Искусство внутренней свободы. Как следовать мудрости стоиков и достичь счастья

Сергей Маляров

Эта книга для тех, кто хочет выработать или скорректировать собственную жизненную философию. Стоицизм – философская школа, возникшая в Афинах около 300 г. до н. э. В переносном смысле стоицизм – проявление твердости и мужества в жизненных испытаниях. Стоики – зачастую самые успешные люди своих эпох, они изобрели множество методов достижения спокойствия и доказали их действенность. Стоики оставили учение о том, как находить счастье в будничных делах и как избавиться от неудовлетворенности жизнью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство внутренней свободы. Как следовать мудрости стоиков и достичь счастья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое счастье для стоика

Философия — стремление повсюду быть дома.

Новалис

Я поступил в аспирантуру философского факультета в 2014 году. До этого я погружался в проблематику античности несколько лет. Когда долго занимаешься одной темой, она становится значимой, начинаешь разбираться в ней детально и вдумчиво. Когда мне предстояло определиться с темой диссертации, из нескольких предложенных научным руководителем я выбрал наиболее практичную. И это был, к сожалению, не стоицизм. Поэтому диссертацию по философии я забросил на полпути.

Я заметил, что те, кто изучает философию, — своеобразные люди, занимающие себя особенными вопросами. Я слушал их и удивлялся, что предмет их споров бесконечно далек от реальной жизни. А раз так — зачем тратить на болтовню столько времени? Конечно, размышлять на такие темы и углубляться в непознаваемый априори предмет очень увлекательно. Это развивает ум, аналитическое мышление, способность рассуждать. Но если изучению предмета уделяется столько времени, от него непременно должна быть и практическая польза. Я бился головой об философию и пытался прикрутить ее к своей жизни. И все никак не мог. Я практик. Мне неинтересны рассуждения сами по себе, если с их помощью нельзя улучшить жизнь. Мне по душе та философия, которая может стать основой механики жизни. Для меня такой философией стал стоицизм.

Я вижу, что сейчас все чаще люди пытаются найти ответы на практические вопросы, пытаются придать смысл повседневности с помощью различных подходов. В большинстве философских, религиозных и этических течений много заимствований из стоической философии. Многое впитало в себя и христианство. Так что если вы верующий и «практикующий» христианин, значит, уже в определенном смысле применяете методики стоиков, переосмысленные нашими святыми и мыслителями и принятыми как правила христианской веры еще в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова.

Моя цель — изложить современную версию стоицизма, который мог бы найти последователей среди читателей. Стоики не соглашались друг с другом и, конечно, не согласились бы с моей моделью, которая включает наиболее удачные, на мой вкус, и полезные находки отдельных философов и школ. Надеюсь, эта книга поможет собрать единомышленников, которые, практикуя эту древнюю философию, преобразятся изнутри. Кем бы мы ни были: предпринимателями, спортсменами, политиками, инвесторами, учеными, студентами или преподавателями.

Я читал книги стоиков и пришел к такому выводу. Счастье — не талант и не удача. Счастью, как и любви, нужно учиться. Счастье можно воспитать в себе. Им можно научиться пользоваться в нужный момент, однажды поняв, где оно находится и как «запускается». Стоики учили этому еще две тысячи лет назад, и у них неплохо получалось. Книга, которую вы держите в руках, — о практике счастливой жизни.

Я верю в то, что философия должна быть практической. Когда говорят о философии в неакадемическом кругу, имеют в виду скорее скучные лекции или непонятные тексты одних ученых, написанные для других ученых. Между тем философы, начиная с самых ранних, искали и находили ответы на вопросы, которые волнуют нас и сегодня. Именно поэтому мы до сих пор помним о них.

Я хочу, чтобы стоицизм вошел в моду. Чтобы он был понятен и принят обществом, поскольку он сделает людей счастливее. Эта книга о том, как жить счастливо. Стоики искали смысл и счастье в жизни, причем не в умозрительной плоскости. Они были в первую очередь практиками.

Как достичь гармонии, занимаясь бизнесом или работая в корпорации? Как найти баланс между работой и семейной жизнью? Что делать, чтобы оставаться счастливым вне зависимости от количества денег? Как убедить людей верить вам и вашим целям? Как справляться с гневом, разочарованием и болью? Как привлечь финансовую поддержку и как общаться с инвесторами? Как преодолеть негативные эмоции и определить, что действительно важно делать для полноценной и счастливой жизни?

