Преодоление гордыни

Сергей Николаевич Лазарев

Прочитав книгу, вы узнаете, как преодолевается гордыня в различных жизненных ситуациях, сможете лучше почувствовать направление работы над собой. Переписка с читателями, опыт которых по преодолению своей гордыни отражен в книге, также, несомненно, поможет многим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление гордыни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Главные ориентиры

Многие люди считают, что жизнь — это главная, основная ценность. На самом деле, подсознательно для нас гораздо важнее наша картина мира, потому что именно модель мира определяет, выживем мы или нет.

Наше восприятие мира формирует наши чувства. Священные Писания, которые даны человечеству, помогают нам правильно выстраивать мировоззрение, отношение к Богу, к миру, к себе, к людям.

Правильная картина мира и правильная система приоритетов, то есть правильное мировоззрение, — это необходимое условие для преодоления гордыни. Правильное мировоззрение — это прежде всего правильное представление о Боге.

Человечество постоянно развивается, — в течение последних нескольких тысяч лет произошли гигантские изменения, суть которых заключается в переходе от язычества к единобожию. Это важнейший фактор для преодоления гордыни.

Бог един. Единобожие подразумевает, что все Божественно, — значит, всё есть благо. Добро и зло существуют только снаружи, а с высшей, Божественной точки зрения все закономерно, все имеет высший смысл, все происходит по Божественной воле.

Бог троичен. Есть материальное проявление Творца — материальный мир, есть духовное проявление Творца — полевые структуры, и есть трансцендентный уровень, который за пределами пространства и времени.

В Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Божьему. Это значит, что человек троичен также: у человека есть тело проявленное, есть тело непроявленное — полевое, и есть высшие аспекты. Иными словами, человек — это тело, дух и душа.

Бог вдохнул душу в человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Душа человека пришла из Бога. Это означает, что единение с Богом, общение с Богом происходит на уровне души.

В Ветхом Завете сказано, что гордыня — это удаление от Бога. Иисус Христос пришел для того, чтобы помочь людям вернуться к Богу. Возвращение к Богу — это и есть преодоление гордыни, преодоление греха дьявола.

Судя по всему, в Новом Завете зашифрован механизм преодоления гордыни. Попытаемся понять, почему Христа называют Спасителем и победителем дьявола.

Новое понимание

Иоанн Креститель, стремясь преодолеть гордыню, которая, по сути дела, погубила Израиль, призывал к аскезе. Сам он жил в пустыне и питался акридами и диким медом. Его ученики постились, и главной его идеей был аскетизм — воздержание и отрешенность.

На этом фоне весьма неожиданно и нелогично выглядит поведение Иисуса Христа и его учеников. Христос никогда не призывал чувствовать себя ничтожными и самыми грешными существами перед Богом, его ученики и он сам не постились и вели обычный, естественный образ жизни.

Христос разрушил привычные стереотипы и принес совершенно новое понимание, как человек может преодолевать свою гордыню. Христос объяснил, что поведение человека — это следствие его чувств. Гордыня зарождается в самых глубинах нашей души, и для того чтобы ее преодолеть, нужны не столько внешние страдания, отрешенность и аскеза, сколько изменение личности человека, его мировоззрения, его мышления.

С чего начинается проповедь Христа? Христос повторяет то, что ранее было сказано Иоанном Крестителем: не Авраам, не человек является отцом евреев, их прародителем, а Бог, Который вдохнул душу в человека.

Только тот человек, который осознал свое единство с Творцом, может поставить Бога на первое место. Человек так устроен: мы хотим выжить, мы стремимся сохранить свое «я». Если человек считает, что его «я» отделено от Бога, — тогда он, спасая свое «я», борется с Божественной волей.

Если же мы осознаём, что Бог — источник нашей жизни, что наше истинное «я» — вечное и Божественное, — в этом случае, спасая свое «я», мы устремляемся к Богу и любви. В молитве «Отче наш» — единственной молитве, которую дал нам Христос, — мы обращаемся к Богу как к нашему Создателю, как к нашему Родителю, с которым мы едины на тонком плане.

В сцене искушения дьяволом в пустыне Христос показывает на своем примере, как преодолевается гордыня. Дьявол искушает Христа на всех трех уровнях — тела, духа и души.

