От Человека разумного к Человеку любящему. Россия будущего

Сергей Пикулин, 2022

Каждый, кто понимает пагубность всех современных тенденций к деградации личности и общества (рост проявлений эгоцентризма, психических заболеваний, наркомании, разводов, снижение качества образования, демографическая яма) обязан сам себе ответить на вопросы: А чего я сам хочу лично от общества и государства? К каким идеалам мне стремиться? В каком обществе лично я реально смогу быть счастливым? Какую Россию я хочу оставить своим детям? В книге даны знания и алгоритмы, эффективно применимые в семье, на работе и в обществе. Но всё же рассчитана она на всех тех, кто любит нашу страну и задумывается над ее будущим, поскольку это краткий публицистический набросок новой национальной идеи. Тем не менее, пока издавалась книга, проблема будущего обострилась стремительно. 24 февраля 2022г. Русский Мир перешагнул безвозвратный рубеж, за которым уже нужно чётко понимать: кто мы, чего хотим, куда идём, каким способом и самое главное, что нужно положить в основу нашего Великого Отечества. Книга об этом!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Человека разумного к Человеку любящему. Россия будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая. Кто же ты, человек?

Каждый человек имеет свой внутренний свет. Только у кого-то это свет свечи, а у кого-то — свет маяка.

Тонино Гуэрра. Итальянский писатель, поэт, кинорежиссер

Глава I. Что есть основа жизни

Зри в корень.

Козьма Прутков. Псевдоним группы русских литераторов XIX века

Эта глава основополагающая, поэтому сразу смотрим в корень.

Чтобы перейти к основам понимания смысла нашей жизни, нам придется кратко коснуться представлений о том, что же такое жизнь в принципе и чем отличается живое от неживого.

С философской точки зрения, жизнь есть высшая форма существования материи. В принципе да, все так.

А если конкретнее? Вот тут-то и случаются пробуксовки, так как определения зачастую очень точны только в чем-то одном, но, на мой взгляд, не охватывают в целом все это вселенское явление.

С точки зрения Фридриха Энгельса, одного из основателей марксизма, жизнь есть способ существования белковых тел с постоянным обменом веществ с внешней природой.

Советский биофизик и химик Михаил Волькенштейн дал понятие о живых объектах как об открытых самовоспроизводящихся, саморегулирующихся системах, состоящих из природных биополимеров.

С точки зрения основоположника современной танатологии Мари-Франсуа Ксавье Биша, жизнь есть совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

Этим воззрениям соответствует и второе начало термодинамики, где живой объект представлен открытой системой, вектор развития которой направлен в сторону уменьшения своего внутреннего хаоса.

По мнению Алексея Ляпунова, одного из основоположников кибернетики, жизнь — это высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул.

Согласно официальному определению NASA, выработанному в 1994 году, жизнь — самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции.

Объяснений понятия «жизнь» множество.

Современная биологическая наука предлагает следующие критерии жизни.

• Единство химического состава. В основе всех известных нам живых организмов заложено около семидесяти различных химических элементов, примерно столько же находится и во внешней среде. Вот только представлены они по-разному, так как в основе живых организмов количественно преобладают углерод, азот, водород и кислород.

• Единство структуры. Все живые системы, кроме вирусов, состоят из клеток. Вирусы размножаются только в клетках. Клетка — основа живого.

• Открытость. Все живые объекты открыты для внешней среды и взаимодействуют с ней, обмениваясь энергией и веществами.

• Обмен веществ. Организм синтезирует нужные ему вещества — ассимиляция, разлагает и выводит отработанные вещества — диссимиляция.

• Самовоспроизведение — рост организма за счет деления клеток, запрограммированное природой размножение самих организмов, в основе чего лежит матричный синтез ДНК.

• Рост и развитие — прирост массы организма за счет увеличения массы делящихся клеток и разделение их по структуре и функциям в организме.

• Саморегуляция — поддержание постоянства внутренней среды организма, отличающейся от внешних условий.

• Раздражимость — целенаправленные ответные реакции живой системы на внешние раздражители (свет, температуру, звук, запах и др.) для обеспечения своей оптимальной жизнедеятельности.

• Наследственность и изменчивость. Наследственная передача генетической информации в ДНК с изменчивостью в поколениях за счет накопленных генетических мутаций.

Сейчас активно ведется поиск и внеземных форм жизни во Вселенной. В первую очередь, конечно, исследуются возможности существования жизни аналогичной земной, то есть на основе углеродных полимеров. Тем не менее прорабатываются варианты форм жизни на планетах с гораздо более высокими температурами — на основе кремниевых полимеров и на планетах со значительно более низкими температурами — на основе полимеров азота. Но так или иначе, эти два возможных варианта развития сценария жизни на других планетах ученые пока моделируют по аналогии с земными формами жизни. А могут ли существовать принципиально отличные от перечисленных формы жизни? Ну скажем, какие-либо плазменно-полевые, внеклеточные, имеющие принципиально иные структуры, функции и даже эволюционные механизмы? В настоящее время это вопрос, конечно же, риторический, но чтобы в будущем не попасть впросак с научным восприятием нами чего-либо иного, но действительно живого именно как живого, уже сейчас требуется более емкое и точное определение живого объекта во Вселенной. А почему же только где-то там во Вселенной?! Может быть, даже мы, еще и у себя под боком, что-нибудь или кого-нибудь однажды найдем, рассмотрев ситуацию под таким углом?

Автору посчастливилось проходить многолетнее обучение в Школе Йоги Геннадия Григорьевича Стаценко и изучать его философские воззрения на Вселенную, жизнь и природу, согласно которым любая живая система устойчива настолько, насколько в ней выражены и сбалансированы между собой шесть основополагающих витальных функций: созидание, сохранение, разрушение, защита, управление, трансформация.

1. Созидание — как построение структуры любого живого объекта, все созидательные процессы, происходящие в живой системе. Например, синтез белков, жиров, углеводов, рост и деление клеток, формирование тканей и органов организма.

2. Сохранение — как сбережение жизненных ресурсов, структуры и энергетических запасов в живой системе. Например, запасы жира в тканях или запасы гликогена в печени, депонирование форменных элементов крови в селезенке.

3. Разрушение — как во внешней среде для обеспечения живой системы строительным материалом и энергетическими ресурсами, так и во внутренней среде для ликвидации устаревших структур и иноагентов в виде чужеродных живых систем. Например, процесс переваривания полученной пищи, разрушение клетками-остеокластами устаревших или травмированных костных структур, пожирание белыми кровяными тельцами, так называемый фагоцитоз, отломков крупных органических молекул.

4. Защита живой системы от ее разрушения как извне, так и изнутри. Например, работа иммунной системы организма, органы защиты у растений и животных (приспособительный окрас тела, шипы, колючки, яд, клыки, рога, копыта).

5. Управление всеми витальными процессами как внутри живой системы, так и управление системой во внешней среде. Например, реализация биологической программы, заложенной в ядре большинства клеток, управление тканями и органами с помощью гормонов, аварийное управление организмом при травмах и ожогах с помощью нейронов спинного мозга в виде дуги безусловного рефлекса, поведенческие сигналы, идущие от коры головного мозга в зависимости от изменений условий во внешней среде.

6. Трансформация — как запрограммированные преобразования этой живой системы в виде этапов ее развития и при изменениях условий внешней среды. Например, жизненный цикл бабочки — через яйцо, гусеницу, куколку и бабочку непосредственно, или лягушки — через икринку, головастика, лягушонка, или человека — через эмбрион, плод, младенца, ребенка, подростка, взрослого, старика. Другой пример трансформации — впадение лягушек в анабиоз зимой, когда они сталкиваются с холодом и голодом.

Почему именно такой подход к идентификации любого живого объекта более всеобъемлющ? Потому что любая открытая самовоспроизводящаяся, саморегулирующаяся система, имеющая все шесть перечисленных функций, которые сбалансированы между собой и адаптируют ее к условиям внешней среды, жизнеспособна, а следовательно, она манифестирует жизнь как таковую.

Теперь наберусь наглости и уже вместе с вами сформулирую новое определение живого. Живой объект есть открытая саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система с определенным внутренним уровнем баланса функций созидания, сохранения, разрушения, защиты, управления, трансформации.

То есть по этому определению любой объект Вселенной, имеющий перечисленные признаки: открытость, самовоспроизведение и саморегуляцию в виде баланса всех перечисленных шести витальных функций, живой, вне зависимости от его природы.

Для наглядности пройдемся по примерам.

Первый пример. Вирус вроде бы и не совсем живой. Всего-то молекула нуклеиновой кислоты с генами, помещенная в капсомер — оболочку из белковых молекул. Но капсомер — это помещение для защиты и одновременного сохранения его генов в нуклеиновой кислоте. Сам вирус внедряется в клетку и впрыскивает свою нуклеиновую кислоту со своими генами и перехватывает управление ею. Начинает ее разрушать изнутри, чтобы своими генами созидать множество новых вирусов по своему образу и подобию. А когда иммунная система пострадавшего организма или внешняя среда начнут уничтожать эти вирусы, то с помощью погрешности записей в генах вируса, с помощью естественного отбора какая-то трансформированная вирусная единица сохранится, даст потомство и преобразит данный вид вирусов, обогатив его новым штаммом. А вы там ищите новую вакцину от гриппа и ковида! Между тем (внимание!) защита, сохранение, управление, разрушение, созидание, преображение — все в наличии.

