В чем причины и почему в тот момент, когда укрепление веры в Создателя и исповедание базовых религиозных ценностей становятся основой мировоззрения людей, переживших околосмертный опыт, они (эти люди) в своем большинстве отказываются от ранее исповедуемых религиозных доктрин. Так кто они, исследователи околосмертных состояний и Церковь – соратники или соперники в вопросе развития нашего сознания и трансформации мировоззрения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ о смысле жизни, о Боге, о любви, о религии, о духовности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 1
ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
(в описаниях респондентов сайта NDERF)
ОТ АВТОРА
Исследования околосмертных состояний, испытавшие колоссальный взлет интереса общества в конце пошлого века, вошли в зону стагнации.
Проспективные методы опроса пациентов переживших клиническую смерть и сердечную реанимацию, натолкнулись на отсутствие методического и инструментального обеспечения для контроля и анализа их (пациентов) состояния в «серой зоне» существования нашего сознания.
С другой стороны, ретроспективные методы исследований, основанные на анкетировании респондентов, переживших (как они утверждают) околосмертное состояние, ощущают острую необходимость в более совершенных способах «фильтрации» представленных описаний, что позволит более обосновано классифицировать их (описания) как документы людей, действительно испытавших проявление феномена ОСП.
Тем более что, обладая техническими и сетевыми ресурсами современных средств коммуникации, сегодня ретроспективные опросы позволяют значительно расширить эмпирическую базу наблюдений околосмертных состояний, одновременно предоставляя исследователям новые возможности обобщения и статистического анализа этих знаний.
Фундамент развития этого направления (интернет анкетирования) исследований околосмертных состояний был заложен в конце прошлого века доктором Джеффри Лонгом, создателем вэб-сайта NDERF.
Первая часть настоящей книги содержит анализ результатов многолетних исследований доктора Джеффри Лонга, представленных в его известных книгах «Evidence of the Afterlife: The Science of Near-Death Experiencesby (Свидетельство загробной жизни: наука о предсмертном опыте)» и «God and the Afterlife: The Groundbreaking New Evidence for God and Near-Death Experience (Бог и загробная жизнь: новаторские свидетельства о Боге и предсмертном опыте)».
Во второй части книги автор ищет ответ на вопрос почему все эти годы Церковь отмалчивается от обсуждения и интерпретации посмертных переживаний.
В чем причины и почему в тот момент, когда укрепление веры в Создателя и исповедание базовых религиозных ценностей становятся основой мировоззрения людей, переживших околосмертный опыт, они (эти люди) в своем большинстве отказываются от ранее исповедуемых религиозных доктрин.
В свою очередь сами религии не спешат проявлять свою реакцию на околосмертный опыт, сформированный исследователями за несколько десятилетий изучения этого феномена.
Так кто они, исследователи околосмертных состояний и Церковь — соратники или соперники в вопросе развития нашего сознания и трансформации мировоззрения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вся совокупность знаний содержащихся в сформированной за почти пять десятилетий базы знаний околосмертных опытов (ОСО) содержит две несоизмеримые по объему составляющие:
— данные (описания) околосмертных переживаний (ОСП), полученные путем ретроспективного анкетирования;
— данные посмертных переживаний (ПСП), как результат проспективных опросов пациентов, переживших клиническую смерть.
Вряд ли у кого-либо возникнут малейшие сомнения в достоверности информации, представленной в посмертных переживаниях тех, кто в силу сложившихся обстоятельств стоял за чертой мирской жизни на «границе» той новой, загробной.
Именно ПСП предоставляют нам самые убедительные аргументы, обосновывающие возможность существования разума (сущности, души) независимо от тела и продолжения жизни после смерти.
И убедительность этих аргументов возрастает по мере увеличения объема эмпирического опыта посмертных переживаний.
Тем не менее дальнейшее механическое накопление опыта ПСП вряд ли можно признать эффективным направлением этих исследований.
К сожалению, приходится констатировать, что без углубленного исследования процессов, протекающих в коре головного мозга пациентов, находящихся в состоянии клинической (и, что важнее — биологической), но еще не переступивших черту окончательной смерти, надеяться на качественный прорыв в этой области не приходится.
Итогом объемных комплексных исследований AWARE в области реаниматологии, проведенных под руководством доктора Сэма Парниа стали результаты, свидетельствующие о том, что временной интервал между моментом клинической смерти, следующим за ней моментом регистрации затухания энцефалограмм головного мозга (его смерти?) и наступлением окончательной смерти может достигать нескольких часов, в течение которых пациенты испытывали посмертные переживания.
Что происходит с сознанием в этой «серой» зоне — главный вопрос на который будут пытаться найти ответ ученые в ближайшие годы.
Очевидно, что для исследований подобного рода потребуется не только желание ученых, но и новое специализированное медицинское оборудование, соответствующие методики и нормативные документы и, вне всякого сомнения, существенное финансирование.
