Немецкие колониальные сообщества в Африке: Формирование и повседневная жизнь (1884-1918 гг.)

Сергей Михайлович Луценко

В монографии на основе широкого круга источников и специальных исследований впервые в отечественной историографии рассматривается многогранная жизнедеятельность немецких колониальных сообществ в африканских владениях Германии в конце ХӀХ в. ‒ начале ХХ в. В работе освещены основные причины немецкой эмиграции, проблемы, с которыми сталкивались переселенцы при переезде в далекие заморские владения Германской империи, а также те трудности, которые преодолевали колонисты на первых порах своего пребывания на африканской земле. Большое внимание уделено политике правительства Германии в отношении своих африканских владений, в частности, формированию законодательно-правовой базы для колоний, их административному обустройству и т.д. Одним из центральных сюжетов работы является детальное описание повседневной жизни переселенцев, оказавшихся в чуждой для европейцев природно-климатической и цивилизационной среде. Освещается также процесс постепенной трансформации немецких поселений в своеобразные колониальные сообщества с собственной системой ценностей, специфическим хозяйственным укладом, своеобразием в общественной и культурной жизни.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКИХ ПРОТЕКТОРАТОВ И СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Немецкие колониальные сообщества в Африке: Формирование и повседневная жизнь (1884-1918 гг.) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКИХ ПРОТЕКТОРАТОВ И СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Создание колониальных владений Германии в Африке

18 января 1871 г. в Версале была провозглашена Германская империя. В Европе появилось новое государство, претендующее на лидирующие позиции в мире. На начальном этапе основным направлением внешней политики Германии был Европейский вектор. Но, под влиянием экономического и социального кризиса, разрастающегося внутри страны, О. Бисмарк меняет направление своей внешней политики. Нуждаясь в расширении рынков сбыта товара и пополнение сырья, Германия, имея удачный пример ведущих колониальных держав, начинает борьбу за приобретение колониальных владений.

Первой территорией, получившей статус германского «протектората», стала (24 апреля 1884 г.) бухта Ангра-Пекена в Юго-Западной Африке [120, с. 28]. Для расширения территории колонии и предотвращения притязаний Великобритании на данную область, Бисмарк в 1884 г. отправил корветы «Элизабет», «Лейпциг» и канонерскую лодку «Волк» с целью водружения немецких флагов от реки Оранжевой на юге до мыса Фрио на севере Юго-Западной Африки [63, s. 16]. В результате Германская империя официально вошла в «клуб колониальных держав», а Юго-Западная Африка в будущем стала второй по величине немецкой колонией с площадью 830 тыс. км² в 1913 г. [2, с. 292].

27 февраля 1885 г., после официального запроса главы Общества германской колонизации К. Петерса, германское правительство предоставило «имперскую защиту» колониальным владениям общества в Восточной Африке. Важность данной акции состояла в обеспечении государственного участия в международно-правовом обосновании статуса Восточной Африки как германского «протектората». Правительство поставило свои условия: Общество должно было остаться только национальным Обществом, иностранные инвестиции запрещались, членами директората Общества могли быть только подданные Германского рейха, передача прав Общества иностранным державам не могла состояться без решения правительства Германии [131, с. 319]. Однако контролировать столь обширную африканскую территорию Общество не смогло, и 1 января 1891 г. управление Восточной Африкой перешло к имперскому правительству [7, s. 66]. Площадь колонии к 1913 г. составляла 1020 тыс. км² [2, с. 292].

По предложению председателя торговой палаты Гамбурга и владельца крупнейшей в Африке немецкой торговой фирмы и пароходной линии К. Вёрмана, германское правительство аннексировало в 1885 г. Камерун [6, с. 200–201]. К 1913 г. площадь колонии составляла 504 тыс. км² [2, с. 292].

