Во время очередной вылазки боевики чеченского террориста Азамата Тимирбекова подорвали бронетранспортер федеральных войск и взяли в плен инструктора по рукопашному бою капитана Вьюгова. Тимирбеков, в прошлом титулованный спортсмен, не мог не использовать такую удачу и предложил устроить поединок. Сам террорист драться с инструктором, конечно, не собирался. Тимирбеков хотел, чтобы капитан сразился с его гостем – непобедимым бойцом из Китая по прозвищу Бумажный Тигр. Вьюгов согласился, но с одним условием: на подготовку к поединку ему нужно тринадцать дней…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Победить или умереть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
В строю стояли не менее семидесяти молодых солдат. Последнее пополнение только недавно прибыло в расположение бригады спецназа ГРУ после прохождения карантина. По большому счету, эти парни еще не имели права называть себя военными разведчиками, но уже гордились своей принадлежностью к прославленным элитным войскам. Молодых солдат всегда можно определить по внешнему виду. По желанию казаться свободными и по непроизвольному умению таковыми не быть. Одежда на них плохо сидит, и ведут себя не так.
Хронически хмурый комбат подполковник Судоплатов стоял чуть в стороне. Он пришел посмотреть не на пополнение, а на нового инструктора по рукопашному бою старшего прапорщика Архиереева. Тот прибыл в батальон днем позже этих солдат и еще никак себя не зарекомендовал. Если не считать, конечно, нескольких звонков со старого места его службы и даже из московского управления. Все в один голос утверждали, что Судоплатову очень повезло, что к нему направлен такой инструктор, который не только сам не знает себе равных в рукопашной схватке, но и способен передать другим свои навыки и умения.
Павел Анатольевич Судоплатов в свои сорок пять лет считал себя неплохим рукопашным бойцом, еще не готовым к уходу на предпенсионный отстой. Так он звал тех старших офицеров, своих коллег, которые уже не рисковали покидать кабинеты и участвовать в боевых операциях, когда спецназ ГРУ привлекали к ним.
Павел Анатольевич старался поддерживать себя в форме, слегка превосходящей обычную для профессионального спортсмена. Он считал, что офицер спецназа обязан постоянно находиться на том самом пике функционального и технического состояния, к которому спортивная медицина приводит человека только накануне соревнований. Наука уверяет, что это невозможно, но офицеры спецназа ГРУ с ней не контактируют и потому ничего такого не знают.
Когда ты не знаешь, что есть нечто для тебя невозможное, оно становится достижимым, если надо. Старая как мир истина. Никому не известно, в какой момент батальон поднимут по тревоге.
Что собой представлял новый инструктор, комбат пока не знал, хотел посмотреть и послушать, как тот начнет занятие. Павел Анатольевич был стопроцентно уверен в том, что первое впечатление всегда бывает самым верным. Говоря честно, комбат еще до приезда старшего прапорщика Архиереева слегка опасался, что пришлют кого-то из новомодных ныне инструкторов.
С недавних пор в Интернете и по телевидению стали раскручивать уроки популярного ныне бородатого актера с чрезмерно перекачанными мышцами и безобразно татуированного. В результате такие вот инструкторы стали в какой-то степени модными. Глядя на эту гору мышц на мониторе компьютера или на экране телевизора, Павел Анатольевич прекрасно представлял, как за считаные секунды в серьезной схватке сделал бы из нее кучу бесформенного мяса. Бойца с такими мышцами невозможно рассматривать всерьез. Это не атлет, а ходячий аттракцион.
Впрочем, это, как слышал Судоплатов, больше касалось столичных клубов, чем войск, и уж тем паче спецназа ГРУ, который влиянию моды вообще мало подвержен. Хотя есть и такое. Примером тому могло служить то же самое чрезмерное увлечение рукопашным боем, которому стало придаваться неоправданно большое значение.
Сам Судоплатов за все годы службы только однажды в боевой обстановке вынужден был применить свои навыки рукопашника. Некоторым офицерам, не говоря уже о солдатах-срочниках, за время службы сделать этого вообще не удается. Гораздо важнее учить бойцов скрытно передвигаться, быстро ползать, не знать усталости в беге.
