Древние сексуальные руководства. Мифы, заблуждения и прочие удивительные и неожиданные сведения

Сергей Мазуркевич, 2020

Новая книга известного писателя и путешественника С. Мазуркевича посвящена древним трактатам о любви и сексе. Они, казалось бы, всем знакомы, но на самом деле мало кто имеет о них верное представление. Автор приложил все усилия, чтобы это чтение было занимательным и веселым. Несмотря на то что по ходу книги может показаться, что он местами подшучивает над авторами древних трактатов и их творениями, это не так. Это всего лишь такой стиль изложения, а ко всем древним мудрецам, оставившим нам в наследие свои трактаты, автор относится с величайшим уважением и преклоняется перед их мудростью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние сексуальные руководства. Мифы, заблуждения и прочие удивительные и неожиданные сведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Занимательное путешествие по Камасутре

Камасутра для всех. Или не для всех?

Камасутра — произведение научно-дидактическое. Проще говоря, в трактате нашли отражение все современные на тот момент представления науки о каме, и Ватсьяяна делится этими представлениями в форме своеобразного учебника.

Но для всех ли индийцев был предназначен этот учебник?

Отнюдь. Главный адресат Камасутры — богатый горожанин, как минимум не низкого происхождения, имеющий много времени.

Автор Камасутры дает нам представление о жизни этого горожанина. Подробно описывается, какое у него должно быть жилье:

«[Его] жилье — в большом центре, столице, маленьком или большом городе, населенном добрыми людьми, или же [в другом месте] — в зависимости от средств существования. Там, поблизости от воды, в роще деревьев пусть он выстроит дом с двумя покоями и отдельными комнатами для различных нужд.

Во внешних покоях дома пусть находится ложе — очень мягкое, с подушками у обоих концов, углубленное в середине, с белым покрывалом, а также — соседнее [с ним] ложе. У его изголовья — место, устланное травой, и скамья для подношений. Там пусть находятся оставшиеся после ночи притирания, венки, корзинка с вареным рисом, сосуд с благовониями, кора лимонного дерева и бетель. На земле — плевательница. [Пусть будут там] вина (музыкальный инструмент. — С. М.), висящая на крюке дощечка для рисования, коробка с кисточками, какая-нибудь книга и венок из цветов желтого амаранта. Недалеко на полу — круглая подстилка, доска для игры в кости и доска для [других] игр. Снаружи — клетки с ручными птицами. Отдельно — место для пряжи, плотничанья и других занятий. В роще деревьев — хорошо устланные качели, расположенные в тени, и сиденье на земле, покрытое цветами. Таково устройство жилища».

От такого жилища и я бы не отказался. Без плевательницы можно было бы и обойтись, бетель не жую, а вот роща деревьев, качели и сиденье на земле — это мне особенно нравится.

Как же проходит типичный день горожанина согласно Ватсьяяне? Он пишет:

«Встав утром, исполнив обычные дела, почистив зубы, употребив в должной мере притирания и куренья, надев венок, натерев [губы] воском и красным лаком, оглядев лицо в зеркале, заложив в рот ароматный бетель, пусть он принимается за дела.

Омывание [ему надлежит совершать] каждый день, умащивание — через день, [употреблять] мылящие принадлежности — раз в три дня, бритье лица — раз в четыре дня, удаление волосков в сокровенных местах — неизменно раз в пять или же в десять дней. Следует всегда удалять пот со скрытых частей тела. Прием пищи — перед полуднем и после полудня.

Согласно Чараяне, [вторая трапеза] — вечером (Чараяна — гуру Аюрведы. — С. М.). После [утренней] трапезы [его] занятия — обучение попугаев и скворцов разговору, бои перепелов, петухов, баранов, те или иные забавы, времяпрепровождение с приближенными, прихлебателями, шутами и дневной отдых. После полудня, когда совершен туалет, время проводится в компании, вечером — музыкальные развлечения. После этого, прибрав и окурив ароматами покои, [он сидит] вместе с друзьями у ложа в ожидании возлюбленных, идущих на свидание, — [за ними] посылают посредниц или же идут сами. Вместе с друзьями он встречает пришедших ласковыми речами и услугами. И если одежды возлюбленных, идущих на свидание в ненастную погоду, в беспорядке из-за дождя, он сам или же с помощью друзей приводит их в порядок. Таков [его] образ жизни днем и ночью».

