Люди всегда воевали. Люди всегда воюют. Люди всегда будут воевать. Потому что души людей, порой, требует войны. Души людей, порой, порываются на войну. Все знают об этом. Все об этом с пафосом и говорят. И лишь некоторые из людей действительно знают, о чем они говорят. Они об этом стараются как раз и не говорить. За них говорит книга. Представленная вам на суд книга содержит короткие рассказы о войне, сведенные в одну повесть. Не всегда эта повесть должна быть гладкой и ровной. Не всегда эту повесть вы должны читать… Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Души военные порывы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Капеллан
После госпиталя меня направили в другой полк, который также бесконечно ходил в атаки, держал бесполезную оборону, а в перерывах между этим пополнял себя молодым пушечным мясом.
Среди такого мяса к нам прибыл и священник. Обыкновенный священник Петропавловской епархии, отец Федор. В миру — Илья.
Склонный к полноте пожилой мужик в рясе с небольшим, по размерам, крестом на небольшом, по объему, животе довольно быстро завоевал расположение наших бойцов своим веселым нравом. Изначально мы считали, что будут от него лишь заунывные песни о Боге, которые, кроме как в тоску, никуда больше ввергнуть не могли. И это несмотря на то, что каждый из нас исправно молился на свои окопы и бил поклоны каждой пролетающей мимо железяке. Одним словом, на войне действительно ни одного атеиста не было.
Но все равно, особым желанием подтягивать теоретическую часть по основам возни господней с нашим людским племенем, наши воины не бесные, не горели. Хотя с первым же лучиком солнца первого дня знакомства с ним комполка приказал нам собраться именно для этого, так как была суббота, и никто в округе особо не воевал.
Вот именно с того момента он и начал завоевывать расположение суровых мирян, что с оружием в обнимку сидели напротив него. Не очень приветливые лица выражали лишь два желания: поспать и поесть. А это было возможно только при выполнении третьего, но главного желания — уйти.
— Здравствуйте, воины!
— Приве-ет…
— Бонжур…
— Коничива.. — вразнобой ответствовала паства.
— Чем сегодня жили? Что ели, что пили?
— Да ты, отец, издеваешься что ли? Не жрамши, не спамши уже вторые сутки сидим! Про кухню ты и сам знаешь!! Конь — косоногий, повар — полоротый, бог от нас отвернулся! А на духовной пище мы много не навоюем…
— Бог никогда не отворачивался от нас. Прости, но я — человек служивый, поэтому на первое, что среагировал, так это на это.
— Не отвернулся? Почему же тогда столько гов… горя вокруг? А? ты скажи мне? Как служивый служивому!
— И то правда, что бога нет, — подал голос другой солдат по фамилии Дудков. — Как же иначе объяснить всю ту несправедливость, что сейчас нас окружает?
— Да и до войны-то ее особо не было, — это Филин. Фамилия у него такая — Филин. Да и прозвище, впрочем, тоже.
— Не видите бога, значит?
— Не видим! — рявкнули едва ли не хором.
— Отвернулся?
— Отвернулся, отвернулся. Ты, давай, мякину тут не разводи. Сразу задвинь нам пару писаний, да мы пойдем делами заниматься. Нужными!
— Конаненко! — голос командира полка раздался прямо над ухом, хотя сам полковник стоял метрах в тридцати от аудитории. — Ты опять бучу поднимаешь? Совсем ничего святого не осталось уже? Еще раз встанешь — сядешь! Понял?!!
— Такточ, тврщполкник!!
— Всё! Всем глаза раскрыть, рты — нараспашку! Сидеть, внимать! И негромко молчать!! Всем ясно? Конаненко?
— Такточ, тврщполкник!!!
— Я ушел. Но я — повсюду.
После того, как спина командира полка скрылась в блиндаже, Конаненко, которому только что грозил срок на «губе», буркнул:
— Вот если кто из вездесущих и существует на Земле, так это — наш комполка.
