Ипотека публичных земель

Сергей Ленкин

В монографии рассматриваются актуальные проблемы рынка недвижимости и управления земельными ресурсами, принадлежащими на праве собственности муниципалитетам и субъектам РФ. Предлагается для внедрения ипотечный инвестиционный механизм на базе Земельного Залогового Фонда и земельных ценных бумаг. Книга адресована работникам органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателям и преподавателям вузов, всем интересующимся ипотекой земельной недвижимости.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ипотека публичных земель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2 Приватизация публичной собственности на землю

В наиболее общем виде приватизация означает разгосударствление или продажу, отчуждение в частные руки государственного имущества. Отсюда и заимствованный из английского языка термин, произошедший от слова «private», то есть частный, не государственный. При этом, частная собственность может быть как личной, принадлежащей конкретному человеку, так и находиться в собственности сразу нескольких лиц одновременно. Решая задачи приватизации, органы публичной власти, наряду с политическими целями, стремятся обеспечить становление новой, капиталистической системы отношений собственности. При этом экономическими итогами приватизации, по их мнению, должны стать финансовая стабилизация, наполнение бюджета за счет средств от продажи собственности и роста прибыли на уровне микроэкономики, создание конкурентной среды, демонополизация и привлечение инвестиций. Социально-экономические результаты приватизации, как правило, определяются ростом или снижением безработицы и заработной платы, реальным изменением качества жизни населения. В развитых экономиках приватизация в целом имеет системный характер и проходит без излишней спешки, индивидуально для каждого предприятия. И, напротив, в странах развивающихся и с переходной экономикой, приватизация чаще всего носит быстротечный характер и охватывает многие, если не все, отрасли народного хозяйства. Здесь, в первую очередь, стремятся проводить институциональные реформы и рассматривают приватизацию как средство для создания таких базовых рыночных институтов, как рынки труда и капитала, свободного предпринимательства, демократической правовой системы государственного и общественного устройства. Практически во всех постсоциалистических странах приватизационные процессы имели свою национальную специфику. В России, например, основной целью идеологов приватизации (по крайней мере, декларативно) стало обеспечение невозможности возврата к тоталитарным (социалистическим) принципам управления и хозяйствования, формирование и укрепление новых демократических институтов власти, подобных западным аналогам. Если в Румынии и Чехии добивались, прежде всего, быстрого деполитизирующего эффекта приватизации, то в Венгрии, с учетом проблем с крупной внешней задолженностью, решающее значение имели поступления в бюджет от продажи государственных предприятий. В Польше процесс приватизации проходил более эффективно, поскольку проводился сравнительно медленнее и дифференцированно, а при передаче государственной собственности в частные руки особое внимание уделялось социальной справедливости. Общим для этих стран стало то, что программы приватизации были направлены на ускоренное создание капиталистической экономики и формирование класса новых, частных собственников, способных привлечь и приумножить капитал, повысить эффективность общественного производства [81].

Предметом нашего исследования являются публичные земельные активы, их гражданский оборот, как средство для привлечения инвестиций и повышения эффективности реального сектора экономики РФ. Поэтому проблемы приватизации будем рассматривать применительно к решению этой основной задачи. Можно согласиться с теми экономистами, которые считают, что формирование частной и коллективной собственности на землю путем разумного разгосударствления рыночно «омертвленных» публичных земель, а также создание единых объектов недвижимости должно стать одним из приоритетов земельной реформы в Российской Федерации [16]. К сожалению, доля земель, находящихся в частной собственности, в общей структуре земель страны еще крайне низка и не соответствует потребностям современных рыночных отношений. На первых этапах земельной реформы основную массу приватизируемых земель (более 95%) составляли земли сельскохозяйственного назначения, которые в основном были переданы в долевую частную собственность и фактически оказались исключенными из гражданского и рыночного оборота. Значительным тормозом процесса приватизации земли стало отсутствие государственного кадастрового учета большинства земельных участков (по оценкам специалистов, количество полностью сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков под приватизированными объектами недвижимости составляет и в настоящее время не более 50%.). Требует коренной перестройки система землеустройства и кадастрового учета, при этом необходимо обеспечить условия, стимулирующие создание новых землеустроительных организаций и формирование конкурентной среды между ними. Давно уже следовало бы законодательно разрешить включение в состав затрат предприятий средств, направляемых на выкуп земельных участков. В целях активизации разгосударствления земельных активов целесообразно пересмотреть действующие ограничения оборотоспособности земельных участков большинства категорий земель РФ. Эти и ещё целый ряд других негативных правовых, экономических и организационных факторов препятствуют рыночному обороту единых объектов недвижимости, развитию современных ипотечных земельных отношений и экономики страны в целом.

