Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результат без стресса

Сергей Калиничев, 2022

Люди живут и работают очень по-разному. Кто-то справляется лучше, кто-то хуже. Кто-то более счастлив, а кто-то менее. Чем эти люди отличаются? Много чем, но самое главное – тем, как они собой управляют. Ведь в одной и той же ситуации люди: • по-разному понимают, что происходит; • принимают разные решения; • действуют с разным настроем. И результаты у них, естественно, разные. А все эти способности можно развивать. Можно научиться быстро улавливать суть происходящего, делать разумный выбор и настраивать себя на нужный лад. Из этой книги читатель узнает, как развить уверенность в себе и не терять самообладания даже в самых эмоционально заряженных ситуациях; как достигать высоких результатов без насилия над собой; как развить проницательность и эмпатию, чтобы выстраивать эффективные и приятные отношения в личной и деловой жизни. Зачем читать В основном книги про эмоциональный интеллект убедительно объясняют, что это за интеллект и почему он важен. Но после их прочтения реальные способности человека не меняются. Разве что он теперь может рассуждать на заданную тему. Обычно у читателя даже не складывается понимания, как эмоциональный интеллект проявляется в его повседневной жизни – в реальных диалогах с коллегой, другом, руководителем, супругой или супругом. А ведь это – самое главное… В книге «Адекватность» все наоборот. В ее тексте не встретишь рассуждений о пользе эмоционального интеллекта. Автор вообще не использует этого термина. Он просто показывает, как управлять собой в тех или иных ситуациях, и дает упражнения, чтобы это прочувствовать. После таких упражнений человек не просто испытывает озарение, он запоминает, что и как делать на уровне ощущений. И тогда он начинает лучше справляться в реальной ситуации, проявляя эмоциональный интеллект не на словах, а на деле. Именно поэтому, эту книгу можно назвать тренажером. Для кого Для тех, кто хочет развить уверенность в себе, делать карьеру без выгорания, владеть собой и своим настроением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результат без стресса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое адекватность?

Бывает, ждёшь от человека, что он будет делать одно, а он делает совсем другое… Как так? Он что, «не в адеквате»?

Чтобы разобраться с адекватностью, мы с вами заварим чаю. Это будет приятно само по себе и послужит аналогией. Берём стакан, наливаем в него кипятка, насыпаем немного чая и начинаем размешивать по кругу. Что будет с чаинками? Они ложатся на дно и собираются горкой в центре стакана.

Подождите… Как так? По законам физики чаинки вроде должны собираться вдоль стенок стакана, а не в центре. Ведь они вращаются и центробежная сила тянет их в стороны. Но они упорно собираются в центре. Надо же… Можете проверить.

Если мы изучим гидродинамику или просто наберём в поисковике «почему чаинки собираются в центре стакана», то поймём механизм. Из-за того что вода трётся о стенки стакана, в ней появляются дополнительные вертикальные потоки. Вот это невидимое глазу движение воды и собирает чаинки в центре вопреки нашим ожиданиям.

Получается, что мы рассчитывали на одно, а получили другое. Потому что наши представления о реальности отличались от самой реальности. Другими словами — наши ожидания оказались неадекватны реальности. В стакане действовали силы, которые мы не учли, поэтому наш прогноз не сбылся. А эти силы действуют и не подстраиваются под нас, даже если мы этого очень хотим.

Ошибиться в ситуации с чаинками не страшно, потому что от того, как они лягут в стакане, ничего не зависит. А вот в отношениях с людьми и при принятии важных решений такие просчёты дорого нам обходятся. Если мы игнорируем устройство человека, то действуем в расчёте на одно, а получаем совсем другое. И не понимаем, что пошло не так. А если не понимаем, то не знаем, что изменить, чтобы повлиять на ситуацию.

Например, мы с коллегой работаем в одном проекте. Нам нужно обсудить следующие шаги. Я могу ожидать, что, если я обоснованно что-то утверждаю, он обязательно со мной согласится. Ведь я всё чётко аргументировал. Но мы знаем, что бывает по-разному. Он может быть не согласен, даже если вредит сам себе. А мы думаем: «Ну как так?! Неужели он идиот?» Так провалилось бессчётное количество переговоров и отношений. Один решил, что его аргументы нерушимы, а второй их даже слушать не стал…

Другой пример. У нас с супругой конфликт, мы разводимся. Я могу ожидать, что если я иду на уступку, то она обязательно это оценит и сделает шаг навстречу. Но мы знаем, что уступка часто воспринимается как слабость, или как должное, или вообще как хитрая уловка. А это только подливает масла в огонь. В итоге — сделал шаг навстречу, чтобы улучшить ситуацию, а она ухудшилась. Снова — неадекватные ожидания из-за неверного понимания происходящего.