А пока, как результат сложившейся ситуации, в области накопления данных ПСП наблюдается определенная стагнация.
Фактически единственным в данных условиях перспективным направлением, становится ретроспективный метод интернет-анкетирования, позволяющий получить принципиально новые данные об околосмерных переживаний, за счет расширения географических и территориальных границ, что даст возможность включить в сферу анализа результаты, предоставляемые пациентами более широкого круга религиозных верований.
С этой точки зрения востребованными оказываются новые данные, полученные как результат ретроспективных интернет-опросов, основным источником которых в настоящее время является вэб-сайт NDERF (Near Death Experience Research Foundation — Фонд Исследований ОколоСмертных Переживаний) доктора Джеффри Лонга [1].
Тем более, что несмотря на определенные сомнения, возникающие при рассмотрении результатов ретроспективных опросов, следует отметить как минимум два важных обстоятельства присущих колоссальной по объему, при этом профессионально и качественно выполненной работе под руководством доктора Джеффри Лонга:
1. Уже сегодня, благодаря простоте и доступности методики сбора информации об околосмертных переживаниях, реализованной доктором Джеффри Лонгом, у всех, кто интересуется данной проблематикой появилась возможность свободного доступа к колоссальному объему этих описаний, представленных жителями практически всех уголков нашей планеты.
Это дает возможность исследовать особенности феномена ОСО в разрезе всего этнического и религиозного многообразия населения Земли.
2. Несмотря на то, что ретроспективные методы сбора информации об околосмертных состояниях, как правило, не содержат информацию о документальном подтверждении факта наступления клинической (тем более — биологической) смерти, описания этих переживаний, представляемых интервьюируемыми, в подавляющем большинстве совпадают с посмертными переживаниями, зарегистрированными как результат проспективных опросов пациентов, переживших клиническую смерть.
Что не только повышает уровень доверия к этим данным, но и позволяет в дальнейшем рассматривать их как еще одно доказательство основных выводов, сформулированных на основе обобщения всего объема эмпирического околосмертного опыта.
О достоинствах и недостатках ретроспективных опросов уже много говорилось и писалось.
Но, пожалуй, вряд ли кто-то кроме самого доктора Джеффри Лонга сможет охарактеризовать эту работу, по результатам которой он опубликовал две книги — «Свидетельство загробной жизни: наука о предсмертном опыте» (2010) [2], и «Бог и загробная жизнь» (2016) [3].
В 2018-м году из печати вышла русскоязычная версия работы Джеффри Лонга [4], являющаяся переводом его первой книги [2].
Безусловно некоторые утверждения автора указанных книг представляются не просто спорными, а скорее популистскими. И могут быть оправданы лишь его авторским правом как создателя сайта NDERF предложить свое толкование того колоссального массива информации, собранного на основе нескольких тысяч документальных свидетельств людей, испытавших околосмертный опыт и переживших (как считали некоторые из них) клиническую смерть.
Это очень важная ремарка поскольку, когда речь идет о сравнении околосмертных и посмертных переживаний, то надо отдавать себе отчет в том, что переживания, испытанные до клинической смерти и мистические переживания, полученные за ее чертой, дополняют и часто подтверждают друг друга.
Никто не в состоянии поставить под сомнение объем работ по созданию и обеспечению многолетнего функционирования сайта NDERF, его авторитет и колоссальную значимость в познании феномена околосмертного опыта.
Тем выше должна быть ответственность его руководителя за все сказанное им при представлении полученных результатов.
Ведь к его мнению и словам прислушиваются, не побоюсь утверждать, миллионы жителей планеты интересующихся исследованиями в этой области.
Не имеет права исследователь превращаться в ученого миссионера, теряя при этом основное качество ученого — способность оставаться скептиком. И тем более манипулировать вероятностными характеристиками событий, которые по своему определению не являются доказательством их (событий) наступления.
Мне трудно представить, что могло заставить доктора Джеффри Лонга утверждать и пытаться количественно обосновать тот факт, что околосмертные переживания являются доказательством существования Бога и жизни после смерти.
Вряд ли сенсационные заголовки его работ стали следствием стремления к популярности, которой у доктора Джеффри Лонга и так в избытке.
Ответ на этот вопрос знает только сам Джеффри Лонг.
Ведь даже в результате обобщения опыта проспективных опросов пациентов, действительно перешагнувших черту клинической смерти, стоявших «на границе» иной жизни и испытавших посмертные переживания, все исследователи NDE, ставшие глубоко верующими в Создателя людьми, придерживаются утверждения о том, что этот опыт не доказывает существование Бога, а лишь научно обосновывает и количественно подтверждает вероятность Его существования.