По приказу кайзера германский консул в Тунисе доктор Густав Нахтигаль 5 июля 1884 г. поставил под германский контроль 50-километровую полосу западноафриканского побережья между британской колонией Золотой берег и Дагомеей, которая входила в сферу французских интересов [6, с. 203]. Между немецким и французским вооруженными отрядами произошло столкновение, закончившееся изгнанием французов из района Эве. Это позволило немецкой стороне не только поставить под контроль побережье, но и с помощью создания стратегически важных опорных пунктов и баз приступить к планомерному проникновению во внутренние и северные районы гвинейского побережья [124, с. 331]. Данная территория послужила плацдармом для создания германской колонии Того [7, s. 157]. В 1913 г. площадь колонии составляла 88 тыс. км² [2, с. 292]. Таким образом, Германская империя смогла за короткий срок создать четыре колонии на африканском континенте.

Столь быстрому захвату Германией заморских территорий способствовал рост заинтересованности немецкой буржуазии в новых рынках. Имея пример обогащения других государств за счет колоний, немецкая буржуазия с момента объединения Германии направила свои усилия на создание массового движения в поддержку немецкой колониальной политики. Она прекрасно понимала, что вовлечение широких слоев населения в «колониальную гонку» реально позволит осуществить захват заморских территорий и даст возможность использовать их сырьевые и людские ресурсы в интересах своего обогащения.

Пропагандой колониальных захватов активно занимались Центральный союз торговой географии и содействия германским интересам за рубежом, организованный в 1878 г., и Западногерманский союз колонизации и экспорта, основанный в 1881 г. В 1882 г. учреждается Германский колониальный союз, а в апреле 1884 г. было создано Общество германской колонизации с целью основания земледельческих и торговых поселений. На основе слияния двух последних организаций в 1887 г. было создано Германское колониальное общество, в дальнейшем игравшее важную роль в сфере колониальной политики Германской империи [123, с. 20].

Наряду с распространением идей колониализма немецкие колониальные общества занимались и практическими вопросами. К числу важнейших из них относились организация экспедиций с целью подписания договоров о протекторате с африканскими вождями, а также экономическая поддержка «охранных территорий» (так в Германии называли свои африканские владения). Следует отметить, что деятельность немецких колониальных общественных организаций была куда более значимой, если учесть то влияние в немецком обществе и политике, которое они имели. Многие законы и решения правительства по колониям принимались при непосредственном участии колониальных обществ. Благодаря их лоббированию было обеспечено постоянное пароходное сообщение колоний с метрополией, началось строительство железных дорог и других объектов инфраструктуры в колониях. Практически все выходившие в колониях газеты принадлежали колониальным обществам.

Таким образом, целью создания немецких колониальных организаций стало продвижение идеи колониальной экспансии Германии. Колониальные общества сыграли важную роль в создании германских колоний.

Колониальную истерию в немецком обществе поддерживали ведущие политические и общественные деятели страны, считавшие, что приобретение Германией собственных колоний перенаправит поток эмигрантов в собственные земли и будет способствовать благосостоянию родины [158, s. 28]. По данной тематике выходило большое количество книг и статей. Среди них заслуживает внимания книга «Нужны ли Германии колонии?» миссионера Фридриха Фарби. Несмотря на то, что Фарби никогда не был в Африке, он доказывал необходимость и важность колонизации «Черного континента» Германией [64]. В своем труде автор предлагал создать три типа колоний. Моделью для него служили колонии Великобритании. Первый тип колоний, которые должны были появиться, Фарби определил как земледельческие. По замыслу автора, их следовало создавать в субтропической зоне. Направляемые в эти колонии немецкие эмигранты должны были заниматься сельским хозяйством. В зоне тропического климата, неподходящего для европейцев, с большим количеством аборигенов, должны создаваться торговые колонии, отнесенные автором ко второму типу. Местное население в данном типе колоний следовало «цивилизировать», тем самым исполнив культурную миссию белого человека. Третьим типом колоний, по Фарби, должны были стать колонии для ссылки преступников и опасных элементов из метрополии [166, s. 151–154]. И если два первых типа колоний в будущем Германская империя сумела создать, третий тип так и остался лишь в теории Фарби. Основным направлением для приобретения немецких колоний Фарби считал Центральную Африку, где еще оставались «свободные териттории», не захваченные другими странами территории. Автор подчеркивал важность религии и религиозных христианских миссий в колонизации новых территорий и их нравственном развитии. Христианские миссии, по мнению автора, скрепляли бы немецкую нацию, не давая ей раствориться в чуждой этнической среде и несли бы культуру отсталым туземным народам в колониях [166, s. 161].