Наверняка вы и сами замечали, как часто люди уверены, что действуют на пользу, но результат говорит об обратном. И человек вроде не собирался причинять себе или кому-то вред, но действовал так, как будто собирался. Например:

Друг обратился к нам за помощью и советом, а сам не слушает и доказывает свою правоту.

Сотрудник пришёл на совещание, чтобы вместе с коллегами прийти к общему решению, а сам сидит в телефоне.

Родители хотят, чтобы ребёнок вырос самостоятельным и успешным, но приучают его быть тихим и покладистым.

Такие действия мы будем называть неадекватными. Они не подходят для конкретной ситуации и ведут нас к последствиям, которые нам не нравятся. Другими словами, неадекватными мы будем называть действия неуместные и нецелесообразные.

С понятием «адекватность» есть одна ловушка. Само по себе это слово нейтрально: оно лишь указывает на совпадение или несовпадение чего-то с чем-то. Но его часто используют как оружие — человек может назвать чьи-то действия неадекватными, когда они просто ему не нравятся: «Я хочу, чтобы человек делал одно, а он делает другое. Значит, он неадекватен!»

В таком случае он применяет это понятие, чтобы надавить на собеседника. Как будто он заявляет: «Хочешь, чтобы я считал тебя адекватным? Делай то, что хочу я!» Поскольку люди часто так поступают, само понятие «адекватность» оказалось искажённым и многих раздражает. Это неудивительно: если кто-то назначает себя оценщиком адекватности, он просто

хитрит в своих интересах.

Как нам оценить адекватность? Посмотрим на примерах.

Допустим, у меня есть руководитель. Он мной недоволен и написал мне сердитое письмо. Я могу рассуждать в стиле: «Здесь где-то есть моя ошибка…» или «Я здесь ни при чём!» Что из этого будет более адекватным? Пока неясно. Смотря что происходит и чего я хочу. Какие могут быть варианты?

Вариант первый. Допустим, мы с моим руководителем работаем в бюрократической организации, и он мечтает сделать меня крайним, чтобы «прикрыть свой зад». А у меня такой жизненный этап, когда удержаться на работе — лучшее, что я могу сделать.

В этой ситуации уклониться от ответственности — адекватное для меня действие. В этой ситуации разумно доказывать, что я не имею отношения к проблеме. Даже невзирая на то, что мои действия после этого не станут лучше.

Но я и не собирался улучшать свои действия, я решаю другую задачу. Если кто-то скажет, что я неадекватен в том, что не признаю ошибку, значит, он спроецировал на меня свои цели и своё понимание ситуации. В этом случае неадекватен не мой поступок, а его ожидания от меня.

Вариант второй. Мы с моим руководителем работаем в сильной коммерческой компании. Он настроен вовремя завершить проект, а я искренне хочу ему в этом помочь. Я верю в полезность нашего дела и хочу развиваться вместе с компанией.

Тогда, если мой руководитель мной недоволен, моё адекватное действие будет обратным — найти свой промах, признать его и внимательно изучить. Это поможет мне сделать верные выводы и не повторять ошибку в будущем. Тогда шансы на то, что я буду полезен и мы вовремя завершим проект, растут.

И в этой компании такой мой подход будет вознаграждаться — руководитель будет видеть во мне ответственного члена команды, на которого можно положиться. Мои коллеги будут меня уважать за смелость признавать свои «косяки». Тогда найти, признать и изучить свою ошибку — адекватные действия.

По сути мы не можем сказать, адекватно наше действие или нет, пока мы не поняли, что происходит и чего мы хотим. Адекватными будут действия, в которых мы опираемся на реальное и продвигаемся туда, куда хотим. Неадекватными будут действия, в которых мы пытаемся опереться на то, чего нет, или идём к результату, который нас самих не устроит. Адекватные действия вознаграждают нас, неадекватные — создают проблемы.

Вот ещё три примера:

Ситуация первая. Человек ходит по собеседованиям. Он каждый раз ведёт себя так грубо, что его точно никто не возьмёт. Он опаздывает, разговаривает вызывающе и подлавливает рекрутеров на неточностях.

Можно подумать, что его действия неадекватны. Но это только если его цель — устроиться на работу. А если он журналист, который пишет статью о стрессоустойчивости рекрутеров? Хм… Тогда картина меняется: становится видно, что его поведение адекватно решаемой задаче. Как с чаинками, когда мы узнали, что в стакане действуют другие силы.