2.1 Правовая база приватизации земель

В настоящее время основополагающим законодательным актом, регулирующим вопросы отчуждения из государственной и муниципальной собственности объектов недвижимости, в том числе и земельных участков, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) [17]. В целях лучшего понимания путей обеспечения ускоренного развития рыночного, и, прежде всего, ипотечного оборота публичных земель, рассмотрим лишь те нормативные положения Закона о приватизации, которые создают организационно-правовую базу для практического решения этой важной задачи. В соответствии со ст.2 (п.2) Закона о приватизации государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставные капиталы которых вносится данное имущество). Говоря о сфере действия настоящего законодательного акта, весьма важно сразу же отметить то, что он не распространяется и не регулирует (но и не запрещает) отношения, возникающие при отчуждении (п.2 ст.3):

● земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

● природных ресурсов;

● государственного и муниципального жилищного фонда;

● государственного резерва;

● государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

● государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

● безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

● государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

● государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

● государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

● акций, в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

● акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

● имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

● земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;

● федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;

● имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

● движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;

● федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;

● имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

● ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325 — ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;

● имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия „Почта России“, основах деятельности акционерного общества „Почта России“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

● судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п.3 ст.3). Следует иметь в виду и руководствоваться в практической деятельности тем, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства (п.4 ст.3).

Поскольку предметом нашего исследования являются проблемы земельной инвестиционной политики на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, отметим, что действующий сегодня Закон о приватизации предоставил этим органам публичной власти права для решения вопросов отчуждения недвижимости, включая земли и земельные участки. Так, сферу компетенции (п.2 ст.6), порядок планирования приватизации имущества (п.1 ст.10), а также порядок принятия решений об условиях приватизации соответствующего государственного и муниципального имущества (п.4 ст.14) они могут теперь определять вполне самостоятельно. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Закону о приватизации. В свою очередь, законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствии с законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ о приватизации (ст.4).

Важным вопросом, на котором следует особо заострить внимание при формировании акционерного общества «Земельный Залоговый Фонд» (АО ЗЗФ), является определение состава и порядка приватизации подлежащего отчуждению имущественного комплекса унитарного предприятия. В соответствии со ст.11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются также сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Кроме того, передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости и подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия производится на основе данных точного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации оформляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №881. Состав, подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии с комментируемой статьей, должен утверждаться решением об условиях приватизации имущества.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43 н. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161 — ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. Приказ Минфина России от 28.08. 2014 №84 н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»). При расчете балансовой стоимости активов предприятия следует иметь в виду следующие обстоятельства. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» от 24.07.2007 №212 — ФЗ, вступившим в силу с 30 октября 2007 года, новая редакция п. 3 ст.11 Закона о приватизации предусматривает, что стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Для целей приватизации объектов недвижимости, разграничения государственной собственности на землю, а также других актов гражданского оборота земли, весьма важное значение имеют такие виды недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, как здания и сооружения. В литературе, в том числе, законодательных актах используется и термин «строения», которым фактически охватываются эти два вышеуказанных понятия. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, здания представляют собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей [102]. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки являются самостоятельными объектами. К сооружениям Общероссийский классификатор основных фондов относит инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое, например:

● автомобильная дорога включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров;

