Поэзия жизни

Сергий Чернец

Книга о поэзии, которая разлита повсюду в нашей жизни, и не только в рифмованных текстах, но и в прозе тоже есть своя поэзия.

Оглавление

Эссе. Философское рассуждение

Почти все авторы, писатели и философы, применяют цитаты из произведений других людей. Часто цитируют тексты священных писаний: Библию, Коран, Веды и т. д.

Но восприятие цитаты в контексте сочинения автора всегда бывает не совсем адекватно сущности самой цитаты. Потому что цитата, пропущенная через сознание «оратора», есть информация второй свежести. Как любая пища, пропущенная через желудок, имеет тенденцию менять свою сущность.

Можно попробовать, гипотетическим примером, — съешьте кусок прекрасного торта, подождите, пока переварится, и попробуйте съесть этот кусок еще раз. Запах и вкус Вам не понравятся, конечно! Так же и цитата в словах оратора. Как говорил один восточный гуру своему очень умному ученику: «Не корми меня ядом, повторяя чужие высказывания».

Полет души в стихах Пушкина — «я помню чудное мгновение…», о любви и слова мудрости в притчах Соломона: «всему свое время… время разбрасывать камни и время собирать» — все истинно только из уст самих авторов, в их подлинных произведениях. Поэтому, приводя цитату, всегда нужно смотреть ссылку, откуда она взята. Чтобы еще яснее представить в связи с чем, при каких обстоятельствах сказаны слова цитаты в подлиннике, надо прочитывать произведения откуда цитата взята.

Поясняя мысль можно спросить: о чем думала Дездемона в последний момент жизни? Конечно, мы можем сказать, предполагая: «о погоде, о детях, о жизни…». Но если лично вас не душил Отелло, то любое мнение на этот счет будет нашей выдумкой.

Или другой вопрос: о чем думает человек, когда падает как камень с девятого этажа? Могут быть предположения: вся жизнь проходит перед глазами, охватывает страх, ужас…. Но вот мой личный опыт позволяет сказать, о чем я думал, когда падал. Работая на стройке, я действительно упал с девятого этажа и чудесным образом остался живой. Но в тот момент я успел только одно слово произнести, всего-навсего, а потом просто ждал долго-долго, пока не приземлился. Хоть у меня, быть может, мало культуры в речи, но написать это слово можно только намеком: так называют белых северных лисиц — песец. И чуть изменив буквы, мы получим искомое. Значит, мой вывод из опыта: человек в момент падения не занимается наукой — ни зоологией, как в моем случае, ни мемуарами, прокручивая память…

Иногда надо слишком ценить жизнь, чтобы не кланяться и не расшаркиваться по всякому поводу. Существуют определенные границы, нормы этики и морали, которые нельзя переступать. Но человеку в сегодняшнем современном мире просто бывает некогда, просто нет времени, чтобы освободиться от оков, удерживающих его в болоте привязанностей. А привязанности эти увеличились неимоверно. Если раньше нужно было только о пище заботиться, когда еще стадами жили люди, то теперь же надо и за квартиру заплатить, за свет, за газ, за воду. И столько привязанностей у человека, где везде надо так или иначе раскланиваться, соблюдать нормы, неизвестно кем установленные.

Люди суетятся, что-то делают, куда-то постоянно спешат, но даже не позволяют себе на минуточку остановиться и задуматься: «А для чего все это? Куда я иду, и что после меня останется?». Хотя в глубине души каждого, где-то очень глубоко, нет-нет да что-то отзовется болью, что в жизни как-то все не так…

Но каждый день, вновь, нет времени! Надо, надо постоянно куда-то бежать. Весь вопрос куда и для чего? На самом-то деле мы топчемся на месте, ходим по кругу и сами того не замечаем, что все усилия приходят в исходную точку. Нужно как-то прекратить это бессмысленное хождение по заколдованному кругу проблем и неудач. Они никогда не кончатся.

