Вниманию читателя представлен материал для высшей школы – финансово-экономических вузов по предмету «Планирование на предприятии». Предложенный материал, изложенный на современных представлениях данной проблематики, несомненно, поможет преподавателю качественно донести до аудитории предложенную информацию, а слушателям – её освоить и подготовиться к защите при аттестации или сдачи промежуточных экзаменов. Содержание брошюры актуально и будет полезно для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое планирование развития предприятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Анализ внешней и внутренней среды
Анализ среды — это процесс определения ее важнейших элементов, которые могут оказать решающее влияние на достижение поставленных целей. Цель анализа — это, прежде всего, учет наиболее важных факторов, влияющих на экономику предприятия в будущем. В качестве дополнительного результата анализа можно рассматривать получение информации для текущего планирования.
Процесс анализа среды начинается с определения основных элементов внешнего и внутреннего пространства. Далее из основных элементов выбираются так называемые критические точки, т. е. наиболее важные элементы. Затем собирается необходимая информация, производятся ее обработка и оценка.
При изучении внешней среды принято выделять два ее уровня: народно-хозяйственный и отраслевой. К факторам народнохозяйственного уровня можно отнести:
—
политическую стабильность;
—
экономическую политику государства;
—
природную среду и состояние ресурсов;
—
общее состояние экономики;
—
социальное развитие общества.
На отраслевом уровне анализируются:
—
спрос на продукцию или услуги;
—
предложение продуктов или услуг;
—
конкуренты;
—
маркетинг;
—
организационная структура;
—
производство (в том числе, экономический, технологический и трудовой потенциалы);
—
уровень издержек производства;
—
финансовые результаты и т. д.
Определив общую структуру элементов среды, предприятие выделяет наиболее важные элементы, т. е. каждое предприятие делает свой набор наиболее значимых элементов среды. Он зависит от размеров предприятия, характера его деятельности, целей деятельности, географических, исторических и других особенностей. Рассмотрим два типа предприятия: предприятие радиоэлектронного профиля и нефтяную компанию. Оценим влияние на их деятельность такого фактора, как политическая стабильность. Для предприятия радиоэлектронного профиля влияние этого фактора незначительное (в конце концов, можно и перебазировать производство), а для нефтяной компании — наоборот,
высокое (места добычи нефти привязаны к территории). Оценим другой фактор
–
технологические изменения. Для предприятия радиоэлектронного профиля
влияние этого фактора основное (смена продукции осуществляется через 3-4 года), а для нефтяной компании — низкое. Далее, установив круг наиболее значимых элементов, необходимо установить перечень признаков, который будет использован для оценки элемента среды. В табл. 1 в качестве примера рассмотрены два элемента внутренней среды и их признаки.
Для оценки каждого из признаков необходима соответствующая информация. Источники информации могут быть самые различные. Для оценки факторов внешней среды это может быть даже промышленный шпионаж, несмотря на то, что девяносто и более процентов информации можно извлечь из легальных источников.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегическое планирование развития предприятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других