Искусственный мир. Психологические проблематики нового времени

Сергей Ермаков, 2023

Эта книга посвящена подробному разговору о причинах и следствиях психологических проблематик нового времени, мешающих эффективной адаптации и развитию людей. Это не лекция по психологии, а диалог, призванный пробудить критичность. И диалог этот касается каждого, потому что жизнь – наше общее пространство, и то, как каждый из нас её видит, формирует то, какой она становится. Давайте вместе разберёмся, почему и как путь реальности и познания превращается в путь иллюзий и разрушения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусственный мир. Психологические проблематики нового времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тревожность как основа Бытия

Думаю, начать наш разговор имеет смысл с наиболее, на мой взгляд, глобальных категорий, отражённых в том, что люди сейчас чувствуют. Ведь мы всё-таки, напомню, обсуждать будем психологические проблематики нового времени, именно такое название я выбрал для заглавия повествования, именно в этом и будет вся суть.

А психологические проблематики это, как ни крути, в первую очередь то, что человек чувствует, та степень дискомфорта, которая влияет уже на всё остальное. А разнообразие того, что человек чувствует, на самом деле, не столь уж велико и более того, в нашем современном Мире имеются ярко выраженные доминирующие чувства (и состояния), которые и являются главными спутниками людей по жизни.

«Психологическая боль» — неопределённое, да и изначально неопределимое описание, скорее метафора или аналогия, нежели чем что-то буквальное, тогда как Тревога, Страх, Апатия, Дисфория, Депрессия и Агрессия — максимально конкретны и понятны.

Именно эти чувства и состояния я выделяю как базовый набор того, что чувствуют современные люди в массе своей, разумеется, когда речь о психологических проблематиках. Сами же причины, контексты, относительно которых возникают эти чувства и состояния, вопрос вторичный, не в плане индивидуальной значимости, но в плане именно масштаба, а потому… конкретные сферы и ситуации, в которых Тревога, Страх, Апатия, Депрессия или Агрессия появляются и закрепляются, мы обсудим позже.

Перечисленные мной чувства, могут появляться и сами по себе, если речь об изначальном сбое в работе организма, но для нашего разговора важно, когда они появляются и закрепляются как часть механизма адаптации человека к окружающей среде и взаимодействия с ней. Важен этот момент потому, что механизм адаптации человека к среде — можно корректировать или заменять, стало быть, элементы, этот механизм составляющие, тоже.

Чтобы понять, о чём я вообще говорю, что такое «механизм адаптации к среде», зачем или как его менять, нам следует пойти к истоку и поговорить об общей схеме появления и закрепления Тревоги/тревожности/тревожного состояния. Почему именно Тревоги? Потому что именно она является первым уровнем реакции, а уже потом могут подключаться (или не подключаться) другие, в зависимости от обстоятельств.

Прежде чем начать, стоит уточнить, что Тревога как таковая — это нормальная защитная реакция, одна из сигнальных систем, эволюционно доставшаяся нашему виду от предков. Здоровая тревога помогает ориентироваться в пространстве, как бы интуитивно определяя источники возможной опасности. У большинства же современных людей, тревога и тревожные состояния (включая панические атаки как следствие) — являются главным образом плодом иллюзий, впрочем, обо всём по порядку.

Мы будем говорить именно о механизме, лежащим в основе формирования тревожного состояния, как фонового, мешающего жить и влияющего на все аспекты взаимодействия с собой и с окружающим пространством.

Итак, этот механизм выглядит следующим образом и содержит три ключевых компонента, смыкающихся в единую петлю (замыкание петли показано стрелочками):

« — > Безопасность — > Тревога (Страх) — > Контроль — >»

Как видите, первое звено и отправной пункт здесь — Безопасность. Почему этот пункт вообще здесь и почему он первый?

Этот пункт здесь по причине того, что идея наличия безопасности как фактора среды — это одна из главных иллюзий и самообманов людей. Всегда буду подчёркивать, Безопасность — как концепция, полностью выдуманная от начала и до конца, она является очень заманчивой и крайне опасной ловушкой, в которую попадаются в той или иной мере, на разных этапах жизни, в разных сферах жизни, абсолютно все. К счастью, не всем доводится сталкиваться с несоответствием этой иллюзии реальности, но для тех, кому доводится, как раз возникает риск того, что запустится весь механизм хронической тревожности.

Усваивая идею Безопасности, не подкреплённую реальностью и не являющуюся знанием, люди принимают как факт, что «безопасность должна быть», что есть какая-то базовая безопасность на уровне ощущений от жизни в целом, от каких-то отельных её аспектов, которая должна быть включённой по умолчанию, а когда этого ощущения нет, значит с человеком что-то не так и эту самую безопасность (её ощущение) нужно восстановить. Но, поскольку безопасности в реальной плоскости нет и никогда не было изначально, то восстанавливать нечего. Человек (пусть и бессознательно, из-за каких-то событий) утратил иллюзию, утратив ощущение безопасности, но вернуть иллюзию назад — уже невозможно.

Приведу пример, пусть немного утрированный, но всё же. Предположим, ребёнок верил в Деда Мороза, а потом увидел, что подарки ему покупают родители. Этот ребёнок лишился своей иллюзии и уже не сможет поверить в Деда Мороза как бы ни пытался, какие бы усилия ни прикладывал.