А когда работать? А никогда. Другие пусть работают. При таком образе жизни работать некогда. Нельзя же допустить, чтобы попугаи и скворцы остались необученные разговору, а бараны не сошлись в поединке.

Тем более что это еще не полный список занятий горожанина. Ватсьяяна продолжает перечислять, чем ему положено заниматься:

«Пусть он участвует в устроении праздничных сборищ, во встречах с компанией, в угощениях, прогулках по парку и совместных играх…

В доме гетеры, месте для сборищ или жилище кого-нибудь другого, равного по знаниям, уму, нраву, имуществу и возрасту, компания сидит в обществе гетер, ведя надлежащие беседы. Там они вместе занимаются поэзией и искусствами. В этой [компании] блестящие, всеми любимые [участники] пользуются почетом, и [слуги] приводят [туда к ним] достойных возлюбленных. Угощения происходят попеременно в доме то одного, то другого…»

Все? Нет, не все. Еще и прогулки по парку и игры в воде: «Перед полуднем, нарядившись, оседлав коней, вместе с гетерами и в сопровождении слуг пусть они отправляются туда. Они проводят время, устраивая бои между петухами, перепелами, баранами, азартные игры, представления и [прочие] приятные забавы, и, насладившись там дневными развлечениями, после полудня возвращаются назад, неся с собой свидетельства развлечений в этом парке. Так же разъясняется, как, устроив водоемы, посещают летом игры в воде».

Описывая игры, автор Камасутры делает очень важное замечание: «В тех и других — общераспространенных и местных — играх они должны отличаться перед [простыми] людьми».

Это ключевой момент. Это подтверждение того, что адресат Камасутры — человек образованный, богатый и имеющий много свободного времени.

А что делать, например, деревенскому жителю? По мнению Ватсьяяны, «живущий в деревне… пусть следует этому [образу жизни]», то есть подражает горожанину. Если, конечно, есть материальные возможности.

А как быть женщинам? Изучали ли они Камасутру? Изучали, но не все. Традиционно это было доступно гетерам и дочерям главных советников. Что касается обычных женщин, то подобное обучение дозволено было лишь в замужестве, причем с дозволения мужа.

Итак, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, такой: Камасутра была не для всех. Возможность постигать эту науку в Древней Индии была у обеспеченных мужчин и у ограниченного количества женщин. Остальные, как уверены многие авторы не только статей в Интернете, но и солидных книг, обучались по барельефам и горельефам храмовых стен. Но так ли это? Об этом наша следующая глава.

Цитата на полях

Лишенный же средств, обладающий лишь [собственным] телом, лишь сиденьем, мылящими и косметическими принадлежностями и платьем, — если он происходит из достойных мест и сведущ в искусствах, — пусть поддерживает свое существование, обучая этим [занятиям] и должному поведению в компании и среди гетер. Таков приближенный [к знатной особе].

Истративший же средства, наделенный достоинствами, имеющий жену, хорошо принятый среди гетер и в компании и живущий за счет этого — прихлебатель.

Знающий же лишь отдельные искусства, склонный к забавам и пользующийся доверием — шут или паяц.

Эти лица служат у гетер и горожан советниками в союзах и раздорах. Вместе с ними [могут быть] названы нищенки, сведущие в искусствах, бритоголовые, бесплодные женщины и старые ганики.

Камасутра

Храмы любви в Древней Индии

Даже те, кто не слишком хорошо информирован об индийской культуре и традициях, знают, что в Индии есть храмы, на стенах которых изображены сценки эротического характера (в Кхаджурахо, в Конарке и др.).

Присутствие сексуальных сцен в сооружениях, чья задача соединять человека с богом или богами, издавна вызывало недоумение. И возникал главный вопрос: зачем? Для чего изображения разных форм секса были включены в скульптурный ансамбль индуистских храмов, названных потомками храмами любви?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние сексуальные руководства. Мифы, заблуждения и прочие удивительные и неожиданные сведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я