Поэзия жизни

Сергий Чернец

Книга о поэзии, которая разлита повсюду в нашей жизни, и не только в рифмованных текстах, но и в прозе тоже есть своя поэзия.

Оглавление

Стихотворение в прозе

По определению (фр. Poème en prose, petit poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.

Злоречивый язык выдает безрассудного, надо думать немножко вперёд, к чему может подвигнуть собеседника твоя не очень приятная речь.

Клеветы и злоречья надо остерегаться, как ядовитой гусеницы на кустах цветущей розы — они (клевета и злоречье) бывают скрыты тонкими и лощенными оборотами, за которыми не всякий различит их вредную основу.

Когда уходит с небосклона солнце, всё омрачается вокруг, — и так же будет мрачным разговор однообразный, лишенный некой дерзости в словах, как будто света, и пользу та беседа мало принесёт.

Иногда ты бранишь других лишь потому, что сам боишься ситуации такой, в которую попал твой оппонент, желаешь сам быть дальше от того, за что другим ты выговариваешь.

Кто хочет соблюсти благопристойность в насмешках и шутках, тот должен понимать различие между болезненным пристрастьем человека и здравым увлечением его: насмешки над больными оскорбляют, насмешки над привычками поменьше обижают, от них (от некоторых привычек) избавить бывает и не грех…

А вот намёк, бывает и опасен, вреден:

Курносый или горбоносый быть может

Только усмехнется, если над его носом пошутить.

И лысые снисходительны к подшучиванию

Над их недостатком волос,

А вот косоглазому — шутки над ним неприятны.

И вообще различно отношение людей к своим внешним недостаткам: одного тяготит одно, другого другое…

Поэтому, кто хочет, чтобы его поведение в обществе было приятно окружающим, должен учитывать их характеры и нравы в своих шутках:

То, что вызовет смех в обществе друзей и сверстников, (скабрезный юмор) — будет неприятно услышать в присутствии жены, или отца, или учителя… Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась к обстановке общего разговора или события или в ответ на шутку или чей-либо вопрос, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое совсем и неуместное (ну, кто пошутить изволит на похоронах?).

И лесть подобна тонкому щиту

Расцвеченному краской:

Приятно на него смотреть,

Нужды же в нём нет никакой.

Мы часто задаем вопрос не в ответе нуждаясь,

А стремясь услышать голос и снискать расположение

Другого человека, лишь желая

Получить поддержку голоса его.

Опережать с ответами других пытаясь,

Стремясь захватить чужой слух, занять чужие мысли, —

Это всё равно, что лезть целоваться к человеку,

Жаждущему поцелуя другого,

Или устремлённый на другого взор

Стараться привлечь к себе.

Научись слушать, прежде чем говорить — и ты сможешь извлечь пользу, даже из тех, кто говорит плохо в этот момент.

Не обидна бывает насмешка, — если она в какой-то мере относится и к самому говорящему её.

Но ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных слов — молчание золото. Но человек вынужден говорить, общаясь — тогда и нужно раскидывать серебро слов прекрасных вокруг, серебро ничуть не хуже бывает!

Конец.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я