Призраки, замки и немного людей

Серый

Призраки людям всегда представлялись малопонятными полупрозрачными существами, главная задача которых состоит в том, чтобы пугать любознательных туристов. Спросить призраков о том, кто они такие и зачем они делают то, что делают, пытались единицы, в их числе автор этой книги. Всей правды о призраках мы не обещаем, но, прочитав книгу, узнаете, зачем призракам нужна работа, ученики, показы мод и что бывает, если призрак начинает цитировать Пушкина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Призраки, замки и немного людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Лицензия на замок не только удостоверяла право на работу в замке, но и служила для её обладателя средством мгновенного попадания на рабочее место из любого уголка земного шара: нужно было лишь приложить ладонь к специальной отметке на той стороне лицензии, где была нарисована карта местности, в которой находился замок. Воспользоваться этим замечательным свойством лицензии можно было лишь один раз, при её получении. Дело в том, лицензия была устроена таким образом, что для переноса в замок требовалось одновременное прикосновение к ней всех её держателей, вне зависимости от того, сколько их — двое или десять. И всё бы ничего, но при этом оставлять замок совсем без присмотра даже на пару часов категорически запрещалось, то есть, хотя бы один призрак должен был присутствовать в замке постоянно. Таким образом, без нарушения трудовой дисциплины все призраки, работающие в замке, могли одновременно оказаться вне замка, чтобы воспользоваться чудо-лицензией для возврата в него, лишь при получении лицензии. На короткое время распределения лицензий на следующий год все постоянно работающие призраки были обязаны в полном составе покидать свои замки, даже если они были совершенно уверены в том, что вернутся на старое место в новом лицензионном году. «Распределительные» каникулы использовались обычными призраками для отдыха, а для инспекторов замковой работы это была самая горячая пора. Они проводили обстоятельные проверки текущего состояния замков и результатов работы призраков за год. Инспекторы могли проверить любой замок и в любое другое время, объявившись на пороге без предупреждения, но во время распределения лицензий проверка была гарантирована всем без исключения. Данные о ходе и итогах проверки незамедлительно передавались в комитет по распределению лицензий, главой которого был главный инспектор. Я думаю, мне бы понравилась эта должность, но прежде чем её получить, нужно было для начала оказаться в числе инспекторов замков, а туда без безупречного опыта работы продолжительностью в десять-двенадцать сотен лет не берут.

Я прочитал указанное в лицензии название замка, оно мне ничего не сказало, кроме того, что замок мне достался заштатный, а это я знал, когда только ещё собирался на него претендовать. Мартина о замке было спрашивать бессмысленно, он и про первую пятёрку если и слыхал в человеческой жизни, то вряд ли что-то помнил. На первой же попавшейся колонне я расправил лицензию картой вверх и, ткнув пальцем в нужное место, сказал:

— Чтобы попасть в замок, мы с тобой должны приложить ладони вот сюда.

— Опять мне кисть отхватят? — недоверчиво спросил Мартин, не спеша поднимать руку к лицензии, распластанной на колонне.

— Нет, — улыбнулся я, — в ближайшее время я тебе членовредительств не обещаю, перемещение в замок пройдёт при полной сохранности твой целостности.

— Ну, смотри, Ярик, я тебе верю, — сказал Мартин, испытующе смотря мне в глаза.

— Правильно делаешь, — продолжал улыбаться я, — без доверия совместная работа не работа, а каторга. А год на каторге даже для призрака это многовато будет, согласен?

— Согласен, — тоже улыбнулся Мартин.

— Тогда поехали! — сказал я и положил ладонь на лицензию.

Мартин пристроил свою ладонь рядом с моей, и мы тут же очутились в замке.

У перемещения в замок с помощью лицензии был ещё один плюс — ты сразу узнавал, кто в замке хозяин и какое помещение ему больше всего нравится. Понимание того, кто главный человек в замке, нужно не только для удовлетворения праздного любопытства, но и для успешной работы в нём. Зная, кто в замке хозяин, можно не распылять свои силы на всех обитателей, а действовать целенаправленно, используя влияние главы семейства в своих собственных интересах. Далеко не всегда в замке верховодит самый старший мужчина в семье. Бывает, что самым главным человеком в замке оказывается вообще не член семьи, им владеющей, а кто-то из прислуги или из знакомых, кто вполне сознательно или, совершенно не задумываясь об этом, подчиняет своей воле самого сильного члена семейства, оказывая существенное влияние на всю замковую жизнь. Для того, чтобы призраки не тратили время на выяснение расстановки сил среди жильцов замка, лицензия сразу переносила их в любимое помещение его истинной главы, показывая, кто в данный момент правит в замке бал. В течение срока действия лицензии, несмотря на то, что по человеческим бумагам всё оставалось по-прежнему, замок мог менять своего настоящего хозяина. Отследить эти изменения, постоянно находясь в замке, не составляло для призраков никакого труда, поэтому в течение рабочего года такие подсказки им были не нужны. Для тех призраков, которые из года в год возвращались в один и тот же замок, свойство лицензии переносить в главное помещение замка, было бесполезным, разве что за время их отсутствия во время распределения лицензий в замке свершался переворот, что было большой редкостью. Но для всех, кто приступал к обязанностям в определённом замке в первый раз, перемещение с помощью лицензии позволяло сэкономить силы и время. Именно поэтому я и воспользовался ею, хотя мог предоставить Мартину шанс начать его призрачную карьеру с долгого путешествия, в течение которого он мог научиться кое-чему полезному.

