Загадки мира. Сборник статей

Сергей Курган

Сборник статей, написанных автором по заказу редакции газеты «Мужской клуб» в рубрики «непознанное» и «загадки вселенной».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки мира. Сборник статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?

«Все дело в том, что мы не знаем даже, что такое мозг. Самый образованный врач стоит на островке посреди океана неизвестности. Мы режем цыплят и пытаемся вычитать что-то в их крови. Все это слишком похоже на белую магию».

Стивен КИНГ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ»

«Я находилась в больнице. Врачи и медсестры собрались вокруг меня, когда вдруг — не знаю, как описать это, — но атмосфера изменилась: она стала спокойной, а чувство времени словно исчезло. Я увидела, что как бы парю над своим телом: взглянув вниз, я могла увидеть его. Врачей и весь медперсонал я тоже видела сверху. Я слышала, как врач сказал: „Мы ее теряем“. „Я здесь, наверху“, — сказала я, но они меня не услышали. Затем я услыхала жужжащий звук. Он становился все громче и громче, пока, наконец, я не почувствовала, что лечу по какому-то туннелю. В конце его был свет, и он становился все ярче и ярче, и больше, по мере того, как я приближалась к нему. Там я увидела свою бабушку: она ожидала меня. Когда я приблизилась к свету почти вплотную, я ощутила, что в нем присутствует Нечто. Потом я внезапно увидела прелестный пейзаж: за рекой, на другой стороне, пестрели цветы и паслись лошади. Мне захотелось пойти туда, но Нечто (Существо?), казалось, спросило меня: „Ты готова?“ Тогда я подумала о моем муже и детях и сразу с глухим звуком вновь вошла в свое тело. Я опять услышала, как переговариваются врачи. Сначала мне не хотелось возвращаться, а наоборот — меня тянуло вернуться в то чудесное место, в котором я была. Но я знала, что у меня осталось много незаконченных дел здесь. Теперь я больше не боюсь смерти: то, что я пережила, было замечательно, и я чувствую себя теперь гораздо счастливее, чем прежде. Но я не всегда говорю об этом; многие люди не могут этого понять, или я не могу передать все великолепие того, что пережила. Я сильно изменилась после этого».

Приведенный выше рассказ скомпонован нами на основании сотен подобных повествований, записанных от тех, кто пережил так наз. «клиническую смерть», т.е. тех, кто приблизился к смерти вплотную и какое-то время балансировал на самой грани. В основу его положены наиболее часто встречающиеся, типичные мотивы и элементы. Первым, кто серьезно исследовал этот феномен и ввел его в научный обиход, был Раймонд Моуди в книге, опубликованной в 1975 г. Конечно, в действительности не найти и двух таких рассказов, в которых все было бы совершенно одинаково, однако некоторые ключевые моменты повторяются практически у всех рассказчиков, хотя их комбинации бывают различными. Все это говорит о том, что, несмотря на индивидуальные, личностные элементы, мы имеем дело с реальным, объективно существующим явлением.

Основные повторяющиеся элементы следующие:

— Трудности, возникающие при описании всех аспектов пережитого средствами языка (вероятно, из-за неадекватности повседневного опыта, а стало быть, и языка тому, что переживается в этом состоянии).

— Человек слышит сообщение о своей смерти.

— Ощущение мира и покоя.

— Странные шумы: жужжание, звон, звук ветра.

— Впечатление движения по туннелю.

— Ощущение нахождения вне собственного тела: сознание как бы отделяется от него.

— Встреча с умершими друзьями и родственниками.

— Созерцание и иногда даже разговор с Созданием из Света: это яркий, но не ослепляющий свет, излучающий любовь и мир. Часто считают, что это ангел, или сам Бог.

— «Прокрутка» всей жизни — без критического отношения к ней.

— Граница, которую предстоит пересечь: как правило, в виде реки, изгороди или моста. Здесь как бы появляется элемент выбора: тот, кто решает пересечь ее, тем самым принимает смерть.

— Возвращение к нормальному состоянию и восстановление нормальных функций органов чувств. Часто этому сопутствует разочарование.

— Наконец, значительное влияние на последующую жизнь, в абсолютном большинстве случаев положительное (97%).

