Региональная дифференциация налогообложения в России и за рубежом

Сергей Каледин, 2023

Проблемы развития малого предпринимательства России представляется необходимым рассматривать через призму налогообложения и построения концепции налоговой политики в сфере малого бизнеса. Существующее состояние российского малого бизнеса обусловливается непоследовательной политикой государства в сфере налогообложения, чрезмерным администрированием субъектов малого бизнеса и заурегулированностью этой сферы. В этой публикации рассмотрен один из актуальных вопросов данной проблематики, а именно: «Региональная дифференциация налогообложения в России и за рубежом». В ней доступно, в лаконичной форме с привязкой к нормативным документам, изложена тема, раскрыты основные положения данной проблематики. Практические примеры и рекомендации представляют особый интерес для выстраивания финансово-правовых отношений с государственными, налоговыми органами с позиции их оптимизации.Адресовано экономистам, юристам, специалистам в сфере налогообложения, студентам экономических специальностей вузов.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Региональная дифференциация налогообложения в России и за рубежом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Применение региональной дифференциации и региональной политики в области малого и среднего бизнеса занимает очень важное место во многих странах мира.

При этом в среднем по европейской статистике1 99,8% от всех компаний приходится в странах ЕС на малые и средние предприятия, среди которых 9 из 10 занимают микропредприятия с численностью менее 10 работников. Основными столпами европейской экономики выступают именно микропредприятия, в которых занято всего по 2 человека в среднем. Такие субъекты малого предпринимательства отличаются повышенной лояльностью, ведением бизнеса во многих областях и участии в жизни региона. Поддержка субъектов малого предпринимательства на региональном уровне очень важна, поскольку развитие региона может осуществляться не столько за счет привлечения крупных инвесторов и создания промышленных предприятий, сколько за счет развития внутреннего потенциала региона, развития существующих предприятий и содействия стартапам.

В прошлом региональная европейская политика была сосредоточена на создании и обеспечении инфраструктуры, в том числе транспорта, связи, то в настоящее время большую роль занимают программы:

— поддержки в области налогообложения и инвестиционной помощи предприятиям;

— создание благоприятной региональной обстановки посредством синергии микропредприятий и помощи в создании добавленной стоимости товаров, работ, услуг;

— развитие стартапов, кластеров, содействие в формировании научных парков;

— поддержка начинающих предпринимателей в отдельных отраслях промышленности;

— поддержка непрерывного обучения и профессиональной переподготовки для субъектов малого предпринимательства.

Согласно Лиссабонскому договору 2007 года, с одной стороны сохраняется национальная индивидуальность в области местного и регионального самоуправления, с другой стороны, усиливается территориальная сплоченность и роль регионов, в том числе в достижении Европейской стратегии 2020, целью которой является преодоление экономического кризиса и достижение всеобъемлющего экономического роста.

Для реализации в том числе региональных программ помощи субъектам малого предпринимательства принят специальный Закон о малом бизнесе (The Small Business Act). Закон предусматривает ряд мер для упрощения доступа к кредитной политике и налоговой системе. К мероприятиям на региональном уровне в целях совершенствования системы налогообложения запланированы следующие мероприятия:

Подписание соглашений о конкурентоспособности между региональными органами, предприятиями, Торговыми палатами и органами социального партнерства с целью снижения административного давления на малые и средние предприятия.

В подобных соглашениях о конкурентоспособности возможно установление индивидуальных особенностей взаимодействия предприятий с региональными властями, проведения проверок, взаимодействия с фискальными органами.

Предоставление налоговых кредитов.

За счет предоставления налоговых кредитов с 2014 года по 2020 год планируется снижение налоговой нагрузки на региональном и местном уровне.

Повышение доступности кредитования: кредитование и улучшение доступности на региональном уровне позволит повысить вложения в малый бизнес, увеличит количество новых предприятий на региональном уровне, а также увеличит инвестиции в обновление основных средств.

Введение принципа «одного окна» на региональном уровне.

Данный принцип позволяет провести реорганизацию системы государственного управления таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность взаимодействия субъектов малого предпринимательства, сэкономить время и денежные средства малым и микропредприятиям при взаимодействии с органами исполнительной власти.

Снижение административной нагрузки в виде проверок

Снижение административной нагрузки в виде проверок позволит снизить общее давление на малый бизнес путем снижения количества проверок, введения общедоступных контрольных списков, а также позволит повысить доверие субъектов малого предпринимательства к местной или региональной администрации.

При этом реализация данных мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса, в различных регионах Европы различается.

В целом, в отличие от российских программ дифференциации налогообложения, программы поддержки в регионах в европейских странах предусматривают комплексный характер взаимодействия с субъектами малого предпринимательства, направленные как на снижение административного бремени и нагрузки на субъекты малого предпринимательства, так и повышение налоговой грамотности и предоставление налоговых кредитов на уровне регионов.

Региональная дифференциация в Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства достигается за счет следующих механизмов:

Установление дифференцированных ставок в отношении региональных и местных налогов

Например, в Томской области предусмотрены различные дифференцированные ставки в отношении налога на имущество (0%, 0,8%, 1%, 1,6%, 2,2%), кроме того, предусмотрен целый ряд льгот для различных субъектов экономической деятельности — образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, организации соцзащиты, спортивные организации. Вместе с тем, в Иркутской области действует только «верхняя ставка» налога на имущество в размере 2,2% и отсутствуют льготы для отдельных видов экономической деятельности.

Региональные власти своими законами могут предусмотреть другие налоговые ставки транспортного налога, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз. При этом для легковушек с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно ставки могут быть снижены хоть до нуля (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Законом субъекта РФ могут быть установлены дифференцированные ставки налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л. с.:

— 39 руб. с 1 л. с. — для автомобилей с количеством лет, прошедших с года выпуска, до пяти;

— 51 руб. с 1 л. с. — для автомобилей с количеством лет, прошедших с года выпуска, более пяти2.

Кроме того, дифференциация налогообложения субъектов малого предпринимательства может достигаться за счет постепенного увеличения или снижения налоговых ставок. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64"О налоге на имущество организаций"(в ред. от 24.06.2015), которым установлены следующие ставки: в 2014 г. — 0,9%, в 2015-м — 1,2%, в 2016-м — 1,5%, в 2017-м — 1,8%, в последующих годах — 2%.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Региональная дифференциация налогообложения в России и за рубежом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

http://bookshop.europa.eu/en/regional-implementation-of-the-sba-pbNBBN14002/

2

Петрухина Т. Как заплатить транспортный налог и отчитаться по нему за 2015 год // Практическая бухгалтерия. 2016. N 1. С. 22 — 27.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я