Лицензия переместила меня и Мартина в какое-то огромное помещение, похожее на главный зал. Не успел я что-то подумать по этому поводу, как нас вышвырнуло в другую комнату, размером поменьше. Потом мы очутились в третьем помещении, из которого нас тут же перенесло ещё в одно. Болтанка по замку продолжалась всего пару-тройку минут, но мне показалось, что мы успели побывать во всех помещениях не только самого замка, но и подсобных строений, расположенных рядом с ним. Наконец, наше хаотичное передвижение закончилось и мы снова оказались в громадном зале, с которого оно началось. По крайней мере, мне показалось, что это именно он.

— Что это было? — с облегчением выдохнул Мартин, проверяя все ли конечности у него на месте. — Обязательная экспресс-экскурсия по замку? Я ничего толком не увидел.

— Не знаю, — задумчиво сказал я, пытаясь понять причину столь неожиданного галопа, устроенного нам теми, кто выписал лицензию, — первый раз меня в качестве «здрасьте» во все помещения замка лицом тыкали, да так быстро, что я ничего рассмотреть не успел. Единственное, что бросилось в глаза это то, что здесь нет никаких предметов искусства — картин, статуэток, старинных часов, ваз каких-нибудь. Такого хлама в замках обычно полно.

Я внимательно посмотрел на бумагу, швырявшую нас из комнаты в комнату, и ничего необычного в ней не заметил. Лицензия как лицензия. Возможно, призраки, отвечающие за её оформление, просто схалтурили и нам достался бракованный экземпляр.

— И людей не было видно, — заметил Мартин.

После этих слов у меня в голове мелькнула догадка, объясняющая отсутствие людей, мебели и беспорядочное перемещение вместо «приземления» в одной комнате. Но причина, о которой я подумал, была слишком хороша, чтобы оказаться правдой, поэтому я попытался найти другое, более соответствующее действительности, объяснение тому, что с нами произошло.

— Да, — сказал я, но не потому, что понял, в чём дело, а просто чтобы в беседе не возникало пауз, — замок большой, и даже если жильцов тут раз, два и обчёлся, им всё равно кто-то должен помогать поддерживать всё это хозяйство в порядке.

— Может, кто-то недавно купил этот замок и теперь в него переезжает? — выдвинул свою версию Мартин.

— Может. Но мне не верится, что старый хозяин забрал всё подчистую, не оставив тут никакого ненужного старья, — сказал я с сомнением, — давай-ка познакомимся с нашим новым домом поближе и постараемся понять, в чём тут дело.

— Давай, — согласился Мартин, и мы отправились в путешествие по замку, продолжив разговор, — какой по счёту это замок у тебя?

— Никогда я замки не считал, — пожал плечами я, — но думаю, в замках тридцати я поработать успел.

Мы покинули большой зал и шли по просторному коридору, в котором не было ни картин, ни зеркал, ни шкафов. Странный был коридор, абсолютно пустой, но зато по обеим его сторонам были расположены двери, которые я стал открывать одну за другой.

— А зачем вообще работать? — спросил Мартин, — призракам ведь есть-пить не нужно?

— Не нужно, — подтвердил я, — но чтобы существовать, призракам нужна человеческая энергия. Без неё ни один призрак долго не протянет, так уж мы устроены. Забирать энергию непосредственно у людей нельзя, от недостатка энергии они начинают болеть и быстро умирают, а у мёртвого зимой снега не допросишься, не то, что энергии для призрака. Поэтому мы человечество бережём и без крайней необходимости энергию у самих людей не забираем. Питаемся тем, что им уже не нужно, забирая человеческую энергию с предметов, с которыми люди находятся в постоянном контакте. Используя те или иные вещи, люди непроизвольно отдают им то количество энергии, с которым могут безболезненно расстаться, а мы эту энергию подбираем и используем в мирных целях поддержания нашего существования.

Ничего интересного в комнатах за время своей лекции я не увидел — ни людей, ни следов их былого присутствия. В свете только что изложенного Мартину картина нашего новоселья рисовалась весьма печальной. Если в замке не появятся люди, чем мы будем питаться? Даже на завалящих развалинах, о которых я ещё недавно мечтал, бывают туристы, пополняющие запасы энергии, необходимой для жизни призраков. А в этом замке было шаром покати. Вся энергия, оставшаяся от его строителей, уже выветрилась или была кем-то тщательно собрана и куда-то дета.

— И как человеческую энергию нужно использовать для поддержания своих штанов? — поинтересовался Мартин.

