Восемь навыков мастера рун. Книга вторая

Сигурд Змееглавый

Восемь навыков – ими должен обладать каждый, желающий стать мастером рун. Это единственная инструкция по применению, дошедшая до нас. Всё остальное – новодел. Всем известно восьмистишие «Речей Высокого» Старшей Эдды, но какой же смысл скрывается за ним? Для ответа на этот вопрос и была написана книга.

Оглавление

Глава 2. Кто такие Боги?

Перед тем, как переходить к знакомству с северными богами, необходимо разобраться, кто же такие боги в принципе. Давайте для этого вспомним мифы древней Греции, известные нам ещё со школьной скамьи. А кто-то, возможно, вспомнит мифологию других народов, например, древнего Рима или древнего Египта. Везде прослеживаются общие нотки в повествовании: боги обитают где-то там высоко, на условной вершине горы Олимп, куда не добраться простым смертным. И живут они так же, как и люди: женятся, рожают детей, пируют, воюют и т. д7. И именно они создали первых людей и вдохнули в них жизнь.

Для чего же богам понадобилось создавать мир людей с его обитателями? Неужели только для того, чтобы люди строили для них храмы, поклонялись им, приносили жертвы, т.е. для того, чтобы потешить своё самолюбие и насладиться своим могуществом? Давайте попробуем разобраться.

Для начала сразу необходимо прояснить, что было в начале — яйцо или курица. Т.е. кто же кого создал: боги создали людей или же это люди придумали себе богов, наделив их функцией творения. На мой взгляд, оба ответа справедливы.

Давайте рассуждать логически. «Ех nihilo nihil» или «из ничего не получится ничего» — так гласит античная мудрость. У любой структуры, тем более, имеющей приведённый в действие и исправно функционирующий механизм, должен быть разумный создатель. С этим, надеюсь, никто спорить не будет. А в таком случае, что есть наш мир, если не работающий механизм, имеющий крайне сложную структуру, да ещё и функционирующий, как часы? Такая система не могла быть создана из хаоса. У неё определённо должен быть разумный создатель, сумевший заложить её будущий проект, а затем и воплотить его в жизнь. Даже простая детская игрушка, например, «Ванька-встанька» когда-то существовала в виде идеи, потом стала чертежом и только потом той самой игрушкой, которую каждый без труда представил себе в деталях, прочитав одно лишь название. Могла она быть сотворена из ничего? Разумеется, нет. Её создал некто имеющий как минимум разум, чтобы «породить» идею, и руки, чтобы её материализовать! Простая игрушка! А тут целый мир, населённый разными существами!

Кто же этот создатель? Однозначного ответа нет — ни официальная наука, ни какая-либо из мировых религий не пришли к единому мнению. Нам не остаётся ничего другого, кроме как искать ответы самостоятельно.

Давайте представим, что в некий момент времени и в некой точке пространства существовал первый разум (первопричина, Дух, Бог, Творец, Абсолют — неважно как мы это назовём). И не ведомо было ему, ни кто он, ни что он, ни откуда он. Вначале он просто наблюдал, бесцельно летая во Вселенной. Какое-то время он даже не осознавал, что он вообще обладает какой-то автономией. Как, вдруг, однажды он начал осознавать своё тело (условно выражаясь), потом осознал, что может двигаться. И, наконец, ощутил, что он не есть пространство, но является неким самостоятельным объектом внутри этого пространства. Представьте себе новорождённого ребёнка, который только открыл глаза. Как этот ребёнок начинает познавать мир? Изначально ему кажется, что он и есть этот мир. Лишь со временем приходит понимание своей обособленности. Далее он начинает осознавать свои руки, ноги, понимает, что он своей волей может управлять ими. Когда-нибудь он поймёт, что может не только наблюдать, как вокруг него перемещаются объекты, но и он сам также может перемещаться. И не просто перемещаться, но и перемещать всё вокруг себя, как ему вздумается! Т.е., другими словами: может менять всё вокруг за счёт своей воли. Таким образом, шаг за шагом в нём формируется сознание.

