Carpe Diem. Лови момент, не будь ослом в погоне за морковкой

Сергей Пряморуков, 2023

Мы привыкли содержать в порядке свое тело – тренируем его, чтобы сделать сильным и красивым, правильно питаемся, избавляемся от вредных привычек. Ухаживаем за своим жилищем – наводим в нем чистоту и порядок, гоним прочь грязь и вредителей, делаем его уютным и комфортным для себя. Но не забываем ли мы за всем этим о нашем внутреннем состоянии? Насколько хорошо мы чувствуем себя в окружении других людей? Довольны ли своей судьбой, своими отношениями, работой, общением? Не пора ли и здесь навести порядок – разложить все по полочкам, понять, что вам необходимо, а от чего давно пора избавиться, и зажить, наконец, во всю силу?!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Carpe Diem. Лови момент, не будь ослом в погоне за морковкой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Проблемы экзистенциального кризиса

У тебя была цель. Большая цель, радужная мечта. Когда-то ты двигался каждый день, каждый твой шаг вел к ее достижению. Ты выстраивал планы. Уточнял детали. Корректировал свои действия. Ты твердо знал, ради чего совершаются все усилия. Но потом что-то пошло не так. Постепенно появилась рутинность, и из-за отсутствия мгновенного видимого результата мотивация стала исчезать. Смысл твоих действий казался тебе все бледнее и бледнее. И вот в какой-то момент ты стал готов бросить все. Ты теряешь веру в себя, тебе не хватает сил, чтобы дойти до нужного результата. Ты все реже и реже делаешь нужные шаги и все чаще занимаешься ерундой. Ты начинаешь откладывать свою великую цель, свою мечту в долгий ящик. И при этом ты все больше ненавидишь себя за отступление, за свою лень и все меньше хочешь делать следующий шаг. Ты понимаешь, что цель по-прежнему важна для тебя и значимой останется до тех пор, пока ты ее не достигнешь. И все же ты бездействуешь. Ситуация кажется парадоксальной, даже смешной. Да, это было бы смешно, если бы не происходило с тобой.

«Кем же я хочу стать, когда вырасту?» — мечтательная, наполненная магией фраза, содержащая в себе неподдельный интерес, любопытство и энтузиазм. До того времени, пока она не приобретает следующие формулировки: «Я не знаю, чего хочу и чем мне заниматься в жизни», «Я хочу создать свое дело, но не знаю, с чего начать», «Я боюсь, что не пойму, в чем мое призвание, и не успею себя реализовать». Эти и подобные вопросы экзистенциального кризиса среди молодых людей — к сожалению, не редкость. Навязчивые мысли, тревога, безосновательные страхи, панические атаки, упадок сил, нарушение сна — все это знакомо мне не понаслышке. И это не просто временные неудобства, которые канут в Лету, стоит лишь подождать, это настоящие удары судьбы, предвестники трагедии, на решении которых необходимо сфокусировать все свое внимание и бросить все силы на их устранение. Уверен, что, сказав об этом, не поведал вам некое секретное знание — и для вас массовость распространения этих проблем не вызывает никаких сомнений в их актуальности для нашего поколения. Если все настолько очевидно, почему же с каждым днем все большее число людей начинает испытывать тревогу и не может спокойно уснуть по ночам?