— Просто будь призраком и этого достаточно, — ответил я, — никаких специальных ухищрений не требуется. Пользоваться человеческой энергией для существования также просто для призрака, как дышать для человека. Люди не задумываются о том, как устроено их дыхание, просто дышат и всё. Так и ты — для начала не забивай себе голову всеми этими энергетическими премудростями, просто пользуйся тем, что есть вокруг, а считывать с человеческой энергии информацию и кое-каким другим полезным фокусам я тебя научу, когда будет время.

— Здорово! — воодушевился Мартин, — а чем мы вообще будем заниматься?

— Работать, — сказал я.

Краткость моя была вызвана отнюдь не талантом, а кошкой. Мы находились недалеко от входа, когда я почувствовал, что в замке есть кошка. Точнее, она только что в нём появилась. Вот это да! Неужели Саныч хотел, чтобы мы отправились на рабочее место как можно быстрее, чтобы мы появились в замке вперёд кошки? Ай-да Саныч, вот это подарок! Не ожидал я от него такой щедрости. И тем более, не ожидал, что окажусь правым.

— Ты чего улыбаешься на ровном месте? — спросил меня Мартин.

— Потому что понял, почему нас по всему замку мотало, — ответил я, действительно улыбаясь во весь рот.

— Это настолько смешно? — удивился Мартин.

— Да нет, это не смех, — сказал я, сияя от удовольствия и от него же потеряв способность что-либо внятно объяснять, — это… кошка!

— Какая кошка? — спросил Мартин, оглядываясь по сторонам, по всей видимости начав подозревать меня в галлюцинациях, потому что никакой кошки видно не было.

— Нателла! — раздался пронзительный возглас, — что ты застыла, как изваяние? Привидение увидела?

Услышав женский голос, Мартин вздрогнул и, дождавшись конца тирады, шёпотом спросил:

— Кто это?

— Хозяева, — тоже понизив голос, сказал я, — сейчас они сюда придут. Стой, где стоишь, посмотрим, что нам за соседи достались.

— Они нас не увидят? — всё так же шёпотом спросил Мартин.

— Люди не увидят, если ты им сам не покажешься, — ответил я, — а вот за Нателлу не ручаюсь, нужно будет с ней подружиться.

— Нателла — это кошка? — догадался Мартин.

— Да, — кивнул я, — главное — молчи, чтобы ни случилось, голоса наши люди слышат.

— А что может случиться? — с любопытством спросил Мартин.

— Сейчас увидим, — сказал я, сам терзаемый любопытством.

Дверь распахнулась, и в комнату вошли две женщины, у одной из них на руках была кошка, надо понимать Нателла. Выглядела Нателла как ощипанная курица и повела она себя соответственно: увидев нас с Мартином, она перепугалась и сиганула с хозяйкиных рук, больно её поцарапав и тут же удрав из комнаты.

— Нателла! Как ты себя ведёшь? Это же замок! Ты как никто другой должна это понимать и ценить! — сказала хозяйка Нателлы, опечаленная не столько полученной глубокой царапиной, сколько тем, что кошка повела себя неподобающим для замка образом.

— Наверное, она чего-то испугалась, — сказала вторая женщина.

Если бы передо мной поставили Нателлу и этих двух женщин, предложив угадать, чьей кошкой является Нателла, я бы совершенно точно указал на ту, которая вместо того, чтобы выговаривать кошке за её поведение, постаралась найти ему причину. Нателла явно была породистой кошкой, раз уж несмотря на свой жалкий внешний вид она, как никто другой, должна была прочувствовать то, что замок это не просто огромный домина, а что-то большее. И эта женщина, которая попыталась объяснить поведение Нателлы испугом, была одета в какой-то несуразный наряд, придуманный дизайнером, отчаявшимся обратить на себя внимание, поэтому если бы Нателла носила одежду, я думаю, на ней было бы надето нечто, того же пошиба. На фоне этой модной сумятицы настоящая хозяйка Нателлы выглядела строго — тёмный костюм, простая прическа, минимум косметики. В руках у неё был план замка.

— Чего тут можно испугаться, Марго? — недоуменно сказала хозяйка Нателлы, — совершенно пустая комната. Я думаю, она подойдёт для библиотеки, что скажешь?

— Зачем нам библиотека? — удивилась Марго.

— Это же замок! — с напором «аргументировала» хозяйка Нателлы, — как можно обойтись без библиотеки со старинными книгами и камином?

— Не знаю, Свет, — Марго явно не испытывала желания заставлять замок полками с книгами, — надо подумать, давай сначала определимся с главным, а потом уже будем мечтать о каминах.

— Давай, — легко согласилась Светлана, — ты про спальни?

— Нет, — нетерпеливо сказала Марго, — давай найдём место для показа!

Мы с Мартином переглянулись. Что и кому эти женщины собрались показывать в нашем замке?!

— Хорошо, — Светлана развернула план и ткнула в какое-то помещение, — вот эта комната выглядит подходящей.

