылает спящему человеку его личное божество (или божества). Сновидения всегда были связаны с духовностью. Сон — это прекрасное время для наших божеств, чтобы дать о себе знать, успокоить или утешить.

Сомневающийся разум успокаивается. Тело обездвижено. Подсознание работает на полную мощность и поэтому может легко получать сообщения от божественного начала.

Вещие сновидения — это не просто остатки языческих религий. Древние христиане принимали тот факт, что Бог может посылать сновидения. Ориген, святой Августин, святой Фома Аквинский и многие другие первые христиане писали, что интерпретация будущего с помощью сновидений является духовно допустимой, поскольку Бог направляет людей с их помощью. Библия наполнена свидетельствами о вещих сновидениях[4].

Вещие сновидения могут присниться в любую ночь, без предупреждения. В некоторых культурах также используют магические (религиозные) обряды для того, чтобы в случае необходимости человек смог увидеть вещее сновидение. Сон в храмах может помочь в этом деле.

Инкубация сна (священный сон)

Сновидения очень высоко ценились в древнем мире, считаясь божественными посланиями, при этом огромной популярностью пользовались храмы сновидений. В Египте, Вавилоне, Греции и Риме находились тысячи таких храмов.

Инкубация сновидения (от латинского слова incubare — высиживать) — это технический термин, описывающий создание вещих сновидений для получения информации по конкретным вопросам: исцеление, совет, будущие события, защита, зачатие детей, война и другое.

Каждый свободный гражданин этих стран мог посетить храм, совершить подношение (или принести в жертву животное) и провести ночь на божественной земле. Счастливчик просыпался утром, получив во сне ответ от божества на свои молитвы.

Вот теории, лежащие в основе этой когда-то широко распространенной практики инкубации сна:

• божества заботятся о тех, кто им поклоняется;

• сны могут быть посланы богинями и богами;

• место, где человек во плоти оказывается ближе всего к божеству, находится в границах храма этого божества;

• таким образом, сон внутри храма будет самым эффективным способом создания вещего сна.

Происхождение практики инкубации сновидения (также называемой сон в храме, или священный сон) неизвестно. Она могла независимо возникнуть в Шумере и Египте. Практически несомненно, что практика сна в храме позднее распространилась на Вавилон и Ассирию, а затем оказала большое влияние на похожие практики в Греции и Римской империи.

Похожие формы инкубации сновидения часто использовались во многих племенах коренных американцев (смотрите главу 7), дохристианских гавайцев (смотрите главу 6), австралийских аборигенов и на территории Африки. Инкубация сновидения продолжает существовать как структурированная религиозная практика в современной Японии. Вещий сон когда-то являлся всемирной практикой[5].

Современные теории сновидений

В 1899 году Зигмунд Фрейд опубликовал свою книгу «Толкование сновидений», в которой утверждал, что все текущие психические расстройства можно объяснить внутренним сексуальным конфликтом и фрустрацией. (Позднее он включил сюда все виды конфликтов и вытесненные желания.) Вскоре Фрейд понял, что один из методов разблокировки этих скрытых воспоминаний заключается в анализе сновидений пациентов.

На протяжении многих лет его книгу игнорировали, а его теории отвергались[6]. Тем не менее Фрейд продолжил свою работу и создал психоанализ в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Научные исследования природы сновидений проводились редко до конца пятидесятых — начала шестидесятых годов двадцатого века. В то время группа ученых, изучающих сон, открыла возможную корреляцию между быстрым движением глаз (БДГ — англ. REM (rapid eye movement)) и сновидениями. Это открытие получило широкое признание как первое физиологическое доказательство связи тела со сновидениями.

Тем не менее дальнейшие исследования показали, что корреляция между БДГ (REM) является незначительной. Пробуждая пациентов как в фазе БДГ, так и в других фазах, исследователи обнаружили, что сновидения могут сниться в разное время сна, фаза БДГ не является обязательным условием для сновидений[7].

Изучение продолжилось. Были выдвинуты теории относительно природы сновидений (обычно в отрыве от физиологических факторов). Вот некоторые теории, которые признаются в настоящее время: сновидения представляют ассимиляцию тревог; сновидения являются ночной борьбой с проблемами; сновидения описывают интеграцию новой информации (полученную из книг, газет, телепрограмм, кинофильмов); сновидения — это способы, с помощью которых разум избавляется от бесполезной информации[8].

Глава 2

Египет

На протяжении последних 6000 лет люди постоянно жили на плодородной земле, которая окружает Нил. Первые известные поселения в долине Нила датируются эрой палеолита, но прямой связи между этими древними обитателями и современными египтянами не обнаружено. Династический период начался примерно в 2950 году до н. э.[9] В этой книге я использовал аббревиатуры «до н. э.» (до нашей эры) и «н. э.» (нашей эры), нерелигиозные эквиваленты «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова».

Были основаны города, которые породили потребность в производстве еды, торговле, общей письменности, календаре (для религиозных и гражданских целей), математике и геометрии (для торговли и архитектуры), правительственных социальных структурах, правовом кодексе, сборе налогов (для поддержки правительства) и, конечно же, в структурированных религиозных ритуалах и магии.