Причина кроется в том, что первая преграда на пути решения, тот гигантский подводный камень, мешающий нам немедленно приступить к поиску выхода из личностного кризиса, — то, что признаться в наличии проблем и устранить их — это не так уж сложно и страшно. Сложно и страшно то, что помощи в решении подобных проблем, как нам ошибочно кажется, ждать неоткуда. А данная твердая убежденность основывается на подмене понятий, заключающейся в том, что крайний индивидуализм в парадигме постмодерна убедил нас в сугубо личной, индивидуальной природе подобных проблем. Современное общество убеждает нас в том, что мы являемся индивидуальностями, личностями по праву рождения, полностью противореча главной из идей экзистенциализма о том, что экзистенция предшествует эссенции, т. е. существование предшествует сущности. Это поселяет в нас ошибочную веру в то, что наши проблемы особенны, но все не так: личность уникальна, но проблемы, с которыми она сталкивается, — нет. Уверенность в том, что никто и никогда не сталкивался с подобным, создает ощущение заброшенности и покинутости, ибо это отделяет нас от других людей. Мы начинаем раздувать эти проблемы в голове, не видя смысла делиться ими и замыкая их в ограниченном пространстве своих мыслей, они кажутся нерешаемыми и гораздо более масштабными, чем есть на самом деле.

«Реклама и политическая пропаганда льстят индивиду, заставляют его казаться кем-то важным, притворяются, будто обращаются к его критическим суждениям, к его способности выбирать. Однако эти уловки, по сути, способ усыпить подозрения индивида и заставить его ошибочно счесть решение его личным».

Эрих Фромм, «Бегство от свободы»

В парадигме традиционализма человек не испытывал никаких затруднений в поиске смысла жизни, ибо смысл заключается в том, чтобы максимально уподобить себя и свою жизнь вечным архетипам — Богу, Героям, Святым, так как, уподобляясь тому, что вечно, человек сам приобщается к Вечности, отождествляясь с той, вневременной частью своего существа, — Духом. То, что человек не рождается совершенным, также утверждал доктор Юнг и ввел понятие индивидуации — идею психологического развития и процесс становления личности как интеграции, гармоничного сочетания в себе противодействующих сил на протяжении всей жизни. Сердцевиной личности, архетипом ее целостности, истинной природой каждого человека Юнг называет Самость — цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Выражения архетипа самости — образ Христа или Будды. Самость вызывает чувство трепета перед великим. Прежде чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и осознание себя. Стадии развития личности по Юнгу, его архетипы имеют строгую иерархию, первое, что требуется от личности, — это полное формирование Эго, то есть минимальное использование Маски или Персоны, публичной личины, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций. Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Затем следует интегрировать свою Тень, которая является противоположностью той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тени представляет собой подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у Тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью. И в конце следует сбалансировать фемининный архетип, который называется Анима, и архетип маскулинный — Анимус, которые являются непримиримыми противоположностями, но тем не менее должны находиться в гармоничном сочетании друг с другом. И лишь когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.

В своих самых общих чертах процесс индивидуализации, в противовес современному постмодернистическому индивидуализму, который подчеркивает мнимое своеобразие индивида, присущ человеку от рождения и развивается по единой модели. И становится совершенно ясно, что невозможно переоценить важность критического переосмысления той приводящей к личностному кризису вредоносной парадигмы, которая разрывает нашу связь с миром и рождает в нас чувство отрешенности, ненужности и одиночества. Изменение модели мироощущения, как медаль, имеет две стороны: с одной — придется принять тот горький для человека, свято верящего в идеи индивидуализма, факт, что каждый из нас не такой особенный, как нам казалось. Но с другой стороны — это также означает, что кто-то сталкивался с подобными проблемами и решил их, а значит, получится и у тебя. Ты не один в своем преодолении.