Вторая ситуация. Продавец едет на встречу с потенциальным заказчиком — руководителем в крупной компании. Он подготовлен и настроен на победу. Он почитал про компанию клиента и подготовил убедительные аргументы — почему его продукт лучше, чем у конкурентов, и почему его обязательно нужно купить. У него есть красивая презентация, он знает, что скажет на каждое возражение. У него специально завышена цена, чтобы в случае чего «подсечь» клиента скидкой.

Можно подумать, что его настрой и подготовка адекватны. Но это только если его цель — продать во что бы то ни стало. Только если он хочет заработать на клиенте независимо от того, получит тот пользу или нет.

Поскольку он настроен на продажу, а не на то, чтобы принести пользу, в его поведении это будет заметно. С высокой вероятностью его ждёт трудный разговор. Скорее всего с ним будут общаться холодно, ставить в тупик и жёстко торговаться. Ему придётся подстраиваться и идти на уступки. Даже если он заключит сделку, отношения будут не партнёрскими, а потребительскими. Клиент будет вести себя так, как будто делает одолжение. Проблемы будут и при согласовании договора, и при реализации проекта. Если эти «побочные эффекты» устраивают его и его руководителя — с его настроем и подготовкой всё хорошо.

Но если продавец хочет построить долгосрочные партнёрские отношения, то его настрой и подготовка неадекватны. Потому что он едет уговаривать, соблазнять, доказывать и торговаться. Доверия он вызвать не сможет, даже если будет настойчиво твердить про «взаимовыгодное сотрудничество». Ведь он сам будет вести себя не по-партнёрски. Заказчик, естественно, будет сопротивляться.

Третья ситуация. Доктор выписывает пациенту план лечения. Когда тот спрашивает, как работают прописанные препараты и почему именно такая схема лечения, доктор тяжело вздыхает, закатывает глаза и думает: «Вот что ты от меня хочешь? Как я тебе за пять минут объясню то, что я изучал пятнадцать лет?» А вслух устало произносит: «Просто делайте всё, что тут написано, и приходите ко мне в следующую пятницу».

Адекватно ли это? Ответ, как мы с вами понимаем, начинается с «если». Если задача врача — сделать как можно больше приёмов в день и потратить на них как можно меньше энергии, то его действия адекватны его целям.

Но если он хочет, чтобы человек доверял ему и сознательно подходил к лечению, то — нет. Потому что эффект будет обратный. Человек начнёт искать информацию в интернете; советоваться с другими врачами; менять схему лечения так, как ему кажется правильным.

Если поразмышлять обо всём этом, то возникает вопрос — почему мы так часто действуем неадекватно своим целям и получаем не те результаты, которые хотим? Разве мы враги сами себе? Нет, конечно. Почему тогда так?

У психологов много концепций, которые это объясняют. Но мы с вами подойдём к вопросу с чисто практической стороны. Мы присмотримся к тому, как мы, люди, вообще действуем, и выделим четыре причины неадекватного поведения. Мы можем:

— не замечать чего-то, что прямо сейчас происходит;

— придавать неверное значение тому, что заметили;

— принимать плохие решения;

— на эмоциях делать не то, что собрались.

Вот так просто. Теперь подробнее.

Разберём этот «хит-парад» на примере рабочей ситуации. Вы с коллегой трудитесь в одном проекте. Он хочет показать заказчику первый результат уже в пятницу. Но вы понимаете, что продукт будет сырой. Вы подошли к коллеге и хотите договориться о переносе срока. Но разговор не клеится. Вы говорите разумные вещи, а он как будто сопротивляется каждому вашему слову.

Наверняка он делает что-то не так. Но что, если мы присмотримся только к своим действиям? Что, если мы можем прийти к соглашению, ничего не меняя в другом человеке? То есть мы сейчас посмотрим на то, что мы сами можем делать не так.

Мы не замечаем, что прямо сейчас происходит. Наше внимание было где-то в другом месте. Например, коллега говорил о том, почему сроки важны, а мы это пропустили мимо ушей, потому что думали о том, как объяснить, что продукт будет сырой.

Наверняка вы замечали, что так бывает даже при чтении книги — вроде прочитал страницу, а сам задумался и не можешь вспомнить, о чём там было.

Как проверить, что мы не услышали

человека? Очень просто: если мы

не можем повторить, пересказать или

резюмировать его мысль — это оно.

Мало того, мы могли быть так заняты своими мыслями, что не только пропустили слова собеседника, но и не заметили, что разговор перестал быть дружественным, а стал враждебным…

Возможно, вы попадали в такие ситуации, когда отношения испортились, а вы узнали об этом не сразу — в конце диалога или даже спустя какое-то время. Какие уж тут адекватные действия, если я не заметил, что собеседник обиделся? И всё, что я говорю дальше, будет использовано против меня… А я ни сном ни духом.

