Назови его свободой

Сергей Дулов

Эта книга – художественно-публицистическая, где-то больше художественная, где-то – публицистическая. Публицистические темы, в основном, связаны с классической критикой политэкономии, но с ответвлениями в философскую, литературную критику. Автор не рассчитывает, что ему поверят на слово. но будет рад, если проверят и тем самым непременно обогатят свое сознание. В книге использованы фото автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Назови его свободой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Назови его свободой

Конечно, я испугался. Хотя от берега отплыл всего-то метров на 30 — 40, но тут с шипеньем и уханьем вырвался со дна какой-то газ рядом с плечом, метрах в полутора, и я успел увидеть глубокую воронку с маленьким выступившим конусом в центре и фонтанчиком из него. Потом в лоб коротко ударила волна от воронки… Вначале я подумал, что газ вырвался со дна, но вспомнил, что такие явления в Черном море возможны на глубинах около 2000 метров, а какая уж тут глубина, рядом с берегом? Так что я, успокаивая себя, сделал еще несколько гребков, когда пришла мысль, что это выдохнул дельфин… Наверное, большой, может быть, он до сих пор рядом плавает. Сердце заколотилось. Ведь дельфин — это зубатый кит, и хотя легенды ходят про их доброжелательность к людям, но эти байки, понятно, распространяют те, кто недоброжелательности не испробовал. Может, дельфины настолько умны, что свидетельств своего возможного каннибальства, в отличие от тупых акул, не оставляют… А я, похоже, вплыл на территорию, на которой дельфины кормились. Я даже попытался рассмотреть животных под водой, но ничего не увидел, никакого хотя бы силуэта. Почему и поплыл дальше, скрепив, конечно, несколько сердце.

Вернувшись на берег, я пристальнее всмотрелся в море, и в голову стали приходить объяснения картинкам, которые прежде мимолетом обозревались и мыслей не вызывали. Например, многочисленные небольшие выступы на поверхности воды, вокруг которых она вихрилась, набегая, оказалось, двигаются, и именно сами образуют волнения вокруг себя. Не иначе это были оконечности спинных дельфиньих плавников, а не обломков скал, унесенных штормами с берега. Иногда и сами спинки показывались или вытенялись под водой, а дальше в море вырезались из него высокие плавники и мощные горбы спин. Видимо, около берега искала себе пропитание дельфинья молодь, а родители охотились метрах в 150 — 200 от берега. Там и воронки с расходящимся вокруг гребнем воды появлялись, и глухие вздохи-выдохи, испугавшие меня, оттуда доносились.

А вскоре и прямо подтвердилось, что я делю мою частичку моря с дельфинами, когда из-за мыска, который ограничивал бухточку справа, выплыла лодочная кавалькада. Впереди на красной байдарке продвигался плотноватый, лысоватый, хмуроватый мужчина, Начальничек, как почему-то я его окрестил. За ним на желтой байдарке скользила девчушка политически незрелого возраста, с двумя веселыми русыми косичками. Замыкали строй два разнолетних парнишки, сосредоточенно выгребавших на синем каноэ. Начальничек и возгласил: «Смотрите, дельфины!». «Дельфины, дельфины!», — зазвенела девочка. А ребята мужественно промолчали.

Вообще природа мало доставляла хлопот, скорее, забавляла. Например, почему чайка садилась на камень по левую руку от меня, а баклан — на обломки скал по правую? И если чайка иногда и справа устраивалась, коли место бакланом не было занято, то тот никогда слева не объявлялся. Баклан оказался намного осторожнее чайки. Та подпускала к себе метров на 10, а то и ближе, а баклан срывался с места и за 20 метров. Иногда взлетал, иногда нырял, да так, что, казалось, утонул. Я как-то подошел к тому месту, откуда он нырнул, как можно скорее. На дне не увидел никакого следа. И в пределах взгляда не было птицы на поверхности. Лишь солнечные блики качались и смеялись на маленьких волнах. Подумалось, что баклан, нырнув, превращается в камень. А в другом, незнамо каком месте и из другого камня снова оборачивается в птицу. В вольной природе каких только чудес не бывает, и всамделишних, природного происхождения, и придуманных — только труд приложи.