Второй пример. Зерно пшеницы попадает в почву. Под действием влаги и температуры зародыш оживает и потребляет зерновой эндосперм — налицо функция сохранения питания для ожившего зародыша. Затем он растет и пускает корешок в землю — это функция созидания. Через корешок он начинает вытягивать из почвы воду и микроэлементы — налицо функция частичного разрушения внешней среды. Зерно было заключено в достаточно плотную оболочку, само растение плотно укореняется корнями в почву, имеет плотный стебель, а созревающие в нем зерна защищены оболочками злака — это элементы защитной функции. Все процессы в растении запрограммированы и управляются генетической программой — это управление. Растение проходит все этапы своего бытия: зерно, всходы, растущий злак, высохший злак — трансформация. Сохранение, созидание, разрушение, защита, управление, трансформация присутствуют.

Третий пример. Карась родился из икринки. Малек снабжен желточным мешком для обеспечения питания в первые дни адаптации к внешней среде. Желточный мешок — это функция сохранения. Малек стал питаться сначала простейшими организмами, затем мелкими рачками, циклопами и дафниями — налицо функция разрушения. Он начал расти и увеличивать свою массу — это функция созидания. За счет мгновенной реакции своих плавников избегал пасти хищников — защита. Находил нужные безопасные места для ночевок и кормления — управление. В итоге преобразовался от икринки в малька, затем во взрослую рыбу — трансформация. И опять: сохранение, разрушение, созидание, защита, управление, трансформация.

А вот теперь перейдем на более высокий уровень понимания этой глобальной закономерности. Сначала для примера рассмотрим такую аквариумную рыбку, как петушок, самец которой сам выращивает своих мальков. Строит гнездо из пузырьков воздуха на поверхности воды, проявляет созидание. Ухаживает за самкой и приглашает ее в гнездо — налицо управление ситуацией. После кладки икринок прогоняет самку и кидается на каждого, кто приближается к гнезду, — защита. По мере неминуемого изнашивания и разрушения гнезда непрерывно достраивает его новыми воздушными пузырьками, ловит пастью самых шустрых, но еще не сформировавшихся мальков и выплевывает их обратно в гнездо — сохранение. При этом он поедает белые неоплодотворенные икринки, чтобы те своим гниением не навредили живым икринкам, — разрушение. Обеспечивает все этапы процесса: сооружение гнезда, нерест, созревание икринок, вылупление личинок, формирование и подрастание мальков — трансформация. Вот какой молодец! Ведь у него все схвачено: созидание, управление, защита, сохранение, разрушение, трансформация.

Внимание! Мы только что рассмотрели процесс, когда теперь уже сама живая система — маленькая тропическая рыбка петушок демонстрировала свое поведение вовне по перечисленным шести витальным функциям, следуя своим эмоциям и повинуясь инстинктам. Кто когда-нибудь внимательно наблюдал, насколько страстен и самоотвержен самец петушка во время нереста и выхаживания мальков, тот может понять, в чем смысл жизни для этой рыбки и насколько она осознает важность для нее этого процесса. Примеры с пчелами и муравьями, рептилиями, птицами и млекопитающими предлагаю вам найти и разобрать самостоятельно, а также хорошо обдумать полученные знания. Хочу лишь заострить ваше внимание на том, что по мере своей эволюции живые существа все больше и больше в своем поведении проявляют заботу не столько о себе, сколько о своем родном сообществе, они способны для него созидать, его сохранять, для него разрушать, его защищать, им управлять и готовить его преобразование. Почему? Да потому, что это сообщество — основа их выживания и смысл их жизни. В процессе эволюции поведение живых существ становится все более осознанным, и они начинают проявлять к своим «соплеменникам»… любовь!

Кто сказал, что в природе выживает сильнейший? По моим наблюдениям, отнюдь нет! В любой природной системе выживает лишь наиболее приспособленный к условиям ее существования. Да, но по воле случая, чисто эволюционно в нашей Вселенной, или уж по крайней мере на Земле, вроде как дан зеленый свет приспособленным живым объектам с оптимальным балансом в них функций созидания, сохранения, разрушения, защиты, трансформации.

Ну да, ну да! Ведь если много, долго и методично сравнивать по единству шести витальных функций живые организмы, то получается, что есть все же какая-то регулирующая основа баланса созидающей, сохраняющей, разрушающей, защитной, управляющей и трансформирующей функций любой живой системы. Более того, если этот баланс системы по каким-либо причинам нарушен, наступает болезнь и смерть любого организма.

Вот такие дела: начали с вируса, как сцепки между собой макромолекул, а закончили поведением животных и проявлением ими чувства любви!

Когда идет разговор об этих общих для всех живых систем функциях, у меня создается такое впечатление, что во Вселенной все же существует определенная глобальная закономерность, которая, подобно закону всемирного тяготения, как бы селекционирует все эти системы по оптимальному в них балансу шести основополагающих витальных функций. Мысленно я рассуждаю так: если, по данным физиков, со времен еще гипотезы Луи де Бройля, вся наша жизнь похожа на сплошной волновой процесс, то не звучит ли в этом матричном хоре высоких волновых энергий «скрипка» того «волнового фона», который «выпестовывает» этот оптимальный баланс созидающей, сохраняющей, разрушающей, защищающей, управляющей и трансформирующей функций любой живой системы?! И если это так, то получается: чем более полно живая система созвучна подобному «волновому фону», тем дольше и эффективней она существует.

Более того, стремление к этому же процессу эволюционно стойко закрепляется и в поведенческих стереотипах животных. То есть сами особи, уже руководствуясь вроде как собственным свободным выбором, стремятся к проявлению заботы и даже к совершению самоотверженных поступков.

Особенно это четко прослеживается у стайных животных. Вспомним хотя бы множество трогательных историй об охотничьих псах, пожертвовавших собой для спасения хозяев, о личной и коллективной заботе о своих сородичах в стаях приматов, енотов, сурикатов и гиеновидных собак, о фактах усыновления и воспитания животными детенышей другого вида, даже маленьких детей. Все это говорит о том, что такие чувства и качества, как эмпатия, любовь, забота, самоотверженность, милосердие, в значительной мере уже присущи высшим животным. С животными вкратце разобрались.

А чем же является сам человек? Что из себя представляет сущность любого человека?

Человек наделен функционирующим физическим телом, состоящим, конечно же, из атомов (каждый из которых та еще сложная штучка). Эти самые атомы слагаются в простые и сложные органические молекулы (у всех молекул специфический норов и предназначение). Молекулы выстраивают живую «материальную часть», представленную клетками. Каждая клетка имеет свое достаточно сложное устройство, свою программу развития, свое предназначение, свой норов и даже свою судьбу. Все эти клетки, по сути, представлены своеобразными семьями и народами, именуемыми тканями. Каждая клеточная ткань (эпителиальная, нервная, мышечная, соединительная) имеет свое конкретное предназначение, свою структуру и даже свою «жизненную философию». Ткани слагаются в органы, каждый орган также наделен собственной программой, имеет структуру, функцию, предназначение и судьбу. Органы составляют системы организма (пищеварительную, дыхательную, нервную).

В организме также существуют различные течения в виде токов крови и лимфы, различные ритмы и многоуровневая система управления. В таком едином комплексе системы органов составляют человеческий живой организм.

А еще в теле человека есть многие миллиарды микроскопических организмов, которые считают его своей средой обитания. Это, во-первых, живущие с ним в симбиозе бактерии кишечника, кожных покровов и слизистых (без них нам нормально не жить); во-вторых, приживальщики, которые приспособились жить на человеке и вроде бы сильно не вредят, но иногда бузят, как мигранты-нелегалы, что иногда проявляется, например, в виде воспалений слизистых; в-третьих, откровенные паразиты, живущие только для себя (вирусы, бактерии, грибы, черви и даже насекомые, например кожные микроклещи).

Помимо пришельцев, человеческий организм — пристанище для различного рода собственных «отступников» и «преступников» в виде опухолевых структур; одних он откровенно давит, с другими договаривается.

Человеческое тело, как и тело любого живого существа, мертво без полевого сопровождения, представленного эфиром, который по сути есть проявление всех электромагнитных взаимодействий органов и составляет его эфирное поле, по чьему качеству можно судить о состоянии здоровья человека. Это используют в ЭКГ, например.

И вот всю эту «палитру» также можно легко и непринужденно разложить на функции созидания, сохранения, разрушения, защиты, управления и трансформации.

Созидание. В человеческом организме идет непрерывный процесс синтеза собственных белков, жиров и углеводов, растут и размножаются новые клетки.

Сохранение. Организм непрерывно поддерживает свои структуры и функции на приемлемом уровне, делает себе запасы питательных веществ, нужных клеток крови и др.

Разрушение. Функция представлена процессами переваривания пищи, уничтожением внутри организма его отмерших структур в органах и тканях.

