Переадресация:  стихи → стих

Как победить профессиональный стресс

Сергей Хлыстунов, 2018

«Все есть яд и все есть лекарство. И только доза делает лекарство ядом, а яд – лекарством» – справедливо утверждали древние. Это гениальное прозрение идеально подходит к определению профессионального стресса – вечного спутника современного делового человека. С одной стороны, профессиональный стресс – важнейший фактор, под влиянием которого формируется профессионализм в любой сфере деятельности, с другой – это фактор, разрушающий здоровье, карьеру и личную жизнь. Все дело именно в дозе самого стресса: в его силе и продолжительности. Для значительного числа деловых людей эта доза становится в буквальном смысле смертельной. Эта книга для тех, для кого доза профессионального стресса уже стала ядом, отравляющим жизнь, как это было когда-то с автором. В ней описаны те простые и надежные шаги-действия, которые автор много лет нащупывал методом проб и ошибок и которые, в случае их реализации, быстро приблизят вас к победе над профессиональным стрессом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как победить профессиональный стресс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Шаг 2

Мотивируйте себя сами

Король Филипп: Ты давно знаешь Иоанна?

Сэр Годфри: Мы молочные братья, мы сосали одну грудь.

Король Филипп: Хорошо! Понимаешь, Англия при Иоанне — это страна без боевого духа, без стержня.

Я могу взять Лондон с армией кондитеров. Но Ричард идет домой!

А под Ричардом Англия, это совсем другая страна.

Убей Львиное Сердце! И награда будет велика!

Робин Гуд. Фильм Ридли Скотта

Мотивация и профессиональный стресс — феномены, тесно связанные между собой. Высокомотивированный деловой человек практически не испытывает сильных дистрессов, даже выполняя большой объем работы продолжительное время. Без мотивации любой из нас — профессиональный банкрот. Чтобы эффективно управлять профессиональным стрессом, нужно научиться мотивировать себя самостоятельно и не ждать, когда кто-то сделает это со стороны.

Существуют два источника мотивации: внешний и внутренний. Внешним источником мотивации является окружающий мир, который порождает события, стимулирующие нас на ответную реакцию. Это вынужденная мотивация, где мы являемся объектом воздействия стимулов внешней среды. В результате начинают работать иерархический и половой инстинкты, и мы действуем под их мощным влиянием. Но меняются условия жизни и ее обстоятельства, и такая мотивация исчезает.

Внутренний источник мотивации находится внутри нас. Он рождается в нашем сознании и становится реальностью благодаря нашим мыслям. Рациональная мысль позволяет осознавать окружающий нас мир, упорядочивать внутренний хаос эмоций и страстей, осмысливать реальные мотивы, идущие изнутри, и формулировать ясные и четкие цели.

Эти цели принципиально отличаются от целей, которые возникают под влиянием внешних источников мотивации. Отличаются тем, что они «родные», созревшие внутри нас естественно, без сильного внешнего влияния, на основе наших собственных ценностей, и придающие смысл именно нашей жизни. Способность формулировать такие цели, мобилизовать в себе энергию для их достижения я называю самомотивацией.

Самомотивация — актуальнейшая тема для участников современной корпоративной жизни. Это тип мотивации, источником которой является каждый из нас, причем сам и только сам. Только мы сами можем мотивировать себя так, как нужно нам, и столько времени, сколько нужно для достижения именно наших целей. Все внешние мотиваторы не способны на это. Если вы хотите оценить собственные перспективы на успех в каком-либо деле, личном или профессиональном, начинайте с мотивации.

Низкий уровень мотивации для любого делового человека означает хронический профессиональный стресс, низкую продуктивность и низкое качество жизни. Низкий уровень мотивации приводит к тому, что мы становимся рабами обстоятельств нашей жизни и желаний окружающих нас людей. Низкий уровень мотивации не позволяет нам влиять на окружающий мир в своих интересах. Низкий уровень мотивации может деморализовать окружающих нас людей, которых мы могли бы вдохновлять на «трудовые подвиги».

Хотя мотивация — это производная духовной энергии, она обусловлена биологическими процессами. Я много лет барахтался в океане информации и экспериментировал с различными инструментами и методами самомотивации, пока не убедился в гениальной простоте и точности типологии мотивации, сформулированной экспертом по эволюции мозга Сергеем Савельевым[8]. По сравнению с пирамидой Маслоу, устаревшей в момент своего рождения, это «автомат Калашникова». Она более практична, эффективна и проста в использовании.

Сергей Савельев выделил всего три общих мотиватора социального поведения человека: еда, секс и доминирование. И что бы мы ни мнили о себе, нашу социальность практически полностью контролирует наша биологическая сущность. Я много лет вел внутреннюю интеллектуальную борьбу с этой типологией, слишком уж сильно этот факт уязвлял мою гордость. Я долго искал что-то «высшее» в самых лучших проявлениях человечности: в любви, самопожертвовании, сострадании и не нашел ничего, кроме биологически обусловленной доминантности.