— А сейчас мы где? — Марго шарила глазами по плану, пытаясь соотнести его с реальной постройкой.

— Мы здесь, — Светлана показала наше общее местонахождение на плане, — значит, нужно выйти и пойти направо.

Склонив головы над планом, дамы отправились к выходу.

— Ничего в этих чертежах не понимаю, — пробормотала Марго, прежде чем выйти из комнаты.

Я отправился вслед за женщинами, махнув Мартину рукой в знак того, что он должен без разговоров идти за мной. Я быстро просочился сквозь дверь и поспешил за дамами, которые, несмотря на приличной высоты каблуки, шагали быстро, и меньше чем через минуту скрылись за одной из дверей, выходящих в коридор. Я просочился за ними, не желая упускать ни слова из их беседы о предстоящем показе. С показами мне ещё ни разу не приходилось иметь дело, и нужно было разузнать как можно больше подробностей.

— По-моему, хорошо! — сказала Светлана, — достаточно просторно.

— Да это конура какая-то, — возмутилась Марго, — тут ни подиум негде поставить, ни гостей разместить, я уж не говорю про фуршет.

Для конуры помещение было явно велико, даже если поселить в нём пару-тройку английских мастифов.

— Ты на какое количество гостей рассчитываешь? — спросила Светлана.

— Точно ещё не знаю, нужны известные люди, реальные покупатели, модные журналисты, официанты, плюс необходимо место, чтобы разместить свет, звук, — казалось, Марго готова перечислять составляющие хорошего показа бесконечно, — при этом нужно, чтобы рядом с залом были санузлы. Я не могу заставлять гостей бегать по замку в поисках туалета. Где тут ближайшая уборная?

Дверь комнаты открылась, в комнату вошёл Мартин. Разумеется, его увидел только я, а на долю женщин выпала дверь, открывшаяся сама по себе. Как раз тогда, когда они на неё смотрели.

— Это сквозняк? — неуверенно спросила Марго, посмотрев на Светлану.

Мартин замер на месте. Вот остолоп, зачем нужно было дверь открывать, чтобы войти? И потом стоять, как вкопанный, на пороге. Я замахал ему руками, мол, быстро иди ко мне.

— Тут окон нет, — отрицательно покачала головой Светлана, осматривая комнату, — странно, что дверь сама открылась. Может, она просто плохо к косяку пригнана?

Светлана решительно двинулась к двери, чем ещё больше напугала только что оплошавшего Мартина. Он быстро нырнул обратно в коридор, нечаянно задев дверь, которая захлопнулась перед самым Светланиным носом.

— Что здесь, чёрт побери, происходит? — воскликнула Светлана и рванула дверь на себя.

Мартин стоял в проёме, ни жив, ни мёртв, точно призрак, Марго выглядела озадаченной, Светлана рассерженной, а я давился от смеха, что было совершенно недопустимо. Как главный партнёр по замку я нёс полную ответственность за то, что в нём происходило, и все промахи Мартина были на моей совести и в моём личном деле, но удержаться от смеха я не смог. Призрак, напуганный двумя женщинами, которые даже не подозревали о его существовании, выглядел комично. От моего смеха Мартин растерялся ещё больше и, когда Светлана выглянула в коридор и начала озираться со словами «Тут нет никого», он еле слышно промямлил:

— Я нечаянно.

Мартин обращался ко мне, но сделал он это прямо под носом у Светланы, которая не могла его не услышать.

— Ты это слышала? — спросила Светлана у Марго, оставшейся в комнате.

— Что? — в ответ спросила Марго.

— Кто-то сказал «Я нечаянно», — сама толком не веря себе, сказала Светлана.

— Я ничего не слышала, — произнесла Марго, направившись к двери.

Пора было вмешиваться в ситуацию, пока Мартин не сделал её совсем безнадёжной, поэтому я тоже двинулся к выходу из комнаты.

— Ты думаешь, мне показалось? — возмутилась Светлана.

— Я этого не сказала, — спокойно сказала Марго и, остановившись на пороге рядом со Светланой, выглянула в коридор, — просто я ничего не слышала.

Протиснуться между Марго и Светланой, которые заняли весь выход, было невозможно, поэтому я просочился сквозь них, взял обалдевшего от увиденного Мартина за руку и оттащил его на безопасное расстояние.

— Холодом потянуло, — сказала Светлана, пристально посмотрев на Марго.

— Да, — согласилась Марго, — у меня аж мурашки по коже побежали.

— Что-то тут не так, — произнесла Светлана, довольная тем, что, в отличие от бормотания Мартина, «мой» холод почувствовала не одна она.

— По-моему, всё нормально, — сказала Марго и пошла по коридору, удаляясь от нас с Мартином, — просто мы с тобой натуры впечатлительные, вот нам всякая ерунда и мерещится. О, я нашла туалет и ванную! Надеюсь, тут рядом будет большой зал!

Светлана последовала за Марго, я — за Светланой, Мартин — за мной. Такой цепочкой мы быстро добрались до двери в какое-то помещение, за которой Марго и Светлана скрылись от нас с Мартином.

