Жертвоприношения наших дней

Сергей Рязанцев, 2023

Каждая эпоха рождает свои вызовы.«Суррогатная мать», «съехаться с парнем», «прерывание незапланированной беременности», «семейное насилие» – ещё каких-то сто лет назад большинство искренне не поняло бы, о чём речь.Попробуем разобраться.

Оглавление

ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ — ЕСТЬ СЕМЬЯ

Польский историк Александр Кравчук пишет:

Это следовало из самой сущности римского брака, который представлял собой добровольный союз двоих (самих молодых или их родителей, если молодые оставались под их властью), соответствующих определенным условиям (возраст, гражданство, принадлежность к определенному сословию, не слишком близкая степень родства) и по обоюдной договоренности принявших решение о постоянном совместном проживании:

Consensus facit nuptias — для заключения брака необходимо обоюдное согласие. Брачный союз нигде не регистрировался и не заверялся — ни чиновниками, ни жрецами в храмах. Римский брак был институтом частно-общественным, а не бюрократическим.

Конечно, проводились традиционные свадебные церемонии, приносились жертвы богам, были гости и свидетели, торжественно соединялись правые руки, произносилась красивая традиционная формула Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia, невесту с песнопениями провожали к дому жениха, который торжественно переносил ее через порог на руках, а самое главное — заключали имущественное соглашение.

Но все это имело второстепенное значение. Необходимым и достаточным для брака было лишь обоюдное желание сторон состоять в нем, то есть affectio maritalis.

Есть желание — есть брак.

Если же желание сохранять брак хотя бы у одной из сторон исчезает, семья разрушается и наступает развод. И тут тоже, как и при заключении брака, не требовалось никакого судебного процесса или расторжения в храме, не надо было обращаться ни в какие инстанции.

Достаточно было устного или письменного заявления, причем причина расторжения брака значения не имела, хотя достаточно часто таковой объявлялось бесплодие, несходство характеров, тяжелый характер супруга или супруги, подозрения в измене. Принцип полной свободы в этой сфере наиболее кратко и ясно сформулирован в конституции императора Александра Севера от 223 г.: Libera matrimonia esse antiquitus placuit — с давних времен супружество признается свободным союзом.

Первый известный нам развод (о нем сохранились письменные упоминания в хрониках) состоялся в Риме в 231 г. до н. э. Конечно, первым вообще он наверняка не был. Затем, особенно в период заката республики и в первые десятилетия существования империи, мы часто слышим о расторжении брака.

Следует однако иметь в виду, что имеющиеся в нашем распоряжении источники информации об этом историческом периоде касаются в основном верхушки общества — людей, связанных с большой политикой и имевших огромные состояния.

С другой стороны, многое свидетельствует о том, что, несмотря на подобную легкость разводов, они вовсе не приветствовались, и отношение к ним было скорее отрицательное, поэтому среди представителей низших слоев расторжение брака случалось нечасто. Возможно, именно тот факт, что любая из сторон могла так легко разорвать брачные узы в связи с тем, что любовь угасла, заставлял супругов заботиться о том, чтобы этого не случилось.

Кто знает, не был ли это самый верный способ поддержания прочности брака — куда более результативный, чем все юридические и религиозные запреты. Нам, воспитанным в убеждении, что брак — это союз, разорвать который невозможно, а если уж доходит до разрыва, то только в самом крайнем случае, по причинам совершенно исключительным, которые должны быть исследованы и доказаны в процессе крайне неприятного судебного разбирательства, подход римлян к этим вопросам может показаться весьма странным.

Но как были бы удивлены римляне тому, что можно заставить кого-то жить с человеком, который его не устраивает и с которым он жить просто не хочет! Ведь подобное принуждение — насилие над естественным правом, над самой его сутью. Точно так же, как невозможно заставить кого-то продолжать любить, когда любовь ушла. Ведь страсть посылают нам боги, и они же могут забрать ее обратно, а потому посторонним до этого не должно быть никакого дела.

Конечно, тут сразу же возникает вопрос: а что тогда делать с детьми и с имуществом? С детьми все было совершенно ясно — в соответствии с законом и традициями дети всегда оставались под опекой отца, и он нес за них ответственность. Имущественные же проблемы регулировались соответствующими договорами уже при заключении брака.

Годом основания Рима принято считать 753 год до Рождества Христова.

Первый развод отмечен в 231 году до н. э. Получается более 500 лет без расторжений брака. Понятно, не всё и не всегда в римских семьях было замечательно, и тем не менее.

И принцип «есть желание — есть брак» неизменен до сего дня.

Сейчас у нас есть и Конституция, и целый Семейный Кодекс, и ЗАГС, и свидетельства о регистрации брака, и много чего ещё — но если люди не хотят больше быть вместе — никакой закон и никакие документы их не удержат. Желание или нежелание первичны.

Закон вторичен и просто оформляет свершившийся факт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я