Защита. Функция представлена иммунитетом, анатомическим строением человека, где жизненно важный орган — мозг помещен в костную черепную коробку, а сердце и легкие защищены ребрами и мышцами.

Управление. Эту функцию выполняют эндокринные органы, периферическая нервная система и центральная нервная система.

Трансформация. Это вся жизнь человеческого организма от зачатия до рождения, от младенчества до старости и смерти.

И что получается? Каждый человек является этакой мини-вселенной, сразу вмещающей в себя очень многие формы бытия.

Однако функционирование человеческого организма зависит не только от потребляемых воздуха, пищи и воды. Очень и очень во многом состояние здоровья человека зависит от его мыслей, которые порождают различные чувства. Они в определенной степени влияют на поведение и образ жизни человека, которые, в отличие даже от самых высокоорганизованных животных, четко зависят от среды, где изначально сформировался этот индивид. Они также зависят от того, насколько в окружающей среде этот человек сам потенциально способен свободно созидать все ему нужное, сохранять это, разрушать все реальные препятствия к этому, защищать это, управлять этим и быть готовым к определенной своей трансформации, насколько сам он способен реализовать потребности своей души, и при этом абсолютно неважно, кто и какой смысл вкладывает в природу оной! Ведь каждый ищет признания себя в обществе и даже чьей-то любви…

Вот о человеке и о любви, как о природных и социальных явлениях, мы будем дальше размышлять в этой книге.

Глава II. Тонкая красная линия: от палеолита до современности

Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта.

Клод Леви-Строс. Французский этнолог, социолог, философ, культуролог

До сих пор распространено мнение, что в животном мире основным двигателем выживания организмов являются инстинкты. Но инстинкт — это фиксированный комплекс действий организма на появившийся ключевой стимул, обеспечивающий одну из основных жизненных потребностей (пищевая, половая, оборонительная). Иными словами, это сложное бессознательное поведение, доведенное до уровня автоматизма и закрепленное эволюционно в генах конкретного животного. Вот пример: паук плетет сеть и поедает попавшихся мух, таким образом демонстрируя наблюдателю достаточно сложное поведение. Но инстинкт можно легко обмануть. Этим пользуются птичьи паразиты — кукушки, подбрасывающие свои яйца в чужие гнезда; в итоге птичья семья интенсивно обслуживает одного ненасытного кукушонка, обрекая на погибель свое кровное потомство, и ничего с этим поделать не может. Инстинкт, понимаете!

Инстинкт обуславливает сложное, но строго упорядоченное, практически безрассудное поведение и удобен лишь при постоянстве исходных условий внешней среды. При частой же смене внешних условий инстинкт значительно проигрывает формирующимся условным рефлексам и элементам рассудочной деятельности. Научно доказано: чем сложнее животное, тем больше в его поведении интеллекта и опыта и гораздо меньше истинного инстинкта, от которого остаются лишь обрывки в виде отдельных безусловных рефлексов. Как таковых инстинктов уже крайне мало у высших млекопитающих, и их уже почти совсем нет у человекообразных обезьян. Если описывать поведенческие реакции высших приматов, то там уже речь идет не об инстинктах, а о врожденных и условных рефлексах, а также об определенных потребностях: пищевой (прокормиться), половой (утолить сексуальный голод и размножиться), оборонительной (защититься), социальной (сориентироваться в своем сообществе), познавательной (изучить окружающий мир), доминирующей (самоутвердиться и добиться для себя побольше благ). И эти самые потребности лишь стимулируют всю рассудочную деятельность высших приматов. Поэтому основное поведение у человекообразных обезьян обусловлено их воспитанием. Например, эти обезьяны в процессе целенаправленного воспитания людьми уже способны на вполне осмысленное общение с исследователями с помощью языка жестов или символов и показывают определенный уровень интеллекта.

Но все же, когда начинаешь интересоваться происхождением человечества, возможностями, образом жизни ископаемых людей эпохи палеолита и современных племен, живущих в дикой природной среде, то возникает ощущение, что между животным миром и человечеством условно проведена тонкая красная линия. Прослеживается эдакий невидимый водораздел, отделяющий таких крупных млекопитающих, как люди, от других представителей животного мира. Вот этого принципиального отличия и надо коснуться.

В процессе дальнейшей эволюции на первое место вышла и даже гипертрофировалась способность добывать знания об окружающем мире (об огне, дереве, камне). На основании полученных знаний (истин) приобретался уже личный опыт (разведения огня, изготовления рубила и копья), а при устойчивом опыте вырабатывались навыки, и при разных вариациях применения этих навыков формировалось умение (в любых погодных условиях разводить огонь, молниеносно и из любого положения использовать рубило и копье). Но все это нужно было знать не только отдельному человеку. Для того чтобы ему самому было легче выжить, нужно было передать эти знания своим подрастающим сородичам. А как передать? Да в виде личного примера и какой-нибудь системы сигналов, обрисовывающей другим людям картину окружающего мира. Вот ею и стала непрерывно совершенствующаяся система звуковых сигналов, эволюционно перешедшая в речь. В отличие от всех высших животных человек уже мог не только что-то показывать своим детям, но и об этом рассказывать. А с помощью речевых символов и знаков люди научились передавать личные знания и свой жизненный опыт от поколения к поколению.

Человек — существо с поразительно затянувшимся по времени детством. Почему? Да именно потому, что он для своего выживания интенсивно использует разум. Чтобы организовать этот разум должным образом, человеческому мозгу нужно развивать и использовать систему речевых символов, а с помощью их строить умозаключения и разрабатывать порой очень сложные алгоритмы поведения, способствующего выживанию как каждого отдельного человека, так и всего его общества — рода или общины. Вот так в человеческом обществе и были сформированы первые зачатки культуры! Именно следы такой первобытной культуры уже видны среди останков древних неандертальцев и кроманьонцев. Ведь культура — это и речь, и образ мыслей, и образ жизни, которые каждый из нас впитал через воспитание. Следовательно, человек вообще без какой-либо культуры — человеком быть не может! Поэтому на такое основательное обучение матушкой-природой даны человеку достаточно долгие, но все же жесткие временные ограничения! А дальше? Кто не успел — тот опоздал! Все мы помним о незавидной судьбе детей-маугли, воспитанных с младенчества в животных сообществах (волки, приматы). Только кто успел, тот и получил не только речь, знания, опыт, навыки и умения, но еще и внутренний нравственный запал для самосовершенствования!

Нам всем известно, что человек, особенно под давлением жестких обстоятельств и ради своего выживания, способен быстро прогрессировать, набирая новые знания и вырабатывая порой абсолютно неизвестные ему ранее навыки и умения. С помощью такого интеллектуального багажа человек способен приспособиться к самым невероятным для него природным условиям (например, глубоководные погружения и выход в космос).

Следовательно, человечество как вид, в силу имеющихся разума и культуры, обречено на свою сознательную эволюцию!

Поэтому вводя определение «человек», важно учитывать, что он:

— представитель вида общественных живых существ, обладающий разумом (рассудочным сознанием), развившимся на основе трудовых навыков и системы речевых символов;

— стремящийся к сознательному добыванию, сохранению, передаче и практическому применению знаний о себе и мире;

— благодаря чему потенциально способный к гармоничному совершенствованию своей и окружающей природы.

То есть человека изначально делает культура его же общества!

Культура каждого человеческого сообщества продиктована:

1) природными условиями и климатом (быт и образ жизни народов за полярным кругом значительно отличается от таковых у народов в экваториальных тропиках);

2) родом занятий (кто-то жил охотой, рыболовством и собирательством, кто-то — земледелием или скотоводством);

3) характером взаимоотношений внутри своей общины, а также с соседними общинами (кто-то устанавливал всеобщее равенство и жил товарообменом и сотрудничеством, а кто-то устанавливал беспрекословное подчинение внутри общины и жил войнами и грабежами);

4) предысторией своего народа, его традициями, прежним образом жизни и верованиями.

Поэтому на сознание каждого человека влияет его так называемый культурный код — цепь ассоциаций, стимулирующих в человеке определенный тип его непосредственного мировосприятия и поведения. Этот код обусловлен:

• языком человека, как системой его мышления и мировосприятия;

• воспринятыми в народном творчестве фольклорными сюжетами, впитанными им с раннего детства, в которых прорисованы модели поведения человека, как надо и как не надо поступать;

• усвоенными каждым человеком обрядами, обычаями, нравами и традициями, а именно: как готовить и принимать пищу, осуществлять уход за своим телом, как общаться в кругу родных, принимать гостей, как общаться с противоположным полом, как растить детей, как строить, сеять и жать и т. д.;

• исторически памятными для каждой родовой общины местами, где, как правило, определенным ее героем был осуществлен судьбоносный выбор, приведший к ее спасению и процветанию.

Те общины, что выживали и побеждали, получали возможность размножиться и создать племя как союз родственных общин. Каждое племя характеризовалось своим языком и своей культурой. Союзы родственных племен образовывали народы.

Некое множество первобытно-общинных племен, или народов со своими проверенными культурными наработками, когда совершенно добровольно, а когда и принудительно, но все же однажды сформировали государство. Первоначальное государство на своей территории образовывало общность людей, которую уже принято называть народностью.