— То, что надо! — услышали мы восхищённый возглас, сильно приглушённый дверью, отделявшей нас с Мартином от того, что надо.

Светлана ответила что-то, но разобрать это уже было невозможно, видимо женщины двигались от двери вглубь помещения. Их голоса затихли, значит, и нам можно обменяться парой реплик.

— Ты зачем дверь открыл? — строго спросил я у Мартина, чтобы он знал, что несмотря на мой смех, дело обстояло не очень-то весело.

— Чтобы зайти, — ответил Мартин, удивляясь, что мне непонятно в этом поступке, — вы все внутри уже были, я подумал, что мне тоже надо.

Вот наивный! Дверь ему нужно открыть, чтобы попасть в помещение. Что за пережитки человеческого прошлого?

— А просочиться ума не хватило? — насмешливо спросил я.

— Я же не знаю как! — возмутился Мартин, — ты рванул за ними и ничего мне не объяснил.

Доля правды в словах Мартина была. Поспешив за женщинами, заинтересовавшись предстоящим показом, я совсем забыл о его обучении, но дверь в комнату была деревянной, а просачивание сквозь дерево мы уже проходили, о чём я и поспешил Мартину напомнить:

— Ты уже просачивался сквозь дерево и прекрасно знаешь, как это делать!

— Да я только руку в дерево совал, — не согласился со мной Мартин, — а чтобы проходить сквозь него, такого не было!

— Что руку совать в дерево, что всё тело — никакой разницы нет, — поучительным тоном сказал я, — тебе главное на дверную ручку не напороться или на какую-нибудь другую металлическую деталь. А когда научишься сквозь железо проходить, то и на такие мелочи внимания можно будет не обращать.

— Это сложно — через металл проходить? — обеспокоенно спросил Мартин.

— Не особо, — махнул рукой я, — давай закончим освоение дерева, а потом уж будем ковать железо. Что нужно делать, чтобы пройти сквозь дерево?

— Верить, что ты призрак, — без запинки ответил Мартин.

— Справишься с этим? — с нарочитым сомнением в голосе спросил я.

— Легко! — принял мой вызов Мартин.

— Тогда все на штурм, — сказал я, — решительно, но тихо проникаем внутрь, находим удобное местечко в стороне от центра боевых действий и молча наблюдаем. Всё ясно?

— Так точно, — отрапортовал Мартин.

— Помчались! — воскликнул я и просочился сквозь дверь, ожидая, что через мгновение Мартин окажется рядом со мной внутри зала.

Но этого не произошло. Я подождал секунд десять, заодно оглядевшись по сторонам и прислушавшись к Светлане и Марго, которые обсуждали достоинства помещения. Мартина не было. Что он там застрял? Я просочился обратно в коридор и чуть не врезался в Мартина. Он стоял перед дверью с закрытыми глазами, бормоча под нос:

— Я призрак! Я призрак! Я призрак!

Позади Мартина, ощерившись и вздыбив свой куцый хвост, стояла Нателла. Она шипела и повизгивала, но, увлёкшийся своим аутотренингом, Мартин её не слышал. Нателла, поглощённая своим противостоянием с Мартином, на моё появление никак не отреагировала, продолжив скалиться на моего ученика. Никем не замеченный, я настроился было насладиться картиной «Кошка против призрака, занимающегося аутотренингом», но в коридоре неожиданно появились две девчонки, хором звавшие кошку:

— Ната! Ната! Ната!

Нателла, как настоящий хищник, осталась глуха к этим выкрикам, а Мартин открыл глаза и начал озираться в поисках источника звука, прервавшего процесс самовнушения. Первое же движение спровоцировало атаку Нателлы — и она бросилась на Мартина. Бедняга Мартин и глазом не успел моргнуть, как был протаранен Нателлой, с размаха пролетевшей сквозь него и врезавшейся в двери. Девчонки, ставшие свидетелями того, как кошка после их призывов аки камикадзе атаковала дверь в пустом коридоре, опешили лишь на несколько секунд, а потом бросились на помощь животному. Мне, чтобы прийти на помощь Мартину, бросаться никуда не надо было, я сгрёб ничего не понимающего ученика в охапку и быстро просочился с ним сквозь дверь внутрь зала. Единственное, что я ещё успел сделать, прежде чем двери распахнулись и в зал ввалились девчонки с Нателлой, это привести Мартина в чувство и знаками показать, чтобы он молчал.

— Нателла кинулась на дверь! — с непонятным мне возбуждением сказала девочка, которая выглядела постарше и как раз держала на руках несчастную кошку, ополоумевшую от непонимания того, как так вышло, что она вместо врага расцарапала дверь.

— И чему ты так радуешься? — не поняла Светлана.

— Соня думает, что тут есть дýхи! — радостно воскликнула младшая из девочек.

— Соня, какие в нашем замке могут быть духи? — удивлённо сказала Марго. — Он же только-только построен. В нём никто даже своей смертью не умер, не говоря уже о насильственной.