● отдельные элементы главного железнодорожного пути каждого направления в границах дистанции пути включают в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и др.), переезды через главные пути, которые включают ручные шлагбаумы, постоянные снеговые заборы.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как: линии электропередачи; теплоцентрали; трубопроводы различного назначения; радиорелейные линии; кабельные линии связи; специализированные сооружения систем связи; а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений. Вместе с тем, приведенные определения не основываются в полной мере на понятии недвижимости, сформулированном в ст.130 ГК РФ. В частности, они не содержат указания на такой существенный для недвижимости признак, как неразрывная связь с земельным участком. Понятие зданий и сооружений формулируется через указание на цели их использования. Более совершенным представляется определение здания, предлагаемое авторами Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Под зданием ими понимается сооружение, укрепленное на поверхности земли или в ее недрах, признанное в установленном законом порядке пригодным для использования в соответствии с тем или иным назначением. Разработчики Концепции отказались от противопоставления понятий здания и сооружения, а предлагают определять одно понятие через другое6. По данным Росреестра общая площадь земель застройки на 1 января 2021 года составила в целом по России 6,1 млн. га. В данные земли включены площади под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. 61% (3,7 млн. га) земель от общей площади земель застройки расположены в пределах городских и сельских населенных пунктов, где эти земли сосредоточены в основном в жилой, общественно-деловой и производственной зонах. На категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения приходится 1,0 млн. га застроенных земель, а на земли сельскохозяйственного назначения — 1,1 млн. га [92].

2.2 Особенности создания акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия

Как отмечалось ранее, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии со ст.11 Закона о приватизации. Это обстоятельство еще раз подчеркивается и в ст.27 данного Закона. Здесь же говорится о том, что опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя. После исполнения покупателем условий договора купли — продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия. Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 статьи 32 Закона о приватизации, при условии погашения задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.

Договор купли — продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, является основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю. С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается уже само унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. При преобразовании унитарных предприятий в акционерные общества (АО) статьей 17 Закона о приватизации определены социальные гарантии их работникам. АО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации АО, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган АО могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор. Трудовые отношения работников после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством РФ о труде. В случае если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско — правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и указанным договором. АО, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях его приватизации. В уставе вновь образованного АО, должны быть учтены требования федеральных законов

«Об акционерных обществах» и «О приватизации государственного и муниципального имущества». До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в АО, назначается его директором. Одновременно с утверждением устава АО определяется количественный и качественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров.

2.3 Определение цены подлежащего приватизации Государственного и муниципального имущества

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 года №135 — ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

● при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

● при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

● при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

● при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

● при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

● при национализации имущества;

● при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

● при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем следует учитывать, что действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

● при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;

● в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

● в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации;

● в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям.

Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом также не устанавливается.

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

2.4 Способы приватизации

Закон о приватизации содержит закрытый перечень способов приватизации государственного и/или муниципального имущества. Пунктом 5 ст.13 Закона установлено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Всего их десять, но только два из них приемлемы для формирования предлагаемой нами модели ипотечного земельного инвестиционного механизма (ИЗИМ). Первый способ приватизации — это преобразование унитарного предприятия в АО, а второй — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО (п.п.1 и 9 п.1 ст.13, соответственно) [17]. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество. В соответствии со ст.26 Федерального закона от 26.12.1995 №208 — ФЗ «Об акционерных обществах» минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей, а непубличного общества — десять тысяч рублей. В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

2.5 Информационное обеспечение приватизации

Нельзя недооценивать важность и ответственность такого этапа отчуждения объектов недвижимости, как информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества. Эта, обязательная для всех способов приватизации, процедура регламентирована ст.15 Закона о приватизации. Так, информационное сообщение о продаже (отчуждении) государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети «Интернет», определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, а также размещение на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет» должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе. Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества также подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети «Интернет» в течение тридцати дней со дня совершения указанных сделок. Так, к информации о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества, подлежащей опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети «Интернет», относятся:

• наименование продавца такого имущества;

• наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

• дата и место проведения торгов;

• цена сделки приватизации;

• имя физического лица или наименование юридического лица — участника продажи, который предложил наиболее высокую цену за такое имущество по сравнению с предложениями других участников продажи, или участника продажи, который сделал предпоследнее предложение о цене такого имущества в ходе продажи;

• имя физического лица или наименование юридического лица — победителя торгов.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для публикации информационного сообщения сведений, предусмотренных ст.15 Закона о приватизации, должностные лица, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6 Внесение объектов недвижимости в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ