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отказывается, отвечая: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В этой внешне непонятной фразе кроется научный механизм существования нашей души. Человек питается на двух уровнях: телу необходима физическая энергия, которую дает нам еда, а душа питается энергией, которую мы получаем от Всевышнего.

Жизнь появилась сначала как всеобщая мировая душа, а затем из этой мировой души выделялись частицы. Наши души как частицы мировой души не могут существовать и развиваться без высшей энергии, получаемой от Творца.

Пока душа человека сохраняет единство с Богом, человек живет и развивается. Но как только душа отворачивается от Бога и для человека становится важнее что-то другое, душа начинает терять энергию, и человек постепенно утрачивает будущее.

Христос называл таких людей мертвыми: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Физически эти люди еще живы, но будущего у них уже нет. Христос видел, что люди, которые жили в Израиле две тысячи лет назад, уже не жильцы, их нет на тонких планах, хотя они еще существуют на внешнем уровне.

Как правило, мы испытываем потребность в Боге тогда, когда нам плохо, — а когда наша жизнь благополучна и мы счастливы, мы о Боге забываем. Но может ли человек испытывать потребность в Боге, когда ему хорошо?

Дикарь, язычник, человек неразвитый уважал только того, кого боялся. Он считал, что Бог не может быть добрым, Бог должен быть злым и могущественным, — такому Богу нужно подчиняться и приносить жертвы. Можно ли испытывать потребность в злом хозяине? Можно ли испытывать потребность в не злом, но справедливом хозяине? Вряд ли.

С точки зрения иудаизма, Бог — не только строгий и наказующий, — Он милосердный. Он наказывает до четвертого колена, а прощает до тысячи колен. Это совершенно новый этап восприятия Бога: Бог заботится о людях, помогает им, спасает их, прощает, наставляет. То есть Бог — это уже не жестокий хозяин; Бог становится наставником, который учит и воспитывает человека. У человека уже возникает потребность в таком Боге, в Его помощи и милосердии.

Но когда человеку хорошо, тогда обращаться к Богу вроде бы и незачем, и человек забывает о Боге, все больше концентрируясь на своих человеческих инстинктах и потребностях. В рамках иудаизма эта проблема не решается.

Иисус Христос сказал, что Бог — это не просто наш Спаситель, Учитель и милосердный Судья. Бог — наш Отец, и мы едины с Ним, потому что мы — Его дети. Бог любит нас и поддерживает каждую долю секунды. Мы всё получаем от Бога — и нашу жизнь, и благополучие, и все то, что называется счастьем.

Когда нам хорошо, мы должны помнить и понимать: если мы забудем о Боге, тогда все хорошее в нашей жизни прекратится. Когда нам хорошо, мы должны помнить о Боге, для того чтобы выжили и мы сами, и наши потомки. Когда нам хорошо, мы должны обращаться к Богу, поклоняться Ему, принимать Его волю, сохранять любовь к Нему в любой ситуации. Это первый шаг на пути преодоления гордыни.

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Христос отвечает: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Это означает: нельзя эгоистически и потребительски относиться к способностям, данным свыше. Второй шаг на пути преодоления гордыни — это умение воздерживаться от использования этих способностей.

Не следует обращаться к Всевышнему с просьбами о достижении каких-то конкретных целей. Когда человек молится и просит здоровья, благополучия, — это, по сути дела, искушение Бога. Необходимо научиться сначала заботиться о душе, а потом уже — обо всем остальном. А когда для человека интересы духа и тела — на первом месте, когда для обеспечения этих интересов он использует возможности души и подсознания, тогда у него растет гордыня.

Далее дьявол предлагает Христу любые богатства и власть над миром: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое».

Это искушение на уровне души. Это возможность управлять миром, возможность ощутить свою значимость для всего мира. Христос отвечает: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Здесь обозначена система приоритетов: на первом месте у человека должны быть любовь и душа. Это третий шаг, необходимый для преодоления гордыни.

