Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики

Сергей Гуриев, 2012

В своей книге известный российский экономист Сергей Гуриев развенчивает наиболее распространенные экономические заблуждения и стереотипы, преобладающие в современном общественном сознании. Откуда берутся эти «мифы»? Они «кочуют» со страниц газет и журналов на экраны телевизоров, переходят из уст в уста «экспертов», журналистов, политиков, которые дают неправильные экономические оценки (в силу недостатка знаний или потому что загнаны в тесные рамки теле- и радиоформатов) и своими высказываниями формируют у людей искаженное представление об экономических закономерностях. Автор разбирает главные мифы, которые касаются макроэкономики, природы и последствий кризисов, вмешательства государства в рыночную экономику, бюджетной и социальной политики, коррупции, конкуренции, миграции. И на их примере доступно объясняет, как же на самом деле работают экономические механизмы и что же является правдой, а что вымысел в расхожих мифах об экономике. Для кого эта книга Для всех, кто интересуется современной экономикой. А также для тех, кто не уверен, что его представления о ней не были сформированы под влиянием подобных мифов. От автора Социальная психология подтверждает: люди часто принимают решения, опираясь на стереотипы, сформировавшиеся из повседневного опыта и информации, которая была получена из разных, необязательно надежных, источников. В том числе – из устаревших учебников… Такие стереотипы – назовем их экономическими мифами – бытуют не только в России. Но именно у нас они особенно многочисленны и влиятельны. К сожалению, мифы экономики распространены даже среди высших руководителей государства, лидеров бизнеса и, как это ни стран но, экспертного сообщества. Экономическая наука не ограничивается теориями столетней давности, изложенными в учебниках для первого курса университета, и пятидесятилетней – для третьего курса. Для нас важны как раз новейшие достижения экономической теории, появившиеся благодаря исследованиям ситуаций, связанных с несовершенством рынков, коррумпированностью и неэффективностью властей. К сожалению, эти исследования как раз мало известны в России. Они или не переведены на русский язык, или излагаются только в учебниках магистерского и аспирантского уровня, недоступных широкому кругу читателей. К тому же соответствующей терминологией владеют лишь некоторые российские экономисты, а учебные заведения, где преподаются подобные курсы, можно пересчитать по пальцам. Тем не менее наметились и положительные тенденции: выпускники таких учебных заведений играют все более важную роль в обществе, а в Россию начинают возвращаться выпускники лучших американских и европейских докторантур. Поэтому борьба с мифами – дело совсем не безнадежное.

Оглавление

Из серии: Популярная экономика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Величайший враг правды зачастую не ложь — преднамеренная, запутанная и бесчестная, — а миф — настойчивый, убедительный и нереалистичный[2].

Джон Кеннеди

История этой книги началась в январе 2003 г. в Давосе. Заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Марк Уайтхауз предложил мне написать серию статей в стиле Schools’ Briefs, подобную той, что печаталась в еженедельнике The Economist в 1990-е. Раньше я уже публиковался и в журнале «Эксперт», и в «Ведомостях», но именно с этого предложения Марка начался мой опыт сотрудничества с газетой на регулярной основе. Придумать название и формат для цикла статей мне помог Андрей Николаевич Илларионов, предложив сосредоточиться на развенчании распространенных мифов об экономике. С тех пор я написал тридцать статей для «Ведомостей» (с перерывом на 2003–2004 учебный год, когда я преподавал в Принстонском университете). Они и легли в основу этой книги вместе со статьями, опубликованными в «Эксперте», The Moscow Times, New York Times, «Русском фокусе» и «Огоньке».

Цель «Мифов» — показать читателю на конкретных примерах, что передовые достижения экономической науки имеют прямое отношение к происходящему сейчас в России. Это позволит ему справляться с потоком экономических мифов и предубеждений, которые обрушиваются на него.

Это, безусловно, не первая попытка ученого-экономиста донести до читателя последние достижения науки. Только за последние несколько лет на русском языке вышли «Голая экономика» Чарльза Уилэна[3], «Секс, наркотики и экономика» Дианы Койл[4], «Великая ложь»[5] Пола Кругмана, «Фрикономика»[6] Стефана Дабнера и Стивена Левитта. Зачем же нужна еще одна книга? Мне, конечно, трудно тягаться с Кругманом и Левиттом — нобелевским лауреатом и обладателем медали Кларка (и, следовательно, претендентом на Нобелевскую премию) соответственно. Но у меня есть важное преимущество: я стараюсь рассматривать российские проблемы, которые не знакомы американцам, и, естественно, я лучше представляю себе доминирующие в сознании россиян экономические мифы.

Я благодарен моим редакторам в «Ведомостях» и «Эксперте» — Марку Уайтхаузу, Максиму Трудолюбову и Александру Ивантеру, — которые помогли мне написать эти серии статей.

Большинство идей для них родилось в беседах с Андреем Илларионовым, Владимиром Преображенским, Кристофом Рюлем и коллегами из Российской экономической школы (РЭШ) и Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Несколько статей написаны по мотивам совместных научных работ с моими соавторами Юрием Андриенко, Судипто Бхаттачария, Марией Горбань, Барри Икесом, Ольгой Лазаревой, Расселлом Питтманом, Андреем Рачинским, Константином Сониным, Гидо Фрибелем, Сергеем Цухло, Елизаветой Шевяховой и Ксенией Юдаевой.

Эта книга стала возможной благодаря замечательной работе коллектива издательства, особенно Алексея Ильина, Ольги Осадчей, Полины Суворовой и Сергея Турко.

И, конечно же, главный вклад в эту книгу внесли мои родители и моя семья — Катя, Саша и Андрюша, — они не только терпеливо относились к моей работе, но и каждый раз напоминали мне о смысле жизни, вселенной и всего остального.

Сергей Гуриев, Москва, 2006 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

President John F. Kennedy. Commencement Address At Yale University, New Haven, Connecticut, June 11, 1962 // Public Papers Of The Presidents Of The United States: John F. Kennedy, 1962. P. 234.

3

Уилэн Ч. Голая экономика. Разоблачение унылой науки. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 368 с.

4

Койл Д. Секс, наркотики и экономика: Нетрадиционное введение в экономику. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 384 с.

5

Кругман П. Великая ложь: Сбиваясь с пути на рубеже нового века. — М.: АСТ, 2004. — 474 с.

6

Левитт С., Дабнер С. Фрикономика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 272 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я