Но, спросите вы меня, если безопасности нет и это искусственная категория, то… что есть? А есть, как ни банально это звучит — реальность. В целом, у неё нет базовых предустановок, опасная она или безопасная, она разная и она есть. В том-то и проблема, что люди, создавая разнообразные концепции, стремятся к упрощению реальности, делая её удобной для себя, но… делая это лишь в воображении, ну, или на страницах книг, где эти концепции описаны.

А если уж смотреть глазами нахождения биологического вида в окружающем пространстве, то сама по себе среда… скорее даже не нейтральная, а опасная по отношению к человеку. Наш вид в целом и каждый из нас более чем уязвим к чему угодно, к температурам, к давлению, к различным излучениям, к силе притяжения, качеству и количеству кислорода, мы зависимы от воды и еды, и т.д. перечислять можно бесконечно. Какая уж тут безопасность?

Но людям свойственно отрицать вместо изучения и создавать иллюзии вместо знаний, поэтому результатом является психологическое (внутреннее) стремление к ощущению безопасности. И, да, может быть многие люди всё же осознают (и то, большой вопрос, осознают ли), что в исходном, биологическом плане, никакой безопасности нет и быть не может, потому что организм слишком уязвим фактически для всего, но вот в плане категорий, которые люди сами же и выдумали, например, дружба, любовь, работа, бизнес, политика и т.д. нет ни малейших сомнений, что большинство современных людей уверены, что там безопасность должна непременно быть по умолчанию всегда.

Если критически не смотреть на ситуацию, то всё вроде и выглядит нормально, ведь, разве дружба или любовь не должны быть безопасными, разве не должны радовать, дарить удовольствие? В том-то и дело, что, нет, не должны. Это ошибочная постановка вопроса сама по себе. Дружба и любовь (романтические отношения), как и остальные явления реальности — просто есть. Они могут быть разными по наполнению контакта, они могут радовать, они могут быть безопасными, а могут в другой момент и не быть. Динамика взаимодействия и принцип цикличности не предполагают, что у чего-то живого, например, у отношений между людьми, есть конечная форма или что наполнение этой формы в плане качества может быть лишь какое-то одно. Динамика и цикличность предполагают, что может быть по-разному. Отрицание самой возможности, что в отношениях дружбы или любви может быть что-то, что считывается как небезопасное (болезненное, не приносящее радость), как раз и ведёт в ловушку. И я сейчас конечно же говорю не про фактор реальных физических угроз и насилия, а об изменчивости взаимодействия, которое во многом основывается на настроении и общем состоянии, когда случаются ссоры и недопонимания, даже яркие конфликты.

Если же изначально, ещё до всякого контакта с реальностью и её явлениями, основываться на том, что безопасности нет, а есть целый возможный спектр, среди которого есть и моменты безопасности, радости и удовольствия, а ещё там есть боль, разочарование, отказы, потери, конечность отношений, дискомфорт, необходимость преодоления, опасность, как и много чего ещё, вот тогда — взаимодействовать с окружающей средой и адаптироваться к ней, можно будет намного эффективнее сразу, без предварительной стадии создания иллюзий.

Но давайте теперь продолжим раскручивать механизм тревоги, вернувшись к примеру с тем ребёнком, который верил в Деда Мороза. Если он будет сопротивляться реальности, не желать видеть её и принимать данность, что подарки покупают родители и начнёт прикладывать усилия, чтобы вновь поверить в то, чего нет и не было, как вы думаете, что с высокой долей вероятности будет с ним происходить? Какое чувство активируется, а потом может перерастёт в устойчивое фоновое состояние, если его сопротивление будет максимально упорным? Верно… включится и начёт развиваться Тревога как ответная реакция организма (психики).

Ведь если есть готовность и желание войти в контакт с реальностью на основе того, что действительно происходит, тогда у человека появляется возможность расслабиться и тогда ответной реакции на разрушение иллюзии, станет адаптация через опыт знаний. В примере с этим ребёнком опыт знаний в том, что Деда Мороза не существует. В таком случае у тревоги нет причин появляться, ведь по сути… для ребёнка из примера ничего не меняется; не столь уж важно, кто покупает подарки, ведь главное, что подарки есть, и они реальны, забота родителей реальна, и она ребёнку важна.

А вот когда готовности и желания контакта с реальностью нет, в таком случае у человека не только не появляется возможности расслабиться, наоборот, он сам себя загоняет в ещё большее перенапряжение, и тогда-то организм активирует тревогу как ответную реакцию.

Вслед возрастающей тревоге, следует очередная реакция психики для того, чтобы адаптироваться и как-то тревогу преодолеть и найти решение. Этой реакцией является — попытка установления (негативного) контроля. Что это такое? Давайте поговорим о контроле подробнее.

На основании накопленного опыта, для удобства и наглядности, я выделяю две формы контроля: негативный и позитивный.

Позитивный контроль — это способ восприятия и понимания человеком себя и Мира, который основан на принципе развития и овладения своим потенциалом с целью повышения навыков и форм адаптации к среде, и личной эффективности.