Как-то меня посетил куропаточий выводок. Я пережидал дневной зной в небольшом распадке, по которому весной спускалась талая вода, а сейчас он был сух. По откосам распадочка, по окраинам оставленного водой руслица росли кое — где маслины, под одной из которых я и нашел себе благодатную тень. От чтения меня отвлек шелест, на противоположный бок распадка в нескольких местах уселись куропатки, скорее всего, самцы — куропачи. Вслед за ними сверху откоса пестрыми волнами заскользили вниз цыплята в сопровождении куропатки. Я уткнулся опять было в книжку, но что-то меня потянуло поднять голову. Цыплята, как оказалось, освоили уже и мой бок долинки, и в полуметре от меня пасся хвостиком вверх куропаченок, который вдруг поднял головку и взглянул на меня черным круглым глазом. Так мы и смотрели друг на друга несколько секунд. Потом он опять занялся своими земными делами, а вскоре выше всех сидевший петушок что-то клекотнул и полетел в верх распадка, за ним побежали курица с цыплятами, которые переваливались с лапки на лапку, покручивая гузками. Думаю, что глядеть глаза в глаза — это животная манера. Люди, бывает, заранее прячут глаза при встрече, а животные — никогда. Возможно, выдаю желаемое за действительное, но сдается, что гориллы ещё не умеют отводить глаза, а на следующей ступени близости к человеку шимпанзе уже овладели этой наукой. Из чего, полагаю, следует, что предки человека на самом деле были когда-то животными, в том числе и птицами. И женщины, судя по способности (или пристрастию?) вилять, как говорится, бедрами, сохранили в себе больше птичьего, чем мужчины. Наверное, я так теперь обязательно и буду писать, когда какая-нибудь кокетка начнет вертеть гузкой, — по-цыплячьи, по-утиному, по-гусиному или как-то еще, в зависимости от художественной задачи.

Вообще соплеменники расстраивали. В первую очередь, мальчишки, мелкотня. Я их уничтожители прозвал, потому что они, копаясь в прибрежных камнях, отлавливали все живое. И крабиков, размером с копейку, и мизинечных мальков. Ну и матерились детишки беззаветно.

Подальше от берега, там же, где кормились дельфины, добывали морепродукты промышленники постарше, с масками, порой в гидрокостюмах и с гарпунами, садками. Набивали их, в основном, рапанами продажной величины. Мне так казалось, что дельфины намеренно не соперничали с промышленниками. Дельфинье стадо как будто нарочно не приплывало на кормежку, если могло столкнуться с ними. То есть уже с утра, когда я приходил к морю, дельфинов не было, а потом, попозже обязательно появлялись охотники.

Еще встречались девицы с фотоаппаратами или смартфонами. Неподалёку располагалась каменная гряда, с выступавшими толстенными отломками некогда береговых пластов. Перебираться через эту чертоломицу было непросто, хотя издали гряда выглядела как спинной плавник ерша. Большое видится на расстоянии, но плоским. Вот на этих «колючках» — отломках девушки любили фотографироваться. На них всегда был хоть слабый ветерок, который распущенные волосы развевал. Девушки становились в позу греческой буквы «лямбда» (это которая раздернутый вход в палатку напоминает), волосы распушивали, подбрасывали, а подружки их снимали. Наверное, потом в различных «книгах морд» получали лайки. Реклама — двигатель…

Сам же я по традиции читал. Сначала книжку про Василия Аксенова — напал как-то на «бестселлер» Александра Кабакова и Евгения Попова «Аксенов». А где Аксенов, там и шестидесятники, и диссиденты, и общественное звучание — причем якобы лидерское… О том времени все еще говорят, видимо, есть зудящее подозрение, что сказано и не все, и не так. Потому решил почитать и сами произведения одного из головных «шестидесятников». Что публиковалось в Союзе, я читал, и мнение, которое об Аксенове сложилось, не совпадало с кабаково-поповским. Так что решил познакомиться и с эмигрантским творчеством его. Обновленное впечатление опять-таки противоречило «Аксенову», но и собственному прежнему мнению. Впрочем, тема выявилась запретной вообще, поскольку для меня открылось аксеновское матерщинничество. А мат, убежден, выносит текст из литературы, из беллетристики. И предмет интереса, а также желательного высказывания вроде бы исчез (на аксеновском, во всяком случае, примере и образце). Но тут случилась экранизация аксеновской «Таинственной страсти». Телеверсия оказалась стыдливей, и формально табу можно было снять…

Самое претенциозное, что говорится об Аксенове и его товарищах, якобы они народники, то есть народ эту компанию любит, ценит, признает выразителем своих чаяний и дум.

И Аксенов со товарищи за народ болеют, чувствуют себя его частью, хотя в то же время немножечко «вождят». Насчет второго проще всего, наверное, составить мнение. Стоит только вспомнить сцену из «Страсти», когда вся соль компании, отдыхающей в Крыму, идет за пивом, узнает, что в Чехословакию введены войска стран Варшавского Договора, и сообщество охватывает отчаяние и ужас, мол, наметившийся к дальнейшему раскочегариванию демократический пар вышел на свисток. А серая народная масса тупо и бесчувственно стоит в пивной очереди. Представляется, что между народом и помянутой, представляющей саму себя элитной компанией обнаружилось, мягко говоря, противоречие.