После этих слов я окончательно возликовал. Я был прав! Мне достался абсолютно новый замок, с иголочки. Везёт, так везёт! От радости мне хотелось орать так, чтобы меня услышали на нашем скучном балу, но орать было нельзя, поэтому все переполнявшие меня эмоции пришлось вложить в телодвижения, благо их никто, кроме Мартина, видеть не мог. И я пустился в пляс. Это был не танец, а вакханалия рвущейся на свободу энергии экстаза. Я носился вокруг людей, как сумасшедший, выкидывая невообразимые коленца, а они не видели ровным счётом ничего, продолжая нести всякий вздор:

— Вы путаете духов с привидениями, — в ответ на замечание Марго упрямо произнесла Соня, — это привидения обитают там, где их убили, а духи — это души умерших людей, неважно, своей смертью или нет, и их можно вызывать в любое место.

— Послушай, — строго сказала Светлана Соне, — я пообещала не мешать твоим потусторонним изысканиям, и я им не мешаю: не проверяю, какие книжки ты читаешь, не проверяю, с кем и на какие темы ты общаешься. Я смирилась с тем, что ты интересуешься мистикой и больше ни о чём слышать не хочешь, но я не собираюсь потакать распространению твоего нездорового увлечения среди неокрепших умов. Я требую, чтобы ты прекратила забивать Васе голову этой ерундой и внутри замка запрещаю всякое общение на тему духов, привидений, загробного мира и прочих гадостей, которые тебя почему-то так привлекают!

После этой отповеди Соня не проронила ни слова, лишь крепче прижала к себе Нателлу.

— Мне это тоже интересно! — воскликнула вторая девочка.

— Вася, — мягко сказала Марго, обращаясь к этой девочке, — ни я, ни твоя мама не одобряем такие интересы и мы не будем тебя в них поддерживать. Пожалуйста, перед тем как поступить нам назло, вспомни, что мы желаем тебе только добра и прислушайся к нашему мнению.

— А ты прислушиваешься к моему мнению? — тут же взбрыкнула Вася. — Сколько раз я просила не называть меня Васей?

— Извини, — повинилась Марго, подойдя к девочке и взяв её за руки, — Василиса звучит слишком официально, мы же родственники и мне хочется называть тебя как-то ласково.

— Надо было об этом думать, прежде чем меня называть! — продолжала артачиться Вася.

— Ты же знаешь, что это было мамино решение, — добродушно сказала Марго, — поэтому не надо дуться на меня. Всё, мир?

— Мир, — пробурчала Вася и обняла Марго.

— Вот и славно, — произнесла Марго, — давайте, девочки, помогите нам с показом! Мы со Светланой думаем, что его нужно устраивать здесь. Какие будут мнения?

— Мне всё равно, — быстро сказал Соня, — где будет моя комната?

— Подожди, — жёстко ответила Светлана, — сначала разберёмся с показом, потом будем заниматься жилищными вопросами.

— Но у меня точно будет своя комната? — Соня посмотрела на Марго.

— Соня! — воскликнула Светлана, — я же сказала — все жилищные вопросы потом!

— Будет, — не обращая внимания на эмоции Светланы, кивнула Марго Соне, — я же обещала.

— А ещё ты обещала, что дашь мне сделать «стайл» на показе! — вклинилась в разговор Вася.

— Дам, — улыбнулась Марго, — две модели в твоём распоряжении.

— Пять! — азартно крикнула Вася.

— Три, — продолжила торговлю Марго.

— Четыре! — сделала следующий ход Вася.

— Три девочки и один мальчик, — предложила компромисс Марго.

— Договорились! — согласилась Вася, — а когда показ будет?

— Как только всё приготовим, — сказала Марго.

— Это скоро? — капризно уточнила Вася.

— Если будете помогать, то скоро, — пришла на помощь Марго Светлана.

— Я буду! — с энтузиазмом сказала Вася и посмотрела на Соню, всё ещё сжимавшую в своих руках Нателлу, — и Соня тоже будет!

— Правда, поможешь? — с надеждой посмотрела на Соню Светлана.

Соня обвела взглядом всех присутствующих, которые призывно смотрели на неё, и выдавила из себя:

— Если надо, то помогу.

Люди начали обниматься, сдавленная ими Нателла начала истошно вопить, отчего я пришёл в себя, схватил Мартина за руку и потащил его из зала. После того, как я протащил за собой Мартина сквозь кирпичную стену, оказалось, что пришёл я в себя не до конца, так как забыл, что ещё не научил Мартина просачиваться сквозь кирпич и во время нашего краткого путешествия сквозь стену ему порядком досталось.

— Ты что делаешь? — с обидой вскрикнул Мартин, оказавшись в коридоре.

— Тихо! — шикнул я, — пошли!

— Куда? — всё ещё обиженно, но гораздо тише спросил Мартин.

— В класс, — ответил я.

— Куда? — от удивления Мартин на пару секунд забыл о своих кирпичных ранениях.