Народность — исторически сложившаяся общность людей, возникающая из отдельных племен при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

А поскольку теперь всем этим людям нужно было жить по общим законам, то на основании определенных договоренностей они со временем сформировали свой язык, культурный уклад, между ними исторически завязывались тесные экономические отношения, возникали общие традиции. Так что на стадии возникновения государства, как правило, общепринятая культура множества народностей и религиозных сообществ и национального их наследия формировала уже нацию.

Нация — исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны единые экономические связи, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии.

Представители одной нации прекрасно понимают друг друга, но при этом зачастую они уже не в состоянии проследить между собой кровное родство. Любая нация оставляет свое наследие и имеет собственную, национальную, культуру.

Не весь опыт таких культур попадет в копилку мировых ценностей, но есть безусловные, общепринятые вещи, которые понятны и представителям других национальных культур.

Сумма общепринятых понятий и наследий из национальных культур образует общемировую культуру.

Вот так и формируется определенная культура, которая, в свою очередь, создает определенного человека. В отличие от животных на любого человека влияет та культурная среда, в которой он существует. Там, где есть человек, там всегда уже есть культура; уровень культуры у людей может быть разным, но она всегда была и есть, даже в самых отсталых племенах. Предкультуры как таковой у людей быть не может, она вся осталась там, у высших животных, в сообществах приматов, например.

Там, где человек представлен именно как человек, там незримо присутствует и его культура, и это очень важно всегда понимать!

Тем не менее, сама культура абсолютно любого общества формируется из источников, возникших на определенных основах.

Глава III. Источники и основы формирования культуры

Культура — это память человечества о самом себе.

Алексей Тегин. Художник, мистик, музыкант

Культура человечества раскладывается на целый ряд составляющих, которые можно разделить на источники и основы. Поясню на примере. Любой водный источник бьет из-под земли благодаря давлению воды в глубинной основе — подземном течении. Так же и любой культурный источник формируется и проистекает из более глубинной основы.

Начнем с источников.

Этикет — свод общих правил поведения людей в определенном обществе, поддерживающий представления данного общества о подобающем.

Этикет разных народов и стран может быть крайне противоречив.

Так, в России и Европе считается, что чавкающий человек выказывает окружающим свое пренебрежение, а в Японии — подчеркивает этим кулинарный изыск и уважение к приготовившему это блюдо.

В России птицу едят руками, в Чили есть руками нельзя ничего, даже картофель фри, а в Индии руками едят практически все. «Употребление пищи с помощью вилки и ложки равносильно занятию любовью с помощью переводчика», — писал индийский политик Джавахарлал Неру.

Обычай — исторически унаследованный стереотип поведения в определенной социальной группе.

Обычаи у разных народов могут быть прямо противоположными.

На Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты) опасно самому вступать в разговор с незнакомыми женщинами, пристально их разглядывать, даже если они под чадрой, тем более брать их за руку или под локоть. Это обусловлено жестким ограничением контактов женщин с чужими мужчинами. Мусульманский отец четко понимает, что воспитывает только своих детей, и не имеет ни к кому претензий. Так было принято для защиты института семьи, и это неукоснительно соблюдается.

А еще в позапрошлом веке у некоторых народов Крайнего Севера, Камчатки и Чукотки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Если женщине удавалось при этом забеременеть, то счастливое событие праздновали всем селением. Возникновение этого обычая было связано с крайней малочисленностью населения и частыми вынужденными близкородственными браками, ведущими к ослаблению генофонда и вымиранию. Со временем он перестал быть остро актуальным и сошел на нет.

Нрав — стереотипные эмоционально-поведенческие реакции личности на различные события, исторически выработанные определенной социальной группой.

Даже в разных местах одного города (Манхэттен и Гарлем в Нью-Йорке), не говоря уже о разных странах, нравы могут быть принципиально иными.

Если демонстративно уступить место в метро пожилой или беременной женщине в Северной Америке или в Западной Европе, то можно нарваться на их искреннюю обиду и осуждение в сексизме и даже имеется определенная доля риска стать фигурантом судебного разбирательства.

А если так же демонстративно не уступить место в метро данной категории граждан в России, то можно быть обвиненным в бытовом хамстве окружающими и даже стать антигероем ютьюба.

Церемонии: обряды и ритуалы.

Обряд — ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение бытовых или гражданских актов (совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности) преимущественно религиозно-культового характера. Например, посевной, свадебный и погребальный обряды разных народов.

Ритуал — это торжественный официальный акт, при проведении которого четко установлен определенный порядок действий — церемониал. Например, ритуалы принятия воинской присяги или заступления в наряд, ритуалы судебных заседаний или партийных собраний.

Мораль — свод этикета, нравов, обрядов и обычаев, исторически сложившихся в определенном социуме, регулируемый на уровне общественного осуждения/поощрения для сохранения устоявшегося общественного уклада.

Мораль разных обществ — вещь хоть и стойкая, но далеко не такая уж универсальная. Она зачастую уже преднамеренно разделяет людей на высших и низших, правильных и неправильных.

Приведу примеры.

Мораль индийского кастового общества до сих пор основана на изоляции одних каст от других и предписывает им резкое ограничение в общении, зачастую доводя ситуации до полного абсурда: когда члены Компартии Индии на съезде провозглашают равенство, они сидят в разных концах зала, по кастам; обедают они, согласно своей касте, в определенном районе города.

По наблюдениям российского историка Андрея Фурсова, буржуазная мораль Великобритании также во многом регламентирует ограничение в общении между разными сословиями и иерархическое разделение людей. Мораль апартеида в Претории и мораль США еще в середине XX столетия четко разделяла людей по расовому признаку — на продвинутых белых и дремучих черных.

Мораль Третьего рейха так же откровенно разделяла людей по национальному признаку — на высших и низших.

Советская же мораль осуждала разделение людей по расовому и национальному признакам, но проявляла негативное отношение к выходцам из буржуазной и аристократической среды. Так, актриса, сыгравшая роль главной героини в советском антирасистском фильме «Цирк», Любовь Орлова сама вынуждена была тщательно скрывать свое дворянское происхождение.

Закон — свод правил и норм, властно закрепленный и предписанный в определенном социуме или государстве и насаждаемый силовыми методами. Например, закон кровной мести при первобытно-общинном укладе, административное и уголовное право любого государства. Законы разных государств есть лишь силовое продолжение их общественной морали.

Этика есть основанный на приязни к окружающему миру универсальный свод понятий, определяющих гармоничное поведение любого индивидуума в любой общности. Это самый высокий уровень нравственных отношений между людьми, стойко закрепленный и отраженный по всему миру в фольклоре народов, живущих в абсолютно разных условиях, но эмпирически выведших определенный универсальный свод межличностных законов человеческого общежития, со временем провозглашенный также и в целом ряде мировых религиозных учений. Например, это природные этические законы:

• верность данному обещанию;

• передача другим людям только лично проверенной информации;

• запрет на агрессивно-эмоциональное осуждение окружающих;

• отзывчивость на чужую просьбу;

• личная заинтересованность в непременном выполнении самим человеком действий по отношению ко всем его планам, делам и обязанностям;

• приветствия и почитание окружающих;

• умение жить, творить и осознавать себя в настоящем;

• осознание и использование ценности того, что имеешь от природы на день нынешний. Иллюстрации к этому пункту: любые сказки народов мира, Нагорная проповедь в Евангелии (мы еще вернемся к ней на страницах этой книги).

Теперь перейдем к основам. Уже на этапе формирования самых ранних и самых примитивных государств культура также стала официально подпитываться от (уже финансируемых самим государством) трех ее параллельных основных составляющих: науки, религии и искусства.

Наука.

Как мы уже рассмотрели в предыдущей главе, в основе деятельности человечества, находящегося на любой ступени развития, лежит непрерывное добывание знаний об окружающем мире, и именно тогда, когда возникла потребность эти знания передавать, возникли человеческая речь и культура. Именно процесс добычи, сохранения и передачи знаний об окружающем создал человека разумным.