Но почасовое расписание всех программ спускается сверху. Бороться с этим бесполезно, хотя командир всегда может себе позволить сокращать отдельные дисциплины в пользу других в пределах разумного, сославшись на необходимость подготовки к конкретной операции. О том, какие мысли шевелятся у него в голове относительно этой операции, одному командиру и известно.
Старший прапорщик Архиереев, к счастью, оказался совсем не таким, как опасался подполковник. По крайней мере, внешне он ничем не выделялся. Был хорошо сложен, выглядел плотным, крепко сбитым человеком, но не производил впечатления качка, мычащего от натуги. Лицом был улыбчив и даже казался застенчивым. Наверное, это ничуть не мешало ему быть хорошим инструктором, как подполковнику и обещали.
— Начинай, Алексей Александрович, — распорядился Судоплатов.
Старший прапорщик шагнул к строю и заявил:
— Правый и левый фланги, чтобы мне кричать не пришлось, попрошу нарушить порядок и приблизиться ко мне. Буду объяснять азы.
Молодые солдаты еще не привыкли к тому, чтобы уважать строй, и потому с удовольствием его покинули, чтобы оказаться ближе к инструктору.
Архиереев дождался, когда все приблизятся и затихнут, и только после этого начал:
— Во-первых, я хочу спросить вас, как вы видите, как представляете себе человеческий организм, наше тело? Только не говорите мне, как некоторые, что это машина для убийства. Человек был создан вовсе не для этого. Хотя иногда ему и приходится поступать так при необходимости. Итак, что скажете?
Строй был нарушен. Поэтому солдаты уже не чувствовали себя единым организмом. Они что-то мычали, но не отвечали.
— Тогда я сам вам объясню. Хотя бы среднюю школу вы все закончили, имеете понятие о том, что такое физика. Вам известно, что она, как и многие другие науки, делится на теоретическую и практическую составляющие. В практической физике есть такой существенный подраздел, как механика. Так вот, человеческий организм представляет собой хорошо сконструированную, идеально работающую машину, функционирующую так, как и предписывает механика, то есть физика. Там работают и другие законы, химические, психологические, духовные и прочие, но нас с вами в данном случае интересуют именно механические свойства человеческого тела. Без знания таковых невозможно ни защитить свою машину, ни сломать чужую. Кто, скажите мне, лучше других сможет вывести из строя автомобиль? Смелее! Отвечайте…
— Человек с ломом, — раздался голос из строя.
— Позволю себе не согласиться, — сказал старший прапорщик. — Ломом, конечно, можно изуродовать любую машину. Но в первую очередь придется пробивать корпус, капот, добираться до жизненно важных механизмов. Лом в руках человека, крушащего машину, напоминает мне топор, используемый пластическим хирургом. Лучше других машину может сломать автомеханик. Почему? Потому что он знает, как она устроена. Ему известно, какое именно минимальное повреждение не позволит машине сдвинуться с места. Перед вами на данном этапе обучения стоит задача стать механиками человеческого тела. Вы должны понять, во-первых, как избежать поломки собственного организма, во-вторых, уметь адекватно отвечать на попытки испортить вашу машину. Я берусь вас этому научить. — Алексей Александрович прогулялся по внутреннему кругу того, во что превратился солдатский строй, и опять остановился в центре. — Это я вам объяснил главный принцип. Теперь приведу частный пример. Это тоже напрямую касается ваших занятий. Как вы думаете, если на плоскую крышу, покрытую шифером, откуда-то с облака упадет кирпич, что с ней будет?
— Кирдык крыше будет, — раздался голос из строя.
Это сказал тот самый солдат, который вещал про лом.
— На сей раз правильно, — согласился старший прапорщик Архиереев. — А если крыша будет под уклоном? Что произойдет?
— Срикошетит.
— Почти правильно. Все зависит от угла, под которым наклонена крыша, и от крепости самого шифера. Он тоже бывает разный, как и угол наклона крыши. Наша задача состоит в том, чтобы научиться понимать законы механики, а это она и есть, причем непосредственная. Эти законы должны дать вам понять, в каком случае будет рикошет, а когда пролом. — Старший прапорщик подошел к столу, на которым лежали черенок от лопаты, малая саперная лопатка и хищно поблескивающий нож. — Сегодня я говорю только о механике, которую вам предстоит познать и осмыслить. Иначе ничего у вас в рукопашке не получится, даже если вы обладаете таким ударом, что в состоянии слона в нокаут отправить. Подойдите сюда кто-нибудь.