Как учат древние тексты, первый разум, чтобы понять, кто он и что он, разделился на несколько частей, несколько принципов. Ибо понять устройство чего-либо возможно, лишь взглянув на это извне, но не изнутри. Что само по себе логично — любой из нас прекрасно видит, что из себя представляет любой предмет, который можно увидеть, но никоим образом не сможет понять, что из себя представляют глаза, которыми мы смотрим. Или, например, однорукому не составит никакого труда ощутить, что из себя представляет на ощупь любой предмет, который можно потрогать руками, но как понять, какова на ощупь сама рука? Это возможно осознать, лишь дотронувшись до неё другой рукой.

Именно эти «частички тела» Изначального (повторюсь: совершенно неважно как вы его назовёте) и зовутся языческими богами. И именно они создали всех нас и нашу Землю8. Как они всё это создавали, мне неизвестно, но это по большому счёту и не имеет значения. Больше всего нас должен волновать вопрос не как, а зачем. Зачем богам всё это было нужно? Очень сложный и спорный вопрос, но я попробую на него ответить.

Представьте себе компьютерную игру. Любую, какая вам больше нравится, лишь бы в ней был главный герой со сверхспособностями. Для чего мы играем в такие игры? Человеческое тело совершенно от природы. Человек может всё, но лишь в рамках своей среды обитания. А чтобы было, если бы у человека были жабры, и он бы мог жить под водой, как в старом кино? А если бы человек умел летать? А если бы он мог с лёгкостью регенерировать все свои повреждённые ткани, а то и вовсе обрёл бы бессмертие? Современные компьютерные технологии позволяют нам спроектировать такую альтернативную реальность, где есть некое существо, которое обладает разными способностями, которыми не обладаем мы. И мы можем управлять этим существом, по сути, наделив его своим разумом. Подобная идея заложена в фильме «Аватар». Так вот, как я понимаю, мы являемся теми самыми «скафандрами» для богов, которые создали нашу планету и первых людей. Недаром в скандинавском эпосе рассказывается о родах, ведущих своё происхождение от богов (Инглинги, Вёльсунги и др.).

Боги тоже совершенны, но они совершенны в рамках своей среды. Они создали эту альтернативную реальность, населив её существами с ограниченными возможностями, поместив каждое в разную среду обитания с разными условиями жизни, и наделив каждое из них своим разумом для исследований, для получения нового опыта, и, как следствие, для собственного развития, для более глубокого понимания самих себя. Т.е. изначальный разум разделил себя на двенадцать9 более мелких «разумов», каждый из которых продолжал делиться дальше на более мелкие составляющие.

Персонаж компьютерной игры не может понять, что ни его самого, ни его мира не существует. Всё это — лишь программный код, набор нулей и единичек. Однако об этом знает лишь программист, написавший этот код. Для всех персонажей этого виртуального пространства их мир реален. Так же, как и наш мир реален для нас. А вот, реален ли он для богов? Или же мы тоже всего лишь «программный код» в игре, в которую играют боги? И нас так же легко можно «удалить»?

Лично я склонен полагать, что реален. Наш мир так же реален, как и все остальные, но он существует внутри других миров. И мы не способны воспринимать их, как неспособна воспринимать наш мир рыбка, живущая в аквариуме. Для неё аквариум — это целый мир, а мы — те самые боги, которые его создали и можем изменять, когда захотим.

Таким образом, мы приходим к выводу, что наш мир был создан внутри другого мира, более сложного. И был он создан некими существами, обладающими куда большими возможностями, чем мы с вами, и куда более разумными. Мы не можем знать, что это за существа, потому будем звать их богами. Ведь для нас они боги, в любом случае. Как и мы являемся богами для тех самых рыбок.

По-прежнему остаётся множество тёмных пятен в вопросе причин этого творения. Что именно боги рассчитывали получить от своего детища? Просто наблюдать за нами ради развлечения? Исключено. Наблюдать можно за теми же рыбками. Или волками, зайцами, птицами, муравьями, бабочками и т. д. Люди, в отличии от других существ, населяющих нашу планету, наделены разумом и способны развиваться, самосовершенствоваться. Вы бы захотели иметь у себя дома игрушку, обладающую искусственным интеллектом, способную развиваться самостоятельно? От которой неизвестно чего можно ожидать? Которая в любую минуту способна начать производить изменения в вашем собственном доме?! Я думаю, нет. Гипотеза о творении ради развлечения отпадает. Тогда какова может быть истинная цель? И почему богов единицы, а людей — миллиарды? А почему боги до сих пор не уничтожили этот мир и не сотворили новый, более совершенный?