Из этих практических видов деятельности развивались литература, лирическая поэзия (религиозная и светская), скульптура, строительство из камня, живопись, гончарное дело, пивоварение, работа по металлу и множество других видов искусства. Высшие классы Египта вели довольно роскошную жизнь, принимая во внимание, что Египет расположен посередине безжалостной пустыни. Элита проживала в просторных домах с огороженными садами, где располагались пруды с рыбами, горшечные растения и аккуратно подстриженные деревья. В большинстве таких домов находился частный храм или ниша, где ежедневно совершали поклонение семейным божествам.

Низшие классы определенно не жили в такой роскоши, но на протяжении своей почти 3000-летней истории Египет ощутил на себе множество войн и гражданских восстаний, которые привели к повсеместным лишениям и страданиям, коснувшимся людей всех социальных слоев. Каждый египтянин разделил ношу проживания на одной из самых желанных земель Среднего Востока.

Однако во времена изобилия музыка, танцы, пиры и праздники оживляли повседневную жизнь египтян. Косметические средства (подводки для глаз, губная помада, средства для смягчения кожи, краски для ногтей) постоянно использовались теми, кто мог их себе позволить[10]. Духи (твердые и жидкие) использовали в больших количествах как мужчины, так и женщины. В воду для принятия ванны добавляли цветы и ароматические растительные масла.

Египетская цивилизация обладала одной из самых богатых и высокоразвитых культур, которые когда-либо существовали на земле. Египетская государственная религия была политеистической. Население поклонялось огромному пантеону богинь и богов. Одни из них признавались только в конкретных городах, другие впадали и выпадали из милости на протяжении столетий, третьи почитались повсеместно. В государственных и гражданских религиозных ритуалах использовали священные инструменты, подношения в виде еды и напитков (в том числе хлеб, молоко, пиво и животные), специи и благовония, а также длинные заклинания. Многие общественные ритуалы сопровождались процессиями, музыкой и танцами. Жрицы и жрецы, прикрепленные к храмам, проводили официальные обряды, в которых часто участвовали тысячи людей. Воздух был насыщен ароматным дымом от благовоний.

К сожалению, об индивидуальной религиозности жителей Древнего Египта сохранилось мало информации просто потому, что практикующие не имели возможности писать, а храмовые писцы были слишком заняты, чтобы заниматься такими вопросами. В их работах мало упоминаний о личной религиозной практике. Тем не менее мы можем найти некоторые сведения, изучив важность сновидений в Древнем Еипте.

Египетские сновидения

Сновидения являлись важным аспектом египетской религии[11]. Римский писатель Диодор утверждал, что в Египте «к сновидениям относятся с религиозным благоговением»[12]. Неизвестный автор произведения «Поучение Мерикара» (создано около 2100 года до н. э.) писал, что сновидения посылают боги, чтобы верующие могли узнавать будущее[13]. Демотические нубийские надписи свидетельствуют о божественном происхождении сновидений[14], также существуют и другие древние доказательства.

С начала династического периода сохранилось мало письменных работ по сновидениям. Однако если мы сравним эти фрагментарные записи с римскими документами времен Птолемеев, становится понятно, что сновидения считались важным источником информации, которую посылало личное божество спящего человека[15]. Целительные техники, предупреждения о будущих опасностях, заверения в божественной любви, дружеские советы и ответы на вопросы спящий получал в виде сновидений[16].

Таким образом, вполне можно утверждать, что египтяне воспринимали сон как священный ритуал, во время которого верующие находились в тесном контакте со своими личными божествами.

Природа египетских сновидений

Не сохранилось никаких подтверждений того, что египтяне признавали отделение души от тела во время сна[17]. Для них сновидения не были воспоминаниями об астральных путешествиях, но являлись переживаниями (духовными и мирскими), происходящими в отдельном царстве, которое скрыто во время бодрствования.

Египтяне, очевидно, делили сновидения на три категории. Первую из них можно назвать «благочестивые» сновидения. В этих сновидениях божества приходили к верующему и требовали или просили (в зависимости от характера божества), чтобы он совершил некое благочестивое действие. Такие сновидения, по-видимому, снились только фараонам, генералам и другим высокопоставленным лицам, и их можно рассматривать как проверку преданности верующего своему божеству.

Сохранилось несколько примеров таких благочестивых сновидений. Когда Тутмос IV был молод, он охотился на своей колеснице на львов и диких козлов. Утомившись, он заснул в тени Сфинкса. Гигантское изваяние было заброшено и частично погрузилось в песок. Пока Тутмос спал, к нему пришел бог Хамаркис[18], которого, возможно, первоначально изображал Сфинкс. Хамаркис пообещал молодому принцу, что, если он выкопает Сфинкса из песка и восстановит храм, где поклонялись Хамаркису, Тутмос станет фараоном[19].