Эта простая типология объясняет все, что связано с самомотивацией. Согласно исследованиям Сергея Савельева, наш мозг во время сложной интеллектуальной работы потребляет до 25 % всей энергии организма, полученной из всего, что мы съели, выпили и вдохнули. Это чудовищные затраты ресурсов организма. При этом до 90 % всей энергии мозга забирает социальная жизнь. Поэтому наш мозг всегда по максимуму экономит нашу энергию и избегает ее растрат, насколько это в его силах. В результате мозг почти невозможно заставить что-то сделать, его можно только обмануть.

Ученый предложил два эффективных приема такого «обмана» в стрессовых ситуациях, которые я многократно проверял на себе и убедился в их убойной простоте и практичности. Удивительно, но они работают даже в ситуации, когда мы осознаем, что сами целенаправленно обманываем свои же инстинкты.

Прием первый — «Отсроченная доминантность». Мы убеждаем себя в том, что если выполнить конкретную работу, то позже это принесет новые возможности для реализации нашей доминантности в окружающем мире. Ведь всё, что мы называем словом «понты», по сути, и есть проявления нашей доминантности, в самом примитивном смысле. Именно поэтому «понты дороже денег», ведь деньги это средство для реализации доминантности, а понты — формы ее конкретного проявления.

Прием второй — «Смещенная активность». Этот метод приводит к возникновению энтузиазма, вдохновению или озарению, уводящих в сторону от проблемы и мобилизующих нас на активные действия в нужном направлении. Главное — поймать эту волну энергии и использовать ее силу. Когда собака сидит под столом, видит то, что на столе, хочет это схватить, но наблюдает строгий взгляд хозяина, который может и ударить за это, она начинает интенсивно чесать себя за ухом. Мы поступаем точно так же. Когда что-то «очень хочется», но «нельзя», мы вдруг с энтузиазмом начинаем делать что-то в другом направлении, где можно, хотя особо и не хочется. Это тот случай, когда мужчина испытывает сильное влечение к какой-то женщине, но она недоступна, и он вдруг начинает с энтузиазмом писать стихи.

Есть еще и третий прием, о котором Савельев не распространяется — «Фармакологическая стимуляция». С ним я познакомился еще в юности, в бытность свою спортсменом. Он груб, прост, но предельно эффективен, и в то же время разрушителен при частом применении. Перед выполнением какой-либо работы вы принимаете «нектар богов»: кофеиносодержащий напиток, ноотропное вещество или что-то еще более серьезное «бодряще-веселящее», типа экстракта герани, и некоторое время находитесь, как выражается молодежь, «на бодряке», чувствуя себя, как главный герой фильма «Области тьмы», который принимает «волшебные таблетки», чтобы добиться успеха в своей неудачно складывающейся жизни.

В долгосрочной перспективе профессиональная карьера с минимумом дистрессов возможна, только если мы научились использовать для самомотивации все три мотиватора: и еду, и секс, и доминантность. И главный из них, разумеется, доминантность.

Я смог сделать себя высокомотивированным человеком следующим образом. Я сформулировал для себя простую и «родную» профессиональную цель, движение к которой наполняет мою жизнь смыслом. Это для меня «Большая цель», потому что находится за пределами моей жизни. Ее я смогу достичь либо будучи глубоким стариком, либо после своей смерти. Это самое важное.

На эту идею меня натолкнул социальный технолог Владимир Тарасов, который утверждает: «Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Смысл всякой жизни — вне ее пределов. Внутри самой жизни мы его никак не обнаружим. Мы сможем понять только смысл отдельных дел и житейских событий»[9]. Я попробовал, и у меня получилось.

Как только у меня появилась Большая цель, я начал видеть свой Путь. И воспринимать всю свою жизнь именно как Путь. Я убедил себя, что мой Путь принесет мне новые, очень желаемые возможности в плане доминантности, еды и секса. И проблема с самомотивацией исчезла раз и навсегда. Я замотивирован все то время, пока «иду по своему Пути». И в то же время, как только я отступаю от него в сторону, моя мотивация резко падает, а профессиональный стресс резко усиливается.

Мотивация — это энергия, и ею можно управлять

Бегство из ада мотивирует сильнее, чем прыжок на небеса.

Неизвестный автор

Мотивация — это всплеск энергии, который возникает в процессе возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Наряду с силой воли, верой, духовной стойкостью и энтузиазмом она является производной духовной энергии. Только мощный всплеск духовной энергии рождает мотивацию и позволяет действовать на протяжении долгого времени на пике своих возможностей. Обладающий ею может поделиться с другими, не имеющий — получить со стороны. Обладать ею — счастье, потерять или не иметь — трагедия.