Итак, первая причина наших неадекватных действий — мы не замечаем чего-то, что происходит. Но даже если заметили, мы легко можем неверно это истолковать. Так мы переходим ко второй причине неадекватных действий.

Мы придаём неверное значение тому, что заметили. Произошло одно, а мы поняли это иначе. Допустим, я заметил, что у коллеги появился враждебный настрой. Он вроде продолжает говорить по делу, но в его голосе и в выражении лица — недовольство. Здорово, что я это заметил, но что это означает?

Например, он увидел, что я отвлёкся и не слушал его. Он воспринял это как неуважение. Он начал наезжать и задавать каверзные вопросы: «Ты вообще понимаешь, какие у нас будут проблемы, если мы не покажем первый результат в пятницу?»

Но я легко могу придать его поведению другое значение. Например, я интерпретирую его недовольство и его вопрос как то, что он ко мне специально придирается. Конечно, это сразу отразится на моих эмоциях. Я могу об этом не знать, но в моём голосе и выражении лица появится возмущение. Представляете?

А для него это выглядит так: я сначала проявил неуважение тем, что не слушал, а когда ему это не понравилось, я ещё и возмутился. Как будто мне плевать на заказчика и на проект. И вот из-за неверной трактовки происходящего мы попали в конфликт.

То есть даже с хорошей наблюдательностью я могу придать неверное значение тому, что вижу. Но это ещё не всё. Даже если я верно истолковал происходящее, чтобы дальше действовать, мне нужно решить, что делать. И вот мы переходим к третьей причине неадекватных действий.

Мы делаем неверный выбор, принимаем плохие решения. Вот коллега в разговоре стал враждебно настроен. А мы это заметили и даже верно интерпретировали. Мы поняли — ему не понравилось, что мы его не слушали. Уже неплохо.

Но что с этим делать? Извиниться? Объясниться? Продолжить как ни в чём не бывало говорить о переносе сроков? Наехать в ответ: «А ты сам-то понимаешь, какие будут проблемы, если мы покажем сырой результат?!» Взять паузу и подумать? Как-то показать ему своё уважение? Вариантов много.

А дальше возникают интересные вопросы. Я вообще в этот момент вижу варианты или у меня в голове один? Чем я руководствуюсь при выборе? Ведь чтобы сознательно, а не машинально выбирать, нужно знать, чего хочешь…

А если я сам плохо понимаю, чего я сейчас хочу? А если то, чего я хочу, содержит в себе противоречия? Например: я хочу договориться об этапах проекта и хочу, чтобы было по-моему — чтобы он согласился перенести срок. Я хочу договориться или заставить?

Ладно. Допустим, я заметил недовольство собеседника, верно понял, откуда оно, и принял хорошее решение. Например, решил пояснить, о чём я задумался, и попросить его повторить мысль. Но это тоже можно сделать по-разному. Я могу сказать с лёгким недовольством: «Да ладно тебе, я просто обдумывал, что ты сказал перед этим. Тебе что, трудно повторить?!» Но это снова с высокой вероятностью будет воспринято как неуважение и только подольёт масла в огонь.

Так мы подошли к четвёртой строчке нашего хит-парада.

Мы на эмоциях делаем не то, что собрались. Нас попросту «переклинивает» или «несёт». Я хочу сделать одно, а мои эмоции вводят меня в ступор или негативно окрашивают мои слова.

Вот я решил пояснить коллеге, о чём я задумался, и попросить его повторить мысль, которую не услышал. Но я уже расстроился оттого, что разговор не клеится, и слова как будто застревают в горле. Меня переклинило. Я молчу как истукан, а коллега думает, что я безнадёжен. Он теряет интерес к обсуждению и говорит: «Ладно, значит, будем это на руководство выносить».

Или я взял себя в руки и даже нашёл хорошие слова: «Я задумался о том, что ты сказал о заказчике и пропустил твою мысль про сроки. Можешь сказать ещё раз?» Но из-за того, что я расстроился, я говорю эти слова в агрессивной манере. Я вроде хотел успокоить человека и показать, что я с ним заодно, — а мои эмоции кричат: «Я тобой недоволен!» Я этого не имел в виду, но вывести себя из неприятного состояния не могу. А он принимает моё недовольство на свой счёт, и разговор заходит в тупик.

Хотел ли я этого? Нет. Но на эмоциях сделал.

В общем, причины нашего неадекватного поведения могут быть разные: мы чего-то не заметили, или не так поняли, или сделали ошибочный выбор, или нас захлестнули эмоции. Но, как ни крути, все четыре причины сводятся к одной, корневой — мы плохо собой владели

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результат без стресса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я