Бросается в глаза, что в этом списке присутствуют многие мотивы, распространенные у древних. Например, наши предки считали, что сон — это путешествие души, которая якобы на время покидает тело и странствует, встречаясь с другими душами: иначе как объяснить то, что люди видят во сне умерших? Случается, что во сне человек видит и совершенно фантастические ландшафты, каких никогда не видел и не мог видеть наяву. Наконец, нередко приходится видеть и самого себя как бы со стороны, как если бы сознание («душа») покинуло тело и смотрит на него извне. Все это, к тому же, зачастую сопровождается ощущением полета. Не удивительно поэтому, что древние, не понимавшие природы сна и практически ничего не знавшие о самих себе, выработали представление о дуализме человеческой природы, включающей в себя два, противопоставляемых друг другу элемента: бренное тело и неподвластную законам телесного мира душу. Иными словами, отталкиваясь от этих, действительно очень противоречивых, ощущений, они спроецировали свое сознание, в действительности неотделимое от них самих, на некую внетелесную субстанцию — душу, наделив ее самостоятельным существованием. Именно отсюда, из сновидений и тому подобных состояний, по сути, и берут свое начало многие религиозные и философские системы — от примитивных анимистических представлений дикарей до учения Платона и его многочисленных последователей с их развитой системой категорий. Кстати, Платон определял смерть именно как отделение души от тела. В наше время эти концепции оживают снова, уже на другом уровне. Основанием для них служат рассказы тех, кто пережил «клиническую смерть». Почему это стало феноменом, привлекающим всеобщее внимание именно теперь? Ответ прост: успехи медицины привели к тому, что количество людей, возвращаемых к жизни из коматозного состояния, резко возросло, их процент в обществе увеличился.

РАЙ ИЛИ АД?

С тех пор, как Моуди опубликовал свою книгу, были зарегистрированы тысячи случаев подобного рода. Ряд рабочих групп и независимых исследователей занялись этой проблемой.

Многие из тех, кто находились в предсмертных состояниях, рассказывают о том, что они видели вокруг. Во многих случаях фигурируют вполне нормальные и обычные объекты: поля, ручьи и т.п., но имеется и некоторое количество таких, в которых присутствуют элементы «фантастической географии». Вот случай, который произошел во время стоматологической операции с газовым наркозом, которая чуть было не привела к летальному исходу.

«Я очутилась в совершенно диковинном месте. Цветы были огромными, — такого яркого цвета я никогда не видела. Они были чудесны. И они как бы возвышались надо мной. Я шла через эти фантастические цветы. Каждый цветок словно просвечивал. Это трудно передать словами, но так я это ощущала. Это было так прекрасно! А затем дантист стал пытаться привести меня в чувство, медсестра трясла меня, но мне не хотелось возвращаться: то место было таким чудесным. Но, в конце концов, я вернулась».

Кардиолог доктор Майкл Сабом со своим ассистентом опросил около 300 пациентов, переживших «клиническую смерть», и установил, что 40% из них пережили ощущения, подобные тем, о которых сообщает Моуди. Он полагает, что это реально пережитый опыт, имеющий существенные отличия от состояний, вызываемых действием наркотиков и т. п. Любопытно при этом, что многие пациенты, как оказалось, осведомлены о том, о чем им знать никак «не полагалось». Например, многие из больных, которым делали операции на сердце, утверждали, что видели свое тело со стороны, а точнее, сверху, и при этом рассказали, как выглядит их сердце, причем с большой точностью. Для контроля была опрошена группа пациентов, которые не видели своего сердца и не утверждали ничего подобного. Их представления о том, как выглядит их сердце, оказались в большинстве случаев очень далекими от истины.

Доктор Кеннет Ринг опросил 102 человек, близко подходивших к грани между жизнью и смертью. У 41% опрошенных были классические случаи явлений, впервые описанных Моуди. Доктор Ринг выделяет в них пять основных элементов: чувство покоя и умиротворенности в начале; чувство отделения от тела; вступление в темноту; появление света; вступление в свет.

Ринг считает, что это пять последовательных стадий развития процесса. Чем больше успевает человек приблизиться к смерти, тем больше стадий он успевает пройти.

Большинство исследований показывает, что ощущения и впечатления, подобные описанным выше, воспринимаются как позитивные и оказывают значительное положительное влияние на дальнейшую жизнь тех, кто через это прошел. Однако некоторые исследователи натолкнулись на случаи совсем иного рода. Доктор Морис Ролингс, кардиолог, выявил ряд случаев, когда наблюдались адские картины. Эти наблюдения подтвердил и доктор Чарлз Гарфилд, обследовавший 200 пациентов с коронарной недостаточностью и терминальных онкологических больных и обнаруживший группу случаев подобного же рода — с кошмарными образами. Он установил также, что впечатления этого типа очень быстро забываются, и, вероятно, поэтому большинство исследователей с ними не столкнулись.

«ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ» ИЛИ СМЕРТЬ МОЗГА?

Педиатр доктор Мелвин Морс заинтересовался рассматриваемой проблемой после рассказа, который он услышал из уст семилетней девочки, с трудом выведенной из состояния комы. Организованная им рабочая группа в ходе исследований установила, что в лобной зоне коры больших полушарий головного мозга имеется область, при возбуждении которой электрическим током у человека возникает ощущение «парения» над собственным телом. Почти весь комплекс ощущений, возникающий в состоянии «клинической смерти», может быть также вызван искусственно с помощью галлюциногенных наркотиков, в первую очередь ЛСД.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки мира. Сборник статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я