Анализируя все возможные проявления мотивации как энергетического феномена в реальном мире, я заметил только два ее типа. Первый тип мотивации — самый простой, понятный и очень сильный. Это мотивация для «решения проблемы». Это тип мобилизации энергии через страх и боль. Когда человек попадает в экстремальные для жизни условия и встает вопрос личного выживания, у него включается инстинкт самосохранения, который мобилизует его на бурную деятельность.

В данном случае действия человека редко бывают осознанными и адекватными, чаще всего — рефлекторными и инстинктивными. Естественно, те, у кого этот инстинкт слаб или атрофирован, гибнут быстро и бессмысленно, практически не сопротивляясь. Если уровень страха и боли очень низкий, то очень низкой является и мотивация на их избегание.

Второй тип мотивации — более сложный по структуре, который крайне редко бывает очень сильным, а если и бывает, то только у очень ограниченного числа деловых людей. На мой взгляд, не более чем у 10 % общей массы трудоспособного населения. Именно эти люди готовы двигаться вперед к успеху тогда, когда «все хорошо». Остальные 90 % начинают шевелиться только тогда, когда жизнь становится хуже.

Это тип мобилизации энергии через страсть и удовольствие. Он основывается на осознанном и адекватном восприятии себя и окружающего мира. Энергия, в данном случае, рождается из страстной мечты, из понимания смысла и предназначения, из масштабного видения и воображения себя в будущем, из амбиций, рождающих различные «хочу». Это мотивация на достижение успеха.

Безусловно, в одном и том же человеке могут сосуществовать оба типа мотивации, иногда сменяя друг друга на протяжении всей жизни. Первый тип мотивации, как я уже сказал, прост и понятен по своей структуре, потому что зависит от стимулов внешней среды. Он задается извне, другими людьми и созданными ими ситуациями, особенно голодом и безработицей.

Второй — крайне сложен, так как проявляется по принципу «изнутри наружу». Он рождается в нас самих и выражается в нашем проактивном (свободном) выборе своих реакций на окружающий мир. Это и есть самомотивация в чистом виде. Хотите знать, как внутри нас возникает эффект самомотивации?

Первым источником самомотивации является пассионарность — фактор, который был сформулирован и подробно исследован историком Львом Гумилевым[10]. Пассионарность — это генетически обусловленная способность испытывать страсть. У всех людей она различается как по интенсивности, так и по продолжительности. Пассионарные люди — это люди, способные к сильному проявлению страстей, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Страстные желания — это желания, которые мобилизуют в человеке максимум духовной и эмоциональной энергии и дают мощнейшую внутреннюю мотивацию на реализацию таких желаний.

К сожалению, этот фактор не поддается корректировке. Уровень пассионарности задается генетически, и если он низкий, то принципиально изменить его нельзя. Можно лишь частично компенсировать за счет второго источника самомотивации.

Второй источник — это воображение. Сильная внутренняя мотивация возникает только у людей, имеющих хорошо развитое воображение, научившихся мечтать и рисовать картины своего будущего в своем сознании. Механизм мотивации на основе воображения исчерпывающе описал основатель системы развития человеческих способностей Александр Эверетт.

«Ваша жизнь — результат того, какие картины своего будущего вы рисовали в своем воображении. Все, что вы создаете в своем воображении, неминуемо должно произойти в жизни, хотя многие люди этого не понимают. Не понимают, что мы мыслим образами, а не словами, и каждый раз, создавая новый образ, мы тем самым закладываем основу для его реализации».

«Дело в том, что каждый такой образ, создаваемый воображением, производит определенные электрохимические изменения в мозгу человека, после чего тот начинает работу над новой моделью. Если вы раз за разом представляете в воображении то, что хотите получить, то ваш мозг начинает все активнее работать в этом направлении, и в результате плод вашего воображения находит реализацию в жизни».

«Все, что от вас требуется, — это как можно чаще и как можно четче представлять в воображении все, что вы хотите получить. Образ должен быть четким и ясным. Второе, что требуется, — представить себе этот образ в мельчайших подробностях. Неясный, расплывчатый образ может дать только неясные, расплывчатые результаты, ну а если вы создадите его во всех подробностях, то обязательно получите то, о чем думаете»[11].

К сожалению, у тех, у кого воображение развито слабо и при этом низкий уровень пассионарности, сильной и устойчивой внутренней мотивации быть не может. Именно поэтому так важно еще в детстве научиться мечтать и воображать картины своего идеального будущего. Безусловно, мечты не создают реальность, пока остаются только мечтами, нужны действия. Однако именно мечта раскрепощает и рождает в нас духовную энергию огромной мощности и провоцирует на реальные действия.