Давайте вспомним пример с программистом и компьютерной игрой и будем рассуждать дальше. Для чего создаются компьютерные игры, где надо прокачивать своего героя? С одной стороны, несомненно, ради развлечения, но с другой, почему многие готовы играть в них часами? Что так затягивает геймеров? На этот вопрос я могу ответить однозначно, поскольку сам когда-то был геймером. Каждая игра — это целый мир. Другой мир, отличный от нашего. И с каждым персонажем, которым надо управлять, геймер отождествляет себя. Каждый такой «акт» даёт возможность оказаться в совершенно ином мире, ощутить себя в ином качестве, совершать такие действия, которые не способен осуществить, находясь в своём теле, позволить себе такое, чего не смог бы сделать в реальном мире.

А те, кто никогда не играл в игры, могут посмотреть упомянутый выше фильм «Аватар». Там идея воплощения в ином теле, отличном от человеческого в ином мире, также отличном от нашего, хорошо отражена. Так вот лично я склонен полагать, что мы и есть те самые «аватары» богов. Точнее, персонажи компьютерной игры10. Наш разум — это тот самый искусственный интеллект, которым нас наделили боги, как программист наделяет им героев своей игры. Остаётся только определить, какими мы являемся персонажами: главными или второстепенными, а также в какой жанр игр мы попали. Ролевая, стратегия, симулятор или какой-то ещё?

Всё это нужно именно нам, а не богам. Богов единицы — людей миллиарды. Я не думаю, что богам есть дело до каждого из нас. Например, вас сильно волнует судьба муравьев отдельно взятого муравейника? Я думаю, нет. Представьте себе, как вы оказались в лесу. Стоите и смотрите на тот самый муравейник. Сколько там муравьёв? Вы сможете разглядеть их всех сразу? Каждого по отдельности? А если и могли, то стали бы? А если и станете, то сможете запомнить и различить хотя бы несколько штук? Сомневаюсь.

А теперь представьте, что ваше внимание привлёк один единственный муравей. Неважно, чем. Пусть он несёт на себе большую ветку. Эта ветка крупнее его в разы, а он взвалил её на себя и понёс. Любопытное зрелище, не правда ли? Захотите наблюдать за ним дальше? Рискну предположить, что да. А теперь представьте, что он застрял. Эта ветка упирается во что-то. А бедолага этого не замечает и продолжает что есть силы перебирать своими лапками. Он пытается развернуться, но не может. И теперь вообразите, как этот муравей поворачивается к вам и кричит: «О, Человек! Великий и могучий! Умоляю тебя, услышь мои речи! Помоги мне! Я отблагодарю тебя! Я могу показать тебе, где здесь растут грибы». Просто вообразите, как бы странно это ни звучало. Вообразили? Теперь ответьте: вы бы согласились ему помочь? Предположим, что да. Вы расчищаете ему путь, и наш муравьишка бредёт дальше своей дорогой. Что будет происходить дальше?

Давайте пофантазируем. Муравей сдержал своё слово и вывел вас на поляну, где растут грибы. Он вас не видел — на такое он не способен чисто физически. Зато он прекрасно может видеть, что грибы исчезли, а значит, вы приняли его дар. Потом этот муравей вернулся к своим собратьям и рассказал о своём приключении. Кто-то ему поверил, кто-то нет. Таким образом появится группа муравьёв, которые будут верить в существование людей, и группа «атеистов».

С моей фантазией я мог бы ещё долго сочинять истории про то, как муравей стал вашим жрецом, как под его командованием все остальные муравьи собирали бы грибы и ягоды и складывали бы всё под дерево вам в жертву и т. д. и т.п., но это совершенно ни к чему. Я лишь хотел продемонстрировать, как на мой скромный взгляд, выстраиваются взаимоотношения людей с богами. Само собой, пример не самый удачный и он не способен отразить всех возможных нюансов (а все, скорее всего, мне и неизвестны), но, так или иначе, он задаёт направление, где нужно искать истину.