В толпе нестройно засмеялись. Юмор тут присутствовал на каждом шагу (иначе не выдержать) однако те шутки, что на «гражданке» имели бы ошеломляющий успех, в окопах порой вызывали лишь пару коротких смешков. И наоборот — совершенно непритязательная шутейка (ну глупей просто некуда) иногда разрывала суровых воинов степей просто в хомячки.
— Ну так о Боге не я разговор завел, сами подняли, — отец Федор также, с лукавОй в глазах смотрел на нас с артиллерийского ящика.
— А как это? Ты ж — поп, о чем тебе еще-то гутарить? Бог, рай, ад, грехи — вот и весь ваш набор, — Конаненко смачно сплюнул себе под ноги.
— Я о жизни вообще-то разговор начал. Про Бога-то, я гляжу, вы и без меня всё знаете. И даже больше. Я только инструкции на старославянском-то и знаю: как отпеть, как покрестить, как поженить… Поженить-то никого здесь не надо?
Пара хмыков. Три плевка.
— Видимо, нет, — продолжил батюшка. — Ну так вот, я продолжу. Жизнь, я так понял, у вас — не сахар: войну вести заставляют, землю рыть требуют, голодать по три дня — я сейчас разговор веду! — внезапно повысил Федор голос, едва заметив в толпе намеки на какие-то комментарии.
— Так вот, — продолжил он, когда все успокоились. — Жизнь эту мы выбрали сами, и поэтому нечего на других пенять. Я закончил. Начинайте.
— Дак — хэх! Да как же мы-то в этом виноваты, когда на нас эти лупни европейские полезли! Сами!! А мы тебе виноваты! Мы, что ли и не жить должны были вовсе, чтобы их не раздражать?
— Нет, должны. К Богу вы, конечно, обращаться сейчас не будете — не в доверии он у нас, у людей. Но тогда я прошу вас обращаться к тому, кто у вас в самом сильно доверии… — отец замолчал.
— А кто? — не выдержал Дудков, — Кто это?
— Так ну вы же сами! Иль чо? Тоже доверия нету? Ежели так, тогда вам — к Богу. Никого еще не предал ни разу, но многих, правда, наказал. Но никого никогда не обманывал.
— Отец святой, ты, конечно, наверное, святой, но такую ересь нам, пожалуйста, не неси больше! Да из-за твоего божка тут уже тысячелетиями кровь рекой льется. По всей Земле, по всем углам!
— У Земли нет углов, Конопейкин. Она — шар. В школу не курить ходить надо было, а умных людей слушать, — донесся басовитый, с легкой ленцой голос.
— Да заткнись ты, Стеблов! — Конаненко, которого старый артиллерист называл Конопейкиным (была история) едва слюной не брызнул. Несмотря на относительную гиперактивность солдата, таким взвинченным его видели редко, и лишь в минуты великого гнева. Однако, чтобы его в такой великий гнев ввести, нужно было очень сильно постараться. А тут — завелся, считай, из-за пустяка.
— Чё «заткнись», наркоман хренов! Тебе, дураку, старших благодарить надо, что тебя, дурака, посадили здесь на мягкую травку, и тебя, дурака, не дергают за всяким делом, а дают дураку мудрости начерпать, да свою дурь попрятать! А ты пока обратным делом занимаешься! — спокойно парировал тот же голос.
— Слушай, Стеблов: вот ты, вроде, немолодой уже человек, а все в затычку играешь! Не надоело? А мне, ежели интересно, так я спрошу. А ежели не согласен, то возражу.
— Добро пожаловать в наши ряды затычек, Конопейкин. Я, вроде как, тоже возразил. Только для тебя разница почему-то есть, между теми, кто рассуждает, а кто вмешивается, а для меня — нет. Вот ты, по-твоему, не вмешиваешься, а чинно ведешь беседу, а я, значит, в каждую бочку влезаю, так?