Экономическое обоснование необходимости колониальных захватов приводил Вильгельм Хюббе-Шлейден (1846–1916 гг.). В своей работе «Продуктивность культурных сил» автор, используя экономические подсчеты, доказывал взаимосвязь между колониальной экспансией и ростом производства и торговли внутри страны. Хюббе-Шлейден подчеркивал: «Расширение нашей территории — единственный способ сохранить нашу страну от экономической стагнации» [Цит. по: 166, s. 174]. Немецкие газеты писали: «Создание немецких колоний позволит сохранить родине тысячи высококвалифицированных, порядочных людей, которые не могут по ряду причин остаться на родине и вынуждены на безрассудный поступок — эмиграцию за море в Америку. Для них немецкие колонии были бы спасательным кругом» [66, s. 2]. Эта политическая и общественная идея базировалась на росте населения Германии и увеличении эмиграции из страны. С 1871 по 1901 гг. за пределы Германии выехало 4 млн человек [141, s. 79]. В докладе Британской Королевской комиссии основными экономическими причинами немецкой эмиграции указывались: «Низкая заработная плата, отсутствие возможности для трудоустройства, сокращение старых отраслей производства». В докладе отмечалось также, что существенным фактором эмиграции стало и негативное отношение правительства Германии к социал-демократическому движению в стране. Существенная эмиграция молодых трудоспособных людей несомненно подрывала потенциал Германии. Основную массу немецких эмигрантов составляли малоземельные крестьяне, рабочие из сельскохозяйственных районов, ремесленники и торговцы. Наиболее привлекательной страной для немецкой эмиграции были США. Письма и денежные переводы земляков из США свидетельствовали о реальных возможностях и были лучше какой-либо рекламы. Высокая заработная плата и низкая цена на землю в США давали надежду эмигранту стать хозяином, купив участок земли. В докладе приводились мнения экспертов, отмечавших, что «эмиграция сельскохозяйственная и самое большое желание батрака в Германии — это стать землевладельцем» [105].

Однако следует отметить, что после создания немецких африканских колоний прогнозы колониальных пропагандистов не сбылись: в большинстве своем немцы воздерживались от переезда в собственные колониальные владения [168, p. 1]. Так, в 1909 г., после 30 лет колонизации, в немецких колониях проживало всего 15 тыс. человек [141, s. 79]. По словам современника «немцев было больше в Париже, чем во всех германских колониях вместе взятых» [Цит. по: 181, p. 4]. Причиной столь явного игнорирования «протекторатов» стала невозможность большинства эмигрантов, потерявших возможность работать на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях родины, найти работу в колониях [167, s. 13]. К данному фактору добавлялись отсутствие инфраструктуры, неподходящий климат, враждебность местного населения, что делало колонии непривлекательным объектом для переезда.

Таким образом, объединение германских земель в единое государство, вызвавшее экономические, социальные и политические сдвиги в жизни страны, подтолкнуло Германию к колониальной экспансии. Данному вектору политики способствовала деятельность колониальных общественных организаций, созданных немецкой буржуазией, и ставивших своей целью обогащение за счет вновь приобретенных территорий. За два года Германия смогла закрепить за собой значительные территории африканского континента.