Одно из главных препятствий на пути преодоления гордыни — это поклонение жизни, инстинкту самосохранения. Поклонение жизни приводит к смещению понятия счастья. Для того чтобы преодолеть гордыню, нужно ощутить, что единство с Богом гораздо важнее, чем единство с окружающим миром, что истинное счастье для человека — это единство с Богом и любовь к Нему.

Бог — это не просто строгий и милосердный судья; Бог — это Тот, Кто создал нас, любит нас и непрерывно о нас заботится. Хорошо нам или плохо, — в любом случае мы должны испытывать благодарность по отношению к Всевышнему, благоговение перед Ним. Мы должны ощущать, что высшее счастье приходит от Бога, а все остальные формы счастья, которые мы имеем в жизни, — это лишь отблески Божественной любви, ее крохотные частицы. Человек, понимающий это, испытывает потребность в Боге и тогда, когда у него все хорошо.

Любая религия ущемляет инстинкт самосохранения, заставляя человека ограничивать свои желания, стремление к богатству, власти, наслаждению. Но дело в том, что именно ограничение жизни позволяет жизни расцветать.

Единобожие подразумевает диалектическое отношение к миру, к жизни. Человек, который отрекается от жизни, презирает ее и считает, что жизнь недостойна его любви, внимания и заботы, — угасает. Тот, кто поклоняется жизни, угасает также.

Привычные религиозные представления, согласно которым наслаждение — это грех, деньги — это грех и для того чтобы очистить свою душу, нужно отвернуться от всего этого и пребывать в аскезе, — достаточно наивны.

На самом деле, не нужно уничтожать в себе инстинкт самосохранения, не нужно отказываться от него, как и от жизни, — инстинкт самосохранения следует подчинить любви. То есть поклоняться нужно Богу, и тогда не будет ни презрения к жизни, ни поклонения жизни. Человек, ощущающий любовь к Богу, способен объединить противоположности. Такой человек, владея всем миром, не будет ни возвышаться, ни унижаться.

Для того чтобы преодолевать гордыню, важно научиться мыслить диалектически, то есть видеть одновременно и многообразие мира, и его единство. Нужно понимать, что все в мире развивается в соответствии с законом троичности, которому подчиняется вся Вселенная, — законом единства и борьбы противоположностей.

Христос призывает относиться к человеку — как к двойственной сущности: человек Божественен, потому что его душа пришла из Бога, и одновременно человек несовершенен и грешен.

Признание того, что мы по своей сути Божественны, — одно из главных условий преодоления гордыни, поскольку это означает, что наша душа постоянно сохраняет единство и незримую связь с Всевышним. То есть существует путь, по которому мы можем прийти к Нему.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — сказал Христос. Это означает, что человек может и должен устремляться к Богу. А когда мы устремляемся к Богу, идем к Нему, тогда у нас есть силы, энергия, есть счастье, есть благополучие и здоровье.

Когда мы понимаем, что Бог есть любовь, когда мы чувствуем, что состоим из любви, что наше истинное «я» есть любовь, тогда личное устремление к Богу — это счастье и наслаждение, выводящее нас за пределы боли и радости, за пределы добра и зла.

Вслед за Иоанном Крестителем Христос призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяться означает измениться. Покаяние — это начальный этап изменения характера, связанный с изменением наших чувств.

Человек не может измениться глубинно, пока не ощутит единство с Богом. Когда Божественное выходит на первый план, а человеческое остается на втором, тогда человек перестает бояться за свою жизнь. Он перестает поклоняться жизни, из его души уходят страх, жадность, зависть, ревность. Из его души уходят готовность совершить преступление ради спасения и сохранения своей жизни, готовность предать других ради собственного благополучия, денег и власти.

Осознание своей Божественной сущности открывает для человека возможность преодоления основ греха. Но это только лишь возможность, — потому и сказано в Библии, что Царствие Божие достигается долгим и упорным трудом: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Для того чтобы стать сынами Божьими, то есть реально ощутить единство с Богом и приоритет Божественного над человеческим, для того чтобы «родиться свыше», «в духе и истине», нужно прилагать усилия для изменения себя — своего мировоззрения и своего характера.

Одним из главных аспектов учения Христа являются заповеди блаженства. Заповеди блаженства — это портрет человека, который может преодолеть гордыню.