Тутмос IV выполнил задания и в свое время стал правителем Египта. Он записал свое сновидение на знаменитой стеле, стоящей между лапами Сфинкса. К сожалению, последняя часть истории отсутствует[20]. В самом деле, сохранившаяся стела может являться всего лишь древней копией оригинала.

В некоторых сновидениях божества появляются и требуют выполнить какое-нибудь благочестивое задание, но ничего не предлагают взамен. Их почитатели из любви или уважения к богиням и богам обычно выполняют поручение. Плутарх записал такой пример. Птолемею Сотеру однажды приснилась огромная статуя. Во сне бог Серапис сказал Птолемею Сотеру найти эту статую и привезти ее в Александрию. Проснувшись, Птолемей немедленно организовал несколько поисковых групп. Статуя была найдена и возвращена в город[21].

Следующую важную группу сновидений можно назвать «откровениями». К ним относятся сновидения, указывающие на будущие события, предупреждающие о грозящем бедствии, сообщающие о подходящих лекарствах или о тайниках, где лежат папирусы и другие ценные предметы. Такие сновидения считались сообщениями от личного божества спящего.

Некоторые сновидения были просто информационными. Один ученый упоминает о двух сновидениях, когда богиня Хатхор появилась перед верующими. В одном из них Хатхор явилась мужчине и направила его к месту, наилучшим образом подходящему для его гробницы[22].

Сон в египетском храме и инкубация сновидения

Египтяне проводили ночь в храмах, чтобы увидеть сновидения, посланные божеством. После очищения и принесения жертвы верующий уходил спать. Во время священного сна она или он получали послание от божества, которому был посвящен данный храм.

Такие сновидения помогали увидеть будущие события, предупреждали об опасности, даже указывали на успех в любви и бизнесе. Иногда сновидение могло даже способствовать духовному развитию верующего, поскольку спящий получал божественное подтверждение, что он движется по правильному пути.

Религиозный обряд, который вначале проводился изолированно, только в нескольких храмах, превратился в повсеместную практику, которая приобрела огромную популярность и распространилась по всему Египту. Многие храмы получили известность благодаря посланиям, которые получали верующие во время священного сна. Среди этих храмов: храмы Исиды на острове Филе[23] и в Коптосе[24], храм Имхотепа в Мемфисе[25], храм Сети I в Абидосе[26], храм Тота в Гермополисе[27], храм Сераписа в Александрии[28], храм Птаха Сотму в Мемфисе[29], храм Амона-Ра в Ливийской пустыне, на расстоянии двенадцати дней пути от Мемфиса[30]. Популярность Сераписа как посланника сновидений (впервые он получил признание во времена Птолемеев[31]) может указывать на то, что инкубация сновидения приобрела огромную популярность в поздний период египетской истории.

Первоначальная функция египетской практики инкубации сновидения могла заключаться в том, чтобы узнать способ исцеления (лекарство, молитву) или по-настоящему исцелиться во время сна с божественной помощью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вещие сны. Ритуальная практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

MacKenzie. Dreams and Dreaming, p. 10.

2

Ibid., p. 47.

3

Domhoff. The Mystique of Dreams, p. 2.

4

MacKenzie. Op. cit., p. 68.

5

MacKenzie. Op. cit., p. 43.

6

Evans, Landscapes of the Night, p. 76.

7

Domhoff. Op. cit., p. 103. (Занимательный обзор находок современных исследователей сновидений.)

8

Domhoff. Op. cit., p. 97.

9

Shafer, Religion in Ancient Egypt: Gods, Myths, and Personal Practice, p. 201.

10

Thompson, The Mystery and Lure of Perfume, p. 225–226.

11

MacKenzie. Dreams and Dreaming, p. 26.

12

Jayne. The Healing Gods of Ancient Civilizations, p. 29.

13

Loewe and Blacker. Oracles and Divination, p. 75.

14

Jayne. Op. cit., p. 30.

15

Shafer. Op. cit., p. 171.

16

Romer. Ancient Lives, p. 69; MacKenzie. Op. cit., p. 27–28; Evans. Landscapes of the Night, p. 47; Loewe and Blacker. Op. cit., p. 179.

17

MacKenzie. Op. cit., p. 26.

18

Хамаркис — это греческое имя египетского бога Хорахте, чье имя на египетском языке означает «Гор, находящийся на горизонте». Mercatante. Who’s Who in Egyptian Mythology, p. 52.

19

Loewe and Blacker. Op. cit., p. 180; MacKenzie. Op. cit., p. 52.

20

Brien. Ancient Egyptian Magic, p. 215.

21

MacKenzie. Op. cit., p. 29.

22

Shafer. Op. cit., p. 29.

23

Jayne. Op. cit., p. 30.

24

Ibid., p. 33.

25

MacKenzie. Op. cit., p. 30.

26

Brier. Op. cit., p. 217.

27

Glass. They Foresaw the Future, p. 21.

28

Witt. Isis in the Graeco-Roman World, p. 190.

29

Jayne. Op. cit., p. 30.

30

Lewisohn. Science, Prophecy and Prediction, p. 64.

31

Mercatante. Op. cit., p. 142–143.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я