1.2. Организация административно-военной системы протекторатов

Создание административной системы управления колоний и военной защиты протекторатов было настолько важным для руководства Германской империи, что уже в 1890 г. при императоре был создан колониальный совет, который собирался для выработки и обсуждения принимаемых колониальных законов [45, s. 179]. Таким образом, во главе проводимой колониальной политики стоял сам император Германии. Правом принятия законов обладал и канцлер, издававший распоряжения военного, полицейского и административного характера, а также обладавший правом передавать властные полномочия местной колониальной администрации. Канцлер действовал через ведомство иностранных дел, с 1890 г. — через Колониальный отдел данного ведомства, а с 1907 г. — через Колониальное ведомство. Центральное управление ведомства, по мере территориального роста колониальной системы, разделилось на две части: африканскую и тихоокеанскую. В Колониальном ведомстве действовали две структуры: гражданского и военного управления. Первая из них подразделялось на отделы «А» (политический, занимавшийся вопросами общего и правового управления), «B» (финансы, средства передвижения и технического обеспечения) и «С» (персональные дела). Финансовая составляющая принадлежала рейхстагу (бюджетная комиссия). Однако права рейхстага были ограничены, над парламентом находилась верхняя палата — Союзный совет, правительство и император, имевшие свои рычагивлияния [121, с. 331].

После принятия в Берлине решения о протекторате над той или иной территорией, туда незамедлительно направлялся губернатор, назначавшийся кайзером и подчинявшийся имперскому канцлеру, согласно положению о назначении должностных лиц Рейха [106]. Юго-Западной Африкой с 1884 г. по 1894 г. и Восточной Африканской колонией с 1885 г. по 1891 г. управляли назначенные кайзером рейхскомиссары. В дальнейшем в этих колониях должности рейхскомиссаров были упразднены и введен режим губернаторского правления. Губернатор обладал всей полнотой власти, ему принадлежала верховная, военная, судебная и административная власть в колонии [129, с. 66]. В его подчинении находились начальники округов и опорных пунктов, следившие за порядком, осуществлявшие судопроизводство и сбор налогов [123, с. 73]. Должность губернатора в Восточной Африке, Юго-Западной Африке и Камеруне соответствовала рангу советника I класса, в Того — II класса. За безупречную службу в колониях губернатору присваивали ранг Действительного тайного советника [179, s. 153]. На должность губернаторов колоний назначались опытные специалисты-управленцы из числа дипломатов, юристов и представителей других специальностей, а во время восстаний африканцев ими зачастую становились командиры охранных войск [183, s. 746]. Свидетельством высокого статуса колониальных губернаторов может служить правительственное предписание немецким военным кораблям при заходах в колониальные порты производить салют из 15 залпов для приветствия местного губернатора. Губернатор, в свою очередь, обладал правом давать салют из 17 залпов по его усмотрению [33, s. 13].

Размер служебного оклада чиновников составлял: губернаторов — 20 тыс. марок в месяц, начальников округов — 4800 марок [131, с. 624]. Срок службы колониальных чиновников для получения пенсии в Юго-Западном протекторате составлял 15 лет, в Восточной Африке, Того и Камеруне (из-за сложных природно-климатических условий) — 12 лет. В случае инвалидности, полученной на службе, пенсия назначалась раньше положенного срока.

Чиновникам и членам их семей полагалось полное государственное медицинское обеспечение, лечение в санаториях, служебное жилье, для чего в колониальных бюджетах закладывались специальные статьи расходов. Погребение и другие расходы, связанные со смертью чиновника в колонии, принимало на себя государство. Специальное пособие полагалось для отпуска, который чиновники проводили обычно в метрополии. В случае, если по окончании срока службы чиновник избирал местожительство в колонии, субсидия для проезда в Германию превращалась в пособие на обустройство [131, с. 597].