Знания добываются:

1) на практике через постижение очевидных истин: вода мокрая, огонь горячий, снег холодный, а из снега под влиянием огня образуется вода и тушит этот огонь;

2) через практические действия: дерево горит, подожжешь его — получишь тепло; камень колется, расколешь — получишь рубило; сухая трава мягкая и на подстилке из нее теплее лежать;

3) через сравнение: одна добытая косуля лучше, чем три добытых зайца; лучше в одиночку иметь дело с одним медведем, чем со стаей голодных волков;

4) через вычленение свойств или анализ: снег вообще-то холодный, но при сильной снежной буре от его напора можно укрыться в норе, вырытой именно в глубоком сугробе или даже сделать из него иглу (снежное жилище); степной пожар опасен, но своевременный пал травы вокруг защищает от его разрушительного воздействия;

5) через обобщение: и оленья, и медвежья, и баранья шкуры защищают от холода;

6) через описания: чем точней и понятней опишешь путь к заветному потайному охотничьему проходу через горный хребет и дашь правильные ориентиры, тем быстрей доберутся до места те, кому ты это описание адресовал; если они выживут, то смогут передать свой маршрут по наследству другим;

7) через расчет: при длительном опасном горном или пустынном переходе важен расчет сил, провизии и оружия при охоте на крупного зверя (где расчет, там появляется уже и счет);

8) с помощью опыта или эксперимента — когда что-то делается впервые практически на основании определенных умозаключений и затем оценивается полученный результат через те же описание, сравнение, расчет, вычленение, обобщение: какой-то съедобный злак дает зерна, а вот зерна этого злака, рассыпанные в нужном месте, дают поля этого растения, а уже при специально вскопанной почве тотально бурно всходит этот злак. Все! И не надо по степи все время кочевать — сей и собирай, тут же, на месте…

Прописная истина? Да, конечно! И ведь кто-то когда-то наверняка сначала выдвинул такую теорию, а потом, может быть, всю свою жизнь положил, но доказал все это экспериментальным путем, и современное цивилизованное человечество во многом успешно именно благодаря выращиванию на планете огромной массы злаковых культур. Как говорится, «попробуйте — узнаете, а не проверите — не узнаете». Так вот, именно тот, кто собирал, хранил и передавал подобные знания, тот и ценился в общине, потому что для выживания нужны были знания, опыт, навык, умение. Читать следы животных и формировать ловчие ямы — наука, знать свойства трав и сезоны сбора плодов — наука, разводить огонь и создавать нужный скол у камня — наука.

Поэтому с какого-то определенного времени в любой общине появились свои хранители знаний, а значительно позже, в самых первых государствах их уже называли мудрецами, уже появилась даже такая профессия, и они несли людям науку о жизни. Такие мудрецы — от Платона, Архимеда, Аристотеля, Пифагора и до нынешних создателей адронного коллайдера и Григория Перельмана, доказавшего теорему Пуанкаре, — все это люди науки. Наука несет нам различные инновации, повышает уровень цивилизации и так или иначе очень значительно влияет на формирование человеческой культуры. Пример тот же: с выращиванием пшеницы, ржи и ячменя. Обретя технологии выращивания злаков, люди от кочевой культуры собирательства перешли к оседлой культуре земледелия, при которой однозначно повысилось качество жизни в общине, более того: со временем у них появились излишки, на основании которых закономерно расцвела торговля, появилась частная собственность, затем возникли классы, интенсивно и стойко сформировалась современная, известная нам всем моногамная семья и возникли первые государства со всеми дальнейшими, отчасти известными нам из истории, перипетиями. Подобные же метаморфозы общества можно также проследить и в связи с изобретением колеса и многого еще. Так что культура людская, очень даже во многом, основана на добытых и примененных на практике знаниях, а это все и есть наука. Но вот только во всем этом есть одно НО!!! Сама по себе наука, в отрыве от этики, может в одночасье стать безжалостно циничной (изуверские медицинские эксперименты на людях в нацистских концлагерях), поэтому-то очень важно, кто и как ведет научные разработки и в чьи руки попадает та или иная инновация.

Религия.

Чтобы подойти ближе к сути следующей основы, хочу напомнить об интересных фактах из отечественной космонавтики. Советские космонавты — продукт героической советской эпохи, где все стремились опираться именно на научный подход, кроме того, вынужден напомнить, что это была эпоха воинствующего атеизма. Замечу также, что космонавты прошли жесточайший отбор у психиатров. Тем не менее до сих пор они перед полетом неукоснительно выполняют профессиональные обряды, суеверно считая, что их нарушение непременно приведет к неприятностям в полете. Поэтому у космонавтов принято:

— расписываться на двери гостиничного номера, где проведена ночь перед полетом;

— перед полетом всем вместе расписываться на бутылке водки, которая распивается уже после полета, на месте приземления;

— обязательно пересматривать фильм «Белое солнце пустыни» накануне вылета;

— старт космического корабля никогда не называется последним, его предпочитают называть крайним или итоговым;

— перед посадкой в космический корабль каждый космонавт должен получить символический дружеский пинок от непосредственного начальника и другие, казалось бы, паранойяльно-навязчивые действия.

Что же это? Может, у русских просто менталитет такой? Ничего подобного. Американские астронавты характеризуются такими же суеверными чудачествами. Все вполне объяснимо! Огромный риск и мужество быть космонавтом. Более того, как теперь известно, целый ряд космических полетов проходил, не побоюсь такого определения, в нештатных ситуациях, за пределом прогнозируемых ЦУПом человеческих возможностей, да и не всегда все возвращались из полета. На кону у каждого космонавта стоит его жизнь и огромнейшая ответственность перед страной, снарядившей и отправившей его в космос. Поэтому, детально разбирая все предыдущие успешные полеты с момента подготовки к ним, люди подсознательно стараются копировать поведение своих предшественников даже в таких вроде бы незначительных бытовых мелочах. В этих действиях они перед лицом неизвестного черпают надежду и веру! Вот это-то явление и разберем подробнее.

Поделюсь с вами, читатель, своими личными соображениями. Обратимся снова к нашим далеким предкам, идущим на добычу пропитания для своей общины. На кону любого охотника стояла его жизнь и огромная ответственность перед всеми близким. Ведь от его действий зависело, получит ли община еду, а с ней и шанс на дальнейшую жизнь. Наверняка и там добыча крупного травоядного или победа над таким хищником, как медведь, достигались подчас уже за пределами возможного когда-либо ранее. Люди мало еще знали мир, следовательно, много времени уделяли своим чувствам, предчувствиям, ощущениям, снам, видениям, интуиции. Чтобы успешно охотиться на большого зверя, нужно было сонастроиться с его повадками, начать мыслить категориями животного, применяя при этом свой опыт и интуицию, напрягая все свои душевные силы. Часто такие люди получали подсказки в снах, общаясь со своими умершими родственниками либо даже с объектами своей охоты. Были у них и спасительные озарения, и видения, которые выводили их на долгожданную добычу или же спасали жизнь всей общины от стихийных бедствий и вражеских нападений. Сотни тысяч лет жизнь человека и зверя протекала с максимальным напряжением всех сил, с напряжением всех органов чувств, интеллекта и интуиции, с ментальным обращением к чему-то спасительному, что может предсказать беду или отвести ее в самый ответственный момент. Человек мысленно обращался к зверю, зверь также вчувствовался в человека с целью выжить. Звери добывали друг друга, заодно и людей, люди добывали зверей, заодно и друг друга. Но и те и другие выдавали эмоции и мыслеформы. Все это так или иначе оформлялось в виде эфирных волн, создавая общую волновую конвергенцию, которую кто-то из людей и научился распознавать в виде чувственных образов. Чтобы выжить, нужно было наесться! Дети с надеждой смотрели на матерей, женщины на мужчин, страстно желая им добычи, мужчины чувствовали этот мощный энергетический посыл и использовали его для достижения своей цели на охоте. Ведь живой человек является одновременно приемником и передатчиком энергетических волн. Общее страстное пожелание от всей общины удачи на охоте так или иначе передавалось охотникам и тем самым придавало им значительные силы. Такой или подобный ему механизм и именуется эгрегором.

Эгре́гор (от др. — греч. ἐγρήγορος, «бодрствующий») в оккультных и определенных религиозных движениях — душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.

Люди разные, способности разные, кто-то интуитивно или другими способами научился распознавать подобную информацию. Со временем во многих общинах возник даже особый духовный статус — шаман. Шаман — лицо, целенаправленно контактирующее с умершими предками и духами. Ну, умершие предки — вроде бы понятно. А вот кто же такие духи?

Осмелюсь написать следующее: шаманы, вступающие в контакт с духами, помимо людского общинного эгрегора, не научились ли за сотни тысяч лет контактировать с эгрегорами животных популяций?! Ведь те животные (лоси, олени, волки, медведи и др.) тоже имеют и помнят ближних своих предков, хотят жить, проявляют сильные эмоции и тоже значительно рассчитывают на свою интуицию. Значит, и среди них может быть какая-то общая собирательная волновая энергия и даже примитивнейшие культурные традиции, заложенные их лидерами и переданные им через воспитание их матерей.

Тогда не могут ли отдельные популяции разных видов животных, в определенном устоявшемся биогеоценозе, образовывать общий, единый с местными людьми эгрегор? То есть своими желаниями и эмоциями люди и животные как бы продавливают и формируют единый вектор развития событий. Если это действительно так, то ведь и впрямь возможна какая-то регуляция пространства-времени на уровне появления усиленно запрашиваемого, а вроде бы как и случайного события на физическом уровне. Случайность? А если вдруг в ней какая-то закономерность все же есть? Тогда к тому, кто там, в этой не видимой простым глазом энергетической закономерности, координирует такие-то события, наверное, можно обращаться с просьбами и подношениями. Ну ведь так и поступают люди, до сих пор живущие в дикой природе! Этим-то как раз и можно объяснить значение тотемного животного для общины. Допущу большее! Если есть такая координация в пределах одного биогеоценоза, то определенно она может быть и в пределах других, значит, наверняка есть слияние этих общих эгрегоров на каком-то более высоком уровне. Тогда возможна и определенная иерархия в эгрегорах, ведь вся наша планета населена живыми существами, между которыми возможен интенсивный и не учтенный на сегодняшний день волновой информационный энергообмен. А не кроется ли уже в этом или подобном ему явлении феномен Бога?! Настоящих же контактеров среди людей не так много, и они, интуитивно попадая пальцем в небо однажды, реально помогают общности выжить, делятся с другими своими личными, субъективными, мистическими переживаниями, описывая конкретные свои чувственные впечатления. Остальные же просто слепо, но зато очень педантично следуют их предписаниям и заветам до тех пор, пока это работает. На каждой части земной суши есть свой такой авторитет с его заветами и есть его последователи. В этом и ответ на вопрос о многообразии религий. Я лично ничего не утверждаю. Это лишь просто гипотеза, просто мысли вслух… Может быть, так, а может быть, и не так, но на уровне людских убеждений, эмоций и веры эгрегор реально работает!