Наверняка кто-то находил ответы на эти вопросы за последние несколько тысячелетий. Конечно, древние философы не употребляли слов «инвестор» и «корпорация». Тем не менее в древние времена проблемы и способы их разрешения были похожи на те, какие есть и теперь. Значит, велика вероятность того, что кто-то из классических мыслителей уже сталкивался с вашими сложностями и ловко преодолевал их. Так почему бы не обратиться к опыту людей прошлого? Они тоже были лидерами и предпринимателями, так же учились взаимодействовать с окружающими и искали счастья в повседневности, как и мы.

Сейчас предостаточно литературы для менеджеров, бизнесменов, лидеров. Однако на чтение основной ее массы не стоит тратить время. Вместе с тем есть и такие книги, которые читают и перепечатывают уже несколько тысяч лет. Мудрость, в них заключенная, прошла через века, а значит, есть основание верить в ее подлинность. Здравомыслие, которое характеризует высказывания императора Марка Аврелия, выгодно отличает их от увещеваний многих современных тренеров. Сенека, римский философ-стоик, убедительнее прочих учил оптимизму. Древние давно нашли способ избегать разочарований и потребности в славе, предупреждать оскорбления, преодолевать горе, довольствоваться тем, что имеешь, и быть счастливым.

Сложно добиться высоких результатов, не прикладывая при этом никаких усилий. Поэтому помимо описаний проблем и способов их решения в этой книге есть и практическая часть — тренировки и стоические разминки. Уделяя им время ежедневно, вы добьетесь стоического самообладания, научитесь принимать взвешенные решения, противостоять неудобным обстоятельствам и быть довольным жизнью.

Мы поговорим на самые разные темы: о Боге, политике и семье, о воспитании собственного характера, управлении гневом, внутренней и внешней стойкости перед испытаниями.

Горизонт финансовых целей среднестатистического жителя России, если верить данным Росстата, — 31 475 рублей в месяц, то есть 377 700 рублей в год, или 15 с небольшим миллионов рублей — что приблизительно равно 244,5 тысячам долларов — за жизнь, если брать средний период с 20 до 60 лет. Иначе говоря, если все, чего хочет человек от жизни, это купить квартиру и машину, получить работу с зарплатой чуть выше среднего и ездить один раз в год в отпуск на море, то экономику такой жизни легко посчитать. Это цифра для среднестатистической жизни среднестатистического жителя России. Не слишком амбициозно для такого совершенного существа, как человек.

Но стремление быть как все часто становится главной целью. Кажется, что в этом и есть человеческое счастье: квартира, машина, море. Иначе говоря, 15,5 миллионов, растянутые на сорок лет. Думаю, вы согласитесь с тем, что частное никак не связано с ощущением счастья: в среднем за год вы счастливы не больше и не меньше других людей — тех, кто беднее или богаче вас. Однако всю свою жизнь мы стремимся к счастью, работая и ставя перед собой цели. Обмениваем реальное время своей драгоценной жизни на предполагаемое счастье в будущем.

Нас никто не обманывает, кроме нас же самих. Кажется, что жизнь станет радостнее, если квартира будет больше, машина — выше классом, а отпуск мы проведем не в Турции, а в Италии. Но это видимость, и стоики расскажут нам почему. Основная проблема заключается в том, что мы ошибочно отождествляем цель с методом ее достижения. Купить квартиру — здорово, это сделает человека довольным жизнью — на какое-то время. Но пустота, мировоззренческий изъян никуда не денется. Спросите себя, будете ли вы счастливы, если не добьетесь поставленной цели. Допустим, я так и не накопил нужную сумму на покупку квартиры. Представляете, проживаю единственную жизнь и корю себя за то, что не достиг желаемого. Это ведь сделает меня несчастным, правда?

Счастье — это личный выбор каждого. Чувствуете ли вы себя счастливым, зависит только от вас. Управлять этим параметром нужно учиться — учась решать определенным образом те проблемы, которые делают вас несчастным сейчас, в нынешний момент. Все просто.

Совсем немного истории

Родоначальником стоицизма считают Зенона Китийского. Он жил в III веке до н. э. Зенон — финикиец, уроженец острова Кипр, города Китий. Он, богатый торговец, владел небольшим флотом, перевозил товары через всю Ойкумену. Зенон нажил состояние, но не чувствовал себя полноценным и счастливым. Еще юношей он открыл для себя Сократа (прочел о нем книгу), бросил дела и переехал в Афины, чтобы учиться философии. Посещал уроки мудрецов, но не находил того, что искал. Тогда он понял, что главное — не философские идеи, а философская жизнь. Чтобы жить как Сократ, нужно самому стать Сократом.

Зенон учил стоицизму, и жители Афин почитали его за мудрость и образ жизни. «Воздержаннее, чем Зенон-философ», — так говорили Афиняне о разумных и умеренных людях.