Так вот, возвращаясь к теме компьютерных игр. В любой игре есть главные герои и есть второстепенные, так называемые NPC (not persponal character). Их задача — оказывать помощь главному герою в выполнении его квеста. В остальном они могут жить своей жизнью, и никому до них не будет никакого дела. Разумеется, последних большинство. Кто-то изначально был выбран богами главным героем, через которого они будут проявлять себя в этом мире11. Такому нет нужды привлекать к себе внимание — боги сами будут его вести. А что делать всем остальным? Кто хочет знаться с богами? Или кому просто нужна их помощь, как тому условному муравью была нужна ваша помощь?

Лично я вижу три пути. Самый простой — обратиться к богу через его жреца. При неимении такой возможности можно попытаться самостоятельно привлечь внимание богов, как наше привлёк вышеупомянутый муравей. И далее принести дары и обратиться к богам со своей просьбой. Разумеется, предварительно изучив всю доступную информацию по этому богу. При готовности и достаточном желании можно самому стать жрецом и проводить энергию бога в наш мир напрямую, тем самым преобразуя свой мир под себя. И третий, пожалуй, наиболее сложный вариант — стать на путь главного героя, тем самым пополнив ряды «любимчиков» богов12. А возможно, и самому стать богом: если люди будут боготворить вас при жизни, и чтить вашу память ещё долго после смерти, это создаст культ. Таким образом, скандинавы создавали культы своих правителей, особенно тех, кто владел магией и творил разные «чудеса». Подробнее об этом рассказано в сборнике саг Снорри Стурлусона «Круг земной», где боги северного пантеона, Один, Тор, Фрейр и Ньёрд представлены именно в таком ключе. И кто знает, возможно, когда-то это были реальные личности, впоследствии ставшие нашими богами.

Как же к этому всему прийти? Этой теме, собственно, и посвящена вся моя книга. Сейчас скажу лишь самое важное. Я уверен, что богам не сильно важны ритуалы, маскарады и прочая внешняя атрибутика. Всё это важно людям для настройки на нужный лад и вхождение в состояние готовности. Да и вообще, важен не пафос — важно, чтобы вам не пришлось стыдиться за своё поведение. Т.е. ничего страшного, если, например, вы не можете соорудить алтарь из дуба и поставить на него золотые статуэтки. Достаточно будет скромного алтаря, но на нём всё всегда должно быть чисто и аккуратно. А вместо дорогой статуэтки можно даже поставить чура, самостоятельно вырезанного из бревна. Да хоть из коряги13! Лишь бы не стыдно было показать. А ещё нечто уникальное созданное самостоятельно с трепетом и желанием угодить богам, наполненное собственной энергией, будет представлять куда большую ценность, чем нечто выпущенное серийным производством для массовой продажи, созданное неизвестно кем, неизвестно в каком состоянии (и, как следствие, неизвестно чем заряженное). Точно также и с подношениями: никто не требует дорогих яств, но еда и алкоголь должны быть как минимум свежие. Как минимум такого качества, чтобы вы сами могли употребить это в пищу! Собственная честь и уважение к богам — вот ключ ко всему! Сам Один говорит об этом в своих «речах»:

Сытым и чистым

на тинг собирайся,

хоть и в бедной одежде;

сапог и штанов

стыдиться не надо,

а также коня,

коль он неказист

(«Речи Высокого» в переводе А. И. Корсуна).

Богам важно в первую очередь почитание. Если в них перестанут верить, если о них все забудут, тогда боги потеряют своё могущество. Ведь каждое наше действие, каждый акт поклонения и почитания выделяет энергию, которая подпитывает этого бога. Нет, без этого всего, боги, конечно же, не умрут — они словно впадут в анабиоз и будут пребывать там до тех пор, пока их культ вновь не возродится.

Таким образом, создаются религии. Любая религия предполагает наличие божества, жрецов, т.е. посредников между мирами людей и богов, и, конечно же, «паствы», т.е. массы адептов, кто будет накачивать «тело» этой системы энергией.

Во-вторых, вспоминаем об уже заезженном примере с компьютерной игрой. Богам нужен новый опыт, который они способны получить в этом мире только через людей. Человек даёт богу возможность зафиксироваться в физическом пространстве, так сказать, пустить здесь свои корни. Так боги развиваются вместе с нами, культивируя в себе те качества и навыки, которыми они наделены. Например, для Одина это будет мудрость, влияние, слава (впрочем, последнее актуально, пожалуй, для любого аса), для Тора — сила и могущество, для Тюра — честь, справедливость, служение закону и т. д.