Из строя вышел солдат. Высокий, сухопарый, со злым взглядом. Старший прапорщик протянул ему черенок от лопаты.
— Еще раз скажу. Мы пока не учимся рукопашке, а просто осмысливаем процессы натуральной механики. Бей меня палкой.
— Как бить? — спросил солдат, тот самый, который недавно бросал реплики из строя.
— Как кирпич падает. Сверху.
— Куда?
— Желательно по голове.
— А больно, думаете, не будет?
— Я привычный. Меня много били. Пытались, по крайней мере. Бей и ты.
Солдат, не требуя долгих уговоров, с короткого размаха резко ударил. Старший прапорщик сделал встречное движение руками, сведенными вместе. Черенок лопаты едва скользнул по его предплечью и ударился в землю.
— Еще бей!
Второй удар был уже не таким быстрым, но куда более мощным. Солдат старался. Черенок лопаты ушел в противоположную сторону.
— Прошу обратить внимание на принцип, — объяснил Алексей Александрович. — Я не сопротивляюсь удару, только направляю его так, чтобы он мне не повредил. Дальше я могу развивать свою атаку, потому что противник попал в неудобное положение. Но об этом будем говорить позже. Сейчас мы только изучаем механику и осмысливаем процессы. Старшина роты подготовил для вас запас черенков. Во время самоподготовки будьте любезны отработать это движение. Разобьетесь на пары, и постигайте. Только сразу предупреждаю, что удары должны наноситься сначала медленно, чтобы вы могли освоить технику до автоматизма. Она здесь совсем простая. Словно в воду ныряете. Все, наверное, пробовали. Здесь так же. Как волну руками рассекаете, так же и палку отражаете. Когда в воду ныряете, руки для чего выставляются?
— Для чего? — спросил разговорчивый солдат.
— Для того чтобы воду рассекать и не позволить ей по голове вам бить. Точно так же вы здесь рассекаете ударную волну противника и бережете свои мозги для чего-то более важного. Все правильно поняли?
— Поняли. А что, нормальный приемчик, — сказал солдат, аккуратно укладывая палку на стол рядом с лопаткой и ножом. — А под саперную лопатку тоже нырять следует? И под нож? — Парень радостно улыбнулся, думая, что сморозил нечто смешное.
Старший прапорщик юмора не увидел или не принял, строго посмотрел на весельчака и заявил:
— В данном случае я вам показывал не приемчик. Разве что принцип правильного приема на себя удара противника. Только лишь его, не более. Чтобы вы осознали, что такое механика в действии, как с ее помощью сохранить в неприкосновенности это тело, голову в том числе. Доступно объясняю? Есть излишне сообразительные, которым повторить требуется? Или до всех дошло?
— Дошло, — за всех гарантировал солдат.
— Фамилия? — спросил старший прапорщик.
— Рядовой Воскобойников. — Принимать при представлении стойку «смирно» солдат уже научился в карантине, поэтому сделал это правильно, вовремя.
— В дальнейших занятиях ты, Воскобойников, будешь моим помощником. На тебе стану, как ты это называешь, приемчики показывать. Будь готов. Хотя само слово «приемчик» мне не нравится. Есть слово «прием», а в ласкательно-уменьшительном тоне оно голубизной отдает. Я мужчина полноценный, поэтому его не принимаю. Но сегодня мы не ставим перед собой задачу овладеть какой-то техникой боя, хотя я и дал вам задание на самоподготовку. Повторяю еще раз, наша задача сейчас состоит в том, чтобы понять принципы телесной механики, научиться ее соизмерять, соотносить с ситуацией, то есть совмещать механику с психологией. Тот же отбив удара палкой, который мы с вами только что разобрали… Что обычно происходит в бытовой ситуации? Как люди ведут себя, когда их пытаются палкой бить?
— Убегают! — заявил солдат. — Самое надежное…
— Это тоже вариант, — согласился старший прапорщик. — Кто-то, без сомнения, выберет именно его. А если человек убежать не может? Допустим, он не один, если с ним ребенок, жена, любимая девушка. Просто стыдно ему убежать, и вообще у него нога в гипсе. Что тогда делать?