Еще одной причиной неэффективности в решении подобных вопросов является то, что нас никто не учил справляться с такого типа трудностями, — полное или частичное отсутствие психологической грамотности и психотерапевтического сопровождения в процессе родительского воспитания, а также дошкольного и школьного образования в важные для становления личности годы, не дало инструментов для борьбы с ними. Поэтому когда мы впервые с ними сталкиваемся, оказавшись безоружными и застигнутыми врасплох, мы терпим поражение, и это не может не сказаться на нашем состоянии. Скопившееся раздражение превращается в отчаяние, которое находит себе выход в различных зависимостях, психологических расстройствах и пассивной агрессии, выражающейся в извращенном, грубом, оскорбительном и порочащем всякое человеческое достоинство и святость чего бы то ни было юморе, а также в бездушном, неприкрытом и холодном цинизме, которые помогают отвлечься и забыть о боли, терзающей нашу душу. Если посмотреть через данную призму, то можно легко оценить масштабы, которые приняла проблема личностного кризиса среди молодых людей. Для этого достаточно зайти в любую популярную социальную сеть, которые стали своеобразным контрольным срезом общества и прекрасными инструментами для того, чтобы наглядно изучить протекающие в нем процессы и определить главные тенденции, в нем проявляющиеся. Изобилие публичных страниц с аудиторией, насчитывающей миллионы подписчиков, ежедневно публикуют мемы, в основе которых лежит высмеивание того, над чем следует работать в поте лица, а не потешаться. То, что ты не знаешь, чем тебе заниматься в жизни на третьем десятке лет, то, что из-за этого ты прокрастинируешь все свободное время, то, что ты испытываешь нарушение сна, — это не повод для веселья, а трагедия, на решение которой необходимо бросить все силы. Тенденцию высмеивания трудностей я заметил еще с появлением первых юмористических передач на центральном телевидении — где над нерешенными задачами государственного масштаба просто смеялись и кривлялись. Насмешка — есть мягкая форма вербальной агрессии, в частности, той самой, о которой говорилось выше, — подавленной и пассивной. Да, юмор смягчает и притупляет боль, но никак не борется с причинами ее возникновения, соответственно, он не может являться долгосрочным решением или панацеей.

Это прекрасно иллюстрирует реакция живых существ на опасность, так называемая «бей или беги». При возникновении опасности или угрозы мозг оценивает их и исходя из этой оценки дает сигнал организму: атаковать их источник или бежать. То же самое применимо и в нашем случае, высмеивание является вытеснением негативных переживаний, убеганием. Если же получить опыт в решении проблем и уверенность в том, что ты можешь справиться с любой из них, — ты будешь мужественно бросаться в бой, а не стыдливо убегать от них, высмеивать, прятаться и сторониться.

«Обычно когда человек плохо выполняет свою работу, он возмущается: «А вы знаете, сколько мне платят?!» Знаю. И не понимаю, что ты тут делаешь. По-моему, все просто: не нравится — не работай. И так во всем. Плохо тебе жить с человеком — не живи. Плохо с тобой обходятся деловые партнеры — меняй. Плохо сидит костюм — отдай тому, на ком он будет сидеть идеально. Плохо спишь — займись своим душевным состоянием. Плохо себя чувствуешь — займись лечением. Плохо тебе жить в стране — уезжай. Делай, а не ной. А если ты ничего не делаешь и не меняешь, значит, тебе хорошо. Будь честен с собой — тебе хорошо. Хорошо ныть. Хорошо жаловаться. Хорошо страдать. Хорошо быть жертвой. Хорошо, чтобы сочувствовали. Хорошо, чтоб за тебя решали и помогали. Хорошо ничего не делать со своей жизнью. Спокойно. Предсказуемо. Это твоя зона комфорта. Быть в дерьме — твоя зона комфорта. В этом всем есть смысл. Самый большой смысл в жизни. Если ты не жертва, то кто? Если ты не будешь жаловаться, то что будешь делать? Ведь придется же делать. Если убрать этот смысл «Мне невыносимо трудно, но я несу свой крест», то что останется? Куда ты пойдешь без креста? Как ты вообще будешь жить без него? Не решать — это тоже решение. Не менять — это тоже выбор. Если ты делаешь такой выбор, будь с ним, признай его, получай бонусы, наслаждайся им. Но не @би мозг другому. Он не обязан играть в твои игры. Признайся: ты там, где хочешь быть. В этом правда».

Лилия Ахремчик

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Carpe Diem. Лови момент, не будь ослом в погоне за морковкой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я