На самом деле снова проявился разлад между элитой и народом. Наперекор заблуждению, отождествлению элитой себя с народом, такому давнему, вековому, что кажется естественным и вечным. Мол, если плохо набольшим, то и народ страдает. А если хорошо, то благоденствие всеобщее. Враньё это выдает себя и разрешается в критических обстоятельствах, в том числе эмиграцией. И вот тогда обнаруживается, что элита расстается с народом легко и бесстыдно, но и народ по эмиграции не плачет, не зовет и не жалеет ее. Так что с одной стороны — чванство, презрение и страх, с другой — недоверие, подозрительность и зависть (есть основания думать, что похожие соображения мучили и Аксенова, поскольку «таинственная страсть» — это страсть к предательству, под чары которой в разных личных и социальных обстоятельствах попадает едва ли не каждый персонаж одноименного фильма, включая главного героя). Да и в «Аксенове» авторы в конце концов признаются, что круг почитателей писателя, его социальное влияние на самом деле не очень широки.

Поскольку верхи (по самоощущениям) взяли-таки себе роль интеллектуальных, интеллигентских предводителей, то можно без стеснения назвать помянутые отношения — как между умственным и физическим трудом, и даже отчасти — противоречиями классовой борьбы. Сглаживаются они вместе с уничтожением труда, хотя по Аксенову — никогда…

За Аксеновым и шестидесятниками валит также слава людей протеста, вплоть до того, что в биографическом кабаково-поповском сочинении протестной объявляется даже одежда Аксенова. Сам писатель об особых значениях своих джинсов и пиджака ничего не говорил. Но протест Василий Павлович и его команда выказывали, безусловно. Аксенов даже назвал свои резоны: большевики-коммунисты в свое время убили царя, незаконно захватили власть, за что им во веки веков нет прощения, и являются держимордами. Что не помешало русскому писателю укрыться в государстве, которое также утвердилось совершенно нелигитимно, в котором четырех президентов убили, троих ранили, в двоих точно стреляли, в котором «охота на ведьм», инакомыслящих была даже не государственной, а национальной политикой и увлечением. Аксеновский протест был явлением большей частью личным, а не общественным, обидой и местью за лишенческое, частью барачное, полутемное, полное страхов детство и отрочество. Не случайно всем друзьям из «Таинственной страсти» автор приписывает репрессированных родителей, чего у некоторых прототипов не было вовсе. Шестидесятники сказали «а» — и ничего широко-социального не встало им навстречу, в поддержку и в продолжение, что они с горечью и обнаружили. А пример отважного обличения держиморд… Безумству храбрых мы славу поем, затаив на дне души утешительное сознание, что сумасшествие не заразно. И смельчаки за собой никого не утянут, не удудят, как крыс в сказке…

Однако в качестве положительного идеала Аксенова, как мне показалось, приходится назвать, как ни странно, все того же держиморду, но просвещенного. Просвещенный монарх — понятие, мечта историческая. И у Аксенова проявления этого вселенского счастьеустроительного, дарующего Чистый Воздух персонажа также историчны — от Екатерины Второй в прошлом до Стаса Горелика в настоящем и будущем. Однако и темную, злую, тоталитарную силу Аксенову также пришлось признать исторической, присущей не только большевикам — коммунистам.

И коммунизм для Аксенова выступает не в своей идейной и практической конкретике, а как очередное проявление всевременного и всеобщего зла, Молохом, которому в современности, на другой части земли противостоит другой, не менее жестокий и бесчеловечный Молох. Поэтому и о своем будущем в той заокеанской стране Аксенов иллюзий не испытывал. Заштатный профессоришка, только в этом качестве общественно и нужный… Здесь Василий Павлович угодил почти в десятку.

Творческий метод Аксенова — фантазия Он мечтал о том, чтобы, вместо Древа Фактов расцвело Древо Фантазии. Вот и нафантазировал себе врага, испугавшего и обидевшего с младых ногтей, да и назвал его большевизмом и коммунизмом.

А дай-ка тут фантазну и я.

Допустим, некто Ваксон, упорный правдолюбец, понял, что не только правды не сказал, но и не знает, где она и в чем. Он увидел, что не дал даже ничего нового, а когда открыл тайну страсти, свою и своих друзей и близких — к предательству, из-за которой он сам себя вряд ли может назвать честным человеком, то умер. И приложился-таки к народу своему.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Назови его свободой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я