Положения и нормы ст.25 Закона о приватизации формируют основную правовую базу для образования Земельного Залогового Фонда (ЗЗФ). По решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ (АО). При этом доля акций АО, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ. Вместе с тем указанное ограничение согласно п.9 ст.28 Закона о приватизации не применяется при внесении в качестве вклада в уставные капиталы АО земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы АО может осуществляться:

• при учреждении АО;

• в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов АО.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций АО может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:

• АО в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться, в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);

• дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;

• оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал АО количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций АО и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал АО (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законодательством РФ об оценочной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. З ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208 — ФЗ «Об акционерных обществах» денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 указанного Закона и содержит следующие положения об определении рыночной стоимости имущества:

● в случаях, когда в соответствии с указанным Законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости;

● для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик. В случае определения цены размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, привлечение независимого оценщика необязательно, а для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения;

● В случае если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее — цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.

2.7 Отчуждение земельных участков

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено или они признаны самостоятельными объектами недвижимости, в соответствии с п.1 ст.28 Закона о приватизации осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Имущественные комплексы унитарных предприятий приватизируются одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

● находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

● занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 статьи 28 данного Закона, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.3 ст.28). Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 ст.28 в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка (п.5 ст.28). В соответствии с пунктом 7 ст. 28 предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Отчуждению в соответствии с Законом о приватизации не подлежат земельные участки в составе земель:

● лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

● зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

● общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие объекты);

● не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с Законом о приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Законом не подлежат также земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития. Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.

В соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

● отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

● отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ.

● отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 г.) приватизация зданий, строений, сооружений, в т.ч. зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

При этом цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2.8 Приватизация объектов социально — культурного и коммунально-бытового назначения

Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения в соответствии с п.1 ст.30 Закона о приватизации могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

● объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых;

● объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;

● объектов социальной инфраструктуры для детей;

● жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

● объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Следует обратить внимание на то, что изменить назначение указанных в настоящем пункте объектов можно по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, что позволит при желании в дальнейшем их приватизировать в целях формирования ЗЗФ. Объекты социально-культурного и коммунально — бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально — бытового назначения (за исключением объектов, указанных в статье 30.1 настоящего Федерального закона) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение 5 лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры для детей не более чем в течение 10 лет.

2.9 Использование специального права («золотой акции»)

Особые полномочия по осуществлению прав акционеров АО ЗЗФ Закон о приватизации предоставляет органам публичной власти в случае использования ими «золотой акции» (ст.38). Также ocнoвным дoкументoм, регламентирующим управление акциями АО и иcпoльзoвание cпециальнoгo права, являетcя Пocтанoвление Правительcтва РФ oт 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении нахoдящимиcя в федеральнoй coбcтвеннocти акциями oткрытых акциoнерных oбщеcтв и иcпoльзoвании cпециальнoгo права на учаcтие Рoccийcкoй Федерации в управлении oткрытыми акциoнерными oбщеcтвами («зoлoтoй акции»)» [25]. В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов РФ в управлении АО (далее — специальное право («золотая акция»). Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении АО из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. При этом Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов РФ, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию АО. Представителем Российской Федерации, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ. К тому же они вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии АО (п.2).

Акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) АО, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров следующих решений (п.3):

● о внесении изменений и дополнений в устав АО или об утверждении устава АО в новой редакции;

● о реорганизации АО;

● о ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

● об изменении уставного капитала АО;

● о совершении АО указанных в главах X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии АО, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров АО. Места представителей Российской Федерации, субъектов РФ в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (п.4). Вместе с тем необходимо особо учитывать, что специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего АО. При этом «зoлoтая акция» не являетcя ценнoй бумагой, а предcтавляет coбoй правовую норму, определяющую лишь coвoкупнocть определенных гражданcких (кoрпoративных) и админиcтративных прав. Так, «зoлoтая акция» не имеет нoминальнoй cтoимocти и на нее не начиcляютcя дивиденды. По закону «зoлoтая акция» не пoдлежит замене на акции акциoнернoгo oбщеcтва, в oтнoшении кoтoрoгo принятo решение oб иcпoльзoвании этого cпециальнoгo права и в случае ликвидации oбщеcтва «зoлoтая акция» не дает права на пoлучение какой-либо чаcти имущеcтва oбщеcтва. Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») действует только до принятия решения о его прекращении.