На низшие административные должности в Того, Камеруне и Восточной Африке допускались африканцы, арабы и индусы. Вожди племен, деревенские старосты (джумбе) и старейшины (акид) обязаны были собирать налоги, осуществлять традиционное судопроизводство, поставлять рабочую силу по требованию начальника округа [123, с. 92]. В Юго-Западной Африке африканцев в колониальную администрацию не допускали. Зарплата африканских переводчиков, клерков, санитаров, учителей на первом году работы составляла 20 марок в месяц, во второй год — 25 марок, в третий — 30 марок; за двадцатилетний стаж предполагалось платить 150 марок в месяц. Африканские служащие обеспечивались бесплатной медицинской помощью, каждый год им предоставлялся 14-дневный отпуск [35, s. 59–60].

Бюрократический аппарат в африканских колониях по своей численности был небольшим. Например, общая численность военно-административного корпуса в Юго-Западной Африке, состоявшего исключительно из немцев, к 1903 г. насчитывала 939 человек [111, с. 59]. В других германских африканских колониях он был намного меньше. Однако следует отметить, что в колониях других стран гражданский управленческий аппарат был намного меньше.

Вторым после губернатора по значимости человеком в колониальной администрации был командующий охранными войсками; зачастую эти две высшие должности занимал по совместительству один человек — бывший военный [129, с. 66]. Если посты губернатора и командующего колониальными войсками занимали разные люди, то именно губернатор решал, как использовать охранные войска. Охранные войска колоний были независимы от Генерального штаба Германии и имели свою собственную организационно-штатную структуру. Однако верховный главнокомандующий вооруженными силами рейха — кайзер являлся и верховным главнокомандующим колониальными охранными войсками, а канцелярией рейхсканцлера проводился кадровый подбор высшего командования, штабов, медицинской службы и служащих военной администрации. В 1907 г. в Берлине было образовано Верховное командование охранных войск колониального управления рейха, которое возглавляли подполковник Фердинанд Кваде (1907–1908), генерал-майор Георг фон Глазенап (1908–1914) и с апреля 1914 года до окончания Первой мировой войны полковник фон Белов [136, с. 120].

Вооруженный контингент каждой немецкой колонии имел свои особенности. Так, охранная часть в Юго-Западной Африке формировалась из немецких добровольцев, прослуживших в германской армии не менее трех лет и хорошо зарекомендовавших себя на службе. Срок службы в колониях составлял 2,5 года с возможностью продления контракта на более длительный срок. Год службы в охранных частях приравнивался к двум годам службы в Германии, участие в карательных экспедициях приравнивалось к году службы [33, s. 55]. Оклад в колонии был значительно выше, чем в германской армии. Так, лейтенант в Африке получал 6300 марок, а в Германии — 1284. За длительную службу в колониях офицеры получали надбавку [152, p. 108]. Кроме жалования военные, заключившие контракт на службу в колониях, получали бесплатно вооружение и обмундирование. В 1892 г. для рядового в Юго-Западной Африке полагалось на год вещевого довольствия: одна куртка с бриджами и штанами, одна пара сапог, одна шляпа, три пары шерстяных рубах, двое трусов, семь пар шерстяных носков, три носовых платка, три полотенца, одно шерстяное одеяло, один ремень с полевым котелком и флягой [63, s. 219]. Продовольственное обеспечение военнослужащих охранных войск включало (в 1908 г.): 500 г мяса или солонины в день, порой заменявшихся 300 г колбасы, сала, ветчины либо мясными консервами. В рацион также входили крупы, макароны, овощи, яйца, фрукты, масло, сахар, 2 бутылки вина в неделю, 100 г коньяка или рома и 1,5 литра сока в месяц, а также табачное довольствие [111, с. 87]. Всем военнослужащим по увольнению со службы полагалось пенсионное обеспечение из государственных бюджетных средств [33, s. 218–234]. В случае смерти офицера на службе вдовам и малолетним детям предоставлялась пенсия [35, s. 239–253]. Все это свидетельствует о том, что военнослужащие в колониях получали довольно хорошее денежное, продовольственное и вещевое обеспечение, а также обеспечивались социальной защитой. Военные контингенты занимались не только присущими им функциями, они также принимали участие в создании инфраструктуры в колониях — строительстве портов, железных дорог, телефонных и телеграфных линий, тем самым способствовали не только охране протекторатов, но и их развитию.