— Уворачиваться? — теперь уже рядовой Воскобойников не говорил утвердительно, а спрашивал у инструктора. — Отскакивать?..
— Вот именно. Почти все так и будут делать. Попытаются отскочить, разорвать дистанцию. От следующего удара точно так же. Но сколько раз можно так вот увернуться? В конце концов тебя достанут с дистанции. А ты будешь бессилен что-то противопоставить. Почему? Потому что не знаешь принципов работы механики человеческого тела, не умеешь совместить ее с психологией и с логикой поведения. Я сразу попрошу вас понять, что любой предмет можно рассматривать как оружие. Даже самый мелкий, типа карандаша…
— А что, карандаш — тоже оружие? — перебил Воскобойников инструктора.
— Жесткий карандаш, желательно чертежный, который затачивается чрезвычайно остро, считается особо опасным оружием. Многие разведчики всегда носили его с собой вместо пистолета. К огнестрельному оружию всегда могут придраться правоохранительные органы. Не во всех странах оно разрешено к свободному ношению. То же самое можно сказать про нож. К карандашу, вложенному в блокнот, чтобы не сломался, ни один закон претензий высказать не сможет. Удар карандашом в глаз убивает противника сразу. Да и не только в глаз. В шею, в живот, прикрытый легкой сорочкой. В некоторых случаях ранения, нанесенные карандашом, оказывались более серьезными, чем ножевые. Об этом говорит статистика. Но к оружию, которым всегда может стать любой предмет, подвернувшийся под руку, мы вернемся позже. Сейчас я говорю только о теории механики и сочетании ее с психологией. Без нее механика работать не будет. Но та же самая психология, когда она не дружит с логикой, советует человеку отскочить, если на него кто-то бросается с палкой. Только опытный боец понимает, что палка — это удлинение рук, возможность нанести удар с дистанции. Задача защищающегося в данном случае — сократить эту дистанцию. Тогда и палка окажется бесполезной. Когда меня пытался ударить рядовой Воскобойников, я мог бы отскочить и дать ему возможность еще много раз попытаться нанести удар. У него в этом случае было бы больше шансов меня достать. Но я сократил дистанцию, поставил его в неудобное для защиты положение и вполне мог атаковать сам. Палка на короткой дистанции оказалась бесполезной.
— А лопатка? — не унимался торопливый рядовой Воскобойников. — Ее так просто не отобьешь, она руку обрубит.
— Обрубит. Как принято в наших войсках, командир взвода будет время от времени заставлять вас бриться малой саперной лопаткой. Если не сумели, значит, лопатка ваша отточена плохо. Солдат, допустивший такое, разгильдяй. Поэтому действовать против лопатки следует совсем иначе, чем против палки. Вооружайся, Воскобойников!..
Солдат взял в руки лопатку, потрогал ее острие и покачал головой.
— Чем не нравится? — спросил старший прапорщик.
— Обрезаться легко. Побриться вполне можно.
— Вот и нападай на меня.
— А если задену?
— Вот комбат стоит. — Старший прапорщик кивнул в сторону подполковника Судоплатова. — Он свидетель, что я сам приказал на меня напасть. Атакуй.
Воскобойников прекрасно понимал разницу между палкой и остро заточенной саперной лопаткой, поэтому удар наносил уже не так резко и сильно, как палкой. Движения старшего прапорщика Архиереева тоже не были такими же быстрыми, как прежде.
Солдат бил правой рукой. Пока он размахивался, делая круговое движение, старший прапорщик Архиереев просто шагнул ему за левое плечо с выставленным вперед локтем. Он не нанес, а просто продемонстрировал удар локтем в челюсть, придержал солдата и уложил его на спину вместе с лопаткой, так и не успевшей опуститься после замаха. Алексей Александрович тут же обозначил два добивающих удара, перехватил лопатку за середину короткого черенка и легонько прижал острую грань к горлу солдата. Настоящее давление на черенок уже было бы опасным, если учесть остроту отточенной грани.
— Сразу объясняю свои действия. Лопатка, как, скажем, и топор, вполне может быть использована в качестве метательного оружия. Что это значит? Да то, что отскакивать и разрывать дистанцию ни в коем случае нельзя. Но на предельно короткой дистанции лопатка так же опасна для того, кто держит ее в руке, как и для того, против кого она поднята. Здесь уже все зависит от умений и знаний соперников. Нанесите два коротких отвлекающих удара по лежащему противнику, не обязательно сильных и добивающих, но хотя бы болезненных. Он потеряет контроль за лопаткой, сжатой в своей руке, и вы ее перехватите.