Именно для этого и нужны жрецы. В первую очередь не для того, чтобы проводить обряды, но для того, чтобы служить наместником бога на земле. Дать простым смертным возможность взглянуть на бога в человеческом обличии, и, разумеется, поговорить с ним.

Разумеется, не каждый человек подойдёт для роли жреца. А тот, кто подойдёт, навряд ли сможет стать проводником любого бога. Вернее, сможет, скорее всего, каждый, но не каждый выдержит. Ведь жречество — это очень серьёзная жертва. Личность жреца будет форматироваться его богом под себя.

Например, у меня при попытке пропустить сквозь себя архетип Диониса (меня обучали жречеству на примере греческого пантеона), начался страшный рассинхрон. Мой разум стал мне неподвластен. Я даже не мог нормально дойти до магазина — останавливался на каждом шагу, вспоминая, кто я такой, как меня зовут, и куда я иду. Героически вернувшись домой, я рухнул на диван и ещё долго валялся, как тюлень. Меня одолела страшная лень, и желание в тот момент у меня было только одно — курнуть косячок и улететь. Получается, единственное, за что смог зацепиться Дионис — это мои пороки. Которые, справедливости ради нужно сказать, уже давно были мною забыты. Зато у меня отлично получается проводить архетипы северных богов. Ведь, ценности скандинавов средневековья мне очень близки.

Учитывая всё вышесказанное, можно утверждать, что верно и обратное утверждение: это люди придумали себе богов. Что есть боги без человека? Некий обезличенный разум, абстрактная Сила. А люди привыкли обращаться не к чему-то абстрактному и невидимому, а к конкретной личности, наделённой своей уникальной внешностью, чертами характера и личностными качествами. Да и как конкретная Сила смогла бы услышать человека, если бы он никак не обозначил её, а просто орал бы в пустоту: «Мне нужно то-то или то-то! Прошу, откликнитесь кто-нибудь и помогите!». На такой зов может явиться кто-угодно. И скорее всего, это будут вовсе не боги, а сущности, обитающие на более низких вибрациях, более близких для человеческого восприятия. И хорошо, если бы это будут стихийные духи или, например, какие-нибудь духи природы. Куда страшнее для человека будет, если на его зов явятся куда более могущественные существа, враждебные людям14.

Таким образом, люди сами создают образа богов и наделяют их определёнными качествами. Так в сознании людей создаются архетипы. Один и тот же бог у разных народов может иметь разные имена и разные личности. Отличаться могут не только внешность и личностные качества, но и сфера влияния этого бога. Всё зависит от менталитета, культуры и быта определённой группы людей, проживающей на определённой территории в определённых условиях.

В зависимости от того, как вы к этому богу обратитесь, той своей гранью он к вам и повернётся. Например, греческий Зевс, скандинавский Тор или наш славянский Перун — это, скорее всего, одна и та же Сила, но совершенно разные архетипы. Возможно и такое, что у одного народа существует один архетип Силы, а у другого народа их может быть два. Например, архетип греческого Гермеса в скандинавском пантеоне воплощают два бога: Один и Локи. Если задаться целью, то можно все существующие пантеоны привести к общему знаменателю. И это неудивительно. Ведь даже у человека могут быть разные роли, и разные группы лиц к нему будут обращаться по-разному. И, разумеется, общение тоже будет проходить по-разному. Например, некий Иван Иваныч для кого-то является отцом, для кого-то сыном, для кого-то другом, для кого-то коллегой по работе и т. д. Я уже не говорю про тех, кому по долгу службы приходится существовать под разными именами с разными документами. В общем, что внизу, то и наверху.

Примечания

7

Что неудивительно, если вспомнить древний постулат: что вверху, то и внизу.

8

Большинство мифов (не могу сказать, что все без исключения, поскольку изучить все ныне существующие мне не удалось) и говорят об этом, только разными словами. Известные мне религии утверждают, что боги вдохнули в первых людей дыхание жизни. Т.е., в каждом из нас дыхание бога (или, как принято говорить в христианстве, дух божий). А значит, мы сами — боги, вернее в каждом из нас есть «частичка бога». В Библии тоже говорится об этом: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс.81:6—8). Однако подробно на этом я сейчас не стану останавливаться — описанию исследования этой темы пришлось бы посвятить целый талмуд.

