Доступно о вечном

Сергей Михайлович Сажин, 2020

Книга, предлагаемая читателю, представляет собой сборник цитат из Священного Писания, изречений отцов Церкви и известных людей, притч, поучительных и добрых историй, касающихся основных вопросов православного вероучения и нравственности. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Блуд

Блуд в наши дни становится нормой. Телесная чистота и целомудрие воспринимаются как нечто устаревшее и утратившее актуальность. Свободные отношения и отсутствие ответственности за свое поведение, продиктованное похотью, — вот идеал современного «продвинутого» человека. Подобная терпимость к страстям, а в данном случае к блуду, — главная причина увеличившегося количества измен, разводов, а также различного рода половых извращений.

Я писал вам в послании — не общаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или грабителями, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не общаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5:9–11).

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни грабители — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10).

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18).

Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5:5).

Свт. Иоанн Златоуст: Приятность, ощущаемая при удовлетворении плотской похоти, скоро проходит, но вред, от того происходящий, остается в нас навсегда (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 289).

Прп. Анатолий Оптинский: От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным… Впрочем, святой Исаак Сирин пишет: «Юному хранение паче дел»

(Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 51).

Авва Евагрий Понтийский: Весом вкушай хлеб и мерой пей воду, и дух блуда убежит от тебя (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 289).

Прп. Анатолий Оптинский: Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется перед всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 51).

Прп. Анатолий Оптинский: Блудный помысел и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минуешь искушение (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 52).

Прп. Иосиф Оптинский: Помыслами блудными не услаждайся, а старайся молитвой Иисусовой их отгонять от себя (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 53).

В одном египетском монастыре жил молодой монах, одержимый блудной страстью. Когда об этом стало известно настоятелю обители, тот решил помочь юноше избавиться от греховных мыслей. Старец попросил одного подвижника затеять ссору с молодым иноком, нанести тому различные оскорбления, а затем пожаловаться на его недостойное поведение.

Когда юноша узнал, что его ложно обвиняют в столь тяжких проступках, якобы совершенных в присутствии других монахов, то впал в уныние. Целый год он провел в молитвах, прося у Бога прощения за ссору с братом-подвижником. А когда настоятель поинтересовался, угнетают ли того все так же блудные помыслы, тот ответил:

— Отец! Мне житья нет от той истории, случившейся год назад. Мне не до блуда сейчас (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 115).

Некий молодой человек воспылал блудным помыслом к одной девушке, известной своим благочестивым нравом. Он не давал ей покоя, пока она не согласилась удовлетворить его греховное желание. Правда, девушка поставила парню одно условие — он должен был держать строжайший пост в течение сорока дней. Молодой человек, движимый похотью, не раздумывая согласился.

Когда прошло сорок дней, он постучал в двери к девушке. Она открыла ему и впустила к себе. Вид у него был неважный. Он сильно похудел и с трудом передвигался. Девушка показала ему на кровать, а потом на стол, на котором находились разные вкусные блюда.

— Выбирай, — сказала она, — чего ты хочешь сейчас больше всего: есть или пойти со мной в кровать?

Молодой человек, не говоря ни слова, направился к столу. Тогда девушка сказала ему:

— В следующий раз, когда опять будешь одолеваем блудной страстью, держи строгий пост (Большая книга лучших притч всех времен и народов. С. 54).

Однажды недоброжелатели Ефрема Сирина решили хитрым способом склонить его ко греху. Они подговорили одну городскую блудницу, чтобы она пошла к авве Ефрему и обольстила святого, а если это не удастся, то хотя бы вызвала в нем гнев, потому что еще никогда и никто не видел того разгневанным или ссорящимся с кем-либо. Святой Ефрем выслушал ее откровенное предложение и сказал:

— Пойдем со мной!

Обрадованная блудница побежала вслед за святым. Вскоре они оказались на городской площади, где было множество народа. — Вот здесь мы и займемся с тобой тем, что ты мне предложила.

Растерянная блудница, увидев народ, отвечает ему:

— Как же можно нам это делать в присутствии стольких людей?

Тогда Ефрем Сирин сказал:

— Если ты стыдишься людей, то как же не стыдишься Бога, Который видит не только дела людей, но даже их намерения? (По житию преподобного отца нашего Ефрема Сирина, святителя Димитрия Ростовского).

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит:

— Что мне делать, отец? Я страдаю блудною похотью. И вот я уже ходил к авве Ивистиону. Он сказал мне: «Не позволяй ей долго оставаться в тебе».

Авва Пимен отвечает брату:

— Дела аввы Ивистиона высоки, — он на небе, вместе с Ангелами и не знает, что мы с тобою находимся в блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собою (Древний Патерик. 5, 9).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я