В охранных войсках Восточной Африки, Того и Камеруна немцы занимали только высшие командные должности, солдаты нанимались из местного населения по контракту на пять лет за сравнительно большое, по африканским меркам, жалование. Рядовые аскари (наемники) получали 30 немецких рупий в месяц, сержанты и старшины 50–40 рупий, наименьшее жалованье в охранных войсках получали новобранцы — 20 рупий. В дни государственных праздников каждому солдату и полицейскому выплачивалась небольшая премия в 2–5 рупий [34, s. 7]. Для сравнения: заработная плата африканских рабочих на плантациях составляла от 5 до 10 рупий в месяц [129, с. 68].

Немецкое командование формировало роты аскари по этническому и отчасти по конфессиональному принципу. Вербовка производилась как из местных жителей, так и за пределами колоний. Основой немецких туземных войск были зулусы, суданцы, ньямвези, маньями, масаи, вангони, отчасти махехе [131, с. 259]. Полковник Пауль фон Леттов-Форбек отмечал: «Дисциплина и моральный дух африканских наемников (аскари) были на высоте и свидетельствовали о превосходной выучке, недостатком туземных частей была их устарелая тактика ведения боевых действий и отсутствие новейших видов вооружения по штату» [88, s. 4]. К поступающим на военную службу африканцам предъявлялись жесткие требования, например, в охранные войска и полицию не брали, если у претендента была судимость или не погашенный штраф [33, s. 123]. Во время службы аскари не разрешались действия, порочащие честь мундира охранных войск, продажа спиртных напитков военнослужащим африканцам возможна была только с письменного разрешения немецкого офицера [35, s. 152].

Колониальные охранные войска в Того, в отличие от остальных африканских колоний, сформированы не были. Здесь задачи охраны и обеспечения порядка были возложены на полицейские силы [136, с. 128]. Полиция в Того комплектовалось из африканцев, вербовавшихся в британской Нигерии из народа хауса. Однако вскоре английская администрация запретила немцам вербовать в своих колониях, и немецкая администрация вынуждена была набирать рекрутов в своем протекторате. Контракт с африканцами заключался на 3 года. В 1908 г. срок службы был увеличен до 5 лет [131, с. 562].

В Камеруне, Юго-Западной Африке и в Германской Восточной Африке наряду с регулярными охранными войсками дополнительно были сформированы полицейские силы. В Юго-Западной Африке полиция, как правило, формировалась из добровольцев, отслуживших свой срок в охранных войсках [111, с. 84–85].

Полиция Германской Восточной Африки являлась частью охранных войск и состояла из шести рот «цветных» солдат для охраны миссий и караванных путей [136, с. 128–129]. В Камеруне полиция первоначально состояла из выкупленных немецкой администрацией рабов, позже комплектация личного состава производилась, как и в других колониях, по найму. Функции полиции и охранных войск фактически совпадали. Они обеспечивали безопасность внешних границ и внутриполитическую стабильность внутри колоний. Отличия существовали в организации и системе подчинения. «Охранное войско» имело своих командиров, что допускало дуализм при взаимодействии гражданской и военной властей, собственный бюджет. Содержание «полицейского войска» оплачивалось из общего бюджета колонии, подчинялось оно непосредственно главе колониальной администрации. Таким образом, в силу определенной специфики в каждой из колоний полицейские силы германских протекторатов использовались по-разному. В Того они выполняли роль полиции и охранных войск, в Германской Юго-Западной Африке на них были возложены сугубо полицейские функции, а в Камеруне и Германской Восточной Африке они использовались для обеспечения порядка в населенных пунктах побережья, сопровождения караванов и были, по сути, частью охранных войск.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКИХ ПРОТЕКТОРАТОВ И СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Немецкие колониальные сообщества в Африке: Формирование и повседневная жизнь (1884-1918 гг.) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я