Мама, отвали! Что хотят сказать дети, но боятся

Сергей Пичуричкин, 2018

Книга рассчитана для родителей, которые понимают, что мало стать мамой или папой в физическом плане, что родительство – это титанический труд. Книга рассчитана на родителей, осознавших, что рождение ребенка – это лишь начало работы над собой. Не воспитывайте детей, дети все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Книгу «Мама, отвали! Что хотят сказать дети, но боятся» можно смело считать «инструкцией родительского совершенства». Но, насколько вы совершенный родитель, могут судить только дети. Дети, которым главное, чтобы их слышали. С самого первого мгновения, с самого первого дня жизни ребенок говорит вам, как ему лучше. И научиться его слышать – вот залог гармоничного воспитания. Именно эти сообщения, собранные автором от детей всего мира, вы и найдете в данной книге. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама, отвали! Что хотят сказать дети, но боятся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гиперопекаемые дети имеют такие же шансы получить неврозы, как дети запущенные

Сейчас немного науки. В нашей черепной коробке есть часть мозга, называемая «префронтальная кора головного мозга». Анатомические особенности и описания этой части мозга можете найти в любом учебнике, рассказывающем про работу головного мозга. Нам эта часть мозга сегодня интересна, так скажем, с воспитательной точки зрения. Помимо многих способностей человека, за которые отвечает эта часть мозга, префронтальная кора отвечает за так называемую социальную адаптацию человека. То есть за поведение человека в обществе, за знания, что хорошо, что плохо, что прилично, что не очень, что требуется делать и как говорить на людях. Именно в этой части, префронтальной коре головного мозга, «зашит» социальный опыт индивидуума. Несколько лет назад группа ученых выявила одну интересную особенность префронтальной коры. До 14 лет человек (ребенок) каким-то не совсем постижимым для науки образом через эту часть мозга телепатически связан со своими родителями и в случае отсутствия личного опыта в социальных моделях поведения интуитивно считывает ту модель поведения, которую бы его родители проявили в аналогичной ситуации. То есть до 14 лет подросток берет за основу родительскую модель поведения, интуитивно опираясь на нее как на изначально базовую, не анализируя, насколько она верная и результативная. Только начиная с 14 и до… внимание!.. 25 лет префронтальная кора головного мозга развивается, вырабатывая у индивидуума свою собственную модель поведения в мире социальных коммуникаций. То есть до 14 лет ребенок приоритетно будет вести себя так же (так же говорить, включать тот же тон), включать те же модели психической и поведенческой реакции, что включил бы его родитель.

Нейробиологи называют это явление «импринтинг». И тут я позволю себе отвлечься и настоятельно рекомендую всем, кто готов совершенствоваться в умении быть настоящим родителем, почитать прекрасную книгу-исследование нейробиолога Френсис Н. Дженсен. Разумеется, после того, как закончите читать данную книгу.

Не воспитывайте детей, дети все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя — уместно привести здесь распространенное в социальных сетях выражение.

Если у детей запущенных, то есть детей, перед глазами которых отсутствуют четкие модели воспитания (дети, переходящие от одного родителя к другому, дети беспризорники, дети, чьи авторитеты навязаны улицей или социопатическими личностями со стороны), префронтальная кора головного мозга не развивается, не формирует четких понятий и образцов допустимых социальных норм, то у детей гиперопекаемых, детей, которым изначально не дают самостоятельно сделать ни шагу, детей, чьи тревожные родители (чаще мамы или бабушки) лишают возможности самостоятельно развиваться, у таких детей префронтальная кора головного мозга также не развивается, только уже от чрезмерного стороннего влияния. В первом случае ребенок не знает, какие ориентиры брать за основу, во втором случае ребенок не формирует самостоятельных ориентиров, поскольку все равно они будут сметены постоянно вмешивающимся и дающим наставления родителем. На ум невольно приходит аналогия, что если на свежие цветы постоянно укладывать асфальт, то ни один росток не сможет пробиться. Родительские догмы — это и асфальт, и каток на свежие, молодые побеги детской непосредственности и живости.

Однажды в аэропорту я стал свидетелем одной удручающей воспитательной сцены, которую самое время сейчас упомянуть в качестве иллюстрации темы. За столиком в кафе завтракала мама и ее дочка. Точнее будет сказать мама завтракала, а дочка подвергалась перманентной обструкции. За две (!) минуты я насчитал девятнадцать… ДЕВЯТНАДЦАТЬ!!!… одергиваний и замечаний, которые сердобольная (конечно же, в глубине души желающая исключительно добра) мамочка сделала своей дочке. Не вертись. Сядь ровно. Пододвинь тарелку. Отодвинь стакан. Прольешь. Положи руку так…

ДЕВЯТНАДЦАТЬ ЗАМЕЧАНИЙ ЗА ДВЕ МИНУТЫ!

В порыве трудносдерживаемой эмпатии к несчастной девочке мне в какой-то миг захотелось встать, отобрать ребенка от мамы и высвободить девочку из зоны тотальной опеки.

Воспитанные под тотальным прессом замечаний, одергиваний, запретов, корректировок, беспокойств дети не развиваются. Их префронтальная кора не формирует необходимых моделей поведения. Они включают инфантилизм и слепое инерционное следование. Чтобы сопротивляться нескончаемому потоку и граду ограничений, надо иметь личное пространство для роста, а при такой воспитательной модели его попросту нет. Однажды мама такого ребенка оглядывается на своего сына и вопрошает (сыну уже под сорок): «Что же ты ничего сам-то сделать не можешь? Ну почему ты такой несамостоятельный?» Некоторые бегут к специалисту и требуют: помогите моему сыну избавиться от компьютерной (алкогольной, наркотической и т. д.) зависимости. Да, да… Это связано. Обратите внимание. Бегут не сами сыновья, а мамы. Те самые мамы-гиперопекунши, которые, по сути, так ничего и не изменили в своей модели поведения.3

Недавно услышал хорошее слово. Одна из родительниц привела дочку в танцевальную студию на открытый урок. Мама сидела, наблюдала за уроком. В конце занятия руководительница подошла к маме и спросила, будет ли она отдавать ребенка в их школьный кружок? Мама ответила отказом. На вопрос руководительницы «Почему?» мама ответила: «У вас все дети в школе какие-то задолбашенные».

Задолбашенные дети. Да именно такими они рискуют стать при гиперопеке со стороны взрослых. У них масса прозвищ и определений: безнадежные инфантилы, стукнутые пустым мешком по голове, неудачники, ни рыба ни мясо, бесхребетники, подкаблучники. Велик и могуч русский язык. В специальной литературе для них тоже существуют термины. Попробуйте поискать самостоятельно.

Может быть, для кого-то станет откровением, но гиперопека тесно связана с вашей нервозностью и неуверенностью в себе. Скажу больше, они прямо пропорциональны друг другу. Родителям, проявляющим по отношению к собственным детям гиперопеку, не будет лишним поработать над снятием собственных неврозов и развитием собственной личности, желательно на приемах у специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама, отвали! Что хотят сказать дети, но боятся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Найдите и прочтите в VK прекрасный обзор Евгении Беляковой про инфантов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я