2.10 Правовое положение акционерных обществ, акции которых находятся в собственности МО и СФ РФ

Статья 39 Закона о приватизации указывает, что права акционеров АО, акции которых находятся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, от имени субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Представителями интересов субъектов РФ и муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях АО могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица. Порядок управления находящимися в государственной или муниципальной собственности акциями АО, созданных в процессе приватизации, определяется органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п.1). В случае если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14 — ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества (п.2). Подобная ситуация возможна на первичном этапе создания акционерного общества в процессе приватизации, когда собственником акций является государство, субъект РФ или муниципальное образование, до момента продажи акций третьим лицам путем конкурса, аукциона и другими способами. Так, в соответствии с Положением о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении АО («золотой акции») полномочия общего собрания акционеров акционерного общества, 100% акций которого находится в федеральной собственности, осуществляются министерством (фондом). Решение общего собрания акционеров оформляется распоряжением министерства (фонда) [25].

2.11 Сохранение доли МО и СФ РФ в уставном капитале акционерных обществ

В ходе дальнейшего формирования ЗЗФ, увеличения его уставного капитала необходимо учитывать соответствующие требования Закона о приватизации. Так, при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации АО, предоставляющих более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования в случае, если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций (п.1 ст.40). При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации АО, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция (п.2 ст.40).

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации АО, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция (п.4 ст.40). Статья 40—1 Закона о приватизации регламентирует порядок размещения акций АО путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций АО за пределами РФ, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций АО. При этом увеличение уставного капитала АО, созданного в процессе приватизации, акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, а так же определение размера доли государства в уставном капитале указанного общества осуществляются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

2.12 Регистрация выпуска и учет акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации

В соответствии со ст.20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» регистрация выпуска акций АО сопровождается регистрацией проспекта эмиссии [9]. Владельцем акций АО, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, в реестре акционеров акционерного общества указывается соответственно субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего уполномоченного органа и (или) специализированного государственного учреждения (п.3 ст.41). Регистрация субъектов РФ и муниципальных образований в реестрах акционеров АО, акции которых находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно (п.4.ст.41). В случае принятия решения об использовании специального права («золотой акции») на участие субъекта РФ в управлении АО в уставе АО и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись (п.5 ст.41).

2.13 Приватизация объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам

В целях реализации п. 11 ст.43 Закона о приватизации постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. №886 «Об отчуждении принадлежащих Российской Федерации акций закрытых акционерных обществ, долей в обществах с ограниченной ответственностью и вкладов в товариществах на вере»7 установлено следующее:

● при отчуждении РФФИ принадлежащих Российской Федерации акций, долей и вкладов в хозяйственных обществах и товариществах в порядке реализации преимущественного права на их приобретение участниками хозяйственных обществ и товариществ Фонд направляет им извещение с указанием количества, цены подлежащих продаже акций, долей и вкладов, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и порядка внесения средств для их оплаты;

● в случае если участник не воспользовался своим преимущественным правом на приобретение принадлежащих Российской Федерации акций, долей и вкладов в хозяйственных обществах и товариществах, приватизация указанных акций, долей и вкладов (если иной порядок их отчуждения не определен уставом хозяйственного общества и товарищества) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с п. 12 и 13 ст.43 Закона о приватизации, постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. №7078 было утверждено Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», регламентирующих совместную приватизацию объектов недвижимости. Так, в случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу настоящего Федерального закона выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения. В случае если по истечении сроков, установленных договором, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу (п.2 ст.43).

Вышеуказанным Положением Правительства РФ устанавливался следующий порядок, на наш взгляд, приемлемый в аналогичных случаях и для формирования ЗЗФ. Заявление о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, определяющим размер, сроки и порядок внесения выкупа, направлялся арендатором в Минимущество России (его территориальный орган). К заявлению прилагалось нотариально заверенная копия договора аренды и платежные документы о внесении выкупа. Минимущество России (его территориальный орган) в месячный срок рассматривало представленные документы и направляло арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора аренды с правом выкупа. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждалась заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета. Основанием для принятия решения о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения, являлось направленное арендатором в Минимущество России (его территориальный орган) заявление о выкупе арендуемого имущества с приложением нотариально заверенной копии договора аренды с правом выкупа, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложения о порядке выкупа имущества. Минимущество России (его территориальный орган) в 2-месячный срок рассматривало поступившие документы и привлекало независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