— Пшёлты…
— Так. Продолжайте, батюшка, паства готова к восприятию вселенских тайн.
— Да что тут продолжать? Дело, вижу, как и везде — одинаковое, то бишь — гиблое. Народ вокруг себя бе́ды ВСЕ видит, в себе — ни одной. С себя же, пожалуй, и начну.
Бородач в рясе зычно хмыкнул, а затем продолжил свой рассказ:
— Значит, родился-вырос-женился я в России, как и все. Но только, когда Союз рухнул, открылась мне широкая дорога в церковь. Я тогда с мамкой туда первый раз попал и был очарован ее величием. И долгие годы это величие мне покоя не давало. Заметьте: не церковь, а именно ее величие. И вот когда я уже женился, начал я туда лыжи свои потихоньку навострять. Во всемогущего бога не верил, а в могущественного попа — до самозабвения. Семья мне при таких мыслях в тягость пошла, я ее и бросил. И поступил в семинарию. И, долго ли, коротко ли, стал, в конце концов, тем самым попом. Не особо могущественным, но уже и не служкой каким-то. Однако мне и этого хватало. Ведь в народе верно говорят, что Христа давно уже в храм не пускают, слышали мож эту историю? Нет? Расскажу, кто не знает, она короткая:
«Сидит прихожанин напротив Храма Христа Спасителя и ревёт горючими слезами. Аж навзрыд. Подходит к нему Иисус и вопрошает:
— Что ж ты, бедолага, так убиваешься, аж на небесах тошно?
— Да как же мне не убиваться, Спаситель? Хотел помолиться да свечу поставить, а они меня в храм не пускают!
Сел Иисус, приобнял горемыку и молвил:
— Не стоит так душу рвать себе, сын мой. Они и меня туда не пускают».
Вот — краткая ситуация в церкви на тот момент этим опусом и была описана. Шел я туда не за Богом, а за слогом. Дабы тем слогом добывать себе злато да удовлетворять свои прихоти. Вот как хотел, так все и случилось: днем я — благочинный служитель, ночью — бес в рясе. Послушницы, алкоголь, яства и оргии. И ничего мне от этого в сердце не щемило. Бога-то нет. А значит, и жить можно так, чтобы тебе было весело, а остальные пусть пропадом пропадут.
— А что ж изменилось?
— Вот, знаешь, знаки есть? Ну, те, что Бог дает? Так вот, посыпались они на меня, аки вша на прокажённого… уж извините. Еще до войны сыпались: то в соседнем приходе батюшка преставился; то в нашем какого-нибудь служку за провинность заловцали… И, что первый преставился по великой глупости, во время разгула да в угаре неправедном, что второй — за непростительную мелочь, скудным умом сотворенную. А я смотрел — и не понимал… Пока знак тот меня не коснулся.
— Ну и что же это за знак-то был? Неужто это-о… без рясы в храме узрели?? — ха-ха-ха-ха-ха!!!
— Видимо это очень смешная шутка, коли «ха-ха» ты такие обильные ловишь, воин… но не поддержу я тебя здесь… Нет. Но лучше б именно что узрели. Погибли все, кого я действительно любил… В одно мгновение погибли. И страдальческой смертью. Грязной. Как моя жизнь. За один вечер Господь лишил меня любви, души и воли… Всех своих даров… Сперва — каюсь — мысли лезли и покончить с собой. Потом, как и все — Бога хулить начал. Вот вишь как: в Бога не верил, а хулить все равно хулил. Того, в кого и не верил. А там и снова на суицид потянуло. И так — по кругу. Но затем… затем Господь свел меня с одним монахом — даже не монахом, а послушником — одной захолустной церквушки, что в дальневосточной тайге обретается. Разговор был долгий, я поносил Бога как только мог, при этом формально находился у него на службе. А монах рёк мне в ответ. Рёк многое такое, что я сейчас до сих пор с удивлением постигаю.
