В этой книге представлены основные принципы, которые позволяют человеку выжить на войне. Базой для рекомендаций стал опыт военных специалистов, прошедших не одну горячую точку, и которые постоянно находились на передовой. Они пережили не один обстрел, в том числе из тяжелой артиллерии. Основной темой книги стали правила выживания для военных корреспондентов. Вместе с тем предложенные рекомендации могут пригодиться и другим специалистам, которые впервые выезжают в зону боевых действий. В ней разбираются все основные аспекты выживания на территории, где идет война: от правил нахождения в тылу до поведения непосредственно на передовой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выжить на войне предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Семинар 1
Работа корреспондента — освещать события
Журналист на войне большую часть времени находится не на передовой, а где-нибудь в безопасном месте. Есть такие репортеры, которые за все время нахождения в зоне боевых действий ни разу не выбираются на окопы. И это можно назвать профессионализмом высшего уровня. Если у тебя получается построить работу, сведя риск к минимуму, сделай именно так. Браваду нужно оставить для кухонь, а если кто-то бросит тебе упрек, что ты ни разу не выбирался на передовую, а твой коллега уже покувыркался под обстрелами, можно просто пожать плечами и спросить, не заказать ли приезд Хора Пятницкого в связи с тем, что человек побывал на окопах?
В интернете я нашел видео с «синхроном» (прямой речью интервьюруемого в видеосюжете) специального корреспондента программы «Вести» Алексея Самолетова. Хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на ту часть интервью, в которой спецкор «Вестей» поясняет, какой характер видеоряда требуется телеканалу для иллюстрации телевизионного сюжета. Кроме того, Алексей Самолетов весьма доходчиво разъяснил, каковы последствия гибели журналиста с точки зрения технологии производства телесюжета: «Картинки нет, текста нет».
https://www.youtube.com/watch?v=y4__mfENe2E
Синхрон начинается с 4.02 по тайм-коду. Общаясь со слушателями курса «Бастион», журналист сказал следующее:
«Фотики» есть? Ребята, рассказываю фишку. Я вам рассказываю предлагаемые обстоятельства, вы говорите, что будете делать. Боевые там, танки здесь, народ готовится, сейчас они пойдут туда. Здесь есть фотики, здесь пишущие, здесь есть снимающие. Стоят товарищи вояки и говорят: ну что, вы с нами? Вопрос: с ними или как? Второй вопрос: Зачем? Поближе? (хотите оказаться. — Прим, авт.) Чтобы свистело лучше?! Или чтобы сразу чпок и нету? Ситуация абсолютно калькированная. Афганистан. Боевые. Стоят два БМП. Французы «тащатся»: все, на броню. Пишущие, снимающие заскочили. Мои дергаются, я говорю: «Стоять, бояться!». Первая команда туда идет, а потом будем посмотреть. Нам что нужно снимать? Как люди умирают? Не эфирно. Как танки идут? Так они и здесь идут. Картинка от этого не меняется. Нам надо снять результат, эмоцию до и эмоцию после. Расстрелы мы не снимаем. Так вот, французы на броню, Ассошиэйтед пресс, Франс пресс, полетели. Полчаса. Привозят четыре трупа: картинки нет, текста нет, людей нет. Работу не сделали и их нет, и никогда не сделают. В 92 году. Царствие небесное, Юра Романов, с которым мы начинали работать. В 91–92 году нас было четыре человека. Из всех четверых остался я один. Юрка Романов, который привел меня на CNN, разложил передо мной хартию. Это была первая хартия журналистов, работающих на войне. Ни одна снятая вами картинка не стоит вашей жизни».
Я специально уделяю этому аспекту особое внимание, предваряя изложение основного материала, потому что субъективно обидные поводы будут появляться обязательно. И, скорее всего, у молодого репортера возникнет острое желание немедленно броситься в самое полымя, чтобы тоже было чем похвастаться. Такие ситуации уже были, причем доходило до курьезов. Как мне рассказывал коллега с одного из российских телеканалов, в Новороссии был случай, когда к командиру боевого подразделения явился молодой репортер и заявил, что хочет не просто снять хороший материал, но и отличиться в бою. Командир в ответ пожал плечами, потом попросил продюсера съемочной группы передать руководству канала, чтобы персонально к нему этого бравого вояку больше не направляли.