Негативный контроль — это способ восприятия и понимания человеком себя и Мира, через создание иллюзий соответствия ожиданиям, направленных на (чаще всего бессознательный) контроль процессов и явлений, которые изначально не подлежат контролю как конкретного человека, так и контролю в принципе. К таким процессам и явлениям можно отнести как локальные: поведение, эмоции, мысли других людей, так и глобальные: события в экономике, городе, государстве, природные явления, болезни, ход времени и т.д. Всё это категории и явления, которые никак не зависят от конкретного человека, находятся вне зоны его влияния и не имеют с ним линейных причинно-следственных связей.

В чём именно проявляются эти формы контроля и к чему они ведут? Позитивный контроль выражается в формуле «что я могу сделать в ситуации», где, во-первых, есть опора на собственную активную позицию, во-вторых, представление о своих пределах.

Негативный контроль выражается в формуле «что я хочу от ситуации», при этом здесь нет одного или обоих параметров позитивного контроля, то есть нет собственной активности человека и/или представления о своих пределах.

Позитивный контроль — имеет своей целью развитие и улучшение качества жизни человека за счёт направления усилий в «зоны естественного роста» с пониманием пределов своих возможностей и способностей.

Негативный контроль — связан с созданием и поддержанием иллюзий, потому что в реальности осуществить его невозможно. Что ведёт человека к перенапряжению, а в итоге — к возникновению психологических проблематик. Потому что иллюзии никогда не совпадут с реальностью.

Чем жёстче человек воспринимает реальность сквозь свои планы, цели и задачи, которые являются иллюзиями, тем больше нагрузки на свою психику оказывает. Что в итоге приводит к сбоям в функционировании организма как системы.

Позитивный контроль лучше всего развивается через развитие контакта человека со своим телом (через Телесность). Потому что тело — главный и единственный инструмент познания и самопознания, о чём мы ещё будем говорить. Тело — часть физической реальности, поэтому его нельзя обмануть при помощи иллюзий, оно может сделать только то, что реально может в данный момент. И расширить свои возможности можно только при помощи активных действий + понять, где конкретно у вас пределы этих возможностей.

Негативный контроль опасен тем, что человек либо не действует вообще, либо действует на основании иллюзий — упорное стремление к негативному контролю часто является источником, запускающим цикл насилия.

И через эти рассуждения мы вплотную подошли к моменту, когда весь механизм тревоги — смыкается в петлю. Потому что результатом негативного контроля является ещё больше усиливающееся ощущения отсутствия безопасности. Ведь, этого ощущения изначально у человека не было, а тут ещё тревога, а затем… желание, но невозможность проконтролировать каике-то аспекты жизни (других людей, обстоятельства, время, здоровье и т.д.) и, как по (не самому доброму) волшебству — круг тревожности замкнулся.

Но, я вам напомню, если вы вдруг отвлеклись и забыли, что я изначально выделил не только Тревогу, но ещё Депрессию/Апатию/Дисфорию и Агрессию/Насилие, как чувства и состояния, которые современные люди испытывают при не самом эффективном механизме адаптации к среде. Откуда они берутся и когда могут появиться?

На самом деле, ответ частично прозвучал, но уточнить необходимо. Какое-то количество циклов и попыток выйти из ситуации, человек пройдёт через тревогу, но… чем дольше удовлетворяющего выхода не будет, тем больше возрастает вероятность, что тревога трансформируется (либо расширится/дополнится) по одному из двух векторов: депрессивно-апатичному и агрессивно-насильственному. Здесь нет никаких тайн и секретов, действует старая-добрая физика: ничто не может накапливаться вечно. И если механизм тревожности будет прокручиваться достаточно долгое время, но без результата, то организм (психика) в какой-то момент решит найти для себя новый выход и он (организм)… может выбрать прекратить сопротивление, какие-либо попытки активности и сдаться. Понятно, что тут речь о депрессивно-апатичном векторе, либо… всё то невероятное перенапряжение, которое копилось, организм может выбрать перевести в агрессию, а порой и в насилие, которые могут быть направлены как на себя, так и на других. Какого-то конструктивного результата человек всё равно не получит и останется в рамках замкнутого круга, но тревога в нём уже сменится (или дополнится) другим состоянием.

Конечно же, в каких-то случаях, депрессивно-апатичный вектор или агрессивно-насильственный могут включиться вообще сразу как реакция на возникшую ситуацию, без выраженной части тревоги, всё зависит от индивидуальных особенностей человека и от его общего состояния на момент того, что с ним происходит, но я выбрал рассмотрение этого механизма именно через тревогу как центральный компонент, поскольку предполагаю, что именно тревожность — есть базовая предпосылка для формирования депрессивного, как и агрессивного спектров, даже если она не имеет самостоятельной ярко выраженной фазы (фазы тревожности).

Всё, что мы сейчас обсудили, вовсе не тупик, каждую петлю можно прервать. И делать с это можно через последовательный отказ от изначальных идей безопасности и (негативного) контроля, которые бессмысленны в плане возможностей адаптации. Вместо них осваивая… адаптацию через расслабление в хаосе вероятностей. Это интересная, творческая и познавательная задача, её с уверенностью можно отнести к категории инженерных, она трудная для многих (может даже для кого-то и вовсе нерешаемая), но всё же — это именно тот путь, который даёт возможность освоить навык здорового взаимодействия с собой и окружающим Миром.