А все же почему поведение человека не дает ему творчески развиваться? Да потому, что в обществе приняты некие «стандартные» законы. Существует — норма, такое странное понятие, которое скручивает человека в «бараний рог», загоняет в кем-то установленные рамки. И в этих-то рамках погибают все будущие гении и творцы.

Потому что все вокруг заранее предписано, кто и как должен себя вести. Бабушка — обязательно представляется нам в очках с вязанием в руках. А дедушка — угрюмый старичок, с палочкой.

Окружающий мир навязывает человеку и образ действий. Когда мы едем в общественном транспорте, в автобусе или в метро — то обязаны сидеть смирно и тупо смотреть в окно или в пол, можно прикрыться газеткой. А если попробовать петь песенки и улыбаться «во весь вагон». Тогда сразу человека посчитают ненормальным. Поэтому и веселое поведение молодежи одергивают старики, которые «знают» нормы поведения.

Нормы формируются в истории человечества через личности, через царей, пророков и святых, через поэтов и философов. Нельзя убрать из истории Македонского или Наполеона, царя Соломона или Аристотеля, Чингисхана, наконец. Чтобы творить, надо было выделиться всегда, надо нарушить пресловутые нормы или властвовать над ними. Каждый из великих внес в этот мир изменения, каждая личность что-то оставляет после себя. Тысячу лет тому назад великий мудрец и математик Аль Хорезми создал науку алгебру, а выведенное им понятие алгоритма пролежало тысячу лет, как никому ненужное. А сейчас оно легло в основу всей компьютерной технологии.

Многие сейчас пользуются компьютерами.

И уже известно давно, что все творческие люди являются потребителями, в большинстве своем. Грубо говоря, ничего своего в голове нет, все вложено со стороны: чужие мнения, чужие суждения, а также чужие правила. Все люди потребители, пользующиеся правилами. О каком развитии человека речь? Творцов или чем-то продвинувших цивилизацию — как капля в океане. Из 6-ти миллиардов людей, даже 1 процент не наберется умных. Личности человека не видно под спудом «нормы».

Быть личностью, отсюда, очень тяжело, потому что одиночество — страшная вещь. А одиночество из-за того, что личность всегда оказывается на вершине горы всех мыслимых норм, на некоторой высоте. Гений и безумство — равносильные понятия среди общества тем, что выделяются почти равно.

Также и от дураков шарахаются, оставляют их наедине с собой одиноких. А общаются с творческой личностью, ну точно, как с дураком, снисходительно, как о ребенке говорят: он у нас со странностями. Да, Фредерик Жолио Кюри тоже был странным физиком, только его открытие привело к Хиросиме. Страшно быть одиноким.

Но еще страшнее для человека колыхаться в серой, безликой массе потребителей. Разве жизнь дана для этого? Нет! Человеку нужно стать личностью. Не бежать со всем стадом на бойню. И не зря, через пророков, восклицает Бог: остановитесь на путях своих!

Когда остается человек один на один с собой, внутренним голосом спроси себя: «Что ты делаешь? Ты многое можешь, ты достоин большего!». Но такие случаи, когда человек знакомится сам с собой — очень редкие. Мы тратим жизнь на изучение каких-то профессий, на что-то еще. А на себя боимся потратить один час. Мы знаем многие вещи, а себя нет. И опять от древних: Познай себя! Больше всего мы боимся и дальше всего пытаемся убежать от самого себя. Кого мы хотим обмануть? Соседа, Бога, дьявола? Но всегда обманутыми остаемся сами.

Сказано много. И умными словами. Но смысл, по большому счету, во всем сказанном почти отсутствует. Такое впечатление может остаться у читателя. Однако выводы делать рано. «Надо подумать», — так должен поступить разумный читатель. И просмотрев бегло весь текст много можно смыслов найти. А смысл, я вам скажу, точно есть в этой книжечке. Дело за вами — читатель!

Конец.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэзия жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я