— Учиться, — хмыкнул я.

— Тут есть классная комната? — спросил Мартин.

— Для нас в этом замке обязательно найдётся какая-нибудь комната, выберем себе классную, если хочешь, — пошутил я и потащил Мартина по коридору, уводя его от зала с людьми, чтобы они ненароком не услышали нашу беседу. Рано им ещё знать о нашем присутствии.

— Я весь в ссадинах из-за тебя! — по пути к нашему убежищу жаловался Мартин.

— Найдём подходящее место — повинюсь, и всё тебе залечу, — пообещал я бедолаге.

— А ты можешь? — Мартин явно не верил в мои целительские способности.

— Могу. Для этого, правда, придётся наших соседей чуток облегчить, но в разумных пределах это допускается, — я заглянул в ту комнату, которую Марго обозвала конурой, — сюда они вернуться не должны, так что заходи, располагайся, а я за аптечкой смотаюсь.

— Куда? — в третий раз спросил меня Мартин.

— К добрым людям, — ответил я и исчез.

Вернее, просочился сквозь стену, чтобы не делать лишний крюк, пытаясь попасть обратно в зал человеческим путём, через коридор. Чтобы идти призрачным путём мне пришлось ещё несколько раз просочиться сквозь стены. Зная, что мой замок построен недавно, я мог не бояться болотных и других ловушек, которыми обычно напичканы стены замков, поэтому никакие предосторожности мне были не нужны и я вернулся в зал очень быстро. Теперь можно было отнять часть энергии у кого-то из находившихся там людей, чтобы залатать прорехи, наделанные в Мартине из-за моего порыва как можно быстрее объяснить ему, в чём заключался повод для радости.

Марго, Светлана и Вася ходили по залу, обмениваясь идеями о предстоящем устройстве показа, Соня сидела в углу и пыталась играть с недовольной Нателлой. Проще всего было забрать немного энергии у Сони — она сидела отдельно ото всех и явно не горела желанием общаться с остальными. Но латать Мартина девчачьей энергетикой мне не хотелось. Мне хотелось придать ему уверенности в себе, как в призраке, и мужская энергетика тут пригодилась бы больше, чем женская, но ни одного мужика в замке не было. Даже животное и то было женского пола. Надеюсь, это ненадолго, потому что пользоваться только женской энергетикой мне не хотелось. В теории для призрака годится любая человеческая энергия, но я из тех приверед, которые предпочитают мужскую, а женской энергией пользуются только когда стоит выбор: подохнуть или отступить от своих принципов. Желание жить почему-то всегда побеждает принципы.

Сонину энергетику я отмёл не только из-за того, что она была девчонкой-подростком, но также из-за её интереса к духам. Любые необычные ощущения она могла воспринять как знак поощрения, посланный ей духами или другими мистическими силами. Я хоть и был для неё мистической силой, но никаких знаков людям пока посылать не собирался. Для знаков было ещё рано. Василису, несмотря на краткую форму её имени, которая звучала по-мужски, я тоже исключил из списка потенциальных доноров. Мартину нужно было что-то более маскулинное, чем энергия девочки, которую постоянно зовут мужским именем. Нателлу я, разумеется, не рассматривал, поэтому выбирать нужно было между Марго и Светланой. Светлана проявила себя как более решительный и менее подверженный вере во всякие сверхъестественности человек, чем Марго. К тому же, мне показалось, что Светлана была не в восторге от предстоящего показа, но старалась это не проявлять. И я решил убить двух зайцев: получить энергии для Мартина и узнать, действительно ли Светлана против показа. Когда призрак забирает у человека энергию, он может считать с неё то, что человек чувствует и о чём думает. Этим я и воспользовался для удовлетворения своего любопытства: подлетел к кумушкам, которые всё ещё обсуждали план показа, но уже без лихорадочного блеска в глазах, и заставил Светлану поделиться со мной энергией.

— Что-то мне нехорошо стало, — сказала Светлана и положила руку себе на грудь.

— Что с тобой? — спросила Марго.

— Не знаю, — ответила Светлана, пошатываясь, — слабость какая-то и кажется, что очень холодно.

— Присядь, — обеспокоенно сказала Марго и повела Светлану к креслу, — Вася, у меня в сумке бутылка с водой есть, давай сюда!

Я оставил Марго и Васю хлопотать вокруг потерявшей часть своей энергии и тайн Светланы и удалился, спеша на помощь своему нуждающемуся. Когда я просочился в «нашу» комнату, Мартин молча лежал на полу навзничь, закрыв глаза.

— Эй, — бодро воскликнул я, — призраки не так помирают!

— Я и не собирался, — Мартин открыл глаза и сел.

— Рад слышать, — сказал я и пристроился рядом с Мартином, положив руки ему на плечи, — не хотелось бы мне остаться без партнёра в самом начале года.

— Что ты делаешь? — с недовольством спросил Мартин, но не отстранил меня.