Как я говорил в самом начале, механизм тревожности действует во всём пространстве жизни сразу, идёт ли речь о каких-либо аспектах отношений человека с самим собой, любом из вариантов в спектре романтических/любовных отношений, в спектре детско-родительских отношений и семьи в целом, в отношениях с друзьями, в сфере учёбы, работы, бизнеса, или в отношении взаимодействия человека с большим социумом. Все эти частные случаи лишь контекст, механизм адаптации человека к среде — вот что их объединяет.

Не бывает системы адаптации отдельно для романтических отношений, отдельно для дружеских, отдельно для семьи и т.д. Человеческое поведение в целом мало вариативно и сужено набором тех представлений и тем опытом, который у человека есть. Люди могут делать лишь то и так, что умеют и как умеют. И поведенческий навык, что и делает его системой адаптации, распространяется через вариативную ограниченность на все возможное сферы жизни сразу. Задумывается об этом человек или нет, это происходит само по себе, автоматически.

На мой взгляд, особая задача психологической помощи кроется как раз в том, чтобы помогать человеку создавать и создавать сознательно — целостную и более эффективную (для него) систему адаптации к среде. Да, люди обращаются за психологической помощью чаще всего с какой-то конкретной проблематикой, допустим для примера, это трудности в детско-родительских отношениях, но система адаптации, формирующая тип поведения человека, его реакции, мысли, чувства и состояния, которую он с собой приносит и раскрывает перед психологом, она распространяется на все сферы жизни и отношений, начиная с отношений с самим собой, заканчивая отношениями с большим социумом.

Жизнь основана на динамике и цикличности, поэтому в данный конкретный момент, объём конфликтности и дискомфорта могли максимально проявиться именно в аспекте детско-родительских отношений, а в других сферах жизни проблемность может быть не так ощутима в данный момент, где-то человек может находиться в процессе отрицания проблем и их игнорирования, или может в каком-то из аспектов жизни наличие проблемных зон вообще не так уж важно для человека, а может где-то прямо сейчас проблем и вовсе нет. И только та зона, которая ощущается как важная и эмоционально заряженная, потому что является сосредоточием наибольшего дискомфорта, индивидуально выделяется человеком, как повод обратиться за психологической помощью.

Задача психотерапии, на мой взгляд, разбираться не только конкретно с заявленной проблемной зоной, но и разбираться со всей системой адаптации. То есть задача как конкретного специалиста, так и психологической отрасли в целом, изначально масштабировать фокус работы, вне зависимости от темы ситуативного обращения, помогая выстраивать более эффективную систему адаптации к среде, даже если это не всегда очевидно с первого взгляда. Тут сошлюсь, в частности, на свой профессиональный опыт. Я ещё не сталкивался в работе с людьми, у которых проблемной и дискомфортной (дефицитарной) была бы лишь одна единственная зона.

Да, задача построения индивидуальной системы адаптации к среде будет решаться на примере и через отлаживание именно той проблемной зоны отношений и взаимодействия, с которой человек обратился, но специалисту нужно изначально понимать, а затем обращать на это внимание того, кто получает психологическую помощь, что всё тоже самое в плане способов реагирования (как эффективных, так и деструктивных), он воспроизводит и в остальных сферах жизни.

Поэтому, когда человек меняет способ взаимодействия и адаптации в конкретной проблемной зоне, ему имеет смысл новые, более эффективные и результативные принципы, распространять и на всю остальную свою жизнь, разумеется, подстраивая их под соответствующий контекст. И тогда тот глобальный механизм тревожности, который мы обсуждаем, будет прерываться тоже глобально, во всём пространстве жизни человека.

В то время, как если воздействовать на что-то точечно, то, возвращаясь к нашему примеру, напряжение и проблемность из детско-родительских отношений уйдут, там способ адаптации изменится, но если человек не перенесёт и не распространит эффективный механизм, который им был выработан и принёс качественно новые результаты, на все другие сферы жизни, то через какое-то время он начнёт ощущать как проблемную другую зону, где дискомфорт станет более ощутимым и человек вновь окажется перед необходимостью обращения к психологу. Ведь если глобальный механизм тревожности у человека уже запущен, то он никуда просто так не денется только потому, что тревога и напряжение ушли из какой-то одной зоны. Просто тревога и перенапряжение сместятся и перераспределятся по другим сферам, что и приведёт в результате к росту дискомфорта. Для улучшения качества психотерапии как инструмента и её эффективности, считаю важным и необходимым изменение масштабности изначального взгляда на задачу психологической помощи.

А сейчас, в продолжение рассуждений о возникновении механизма тревоги, обратим своё внимание на такую характеристику человеческой жизни, как боль, а если точнее, то на идею, относительно боли. Она звучит примерно так: «Боль недопустима, это то, чего не должно быть». Выше мы затрагивали вопрос негативного контроля, так вот это как раз пример проявления негативного контроля. Непринятие боли как таковой, попытки её отрицания, для многих становятся критическим фактором, неготовность к появлению которого, наносит вред, порой даже невосполнимый.

Я решил отдельно поговорить о боли, уже завершив рассмотрение механизма тревожности, специально, чтобы уделить этому моменту время, поскольку мне вопрос восприятия людьми боли, видится важным, как в целом, так и в рамках представлений о процессе психологической помощи.