В случае если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе составит 10 тыс. установленных федеральным законом МРОТ или меньше, Минимущество России (его территориальный орган) принимает решение о продаже этого имущества арендатору. В решении указываются наименование имущества и иные данные, позволяющие его идентифицировать в соответствии с договором аренды, а также цена имущества, установленная на основании отчета независимого оценщика. Данное решение являлось основанием для заключения Минимуществом России (его территориальным органом) с арендатором дополнительного соглашения, которое определяло размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, указанной в отчете независимого оценщика. В случае если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляла более 10 тыс. установленных федеральным законом МРОТ, Минимущество России (его территориальный орган) направляло арендатору предложение о совместном создании АО с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направлял в Минимущество России уведомление о согласии на совместное создание АО, к которому прилагал перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого акционерного общества, отчет независимого оценщика, проект устава АО, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа. Вкладом арендатора может быть как имущество, созданное за счет аренды федерального имущества, так и иное имущество, принадлежащее арендатору на праве собственности. Минимущество России (его территориальный орган) в случае несогласия с представленным арендатором отчетом независимого оценщика вправе потребовать проведения вторичной оценки. Спор о достоверности оценки имущества разрешается в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Минимущество России (его территориальный орган) в месячный срок рассматривает поступившие документы и принимает решение о внесении от имени Российской Федерации арендуемого федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал АО, создаваемого совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций. В решении указываются наименование имущества и иные данные, позволяющие его идентифицировать в соответствии с договором аренды, рыночная стоимость имущества согласно отчету независимого оценщика, количество и номинальная стоимость приобретаемых в собственность РФ акций создаваемого акционерного общества. Этим же решением утверждаются устав АО, кандидаты в его органы управления и назначается представитель РФ для участия в учредительном собрании АО. Количество акций создаваемого АО, передаваемых Российской Федерации в лице Минимущества России и арендатору, определяется пропорционально вкладам, внесенным соответственно РФ и арендатором. Одновременно с принятием указанного решения Минимущество России (его территориальный орган) заключает с арендатором соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа. После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций АО Минимущество России передает РФФИ (продавцу) акции созданного АО для их продажи арендатору. Продавец в целях реализации арендатором права первоочередного приобретения находящихся в федеральной собственности акций направляет арендатору извещение о количестве и цене подлежащих продаже ему акций, а также сообщает о порядке внесения денежных средств на счет продавца. Цена подлежащих продаже акций определяется на основании отчета независимого оценщика, привлекаемого продавцом. Двум и более арендаторам акции продаются пропорционально количеству принадлежащих им акций АО. В случае если в течение 2 месяцев со дня отправления извещения арендатор не воспользуется своим правом первоочередного приобретения акций (не направит в адрес продавца заявление о покупке с приложением копии платежного документа о внесении платежа на указанный в извещении счет продавца), такие акции подлежат приватизации в порядке и способами, предусмотренными Законом о приватизации. Очевидно, что описанная выше, и апробированная на практике, схема совместного с арендатором акционирования земельных участков и недвижимого имущества, расположенного на них, вполне реализуема субъектами федерации и муниципальными образованиями РФ в случае нежелания арендаторов по какой — либо причине участвовать в приватизации земельной публичной собственности. Важно также иметь в виду и то обстоятельство, что в соответствии с п.3 ст. 28 Закона о приватизации арендаторы — собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п.2 ст.209 ГК РФ собственник (в нашем случае СФ или МО) вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (земельные участки) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Кроме того в ст. 617 ГК РФ под названием «Сохранение договора аренды в силе при изменении сторон» прямо указано: «Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды» (п.1).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ипотека публичных земель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства; Исслед. Центр частного права; Под общ. Ред. В.В.Витрянского, О. М. Козырь, А. А. Маковской. — М.: «Статут», 2004, С.48 — 49.

7

СЗ РФ. — 2002. — №51. — Ст. 5083.

8

СЗ РФ. — 2002. — №39. — Ст. 3804.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я