Приведу примеры. Началась жесточайшая по своему накалу и огромная по масштабу Великая Отечественная война. В июле 1941 года поэт Константин Симонов написал пронзительное стихотворение «Жди меня», которое с 1942 года мгновенно распространилось среди советских войск и стало очень популярным. Более того, в 1943 году это стихотворение было переведено австрийским поэтом Эрихом Фридом и получило такую же невероятную популярность по другую сторону фронта. Почему? Просто талантливый солдат-поэт, в самом начале войны оказавшийся во вражеском окружении, столкнувшийся с безнадежностью и отчаянно прочувствовавший весь масштаб творящегося горя, донес до таких же, как он, крик своей души, отчаянный внутренний призыв к любимой женщине, к своей жене. На той ужасной по своей жестокости и непримиримости войне перед лицом смерти у людей обострялась их интуиция, и солдаты обеих армий подсознательно чувствовали, как важна энергетическая подпитка от семьи, от любящей женщины, когда четко обозначены смыслы в жизни и есть цель вынести все. Так реально работает семейный эгрегор и у солдата, и у моряка, и у космонавта.

Вспомним, как в Великую Отечественную войну люди сохраняли и выносили из окружений знамена полка. Остался последний боец, перешел линию фронта и умер, израненным, тут же в окопе, а другие солдаты на его теле нашли спрятанное им знамя и доложили своему командованию. В результате знамя полка попало в генштаб. А ведь по традициям и русской, и советской армии такой полк официально сохраняется, и при этом в него набираются уже совершенно другие люди, которые вновь сохраняют знамя, знают героическую историю полка и даже передают друг другу новейшую легенду об этом знамени. И в решающий час знамя вновь выносится на боевые позиции, и при виде его силы теперь уже этих новых, незнакомых с прежними, людей умножаются, и они делают зачастую невозможное (во время боя бойцы закатили на гору вдвоем тяжелое гаубичное орудие весом не менее полутора тонн).

Полковое знамя в своем физическом исполнении — лишь фетиш, но вот за ним-то как раз стоят серьезные силы! Откуда эти силы?! Из эмоций и веры людской! Но ведь за любой силой стоит энергия. Откуда же здесь энергия у подчас отчаявшихся, израненных, измученных, оборванных, истощенных и уже плохо вооруженных людей? Да вот хотя бы из этого самого эгрегора полка, из мыслей, чувств, чаяний и переживаний всех ранее служивших и погибших под этим знаменем, ведь мысли и чувства бывают очень сильны до неимоверной материальности, хоть на первый взгляд вроде бы и не материальны! Но тот, кто в этот момент, сонастроен с ними на одной длине и частоте волны, имеет мощную эмоциональную и энергетическую подпитку и способен на совершение чуда.

Именно подобный эгрегор (но при этом у каждых свой!) и научились использовать и подпитывать молитвами, ритуалами, жертвоприношениями и обрядами шаманы, монахи и священнослужители. Совершенствуя природу этих взаимоотношений, адепты различных религий в своих озарениях выходили на глубинные основы природной этики, а после уже закладывали в своих сообществах нужные основы морали и нужный времени общественный уклад.

Религиозные последователи этих крупных авторитетов очень скрупулезно и методично, с помощью передаваемого мировоззрения, ритуалов, молитв и созданной морали веками регулировали и сохраняли необходимый общественный уклад до тех пор, пока в силу каких-либо изменившихся обстоятельств или потребностей властной верхушки новая эпоха не диктовала нового перестроения общества, а следовательно, и нового религиозного и общественного уклада, мировоззрения и морали. Часто такая смена эпох проходила в ожесточенной религиозной борьбе, драматично и далеко не безобидно, бросая все общество в смуту и даже в гражданские войны… О чем это я? Вспомните-ка, читатель, хотя бы Крещение Руси или Никоновскую реформу Русской православной церкви. Вспомнили? Вот и я о том же… Ну а про Варфоломеевскую ночь, надеюсь, все тоже наслышаны.

Вернемся снова к феномену эгрегора. Так вот: более того, игнорируя и отрицая его природу, как и отрицая Бога вообще, тем не менее своими же героями, своей верой, традициями и ритуалами свой эгрегор значительно подпитывали и эффективно использовали даже безбожные компартийные товарищи, и он у них тоже работал и очень даже помогал! «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей», — писал про таких Владимир Маяковский. Это ведь наша история, дорогой читатель, и тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Этот эгрегор и посейчас, как матрешка в матрешке, — составная часть очень большого и разнопланового эгрегора нашего Отечества, наряду с его дохристианским, православным и многими, многими другими эгрегорами. Потому как «ничто на земле не проходит бесследно…», да ведь и «рукописи не горят». В этом и заключена мистическая сила всех намоленных мест и икон!

Кстати, и это крайне важно, всем нам надо понимать: выходя на марш «Бессмертный полк» или празднуя День народного единства, занимаясь поисковой работой в архивах или на местах прежних боев, скрупулезно восстанавливая историю своего рода, чествуя и поминая своих героев или предков, мы все так же дружно, нашими положительными эмоциями наполняем и укрепляем общий эгрегор своего единого Отечества, и чем больше памяти, чем больше гордости, уважения и преклонения перед деяниями пращуров и подвигами национальных знаменитостей мы отсылаем к нему, тем сильнее он становится и тем более мощную отдачу мы все от него, в нужный момент, однажды сможем получить. «Россия станет великой державой, когда мертвые восстанут из могил и станут в один ряд с живыми», — предрекла однажды известная болгарская провидица Ванга. А вот теперь, читатель, посудите сами, что здесь имелось в виду и от кого это теперь все зависит.

Кто-то сейчас спросит: «Ну а все же, если поточнее, что вообще это такое — эгрегор? Какой же тогда конкретно в нем физический механизм передачи и сохранения энергии? Как же он вообще работает?»

Однажды, наверное, на это все-таки даст окончательный ответ наука. Ну а пока — блажен, кто верует! В этом отчасти и кроется секрет периодических чудесных исцелений вроде бы безнадежно больных людей. Именно вера и надежда всегда помогали людям сохранить себя и своих близких в лихое для них время, когда, как им казалось, весь мир для них выворачивался наизнанку. Вера, надежда и любовь способны на чудеса. Важна при этом и собственно вера в чудеса! А если есть у людей такая всепоглощающая вера — есть и религия. Хочу заметить: данная книга не отрицает и не утверждает Бога, она лишь об основах и важности правильного, целенаправленного формирования культуры на государственном уровне.

Количество различных храмов на территории нашего государства неуклонно растет, а вот страна наша пока все еще находится в очень серьезном духовном кризисе. Почему? Народная мудрость гласит: «Бог-то он Бог, но будь и сам не плох».

Искусство

Люди — дети природы, всегда старались приспособиться к ней, задумывались, всматривались, старались вчувствоваться и всегда восхищались ей. Именно чувство восхищения заставляло людей отражать природу. Как? Наверное, голосом, копируя пение птиц, описывая свой путь, окружающее вокруг и свои эмоции, затем научились складно подбирать и распевать слова, так и появилась песня.

Но отражать окружающее можно и жестами, и мимикой, имитируя повадки животных, действия охотников и других людей, движениями демонстрируя их чувства и намерения. Так появился танец.

Различные предметы издают разные звуки. Если эти звуки периодически вставлять в песню и танец — возникает ритм. Если приложить некоторые усилия, можно эти звуки складно менять, то повышая, то понижая их звучание, а если применить ритм — возникает мелодия.

А еще можно взять кусок угля из кострища и на скальном разломе известняка изобразить впечатления об охоте, скажем, на копытных. Получилось похоже — возник рисунок. И ведь всегда хотелось что-то передать другим, находилось время для творчества, когда душа пела. Пела твоя душа — подхватывали другие. Подхватывали и подпевали, подхватывали и танцевали, подхватывали и рисовали. И сразу же распознали пользу от этого.

Ведь сложный переход можно пропеть так, что очень легко запомнить все его ориентиры. Как говорится, что вижу, то и пою, как пою, так и иду. Под песню и танец, в нарядном одеянии не стыдно и к умершим предкам, и к духам обратиться. Обратились, и помогли духи с охотой, избавили народ от голода или от хвори. Таким образом, раз помогло — заложили уже обряд! Песню, танец и костюм, поднимающие настроение, можно и потомкам передать, чтобы они тоже все традиции блюли и душа их при этом пела. И в то же время все это дополнялось новыми поколениями. Так и возник фольклор: предания старины глубокой и практические советы, и заповеди предков, и деяния героев, и прославление богов и духов.