Конечно, на войне бывали такие случаи, когда оператор телеканала устраивался в подразделение снайпером, чтобы иметь возможность снять хорошие кадры. Но это исключение и человек умел правильно вести себя на войне. А правило такое: журналист приезжает на войну рассказывать о ней, а не воевать.
Если вы никогда не были на войне, рекомендую самый безопасный способ получения опыта. Сначала нужно приехать в глубокий тыл и провести там хотя бы пару дней, чтобы привыкнуть к нему. Можно даже попробовать договориться с каким-нибудь командиром и пожить эти пару дней в подразделении. У каждого своя война. А ту информацию, которую вы получите в солдатской среде, не сможете добыть больше нигде. Потом можно перебраться поближе к передовой, заехать вместе с пулом военкоров в гостиницу и начинать работать. Пусть не для подготовки материала, а сами для себя, найдите возможность провести хотя бы несколько дней на одном из блокпостов в паре километров от передовой. Там вы научитесь определять по звукам направление стрельбы, плотность огня, тип использованных снарядов. По крайней мере, точно будете знать, какая мина была выпущена и в какую сторону она летит. И только потом отправляйтесь на самый край первой линии обороны.
Если вы рветесь в самое пекло, не побывав прежде на блокпосту, стоящем на некотором удалении от линии фронта, будьте любезны предупредить своего редактора и всю съемочную группу о том, что прямо сейчас намерены угробить и себя, и своих коллег. Это будет полезным, потому что редакции нужно будет как-то «отбить» расходы на вашу командировку, страховку, транспортировку раненых или убитых. Райтеры хотя бы смогут заранее подготовить текстовку с сообщением о гибели журналистов, и редакция сможет первой засветиться на информационном поле с сообщением об этом. Может быть, информагентства даже укажут именно вашу редакцию в качестве источника информации.
Упомянутый выше отказ командира, к которому обратился журналист с предложением дать ему шанс отличиться в бою, вполне объясним. Вывод съемочной группы в зону риска должен быть обеспечен безопасным сопровождением, в которое подбираются самые профессиональные бойцы. В случае возникновения острой ситуации их задача — немедленно вывезти всю съемочную группу в безопасное место. Весь огонь они примут на себя. Если отправить бойцов на сопровождение «кадра», желающего непременно отличиться в бою, это означает, что ты посылаешь бойцов на смерть. Скорее всего, группе сопровождения пришлось бы закрывать «бравого вояку» собой, а это означает почти стопроцентную гибель бойцов группы сопровождения.
Пример категорически неправильного поведения показала журналист одного российского телеканала, которая самостоятельно вытащила съемочную группу на передовую в деревню Сокольники под Славяносербском (Луганская народная республика). Не нюхавшая до той поры пороху, прибыв на место, корреспондент узнала, где в настоящий момент жарче всего. Ей указали на позиции, которые удерживало подразделение под командованием Хулигана. Репортер договорилась о съемках.
В момент приезда к Хулигану у него на позициях была тишина, но во время записи интервью начался небольшой минометный обстрел. Событие на передовой не экстраординарное. Особой опасности в ситуации не было (конечно, с поправкой на то, что данное утверждение справедливо только для передовой). Хулиган среагировал мгновенно, приказав всем прятаться в укрытии. Но репортер испугалась и приказала группе быстро собираться. Запрыгнув в машину, журналисты сорвались с места и покатили восвояси под минометным обстрелом. Слава Богу, им повезло, никто не пострадал. Но вероятность гибели всей съемочной группы в результате этой выходки равнялась 70 %.
Если бы журналисты послушались опытного командира, риск снизился бы до субъективно оценочного уровня 20 %. Подытоживая материал первого семинара, хотелось бы сказать: не пытайтесь отличиться в бою, не лезьте в полымя. Журналист вполне справляется с работой военкора, вообще не появляясь на передовой.
Помните: работа репортера — освещать события, а не принимать в них участие и не рисковать лишний раз.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы рекомендуемые этапы адаптации корреспондента к нахождению в зоне боевых действий?
2. Как корреспонденту целесообразнее организовать сбор информации о происходящем вооруженном конфликте?
3. Как обеспечить безопасность корреспонденту, которому пришлось оказаться в самом «пекле» боевых действий?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выжить на войне предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других