Итак, боль. Понятно, что никто в здравом уме, а если выражаться терминологией нашего разговора, никто, владеющий адекватной системой адаптации к среде, не будет желать боли и радоваться ей, это понятно, но и отрицать боль на уровне идеи, выводя её из факторов жизни, тоже смысла нет, ведь это — попросту не соответствует действительности.

Боль — естественный спутник человеческой жизни, неотъемлемый и неотвратимый в тех или иных объёмах, интенсивности и длительности. Поэтому суть не в том, отрицать боль или радоваться ей, это лишь категории оценок, они ничего, кроме искажений всё равно не создают, суть в том, чтобы уметь относиться к боли как одной из вероятных переменных в различных обстоятельствах.

Например, когда человек идёт на кухню и для приготовления еды, берёт в руки нож, он осознаёт, что есть вероятность порезаться и будет больно. И, признавая эту вероятность, для человека не станет шоком, если вдруг он порежется. Более того, он может не только психологически быть готовым к возможной боли от пореза, но и подготовиться к этому в реальном секторе, то есть, иметь в доме бинт, напалечник, кровеостанавливающие средства, обезболивающее и т.д. Психологическая и… давайте обозначим её как «инфраструктурная» готовность к возможности столкнутся с болью при порезе — формируют эффективную систему адаптации.

Всё тоже самое актуально для ситуаций в любых сферах жизни, особенно, актуально изначально признавать боль как фактор, когда речь идёт о сфере отношений с самим собой, романтических, дружеских и детско-родительских отношений. Как природа взаимодействия с ножом предполагает вероятность наступления боли, так и природа человеческих взаимоотношений, включая отношения с собой, тоже изначально предполагают боль, как часть процесса.

Боль в отношениях выражается в целом спектре переживаний, таких как: разочарование, отвержение, завершение/обрывание контакта, отдаление, игнорирование, бессмысленность, непонимание, противоречивость и разнонаправленность отношения и т.д. Все опции в одном исчерпывающем списке вряд ли возможно перечислить, да и не в этом цель, в данном случае цель — обозначить примеры того, что я имею в виду, говоря про боль во взаимодействии людей с собой или друг с другом.

Изначально и базово допуская, что некоторый объём боли во взаимодействии в те или иные моменты будет, снижается фактор неожиданности, возрастают возможности адаптации, потому что на перестройку нужно меньше времени, чем нежели если что-то для человека явилось шоковой неожиданностью. В таком случае вначале придётся проживать стадию первичного шока, а уже потом переходить непосредственно к проживанию боли.

Ещё, говоря о боли, обязательно нужно дать пояснение о том, что боль — это составная часть цикла удовольствия. Для того, чтобы это понять, нужно глубже взглянуть на то, что такое удовольствие. Удовольствие — это реакция организма на воздействие, при которой человек испытывает широкий спектр ярких позитивных эмоций.

Цикл удовольствия в самом простом виде состоит в чередовании фаз напряжения (расходования энергии, сближение, слияние) и расслабления (восстановления энергии, отдаления, выход из слияния). Обычно, имея в виду получение удовольствия, люди говорят лишь об одной фазе, не учитывая или исключая вторую. При том сама суть фаз обычно в восприятии вопроса искажена, потому что под удовольствием понимается процесс расслабления, но при этом наполнение этой фазы в плане процессов подменяется на противоположное. Да, знаю, прозвучало запутанно, но попробуем распутать.

Сначала нужно чётко усвоить, что «напряжение» — это расходование энергии и процесс сближения с кем-то/чем-то; «расслабление» — это накопление энергии и процесс отдаления. Это не просто предположения или умозрительные теории, это принцип природной цикличности, которому подчиняется всё живое, включая наш вид. Проговорим полностью, опираясь на годичный цикл: Весна — это вход в напряжение; Лето — это пик напряжения; Осень — это вход в расслабление; Зима — это пик расслабления. Человеческий организм в целом, соответственно, и цикл удовольствия — ровно так и работают.

Теперь полный цикл удовольствия раскроем развёрнуто в виде схемы.

«–> Вход в напряжение — > Пик напряжения — > Вход в расслабление — > Пик расслабления — >»

Где же тут боль, которую мы обсуждаем? Боль, как часть цикла удовольствия, включена в стадию перехода между «Пиком напряжения» и «Входом в расслабление» + иногда она может активироваться в момент перехода от «Пика расслабления» к «Входу в напряжение», потому что начальные усилия (создание инерции) бывают трудными.

Боль в цикле удовольствия может индивидуально ощущаться как опустошение, отсутствие опоры, исчезновение смыслов, обессиливание, снижение способностей думать, чувствовать, делать что-то в привычном темпе и/или объёме и т.д. Именно для восполнения всего этого и нужно восстановление в виде фазы расслабления. В качестве максимально понятного примера, который каждый из вас прямо сейчас легко может переложить на описанный принцип, можно привести секс. Этот пример особенно удачный, поскольку в нём задействован одновременно психологический и физиологический аппарат. В качестве упражнения, попробуйте провести секс по всей рассмотренной схеме.

Проблема с болью как частью цикла удовольствия заключается в том, что в силу искажённого и негативного по качеству опыта (или искажённых фантазий об опыте при реальном избегании его получения), у многих людей боль из «части цикла» становится единственным содержанием цикла удовольствия и полностью замещает его. В какой-то момент для человека возникает максимально опасное равенство «Боль = Удовольствие», как на психологическом, так и на физическом уровнях.