Научные знания и религиозные воззрения уживались в фольклоре, прививая чувство прекрасного. Каждый народ шел по миру со своим образом жизни, со своей идеей и своим фольклором, и он существовал, пока сохранял память о своих предках, которая передавалась из уст в уста, из движения в движение — в танце, из звука в звук — в мелодии. Некоторые народы со временем множились, объединялись, образовывали союзы и даже создавали первые государства. Развивалась речь, а с ней и сказания, песни, совершенствовался танец, были изобретены музыкальные инструменты, люди научились не только рисовать, но и вышивать, вырезать, лепить, высекать, отливать, ковать, чеканить, ваять. Появились даже ценители искусства, которые старались все это сохранять и оберегать. Возникла письменность, и устное слово можно было уже зафиксировать. Многие древние научные трактаты были написаны в стихотворной форме. Почему? Объем передаваемой информации наиболее оптимален, а качество запоминания на порядок выше.

Когда появились союзы племен и возникли первые государства, то они обменивались уже не просто жизненно важными товарами, а произведениями искусства.

Люди научились ценить не только свое, но и чужое искусство. А как быть, если в душу запала инородная музыка, песня, танец? Наверняка были популярные сказания, музыка, песни, танцы, посуда, ювелирные украшения, которые ценились сразу в целом ряде государств. Поэтому со временем зародилось и классическое, и популярное искусство, которое и теперь не знает границ, так как в любом уголке нашей планеты обязательно найдется ценитель прекрасного. Сказания и литературные произведения стали разыгрывать в ролях, актеры научились петь и танцевать под музыку — появились опера и балет, комедия, трагедия и драма. Тогда же произошло развитие живописи, скульптуры, архитектуры.

С совершенствованием технологий пришел кинематограф, а за ним телевидение и интернет — с эстрадой и массовой культурой.

Любой вид искусства, на мой взгляд, основан на волновом восприятии мира человеком. Любое произведение искусства только тогда воспринимается личностью, когда входит в волновой резонанс с какой-то частью ее души. Искусство способно к всепоглощающему воздействию на личность в обход разума, через чувственно-эмоциональную сферу. Поэтому можно не знать языка, а прослезиться, слушая иностранную песню, или с ходу очароваться незнакомой мелодией, застыть в оцепенении перед скульптурой, иконой или картиной.

Человек является одновременно и приемником, и генератором определенных эмоциональных волн. Талантливый художник, композитор, музыкант или актер способен сонастроить себя на нужный чувственно-эмоциональный лад, пропустить произведение через свою душу и отразить его формой и цветом, словом и рифмой, движением и жестом, мимикой и интонацией, чтобы вызвать всплеск подобных же чувств у остальных.

Человека как бы окаймляет его культурный код. Ведь все основы науки и религиозные воззрения, как прутья веника, всегда подпоясаны искусством в душе каждого человека. От того, с каким искусством сталкивается ребенок при формировании его психики, зависит, как он поведет себя в зрелой жизни. С помощью искусства можно затронуть самые тонкие и высокие струны человеческой души, а можно подпитывать только животное начало.

Искусство и дальше будет совершенствоваться с развитием технологий, но остается нерешенным вопрос: куда оно поведет человечество? Наглядный пример приведен в советской музыкально-пародийной комедии «Человек с бульвара Капуцинов»: в маленьком американском городе на исходе XIX века с помощью одной и той же технологии можно возвысить или угробить человеческую культуру. В фильме полюсно представлены два ключевых персонажа: мистер Фест и мистер Секонд — и два абсолютно разных результата воздействия на поведение людей. А теперь обратите свой взор на наше современное телевидение и эстраду — там очень во многих передачах и эстрадных концертах дело мистера Секонда живет и побеждает! А пока это так, у человечества нет будущего!

Рассмотренные нами три основы и являются для человеческой культуры вводной составляющей информацией, из которой через познавательный алгоритм: знания — опыт — навык — умение — и возникают источники в виде этикета, обычая, нрава, обряда, морали, закона, этики.

Но все это невозможно запустить без участия в процессе определенных лиц, формирующих любую культуру — от палеолита до современности. Так кто же они? А это и есть герои!

Глава IV. Герои и культура. Персонажи нашего внутреннего мира

Все в мире является энергией. Энергия лежит в основе всего. Если вы настроитесь на энергетическую частоту той реальности, которую хотите создать для себя, то вы получите именно то, на что настроена ваша частота. Это — не философия. Это — физика.

Альберт Эйнштейн. Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии

C момента появления первых животных на Земле ведется их внутривидовая борьба за лидерство. И даже в стае особи часто идут не за самым сильным или самым умным. В какой-то момент животные интуитивно четко определяют особь, рядом с которой безопасней и больше пищи, берут ее во внимание, чутко воспринимают все сигналы от нее и даже транслируют их по сообществу. В любой общности есть инициаторы, а сама такая общность способна образовывать свой эгрегор и действовать уже как единый живой организм. Например, организованность больших косяков рыб и птичьих стай, когда они мгновенно и слаженно движутся куда-либо, как по команде. Кто-то из современных исследователей утверждает, что косяк или стая не имеют лидеров, а действуют как единый организм.

Мои соображения на этот счет такие. Любая людская толпа обязательно заводится лидерами через инициаторов, которых можно вычленить в массе, что хорошо умеют делать полицейские при разгоне несанкционированных митингов и шествий. Что же касается стаи или косяка, то здесь срабатывает механизм вот того самого эгрегора, когда особи через него подключаются к восприятию своего авторитета и передача всех эмоций и решений происходит по стае или косяку на уровне чувств мгновенно, при этом инициатора, думаю, вычленить современными приборами пока невозможно.

Но так или иначе, по мере эволюции сообществ птицы и млекопитающие все чаще осмысленно идут именно за способным принимать адекватные решения и брать на себя ответственность за все сообщество (волки, высшие приматы, врановые птицы, дельфины). В любом природном сообществе лидерство подразумевает не только привилегии, но и решение краеугольных проблем выживания этого сообщества в целом.

С этими же проблемами столкнулось и все раннее человечество. В любой общности был очень важен лидер или герой.

Герой — человек, привлекающий к себе внимание общества своими выдающимися поступками, поведением, решениями, мудрыми высказываниями и являющийся ярким примером для подражания.

Для любого ребенка в раннем детстве основным героем является его мать, затем ближайшее окружение, которому он во всем подражает и у которого учится жить. Но уже в подростковом возрасте, когда возникает юношеский нигилизм и критичность восприятия окружающих, нужен реальный герой, чтобы определиться: «Строить жизнь с кого?» Уже начиная с этого возраста, люди стараются подражать более успешным членам своего сообщества в жестах, мимике, интонациях, произнесении слов, в употреблении тех или иных выражений, в построении фраз, в манере одеваться, в поступках, привычках. Такое сознательное и подсознательное подражание герою со временем формирует моду, язык, этикет, нравы, обычаи, ритуалы, мораль данного сообщества. Затем это наследие четко обрисовывается законом, и из сообщества или группы сообществ формируется определенный этнос. Для каждого этноса характерен свой собственный эпос.

Этнос — исторически сложившаяся совокупность людей, объединенная общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Эпос — героическое повествование о прошлом данного этноса. Приведу примеры: былины Древней Руси устно передавались сказителями; якутский эпос олонхо и по сей день существует в селениях и устно передается подготовленными сказителями.

Поэтому, если хочешь познать характер какого-либо народа, поинтересуйся его эпосом.

Итак: в чем же геройская личность может проявить себя в миру? А в процессе разной деятельности. Поэтому и типы героев можно условно разделить на несколько групп.

1. Человек, высочайший профессионализм и личное обаяние, успех в деле (охоте, например) которого значительно повышает благосостояние общины. Он удачливый и умелый добытчик, обаятельная личность и впечатляющий рассказчик. Такой всегда расскажет и покажет, накормит, посоветует, обучит, ободрит и развеселит своими охотничьими байками, вселив в других веру в их силы. Ему подражают, у него учатся, на него равняются, в ответственный момент прикидывают, как бы поступил он. Это кумир!

Постараюсь привести примеры. В художественном фильме «В бой идут одни “старики”» харизматичный Титаренко являлся не просто командиром эскадрильи, а затем и авиаполка, но и кумиром для всех молодых летчиков. Именно с его подачи лейтенанты Александровы (Кузнечики) начинали сбивать немецких асов, постепенно сами становясь такими кумирами для своих же, вновь прибывших сверстников.

Безусловный советский и мировой кумир — Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт Земли, смелый, умелый, скромный, простой и очень обаятельный человек.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин, основоположник современного русского языка, — наш всенародный кумир.

Современные же кумиры — зачастую известные, а то и просто раскрученные артисты, музыканты, поэты и так далее. Вот только задумайтесь, в какую сторону ведут такие кумиры…

Что говорят и поют эти кумиры со сцены, как они поступают, какой образ жизни ведут — все это мы тут же будем наблюдать в обществе молодых людей. Каковы кумиры — такова и молодежная культура! Кумиры, их поступки и душевные качества значительно влияют на формирование мировоззрения у подрастающего поколения, что надо учитывать.