9

Почему именно двенадцать мне неизвестно, но невозможно не обратить внимание на то, что во многих пантеонах богов именно двенадцать. Вернее, 12+1: Один и двенадцать богов Асгарда, Зевс и двенадцать богов Олимпа, Иисус и двенадцать апостолов. А если вспомнить, что, например, в году двенадцать месяцев, а в круге зодиака двенадцать созвездий, то при желании можно раскопать много интересного.

10

Хотя, бывают случаи воплощения бога в теле человека. Типичный пример — земное воплощение Одина, описанное в предыдущей главе, либо Иисус Христос — земное воплощение бога Яхве. Такие люди называются «аватарами».

11

Как рождаются такие герои мне неизвестно. Возможно, боги сами их зачали с земными женщинами, как например, это было с Гераклом или с детьми бога Хеймдаля («Песнь о Риге» Старшей Эдды). Возможно, целенаправленно искали кого-то из смертных по своим установленным характеристикам, чтобы в последствии сделать его своим фаворитом.

12

Вспоминаем три пути Старшего Футарка. Путь героя — это второй атт. Последние две руны, как раз, говорят нам об этом. Руна Соуло являются непосредственно «маркером» героя, а руна Альгиз говорит о покровительстве богов. А с чего же начинается этот путь? Верно — с руны Хагалаз, т.е. некой катастрофы, которая не оставляет другого выбора (да, да вторая руна — Наутиз), кроме как действовать подобно загнанной в угол крысе. При этом ни на мгновение нельзя забывать, что стать героем можно лишь преодолев смерть (Эйваз) или, выражаясь терминологией компьютерных игр, набрать нужное количество очков опыта и заработать level-up, т.е. прокачать своего героя до соответствующего уровня. В противном же случае либо смерть, т.е. зловещая надпись GAME OVER (кто хоть раз играл в игры, особенно на 8 или 16 битных приставках без возможности сохранения, тот сможет в полной мере ощутить всю боль этого мгновения), либо возвращение назад — туда, где нас ждёт то самое беззаботное и бессмысленное существование NPC (Вуньо). Однако до тех самых пор, пока нас вновь не накроет очередной Хагалаз, после чего у нас вновь появится шанс преодолеть этот самый проклятый Эйваз, чтобы получить вожделенный Альгиз, заслужив право носить отличительный знак Соуло.

13

Сейчас на моём алтаре стоят идолы богов, вырезанные из дерева мастером. Изначально же, когда я только делал свои первые шаги, у меня был всего один самостоятельно вырезанный чур Одина. Внешне он выглядит совсем не эффектно, а потому, когда я приобрёл вырезанного мастером идола, то сразу поспешил избавиться от своего «творения». И тогда реально произошло самое настоящее чудо: едва я убрал это и сделал пару шагов в сторону, как меня что-то остановило. Я просто встал как вкопанный и не смог продолжить движение. Затем кто-то или что-то развернуло меня и заставило вернуть всё на место. Я словно услышал голос в своей голове: «поставь на место и не трогай больше». Что это могло быть ещё, кроме как вмешательство настоящего Одина?

14

И это вовсе не обязательно будут какие-то демоны, которые предложат вам исполнение всех желаний в обмен на вашу душу. Паразитов, желающих поживиться человеческой энергией, полно вокруг. Я не стану подробно рассказывать о них — на эту тему можно написать отдельно ещё с десяток книг. Лишь настоятельно рекомендую вам быть крайне осторожными в своих просьбах. И лучше всего вообще избегать выражений типа: «Ох, лишь бы произошло то-то! Я ради этого что хошь отдам!». Когда-нибудь обязательно найдётся некто или нечто, кто поймает вас за язык, а потом заберёт у вас всё, что пожелает. И будет прав. А для вас будет редчайшей удачей, если вы взамен получите то, что реально хотели. А то ведь, быть вместе навсегда можно и в одной могиле, а жить отдельно от родителей можно и в тюремной камере…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я