Стереотипное исключение боли из удовольствия — происходит главным образом из-за привычки людей рассматривать явления изолированно, будто они существуют сами по себе, отдельно от чего бы то ни было. Но люди — биологические существа, а потому в организме нет никаких изолированных процессов, есть их непрерывная последовательность. Кроме здравого смысла и физиологии, тоже самое подтверждает физика, говоря, что на выполнение Работы (Механическая работа — это такой термин) затрачивается энергия, и чтобы цикл поддерживался, нужно восполнение энергии; но и народная мудрость гласит о том же, к примеру, через русскую пословицу: «любишь кататься, люби и саночки возить». Путь с горки на санках — это радость, обратный путь в гору — это эквивалент боли.

Ещё тематика боли актуальна, когда мы имеем в виду процесс психологической помощи. Очень часто люди в восприятии психотерапии следуют логике отрицания боли в том смысле, что полагают, что никакой боли в этом процессе быть не должно, а когда сталкиваются с противоречащими фактами реальности, начинают избегать уже не только боль, но и сам процесс психотерапии или, например, появление боли начинают списывать на счёт некомпетентности специалиста (конечно, порой это правда).

Однако в рамках оказания психологической помощи, как и в цикле удовольствия, некоторое количество боли является неотъемлемой частью процесса. Но боль действительно может быть разной по качеству. Её можно разделить на «травматичную» и «адаптационную». Сейчас раскроем, в чём разница.

Травматичная (травмирующая, травматическая) боль — это реакция организма на повреждающее воздействие, вследствие которого снижаются или утрачиваются способности, возможности и выполняемый функционал + длительность и интенсивность такой боли высокая.

Адаптационная (тренировочная) боль — это реакция организма как раз на восстановительное (после травмы) или развивающее воздействие, вследствие которого сниженные и/или утраченные ранее способности, возможности и функционал, восстанавливаются, либо появляются впервые, постепенно увеличиваясь по своим показателям + длительность и интенсивность такой боли низкая.

Чтобы стало совсем просто, приведу аналогию с тренировками в зале. Если человек начинает испытывать травматическую боль в тренировке, то он не только не сможет улучшать результаты в силе и выносливости, но и, наоборот, утрачивает возможность вообще тренироваться и теряет даже те силу и выносливость, которые у него были до возникновения травматической боли. Соответственно, если человек испытывает адаптационную боль, то она является сигналом о том, что организм хорошо отвечает на нагрузки, что со временем приводит к росту силы и выносливости, к улучшению самочувствия и расширению возможностей человека. Психотерапия — это тоже своего рода тренировка, где в роли мышцы выступает психика, поэтому коррекция каких-либо уже имевшихся проблематик, либо развитие определённых навыков с ноля, так или иначе будет предполагать некоторый объём адаптационной (тренировочной) боли. Отличить её от травматической легко по ключевым показателям изменения состояния в лучшую сторону.

Если суммировать рассуждения о боли, то моя главная мысль в том, что боль не нужно отрицать, ей нужно отвести место в реальности как одной из вероятностей и научиться ей (болью) пользоваться, то есть — эффективно реагировать на неё. И вот следующим моментом, который непосредственно вытекает из рассмотрения механизма тревожности и аспекта боли, является то, что у многих людей, даже рискну предположить, что у большинства, искажено (или вовсе отсутствует) адекватное восприятие Времени как явления и фактора.

Человек может не отрицать своих проблем, может не отрицать боль, но при этом — отрицать (через искажение) категорию Времени, что выражается в формуле: «А как ускорить?» или «Хочу быстрее». Постоянно в своей практике доводится слышать нечто вроде «как поскорее забыть бывшего», «как быстрее пережить потерю», «как побыстрее избавиться от тревожности». Быстрее… быстрее… быстрее…

И тут дело не только в том, что любые сложности и дискомфорт индивидуально тяжело переносятся, но главным образом в непонимании Времени как категории и явления. Ход Времени — одна из немногих констант в жизни людей, поэтому его можно и нужно использовать как опору и как ресурс в построении эффективной адаптации, но для этого — нужно отказаться от иллюзии «Хочу быстрее».

Искажение восприятия Времени формируются как внешними факторами среды, так и внутренними. Внешние факторы (социальной) среды, в силу своей изначальной искусственности, постоянно на уровне технологического цикла стремятся к ускорению, создавая и/или подкрепляя иллюзию, что если какие-то процессы в торговле, производстве, логистике, финансах и т.д. могут осуществляться быстрее (ускоряться по сравнению с тем, что было раньше), то и процессы, вроде переживания расставания или самоидентификации тоже должны происходить быстро, ведь по сравнению со многими внешними процессами, кажущимися сложными, эти процессы кажутся чем-то более лёгким.

Внутренние факторы, влияющие на восприятие Времени, основаны на изначальной виртуальной природе психических процессов. В виртуальной психической среде для мышления, чувств, памяти, воображения, восприятия — Время течёт иначе, там всё происходит мгновенно (часто одномоментно), люди постоянно петляют где-то между Прошлым и Будущим, иногда заглядывая в Настоящее. Но у нас есть инструмент, стабилизирующий, фиксирующий нас через привязку к Пространству и Времени — это тело. Да, психика часть тела, но… скажем так, эта часть тела находится в «энергетической форме», тогда как остальные части тела существуют в физической форме. И чтобы у человека формировалась и поддерживалась здоровая связь со Временем, нужно поддерживать и развивать то, что я обозначаю как «контакт с телом» (с Телесностью в широком смысле). Об этом вопросе мы поговорим отдельно позже.