— Извиняюсь за то, что протащил тебя сквозь кирпич, предварительно не научив с ним обращаться, — ответил я, — и если ты внимательно посмотришь на свои ссадины, то увидишь, что я очень сильно извиняюсь.

Мартин уставился на ранения, появившиеся на его теле после «кирпичного путешествия», и через короткое время удивлённо сказал:

— Они исчезают!

— Конечно, исчезают, — хмыкнул я, — я тебя покалечил, я тебя и починю, будешь как наш замок.

— В каком смысле? — не понял Мартин.

— Новенький, — улыбнулся я, — радуйся, нам достался абсолютно новый замок!

— И что? — пожал плечами Мартин, сбив передачу энергии.

Я встряхнул руками и снова пристроил их у Мартина на плечах.

— Не шевелись! — потребовал я, и продолжил, — И то! До нас тут никто не работал, и у замка нет никакой призрачной истории, которой бы нам пришлось придерживаться, если бы она была.

— Всё равно не понимаю, — плечи Мартина остались на месте, но он покачал головой.

Так как латание дыр подошло к концу, я проигнорировал нарушение моего требования не шевелиться и неспособность Мартина выражать эмоции исключительно вербально. Со всем этим можно было разобраться позже, по мере наступления необходимости в таких разборках, поэтому я снял руки с плеч моего ученика и расположился как можно удобнее для приятной беседы о замковых традициях.

— Каждый замок имеет свою легенду о привидении или привидениях, которые в нём водятся, — сказал я, — и эти привидения из века в век ведут себя одинаково. Одни пугают жильцов замка завываниями, другие регулярно устраивают бардак в одном из помещений, третьи по ночам бренчат на музыкальных инструментах, четвёртые рисуют дурацкие знаки, имитируя кровавые надписи, те, кому совсем лень что-либо придумывать, просто слоняются по замку в длиной белой ночной рубашке.

— А нельзя слоняться в ночной рубашке и завывать одновременно? — спросил Мартин.

— Можно, но только если до тебя сотни призраков в этом замке слонялись и завывали, — объяснил я, — у каждого замка есть своя история и ей нужно следовать. Если бы в нашем замке, допустим, все призраки до нас поганили зеркала, изображая на них странные рисунки, пришлось бы добывать аналогичное красящее вещество и продолжать их художества.

— Но почему?! — не понимал Мартин.

— В основном — чтобы не разжигать людское любопытство и не давать людям повода всерьёз заинтересоваться призраками. Например, благодаря нашей традиции не менять форму внешнего проявления призрачной жизнедеятельности в каждом конкретном замке, люди думают, что один и тот же призрак живёт в одном замке веками, не подозревая о том, что большая часть замков ежегодно меняет невидимых им соседей. Люди понятия не имеют, как устроена наша жизнь, и мы не даём им причин думать, что призрак это что-то большее, чем смутное видение или непонятные звуки по ночам. Мы держим под контролем всё, что люди могут узнать о нас, живя вместе с нами, и следим за тем, чтобы им доставались лишь крохи нашей жизни, вроде разбитой посуды и переставленных предметов мебели. Интерес к таким мелочам не может продержаться долго, слишком уж они незначительны на фоне всего того, что ежесекундно происходит в людском мире, поэтому всех людей, кто обращает на них пристальное внимание, остальные поднимают на смех и не принимают всерьёз.

— Что страшного в том, что люди узнают о нас побольше? — спросил Мартин.

— Им может не понравится то, что мы живём, используя их энергию, — усмехнулся я, — временами люди бывают поразительно жадными: они не готовы делиться с другими даже тем, что им никогда не было и не будет нужно, не говоря уже о том, что теоретически может им пригодиться, ну, лет этак через двести, когда они уже, правда, будут в могилах, и не смогут этим воспользоваться, но это в расчёт не принимается. Поэтому люди вряд ли смирятся с тем, что призраки собирают энергию, которую они сами оставляют где ни попадя, ведь это их, людская, энергия, и она должна принадлежать только им, а не призракам. Но пока люди об этом не знают, им всё равно и мы можем использовать, то, что им не нужно, так, как это нужно нам.

— Зачем вообще было людям показываться, раз уж они такие жадные? — задал вопрос Мартин, и я понял, что мне достался не такой уж тупой ученик.

— Лично я думаю, что в своё время кому-то было нечем заняться и от скуки этот кто-то начал дразнить людей своими выходками, используя их в качестве игрушек, — ответил я, — но в книгах по истории есть какая-то другая версия, которую я запоминать не стал. Если хочешь, можешь как-нибудь метнуться в нашу библиотеку и почитать, что официальные источники гласят по этому поводу.

— У призраков есть своя библиотека? — недоверчиво сказал Мартин.

— Ты не веришь, что призраки умеют читать? — спросил я.

— Да нет, верю, — задумчиво произнёс Мартин, — а книги в этой библиотеке кем написаны? Людьми или призраками?

— Призраками, разумеется, — сказал я, — людские книги можешь в замке почитать, если, конечно, Светлана уломает Марго завести книжную пыль с камином.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Призраки, замки и немного людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я