Подлинных, действительно достойных подражанию кумиров государству надо растить, помогать им максимально раскрыться и отслеживать их судьбу, потому что именно они и будут законодателями мод и жизненных смыслов у грядущих поколений.

2. Человек, прошедший через крушение всех надежд, страшные испытания, но добившийся успеха в обществе и обретший вновь социальную значимость.

Приведу примеры.

Алексей Маресьев, в воздушном бою и при весьма драматическом своем спасении лишившийся ног, но с помощью упорных физических занятий и собственной феноменальной настойчивости вновь вставший в ряды боевых летчиков-истребителей.

Валентин Дикуль, цирковой воздушный гимнаст, по роковому стечению обстоятельств тяжело травмированный во время выступления, с перебитым позвоночником и парализованными ногами, разработавший собственную систему тренировок, невероятным для тогдашних врачей образом вновь вставший на ноги, продолживший выступления как силовой жонглер цирка, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, ныне помогающий людям, оказавшимся в такой же беде (реабилитационные центры Дикуля).

У писателя Николая Островского, в его литературном шедевре, получился великолепный образ Павла Корчагина как человека, положившего свою жизнь и здоровье ради создания новой эпохи и даже перед лицом тяжелейшего недуга, обездвиженности и слепоты нашедшего в себе силы стать полезным обществу как писатель и на примере своей жизни открывший всему тогдашнему миру образ героя России, так называемый модальный тип личности, который и сейчас крайне востребован в нашем обществе и государстве.

Много таких же героев, людей, ради убеждений в правильности выбранного им пути перед лицом лютого врага, сознательно пошедших на муки, отдавших жизнь за свои убеждения, но не сломленных ни муками, ни смертью и ставших наглядным примером душевной стойкости: Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы, генерал Карбышев или же гоголевские персонажи Тарас и Остап Бульба.

Это все мученики! Нашему народу их никогда было не занимать даже в Новейшей истории. Например, Магомед Нурбагандов, чьи последние слова «Работайте, братья!» стали руководством для тех, кто ежедневно стоит на страже порядка и безопасности страны.

3. Человек, обеспечивший своему этносу завоевание благоприятной территории или отстоявший право данного этноса ей владеть с помощью военных действий против других этносов, также эпичен, его помнят и чтут во всех народах. Например, Никита Кожемяка после своей победы впряг Змия в плуг и создал Змиевы валы. Это эпическое свидетельство успешного отражения мощной иноземной агрессии и последующего основополагающего послевоенного размежевания территорий в нашей Наидревнейшей истории.

Это — воин, или полководец. Чаще Полководец! Ведь, к великому сожалению, подавляющее большинство имен доблестных воинов стирает время, а сохраняются лишь имена их выдающихся полководцев, например Суворова, Ушакова, Кутузова, Жукова.

4. Человек, оказавшийся у кормила власти и принявший взвешенные решения, позволившие выжить, приумножиться и расцвести своему народу. Здесь, обычно, все восхищение мудрости правителя. Таких людей в нашей стране много: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Иван Грозный, Екатерина II, Александр III, Иосиф Сталин…

5. Человек, окрыленный какой-либо общественной или научной идеей, несущий эту идею в массы с целью поднять общество на более высокую ступень развития. Своей идеей они заражают других лидеров: ученых, общественных подвижников, воинов, которые уже и делают историю. Это мессия!

Гражданин Минин и князь Пожарский своими мощными душевными силами собравшие, сплотившие и возглавившие второе ополчение, внесшее решающий вклад в разгром польско-литовских интервентов в лихолетье Смуты.

Владимир Ульянов (Ленин), как создатель первого советского государства, при всей противоречивости и жестокости которого страна все же получила не виданный никем ранее, огромный позитивный опыт строительства общества равных возможностей. Этот опыт, безусловно, еще будет востребован вновь и обогащен, правда, теперь совсем уже на иных принципах.

Константин Циолковский, своей идеей заразивший многих последователей и этим сделавший нашу страну великой космической державой с мощным ракетным щитом.

Герои мессии — основа эволюции общества и государства, они очень важны, но всегда должны очень внимательно и умело просеиваться через сито целесообразности и этики.

6. Человек, принявший себя как транслятора определенной информации, возникающей в его озарениях. Такие люди часто стараются уединяться и ведут аскетичный образ жизни, воспринимая себя и свое тело как инструмент восприятия потоков информации. С древнейших времен они ценились и оберегались, так как были источниками зачастую вроде бы иррациональной информации, но такой, которая, тем не менее, значительно помогала выживать всему сообществу.

Веками ясновидящие отшельники, шаманы, йоги, суфии, монахи, ведуны и знахари создавали, совершенствовали и приумножали различные эзотерические и религиозные учения, как одну из базовых составляющих культуры. Это аскеты!

Приведу примеры.

У Пушкина взаимодействие правителя и аскета отражено в «Песни о Вещем Олеге».

Трогательные и основополагающие взаимоотношения между царем Иваном Грозным и московским юродивым Василием Блаженным. Одним из символов России считается Собор Покрова Пресвятой Богородицы, именуемый во всем мире как Храм Василия Блаженного. Случайно ли?!

Известный всему православному миру преподобный Серафим Саровский.

Знаменитая болгарская провидица Ванга.

7. Но есть человек, который проявился мудростью своей, врожденной этикой, воспитавший себя в смирении и аскезе, получивший непререкаемый авторитет и у правителей, и у народа, который смог лично повлиять на мораль, этику и выбор жизненного пути в своей социальной суперсистеме. Такие люди редки и появляются в периоды крайне тяжелых испытаний, когда окончательно решается судьба народа и его дальнейший путь. Как правило, такие герои определяют путь народов и государств, и даже целых цивилизаций, на тысячелетия. Они умудряются одновременно вместить в себя качества кумира, мученика, воина, правителя, мессии, аскета и стать душой и путеводной звездой цивилизаций. Это душа народа!

Пример такого героя в Русском мире — Преподобный Сергий Радонежский. Мировые примеры поищите сами. Русский мир сегодня острейшим образом нуждается в появлении именно такого героя, в появлении такого масштабного человечища, того, кто мог бы гармонично стать душой всего нашего общества.

На самом деле, историю и культуру творят Герои! В жизни всегда есть место подвигу. Когда назревает жизненно важная общественная проблема, тогда и проявляется пассионарный член этого общества, способный ее решить, и совершает свой подвиг, становясь героем. Он определяет дальнейшее движение общества. А с чего же начинается любой герой?

Озарение у такого, с виду самого обычного, человека может возникнуть в любое мгновение. Например, вещие сны, ночные озарения и уже последующие вполне осознанные и волевые поступки нижегородского купца, оптового мясника Кузьмы Минина во время Смуты, которые, по свидетельствам очевидцев, в кратчайшее время сделали его совершенно иным человеком. Главное, и это очень важно, чтобы в обществе и государстве всегда сохранялся определенный пул личностей, потенциально способных на поступки. О возможных путях целенаправленного и системного выращивания таких людей поговорим в этой книге позже.

Сейчас наша Родина уже давно ждет героев! Ведь именно они ведут за собой общество, становясь его лидерами, авторитетами и легендами. Мужчина берет от авторитета, женщина берет от мужчины, дети берут от матери — так рождается общий образ мыслей, образ жизни, общие смыслы, единый ритм, язык и культура каждого народа, так создается общий культурный код.

Поэтому героев необходимо терпеливо и вдумчиво, целенаправленно и культурно растить. Куда они идут — туда идет все общество. Вот только одних героев иметь еще мало… Важно также понимание масштабов сфер, в каких они непременно будут действовать. Важно и то, каким образом, какими поступками они будут достигать своих целей. А еще того важней сознательный выбор ими пути, по которому они поведут Россию и, даже возможно, мировую цивилизацию!

Каждый человек, понимает он это или нет, соотносит себя с тем или иным персонажем из жизни или из художественного произведения, каждый имеет свой внутренний мир, в котором и живут эти положительные и отрицательные персонажи. Они очень сильно влияют на поведение человека, и по их ориентирам он набирает свой жизненный опыт. А имея свой личный опыт, он уже верит в него.

Человек не может все в жизни подвергать сомнению, это невозможно априори! Иначе утром, встав с кровати, он и шагу ступить не сможет, если решит сомневаться в надежности пола и всего остального. Поэтому люди, так или иначе, верят своему личному опыту в окружающей их обстановке. Этот опыт берет начало и формируется во многом из образов нашего внутреннего мира. Такие образы закладываются с детства, множественными, мощно спрессованными в подсознании пластами прежних впечатлений, переживаний и выводов. А если человек вдруг в каких-то образах и разочаровывается, то непременно очень скоро находит для себя новые. Почему? Потому что каждому из нас для повседневной жизни нужны определенные нами же нравственные ориентиры, которые мы находим в обществе, в окружающей культуре, извлекаем из своих впечатлений и заложенных в нас ранее глубоких убеждений. И мы снова берем все это на веру, потому что «человек есть то, во что он верит»! А вот во что человек верит, то он в свою жизнь и притягивает.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Человека разумного к Человеку любящему. Россия будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я