«Симфония» по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского содержит подборку наставлений и высказываний святого по различным вопросам духовной жизни, нравственности и веры. Составлена по многочисленным сочинениям праведника.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
АЛЕКСИЯ II
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:
www.pravkniga.ru
А
Ангелы
Святой Ангел Хранитель ежедневно и ежечасно наставляет меня на путь спасения. Я это вижу сердечными очами, ощущаю и благодарю Бога и приставника Божия (4).
Везде в мире двойственность — одно против другого: дух и тело, добро и зло. Сатана имеет своих клевретов[1] и помощников для распространения в людях своего владычества; Бог имеет Ангелов, которых дает каждому христианину для охранения его и для руководства к блаженному царству Христову (6).
Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает (6).
Если бы Ангелы Хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу Хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые — от них (6).
Почитая Ангелов, мы сродняемся с тем животворным для жизни убеждением, что есть другой мир разумных существ, совершенно чистых, простых, бестелесных, и что, значит, существование души нашей по смерти есть дело не только возможное, но и действительное, существующее. А почитая святых, привыкаем опять к той мысли, что есть жизнь для нас после смерти, что добродетель и святость по смерти награждаются, — значит, если и мы будем жить добродетельно, то будем также награждены, что зло наказывается, как это представлено в евангельской истории о богатом и Лазаре, — значит, и мы будем наказаны за зло, какое здесь сделаем. Вообще почитание Ангелов и святых не отзывается никаким многобожием, совершенно в нашей природе и ведет к существенной душевной пользе (7).
Присутствие при каждом истинном христианине Ангела Хранителя необходимо потому, что телеса христиан суть, по свидетельству Слова Божия, храмы Духа Святого, и сами христиане — члены тела Христова, освященные Его крестными страданиями и смертью, запечатлеваемые Его Таинствами, в которых сообщается нам благодать Духа Святого; особенно же потому, что мы причащаемся самого Тела и Крови Христовых в Таинстве Причащения. Достоинство человека-христианина как члена тела Христова и храма Духа Святого непременно требует нахождения при нем Ангела Хранителя как старшего собрата нашего и друга, который руководит нас к общему всех Владыке в царство света и блаженства. Если бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10), то нужно судить по этому, какое сильное участие принимают в нашем спасении Ангелы Господни (7).
Святые Ангелы и прочие Небесные Силы исполнены цельной, святой жизни, ненарушимого мира, нерушимой бодрости, вечного мужества и силы, неизреченной красоты, света, высокого ума, чистейшей к Богу и к людям любви, взаимного дружества, озарения и просвещения. Таковы и наши святые Ангелы Хранители. Чудная природа ангельская! Но христиане, которые сподобятся достигнуть будущего века и воскресения из мертвых, равны будут Ангелам, по слову Самого Господа (7).
Христианин! Ты совокупишься с Ангелами, Архангелами, всеми Небесными Силами: подражай Ангелам, презирай земное, возлюби небесное, вечное, духовное, удаляйся пристрастий житейских, не порабощайся чреву, демону сребролюбия, будь незлобив, кроток, тих, как Ангел, чист, как Ангел, прост, свят, как он (7).
Ангела Божия представляй в образе человеческой души, то есть Ангел — как душа твоя. Потому-то Ангелы и являются в человеческом образе, потому то есть, что они имеют природу, подобную душе человеческой, только безгрешную, святую и высшую (7).
Есть ли Ангелы Хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать, мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра, как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла — это мы чувствуем в себе, и Священное Писание о том свидетельствует: диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Как же не допустить и по требованию здравого разума той истины, что Ангелы действуют везде в мире, стараются о распространении царства добра и ищут спасения человеческого! О, верно слово, что на небе бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10), и как диавол есть при каждом человеке, так добрый Ангел есть также при каждом человеке; как присутствие того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя по самолюбию мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения и намерения приписывать себе, а не Ангелу Хранителю. Достаточно ли будет Ангелов Хранителей для каждого человека? Достаточно, и с избытком. Когда апостол Петр бросился с ножом на раба архиереева — защищать своего Учителя и Господа, то Господь сказал ему: или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53). Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого человека (Елисей, Иаков), а для Сына Божия воплотившегося — по преимуществу. Еще известно, что Ангел Хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его; Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11) после сорокадневного поста и искушения в пустыне; Ангел Хранитель Младенца Спасителя являлся Иосифу во сне и распоряжался его движениями (7).
Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух, всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел Ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым (то есть они уже не могут впасть в грех). Природа их полна чудного не мерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу и друг к другу и к людям, спасению которых они радуются и желают иметь их своими вечными гражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение о мире ангельском, записал его и передал Церкви.
Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти — каждый на три чина. Первые и световиднейшие Ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и вёдение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией, в соответствие земной иерархии или иерархии Церкви Православной (12).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других