Всемирная история глазами кошек

Сергей Нечаев, 2021

Нельзя отрицать то великое влияние, какое имеет внешняя природа на человека, причем не только в его первобытном состоянии, но и на всех ступенях его исторического развития. Так почему бы не взглянуть на всемирную историю человечества со стороны – например, глазами котов и кошек? Почему именно кошек? Да потому что коты и кошки сопровождали людей, этих рабов своих страстей и властелинов (как они сами считают) над всеми земными творениями, с самых давних времен. Они разделяли с ними наиболее печальные последствия их эгоизма, невероятные взлеты и падения, и именно они оказали самое большое влияние на историю всего человечества. При этом коты и кошки всегда жили и живут по своим собственным законам, которые, возможно, куда мудрее человеческих. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Богиня Баст с головой кошки

Коты и кошки также представлены на многих изображениях, относящихся к династии Бубастидов, когда почиталась великая богиня Баст (иные названия богини — Убастет, Бастет и Бубастис), возлюбленная и постоянная спутница бога солнца Ра.

Эта богиня, олицетворявшая дающее жизнь тепло солнца, имела голову кошки, а иногда она держала в руках музыкальный инструмент систр — символ гармонии мира.

В сонме богов, которым поклонялись в Древнем Египте, богиня Баст еще называлась «матерью кошек». Она курировала очаг, деторождение, плодородие, веселье, сексуальные обряды, музыку и танцы, защищала от болезней и злых духов.

Богиня Баст изображалась в виде кошки или стоящей женщины с головой кошки. А в период ранних династий, то есть до одомашнивания кошки, ее изображали в виде львицы.

По другой версии, Баст имела два воплощения — женщины с кошачьей головой (добрая сущность) и женщины с львиной головой (агрессивная сущность). Считалось, что, находясь во второй форме, Баст превращалась в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. И ее якобы удалось усмирить лишь хитростью — по земле было разлито пиво, окрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица якобы приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Баст считалась дочерью Осириса и Исиды, которые, согласно Плутарху, полюбили друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе, причем не только о египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культуры и освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Богине Баст посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца…» А еще говорили, что кошка — это «мать жизни».

В Древнем Египте помимо Баст была и другая богиня, имевшая отношение к котам и кошкам. Между Мемфисом и городом Асьют, в 20 километрах от современного города Эль-Минья, находится старинный египетский некрополь Бени-Хасан. Там в 1888 году был найден кошачий некрополь с 80 000 мумий кошек. А еще в числе его достопримечательностей есть небольшой храм, который был вырезан в скале из известняка в XV веке до н. э. по приказу царицы Хатшепсут. Храм был посвящен богине Пахт. Или Пашт (латинские написания — Pasht, Pakhet, Pachet, Pehkhet, Phastet). То есть Луне. Эта богиня была своеобразной комбинацией Баст и Сехмет. Причем Пахт считалась темным аспектом Баст, госпожой Востока, владычицей восточной пустыни, матерью всех кошек, женой бога Птаха.

Богиня Баст с головой кошки

Центром культа Баст, расцвет которого относился к XXII династии (Бубастидов), то есть к X–VIII векам до н. э., был город Бубастис, располагавшийся на юго-востоке дельты Нила. Археологи считают, что именно этот город, находившийся на сухопутном пути из Египта в Синай и Палестину, был столицей страны во время правления фараонов XXII династии.

В Бубастисе богиня Баст почиталась особым образом. В главном святилище города стояла ее статуя. Во время праздников статую выносили из храма и провозили вдоль берегов Нила на лодке. Кстати, именно в Бубастисе в 1887–1889 годах швейцарским египтологом Эдуардом Навиллем (Edouard Naville) был найден некрополь для мумифицированных кошек. А подсказкой ему послужило описание Геродота, который упоминал в своих сочинениях, что умерших кошек мумифицировали и хоронили за городом. Кроме того, он описывал храм Бастет — самое красивое здание в Египте. Геродот утверждал, что ежегодно во втором месяце сезона паводка в честь богини устраивались празднества, которые были самыми длительными и пышными во всем Древнем Египте. Толпы людей прибывали в это время в Бубастис.

Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, примерно 311-30 гг. до н. э.

Коты и кошки в те времена считались воссозданием богини Баст, и после смерти их оплакивали, мумифицировали и хоронили с грандиозными почестями, а их безутешные владельцы обрезали себе волосы и выбривали брови, что считалось у древних египтян символом траура. Можно было видеть целые кладбища, состоящие из одних кошачьих мумий.

Посвящение богине Баст. Худ. Ашилль Жаке (по картине Эдвина Лонга)

Одна из 600 кошачьих статуй, найденных в храме богини Баст в Александрии

Немецкие археологи подтвердили наличие в Бубастисе специальных кремационных печей для котов и кошек.

Некоторые кошачьи мумии, найденные в Бубастисе и в Фиванском некрополе, имели раскрашенные лица, и этот кошачий символизм был окружен великой тайной, отмечавшейся еще Гораполлоном и Плутархом, что породило позднее множество противоречащих друг другу легенд.

В Бубастисе праздник в честь Баст отмечался в апреле и мае. Согласно Геродоту, этот праздник был для египтян важнее иных многочисленных праздников, ежегодно справлявшихся в стране.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я