Вот как описывает важность мечты эксперт по психологии высших достижений Джон Элиот: «Мечта — состояние души и такая сила, которая ведет по жизни. В погоне за мечтой мы идем от одной цели к другой. Цель — это шаг навстречу мечте, сиюминутная награда. Не ставьте цель выше мечты. Цель — инструмент краткосрочного плана. Она заставляет мыслить аналитически и детерминировано. Мы приходим ровно к своей конкретной цели и больше никуда».

«Мечта способна вести за собой всю жизнь, она организует жизнь, придает ей смысл, наполняет радостью и счастьем. Ничто не сдерживает ее полет, кроме нашего воображения. Мечта, в отличие от цели, не обрекает на один конкретный маршрут, а открывает перед вами все дороги. Жить своей мечтой означает идти широкой дорогой навстречу приключениям, торить пути сквозь неведомое, открывать новые двери, полагаться на себя и свои способности, не зная, какие из них могут понадобиться в следующий миг. Если мы находим свою мечту и начинаем двигаться к ней, каждый день мы будем встречать с радостью и предвкушением занятия своим любимым делом»[12].

Когда в одном человеке соединяются оба фактора: высокий уровень пассионарности и развитое воображение, позволяющее реалистично мечтать, то возникает сильнейшая внутренняя мотивация, или самомотивация, которая не снижается до конца жизни. Если вы читаете эти строки и понимаете, что уровень пассионарности у вас низкий, то бессмысленно об этом сожалеть. Пассионарность, повторюсь, это генетическая данность, и тут ничего не поделаешь. Но воображение можно и нужно развивать. Это не так сложно, после того как сделаете главное — сформулируете и ясно осознаете свои глубинные жизненные ценности.

Ваша настоящая ценность та, за которую вы готовы умереть

Нам некуда деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться.

Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим, позор нам будет.

Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.

Князь Святослав

Ценности есть у всех, и все, так или иначе, живут в соответствии с ними. Однако многие не имеют ясного осознания своих ценностей или живут по чужим. Я убежден, что прояснение собственных ценностей до состояния кристальной ясности и их глубокое осознание — это второе рождение человека. Если первый раз мы рождаемся как биологическое существо, то во второй раз — как духовное. Лучшим вариантом осознания главных жизненных ценностей из всех мне известных является четкая формулировка их на бумаге. Причем одного перечня ценностей мало, нужно расставить их в порядке приоритета. Главные ценности — это то, что мы ценим превыше всего, настолько, что готовы умереть, защищая свои ценности.

Сформулированная ценность — это словесное выражение своего видения и мечты в конкретной сфере жизни, где хочешь сыграть свою роль. Например, человек хочет реализовать себя как профессионал, потому что мечтает стать лучшим экспертом в конкретной сфере. У него есть четкое видение себя в конце этого пути, он понимает, каким он желает стать. Значит, его истинной ценностью в рамках этой роли будет горизонтальная карьера.

Осознание этой ценности позволит ему ставить перед собой корректные цели и удерживать на них фокус на протяжении всего профессионального пути. Он уже не будет отвлекаться на то, что уводит его в сторону, например, на вертикальную карьеру, если она будет мешать горизонтальной. Все его цели будут так или иначе направлены на профессиональный рост, а не на что-либо иное.

Настоящей ценностью я называю ту, за которую я готов умереть. Что означает готовность умереть за свою профессиональную ценность? Это значит, что человек, проработав определенное время в организации и осознав, что сложившиеся в ней условия стали препятствовать реализации его истинной ценности — горизонтальной карьеры, готов пойти на «карьерную смерть», то есть уволиться, чтобы создать новые условия для продолжения горизонтальной карьеры.

Если человек не готов уйти с «хорошей» должности ради продолжения горизонтальной карьеры, которую он якобы считает приоритетной ценностью, объясняя себе и другим, что не может этого сделать, потому что не желает терять статус, деньги и рабочее место, в этом нет ничего плохого. Это всего лишь означает, что горизонтальная карьера не является его главной профессиональной ценностью, она у него другая.

Ясное понимание своих реальных фундаментальных ценностей, ради которых мы готовы идти на жертвы, дает нам два важных преимущества: позволяет ставить правильные цели и принимать правильные решения. Правильные — значит определенные нашей совестью, соответствующие «родным» ценностям и нацеленные на реализацию мечты и видения жизни в целом. Только цели, логически вытекающие из наших ценностей, сохраняют в себе ту мотивационную энергию, которую мобилизуют в нас воображение и страсть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как победить профессиональный стресс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Савельев С. Церебральный сортинг. М.: Веди, 2016. 232 с.

9

Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2006. 224 с.

10

Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Кристалл, 2002. 395 с.

11

URL: http://www.geniusmaster.name/2008/08/18/dengi-vnutri-nas

12

Элиот Д. Сверхдостижения: работая меньше, добивайся большего. М.: Альпина Паблишер, 2011. С. 217.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я