В случае же искажения «Я хочу быстрее», человеку нужно учиться сознательному замедлению и выравниванию с реальным темпом течения Времени. Напоминаю, мы говорим о Времени с акцентом на процессе восстановления человека в психотерапии. И конкретному организму понадобится ровно столько времени, сколько понадобится. Тут в принципе нет категории «быстрее/медленнее», есть лишь то, как нужно конкретному организму, как он способен адаптироваться в данный момент. Время здесь выступает базовой линией, позволяющей отслеживать динамику, но оно не является переменной, которую можно изменить (ускорить), чтобы сразу перейти к получению желаемого результата в виде восстановления. Это понимание людям даётся трудно, не только относительно процесса психотерапии, но любого процесса восстановления, да и в целом каждого индивидуально важного процесса.

Одним из путей достижения сознательного замедления, является навык «фиксации в моменте», в точке Настоящего. Потому как «зависание» в Прошлом (в воспоминаниях) или Будущем (в воображении) создаёт и усиливает эффект разотождествления психики и всего остального тела. «Фиксация в моменте» — это самый локальный уровень отстройки восприятия Времени, и он выражается в эффекте, когда всякие мысли, чувства, переживания и состояния, не относящиеся к текущему моменту, перестают восприниматься и находиться в зоне сознательного внимания. При этом под «моментом» — понимается сравнительно небольшой отрезок времени, как правило, связанный каким-либо контекстом. Например, прогулка по парку — может быть рассмотрена как такой «момент», сколько она будет длиться, столько такой «момент» и займёт по времени; или же… даже внутри прогулки по парку человек может при необходимости выделить более локальный «момент», например, покормить уток у пруда в парке.

Освоение навыка «фиксации в моменте» может происходить как в самостоятельном режиме, так и в рамках психотерапии. Инструментов, позволяющих такой навык осваивать множество, общее названием для них, которое использую я — системы саморегуляции, проще говоря — это все системы, работающие с телом и через тело, позволяющие определять и осваивать его потенциал.

Кроме «фиксации в моменте» существуют и более масштабные уровни отстройки восприятия Времени, среди которых я выделяю: суточный цикл, месячный цикл и годичный цикл. Определённое рассмотрение и наполнение каждого из этих отрезков времени, позволяет достигать самых разнообразных позитивных эффектов, связанных с системой адаптации к среде, одним из таких эффектов — является коррекция восприятия Времени.

Помимо активной работы по выравниванию восприятия Времени через получение телесного опыта, рекомендуемым является получение человеком знаний по анатомии и физиологии, и физике. Эффективнее всего сочетать развитие саморегуляции через освоение «контакта с телом» с получением знаний, о том, как это тело устроено, а заодно и том, какие есть базовые физические законы и принципы.

Как конкретно это делать в режиме «шаг за шагом»? У меня есть ответ на этот вопрос, и он явился результатом моей многолетней практики и экспериментов (главным образом на себе), в частности при создании Природноориентированной психологии и психотерапии как системы, при практике Хатха-йоги по системе Андрея Владимировича Сидерского, при адаптации системы Телесно-ориентированной психотерапии под цели и задачи, связанные с развитием «контакта с телом» и многое другое. В рамках данной книги у меня нет задач подробного раскрытия именно инструментальной базы, хотя кое-какой сюрприз в Заключении всё же будет.

Важным моментом восприятие Времени может являться в вопросах выбора относительно категорий и явлений жизни, которые в психическом плане зачастую представляются как ситуации «или/или», тогда как на деле могут самым разным образом распределяться в течение жизни. Чтобы было понятнее, обратимся к примеру. Допустим, у человека завершились отношения, длившиеся 10 лет. И вот этот человек более-менее психологически восстановился и теперь он, рассматривая вероятность начала новых отношений, загоняет себя в якобы необходимость сделать один окончательный выбор и сделать его немедленно: пробовать длительные отношения или ограничиться более короткими романами и может быть даже разовыми встречами.

Но вся суть в том, что в реальности… перед человеком этого выбора не стоит, потому что фактор Времени работает иначе. Если использовать Время как стабилизирующую единицу, то окажется, что в какой-то момент жизни человек может попробовать новые длительные отношения, а в какой-то — может предпочесть короткие романы. Само по себе наличие вариантов — это полезный ресурс, вот только… эти варианты, чтобы быть и правда полезными, должны рассматриваться не как виртуальные категории, из которых нужно выбрать опцию «по умолчанию» и придерживаться её всегда, а расставляться по линии жизни, исходя из того момента (места и времени), в котором эти варианты будут появляться.

Рассматривая Время как одну из опор и своего помощника — можно предотвратить множество ненужных ошибок и застревание в исключительно виртуальном пространстве мышления и переживаний. Особенно полезным это может оказаться именно относительно категорий (и выбора в них), которые часто воспринимаются как «решения, принимаемые раз и навсегда», но на деле оказывающиеся опциями на разных отрезках жизни.