Старший прапорщик поднялся и помог встать Воскобойникову.
— Предвижу законный вопрос. При чем здесь механика тела? А при том, что именно она определяет дистанцию и целесообразность действий в каждом конкретном случае. Как и предотвращение ответных атак противника. Кроме того, именно благодаря механике я ловлю момент, когда тело противника находится в неустойчивом положении. При попытке нанесения удара оно совершает винтообразные движения. Начиная с момента замаха и далее мой враг обязательно будет находиться в неустойчивом положении. Именно в этот момент я прикладываю определенные усилия, не слишком великие, к тому, чтобы это неустойчивое положение усугубить, заставить противника продолжать винтообразные движения дольше, чем он желал изначально. Это позволяет мне с ударом или без, даже просто в результате легкого столкновения плечами противника уронить. Сразу прошу обратить внимание на существенную деталь. Это тоже вопрос механики. Главное — не применить силу, а создать условия для приложения умения. Использование механики дает нам возможность, не особо напрягаясь, победить противника, который физически может оказаться значительно сильнее нас.
Старший прапорщик Архиереев прогулялся перед солдатским полукругом, остановился спиной к комбату и продолжил:
— Это я вам предложил второй момент использования механики. Теперь перейду к третьему. Воскобойников, бери нож.
Солдат послушно поднял с земли лопатку, аккуратно уложил ее на стол и взял в руки нож, играющий на солнце стальными бликами остро отточенного лезвия, в то время как весь остальной металл был темным.
— Работу против ножевой атаки мы будем осваивать позже, поскольку она сложнее, и вам предстоит предварительно многому научиться. Сейчас, в который уже раз повторяю, мы рассматриваем только механику тела и возможность ее использования. Поэтому начнем с самого простого, с угрозы ножом. Итак, противник подходит к вам и приставляет нож к вашему телу. Воскобойников, работай!
— Как?
— Просто прижми нож к моей груди или к животу.
Воскобойников ударить ножом и не пытался, просто приставил острие к животу Архиереева. Старший прапорщик тут же развернулся боком к нему, а рукой сделал движение в противоположную сторону. Нож оказался прижатым к животу уже не острием, но плоскостью лезвия, а кисть рядового завернута во внутреннюю сторону. При легком дополнительном нажатии солдат просто выронил нож, который Алексей Александрович сразу поймал и вернул.
— Повтори, — приказал он.
Теперь поворот пошел в другую сторону. Ситуация повторилась в зеркальном отражении. Нож упал раньше.
— Здесь вообще нет ничего, кроме механики, — сказал Архиереев. — Нет применения силы, жесткости. Только механика и отработанные действия. Запомните! Я пока ничему вас не учу. Хотя и дал задание на самоподготовку позаниматься с палкой и отработать определенные движения. Учить я вас буду потом. Сейчас я пытаюсь заставить вас задуматься о том, как работает механика человеческого тела. Осмыслите, проконтролируйте свои движения в разном положении, устойчивом и нет, определите, в чем ваша сила и слабость. Как одно переходит в другое. Об этом мы поговорим на следующем занятии. Оно у нас по расписанию…
— Восемь сорок пять, — сообщил рядовой Воскобойников. — В спортзале.
— Скорее всего, вечером занятия будут другие, — из-за спины старшего прапорщика сказал комбат. — Хотя пока не стоит и сегодняшних отменять. Посмотрим, что день грядущий нам готовит.
Старший прапорщик обернулся на голос. Рядом с комбатом стоял старший лейтенант из шифровального отдела бригады. В руках он держал какую-то бумагу, которую подполковник только что прочитал.
— Сейчас пойдем на узел связи, Алексей Александрович. Нас почему-то приглашают на переговоры с Москвой. Не будем заставлять командование долго ждать. Оно этого не любит. Но начальник штаба бригады сказал, что нам с тобой почему-то предстоит в Москву лететь. Я не в курсе всех новостей, а гадать не люблю. Свяжемся с управлением, там все скажут.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Победить или умереть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других