Яркие последователи его философии — один из самых первых стоиков Эпиктет, знаменитый трудами и биографией Сенека, великий император Римской империи Марк Аврелий.

Эпиктет родился в Иераполе (ныне Памуккале в Турции) за 55 лет до Рождества Христова. Эпиктет — не настоящее его имя, дословно оно означает «приобретенный», и это подчеркивает то обстоятельство, что Эпиктет был рабом. Он был калекой из-за травмы, полученной от одного из своих хозяев. Последний хозяин Эпиктета позволил ему изучать философию стоиков у Музония Руфа, знаменитого учителя того времени. Когда Эпиктет получил философское образование, хозяин даровал ему свободу, после чего бывший раб основал собственную школу в Риме. Эпиктет со временем стал известным учителем, его лекции стали записывать, благодаря чему они дошли до нас. Многое в этой книге написано под вдохновением от этих записей.

Искалеченный раб, самостоятельно получивший образование и добившийся свободы, в конце жизни взял на воспитание бездомного мальчика, которого поставил на ноги. Он прожил простую жизнь и дожил до 80 лет, самоотверженно помогая другим. Это замечательный пример, над которым стоит задуматься.

Второй пример для подражания — Сенека, чей опыт нам также окажется полезен. Он, напротив, происходил из знатной семьи, стал сенатором, а позже — воспитателем знаменитого императора Нерона. Он был одним из самых богатых людей своей эпохи, его состояние оценивалось в 330 миллионов сестерциев. В предисловии к этой книге он немного размышляет о своем богатстве. Скорее всего, он был богаче императора: 1 сестерций примерно равен 2 евро, или 140 рублям. То есть у Сенеки было состояние в 660 000 000 евро, или 49,5 миллиардов рублей по нынешним ценам. Несмотря на такое невероятное богатство, он сумел сохранить поразительный аскетизм и трезвое отношение к происходящему вокруг. Сенека был приговорен к смерти через добровольное самоубийство своим учеником, императором Нероном, которого обличал за нечестивую жизнь.

И наконец, император Марк Аврелий, последний из «пяти хороших императоров» Римской империи. Это правители, при которых империя достигла кульминации культурного и экономического процветания. Иначе говоря, Рим был пике могущества, силы, богатства, красоты и величия. Во многом это случилось благодаря ему, стоику Марку Аврелию. Историк Эдуард Гиббон писал о той эпохе в труде «История упадка и разрушения Римской империи»: «Если бы у кого-нибудь спросили, в течение какого периода всемирной истории положение человеческого рода было самое счастливое и самое цветущее, он должен бы был безо всяких колебаний назвать тот период, который протек от смерти Домициана до восшествия на престол Коммода». Коммод — сын Марка Аврелия.

Марк Аврелий оставил нам замечательный труд «Наедине с собой» (или «К самому себе», если дословно переводить с греческого). Эта книга — личный дневник императора, который не предназначался для публикации. Но благодаря тому, что он все же увидел свет после смерти автора, мы можем заглянуть в глубину его мудрости и добродетели.

Как видите, Эпиктет — раб. Марк Аврелий — император. Сенека — «миллионер» и драматург. Эти совершенно разные люди прожили абсолютно разные жизни, но все они были одинаково сдержанными и достойными людьми. А главное — счастливыми настолько, насколько вообще может быть счастлив человек.

Письменные свидетельства, в числе которых и личные дневниковые записи римского императора, и письма другу римского драматурга, и лекции бывшего раба и калеки, стали для нас настоящей сокровищницей. Прошли 2000 лет, но их письменное наследие и сохранилось, и множится. Могут ли эти страницы древнего, порой неясного текста нести какую-то важную информацию для современного человека? Оказывается, да. Они содержат одну из величайших мудростей в истории мира.

Моя книга опирается на мысли этих трех великих людей. Помимо них, в книге изложен опыт некоторых последователей стоицизма: Джорджа Вашингтона, Уолта Уитмена, Адама Смита, Иммануила Канта, Томаса Джефферсона, Мэтью Арнольда, Амброуза Бирса, Теодора Рузвельта, Уильяма Александра Перси, Ральфа Уолдо Эмерсо, Блеза Паскаля, Мишеля Монтеня, Бенджамина Франклина и других. Где-то с прямыми ссылками на них, по большей же части — под вдохновением от того, что они писали и делали. Иногда их имена указаны рядом с их мыслями, иногда эти мысли являются той «искрой», которая рождает новую идею, которая записана здесь. Современные стоические авторы время от времени будут дополнять то, что мы узнаем из древних трактатов, и вместе они научат нас применять стоицизм в современной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство внутренней свободы. Как следовать мудрости стоиков и достичь счастья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я