Сейчас, перед тем как двинуться далее, имеет смысл подвести некоторый итог. Мы подробно рассмотрели механизм формирования тревожности, в который входят иллюзии безопасности и (негативного) контроля, рассмотрели то, откуда в этом механизме могут появиться депрессивный или агрессивный векторы; отдельно остановились на значении боли, в том числе обсудив её роль в цикле удовольствия; а также рассмотрели аспекты восприятия Времени. Всё это в совокупности — бусины, нанизывающиеся в качестве основы на нить системы адаптации, влияющие на способы реагирования на все ситуации и системы отношений. Пожалуй, главный мой вывод на данный момент повествования, на который я бы хотел обратить ваше внимание: если у человека искажённая и неэффективная система адаптации, то все сферы жизни находятся под угрозой и рисками; высока вероятность, что в большинстве сфер уже будут сбои различного характера. Чем больше искажений и искусственности заложено в систему адаптации, тем больше новых иллюзий и новой искусственности будет проникать и наслаиваться в других аспектах жизни.

Ниже мы обсудим спектр отношений человека с собой, романтические отношения, детско-родительские отношения, и вы увидите, что фоновый механизм тревожности создаёт множество изощрённых концепций, полностью оторванных от реальности, которые людьми воспринимаются всерьёз, без критичности и на веру, результатом чего является перманентное ощущение психологического дискомфорта, невозможности здоровым образом адаптироваться и функционировать.

На мой взгляд, чуть ли не единственный способ переломить ситуацию, и произвести изменения — это интерес (другим способом является нужда/вынужденность, но он куда менее эффективный). Без интереса к себе, к людям или к какой-то части реальности, с которой взаимодействуешь, невозможно осуществлять системную (то есть постоянную) исследовательскую активность. А только системная исследовательская активность и может дать результат, потому что язык исследования — эксперимент. Придумать опыт и знания невозможно, как и мысленно (в воображении) избавиться от иллюзий и искажений, мешающих жить. Всё это возможно — в действиях.

Говоря об исследовательской активности, стоит несколько слов сказать об идеальности и неидеальности через обращение к аспектам Симметрии и Асимметрии.

Симметрия (идеальность, равномерность, строгость, идентичность и конечность форм и состояний) создаёт жёсткую структуру и опору, подобно фундаменту и сваям в здании, тогда как Асимметрия (то есть неидеальность, спонтанность, отсутствие правильных, идентичных и законченных форм) позволяет расширять и исследовать пространство, задаваться новыми вопросами, критично смотреть на себя и всё вокруг — это гибкая опора, адаптивная. Асимметрия лежит в основе творчества и созидания.

Многие люди, думаю большинство, не понимают потенциала асимметрии, игнорируют его, стремятся от асимметрии избавиться, стремясь как раз к симметрии, к так называемой «идеальности» (одинаковости) всеми силами, и поэтому… в этом процессе и в его результате — многое упускают и много страдают.

В психологической работе есть способы не только прекратить гонкую за «идеальностью» и забыть о ней навсегда, но и получать удивительные по качеству и наполненности результаты… как раз через опыт и навык использования асимметрии в исследовании и расширении себя и своего пространства.

Одним из главных образцов и проводников очевидности отсутствия идеальности и её необходимости для эффективной адаптации — является природное пространство. Если взглянуть на него из окна или прогуляться по нему, станет очевидно, что в Природе в принципе нет симметрии, одинаковости, идеальности. Стоит лишь взглянуть на то, как выглядят, к примеру, деревья, поле или река.

Да, с точки зрения романтичности и эмоциональности восприятия, мы можем оценить то, что увидим, как… идеальную картинку, но в том-то и дело, что картинка идеальна, а если подойти ближе, окажется, что эта идеальная картинка сплошь состоит из ассиметричных форм. Потому что Природа основана на спонтанности, на адаптации через исследование и в конечном итоге — на асимметрии. Именно это и позволяет Природе быть бесконечно разнообразной.

А когда человек вместо опоры на исследовательский потенциал асимметрии стремится к идеалу, к застывшей симметрии, когда строго так как «должно быть», тогда возникает скованность, возникает страдание. Почему? Потому что никакой симметрии и идеальности не то что бы не существует как таковых, но они недостижимы и являются скорее идеями, а если и достижимы, то становятся некой «мёртвой формой», из которой уже не сделать шага ни вперёд, ни назад, ни в бок… никуда.

Симметрия, то есть идеал — это точка, финальная точка, после которой уже ничего не предполагается. И если человек обнаруживает себя в этой точке — это означает, что он прекратил движение и замер, значит, он уже ничего больше не сделает. А, как известно… non progredi est regredi (отсутствие прогресса/развития/движения — это деградация). Если же человек всё же начнёт действовать из состояния симметрии (идеальности), то он тут же её утратит.

Жизнь — это процесс (или поток) адаптаций, он не прекращается с первого и до последнего дня. Поэтому здоровье для человека — это путь именно асимметрии, путь исследования и расширения своего пространства (внутреннего и внешнего), тогда как симметрия (идеальность) — означает остановку и снижение адаптивных возможностей, что, учитывая непредсказуемость и безостановочность событий жизни, является фактором риска.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусственный мир. Психологические проблематики нового времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я