— Уверовал в Бога? По-новой?
— Именно что не по-новой, ибо и по-старой-то я не очень-то был прилежен в вопросах веры. С верой-то оно как: она либо есть, либо нет ее. Как с беременностью. По чуть-чуть ни того, ни другого обрести нельзя. Так что я обрел веру лишь в первый раз, когда потерял все. Это сейчас легко думать, что, потеряв всё (родных, близких, любимых) легче всего и поверить. Нет! Когда бог у тебя все отбирает, это — личная обида! И оскорбление то тоже личное! Мы же ведь лично нанесенного Богом добра лично нам не помним, но зато нападки непосредственно на нас готовы не забывать даже пред смертным часом! И нас даже не смущает тот факт, что час смерти назначает именно наш «обидчик». Поэтому я люто ненавидел того, кто у меня отобрал то, что… и моим-то никогда не было.
Наш поп внезапно сморкнулся, но в тот час, я помню, никого это даже не смутило:
— Вот и тогда думал также: раньше не верил, а сейчас вообще — отрекаюсь, и во все тяжкие. В омут — с головой, из сердца — с мясом. Ну и не было бы меня сейчас тут, не стоял бы, не говорил бы с вами. Но всё-таки нашел я в себе силы вернуться в лоно церкви. И нести свою службу уже как полагается. У нас и раньше были такие, кто внезапно начинал соблюдать обеты, блюсти себя в строгости. Некоторые уезжали даже в глухие скиты, аскетничали и постились чуть ли не каждый день. Теперь-то я понимаю, что они действительно свои грехи там замаливали, да еще и наши до попутки. А раньше мы тайком шутили, считай, надсмехались, над этими действительно святыми людьми. Я в скит уйти не успел — да и не считал, что мне это было нужно. Я скопил достаточно зла против людей, теперь пришел час отдавать им добро. Но — тоже не успел: началась война. Видимо, недостаточно мы все молились…
— Так а что же? Молитва, хошь сказать, помогает штоль, святой отец?
На говорившего тут же отчего-то зашикали, и, судя по звукам, даже немного постучали ему в затылочную часть.
— Помогает. И не только в окопе, когда на тебя тот же вселюбящий Бог полтонны тротила швыряет. А и по-другому помогает. Вот до войны часто слышал, что молитва — для слабых. И, верите-нет, сам также думал, находясь под куполом церкви. Молился, а сам знал, что слова те — ни о чем. Хотя старшие саны нам наставительно доказывали, что мы не правы. Однако, когда направляешь мольбу к небесам, на самом деле, Бог тебя слышит… по крайней мере, многие так думают. Вы слышали когда-нибудь выражение «молиться от души»? Или «лишь молитва от чистого сердца достигнет небес»? Ну, или что-либо подобное? Так вот: молитва та должна не к небесам идти… а в то самое сердце, что молится сейчас Богу. В душу твою же она должна проливаться, так как именно в душе нашей Бог наш и живет. Ибо — всё просто — частица его там, а не в ста восьми световых годах перпендикулярно Земле. Которая — шар, и без углов… Ну а почему мы Бога не зреем, так на то вы и сами ответить можете.
— И как же?
— А вот смотрите: Стеблов — древний и мудрый, добрый и даже местами ласковый. Но — суровый и едкий одновременно. И все-таки такой человек не существует для Кононенко. Кононенко его просто не видит, хотя Стеблов его не бросал, и, если случится какая беда — первым же придет на помощь. Но сейчас для Кононенко Стеблова нет, и в него он не верит. А все почему? Потому что не Стеблов покинул Кононенко, а Кононенко отвернулся от Стеблова. Просто отвернулся, и все. И нет больше кого-то мудрого, честного, доброго и открытого в жизни Кононенко. Хотя, сурового и беспощадного — тоже. Так и с богом: его для нас нет не потому что он от нас ушел.
Потому что ушли мы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Души военные порывы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других