«Блаженны нищие духом». «Нищий духом» — это тот, для кого душа на первом месте, — а любовь хранится именно в душе. Это тот, для кого любовь важнее справедливости, принципов, собственной правоты. Такой человек сможет преодолеть гордыню. Если же для человека на первом месте дух, сознание, тогда гордыня непреодолима. А если на первом месте тело, то и подавно.

«Блаженны плачущие…» «Плачущие» — это те, кто видят во всем Божественную волю. Поэтому такие люди не будут мстить, ненавидеть и осуждать в ответ на причиненную им боль.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». «Кроткие» — это те, кто могут усмирять свои желания, свои инстинкты, сдерживать поклонение жизни, ощущая, что любовь к Богу важнее самой жизни. Людям, которые умеют сдерживать свои желания, позволено владеть и деньгами, и землей, и прочими благами без опасности для души. Земля — это, по сути дела, главное богатство, которое может иметь человек.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». «Алчущие правды» — это те, кто стремятся к познанию мира, к познанию Бога. Правда, истина есть Бог. Люди, которые ищут правды и устремляются к Богу, — это те люди, которые преодолевают в себе гордыню.

«Блаженны милостивые…» Человек милосердный ощущает свое единство с другими и поэтому может пощадить их, простить, пожертвовать ради них, позаботиться о них. В буддизме также описывается этот закон мироздания: мир движется состраданием.

Ощущение единства с людьми возникает через ощущение высшего единства в Боге. Тот, кто осознал и почувствовал свое единство с Богом, ощущает всю Вселенную единой, все живое — единым. Такой человек чувствует единство с другими людьми, — поэтому он становится милосердным.

Гордыня разделяет людей, гордыня — это превосходство одного над другим. Человек, стремящийся к любви и единству, — это человек, который стремится преодолеть гордыню.

«Блаженны чистые сердцем…» Человек неискренний, тот, кто пытается манипулировать людьми, тот, кто обманывает, лжесвидетельствует, — это человек, который никогда не сможет преодолеть гордыню.

«Блаженны миротворцы…» Миротворец — это тот, кто способен изменить линию своего поведения, свою картину мира, для того чтобы во время конфликта найти что-то общее со своим оппонентом. Разрешение конфликта без ощущения единства невозможно.

Заповеди Христа, призывающие к милосердию, искренности, пониманию ближнего, внутреннему непротивлению злу, — это, по сути дела, инструкция по преодолению гордыни.

Десять заповедей Моисея также являются инструкцией по преодолению гордыни.

Главная заповедь иудаизма — это призыв возлюбить Бога превыше всего, призыв устремляться к Богу. Это основа для преодоления гордыни.

Заповедь «Не сотвори себе кумира…» означает, что не следует поклоняться никому и ничему, кроме Бога. Гордый человек всегда поклоняется чему-то или кому-то — себе или другим.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» — это означает, что мы должны испытывать благоговение перед Богом. Когда человек говорит о Боге всуе, с неуважением или пренебрежением, он подсознательно ставит свое «я» на первый план, — и тогда гордыня становится непреодолимой.

«Помни день субботний…» — это означает, что периодически необходимо на какое-то время прерывать свое устремление к человеческому, для того чтобы затормозить привязанность к жизни. Нужно как минимум один день в неделю посвящать Богу, молитве, переключаясь на Божественную логику и отрешаясь от жизни.

Когда человек забывает о том, что периодически нужно выключаться из жизни, тормозить поклонение жизни, когда человек не постится, не отрешается, не молится, его неизбежно затягивает круговорот жизненной суеты. Тогда его привязанность к жизни усиливается, его душа утрачивает энергию и начинает болеть, а потом болезни души приводят к болезням духа и тела.

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои» очень важна. Именно родители помогают нам получить первый опыт прощения, принятия боли, подчинения, уважения, — так формируется наша модель отношения к окружающему миру и к Богу.

Если человек с детства привык уважать своих родителей, почитать их и не осуждать, принимать от них и боль, и несправедливость, продолжая их уважать, — такой человек будет правильно относиться к людям, у него будут правильно выстраиваться отношения с людьми. Он сможет жертвовать, он сможет любить, он сможет прощать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление гордыни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я