Тем не менее нельзя не признать и тот факт, что сегодня, когда дальнейшее продвижение проспективных методов исследования NDE объективно вызывает серьезные трудности методического, инструментального и финансового характера, доступность анкетирования и возможность охвата практически неограниченного количества респондентов, ретроспективный подход к получению новых данных околосмертного опыта становится крайне привлекательным.
Именно это обстоятельство заставляет нас более внимательно рассмотреть результаты двадцатилетней подвижнической деятельности доктора Джеффри Лонга в области исследования околосмертного опыта.
Предметом такого анализа становится поиск ответов на два вопроса:
1. Какую новую информацию о состоянии «переживателей» околосмертного опыта мы можем получить, воспользовавшись работами доктора Джеффри Лонга;
2. Какие новые возможности для дальнейших исследований открывают (предоставляют) эти результаты.
Ответы на эти вопросы постараемся получить, воспользовавшись следующими источниками информации:
— актуальной информацией, размещенной на сайте NDERF доктора Джеффри Лонга [1];
— статьей Джеффри Лонга Смертельный опыт. Доказательства их реальности», Миссури медицина, том.111, 5 (2014): 372—80, подводящей основной итог его работы [5];
— книгой Джеффри Лонга [3];
— последним (русскоязычным) изданием [4] его книги [2], вышедшем из печати в 2018-м году;
— актуальным (21.09.2018г.) интервью доктора Джеффри Лонга [6].
ГЛАВА 1.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОКОЛОСМЕРТНЫХ СОСТОЯНИЙ
ВЭБ-САЙТА NDERF
Богатство, которое я нажил в своей жизни,
я не могу взять с собой.
Все, что я унесу с собой, — это лишь воспоминания,
связанные с любовью.
Вот настоящее богатство, которое должно
следовать за вами, сопровождать вас,
давать вам силы идти дальше.
Стив Джобс
Веб-сайт для NDERF (Фонд Исследования ОколоСмертных Переживаний — ФИОСП) [1], был запущен во Всемирную паутину 30 августа 1998 года.
«Только за первые десять лет более 1300 человек, имевших внетелесный опыт, потратили много своего времени на то, чтобы ответить на более ста (на тот период) вопросов подробной анкеты NDERF (ФИОСП).
Это люди разных рас, вероисповеданий и национальностей, фактически из всех уголков мира».
Популярность сайта NDERF колоссальна.
Сегодня NDERF — самый большой сайт в мире, содержащий более 4000 ОСП — историй на 23 языках.
По утверждению доктора Джеффри Лонга — «на сайте NDERF ежемесячно более 40.000 уникальными посетителями из 110 стран мира читается не менее 300 000 страниц описаний».
Методология (фрагменты которой будут приведены в данном разделе) ретроспективного интернет исследования ОСО проводимого вэб-сайтом NDERF в течение последних двадцати наиболее полно представлена на странице этого портала https://www.nderf.org/afterlife/.
Собственно говоря, сам доктор Джеффри Лонг методическую основу исследований, реализованных в своем сайте NDERF, сформулировал следующими словами:
«Исследование NDERF основано на изучении наибольшего числа когда-либо зарегистрированных NDE с использованием относительно строгого определения NDE и шкалы NDE».
Уже в этом утверждении определены два признака, вызывающих объективные сомнения в достоверности результатов любых ретроспективных опросов, ориентированных на изучение околосмертного опыта.
О них речь пойдет позднее, а пока отметим основные преимущества работы Джеффри Лонга, сформулированные им самим в [4]:
«Существенно, что многие исследования непосредственно сравнивали надежность интернет-опросов с достоверностью более традиционных (ретроспективных) опросов „методом карандаша и бумаги“ путем сравнения групп людей, прошедших анкетирование обоими методами».
Ключевым в этом утверждении является слово интернет-опрос, воплощенный под руководством Джеффри Лонга на сайте NDERF, являющемся, на сегодня, лучшей реализацией этого подхода.
Сегодня веб-сайт NDERF содержит анкету с более чем 150 вопросами. Ответы участников, заполнивших анкету, сохраняются в архиве NDERF.
Данные опроса помещаются в базу данных, а затем объединяются в текстовый документ. Документы опроса, представленные на веб-сайте, содержат вопросы анкеты и соответствующие ответы.
К веб-сайту NDERF можно получить доступ по всему миру в любой стране мира.
Анкета веб-сайта NDERF была переведена волонтерами на более чем 20 (по последним данным на 23 языка) различных неанглийских языков.
Это позволяет анкетированию быть доступным на знакомом языке подавляющему большинству людей во всем мире.
Как результат, поскольку опрос NDERF требует всего лишь наличия компьютера, доступа в интернет и возможности найти веб-сайт NDERF, эта методология позволяет анкете веб-сайта NDERF охватить всех тех, ретроспективный опрос которых нелегко осуществить с помощью других подходов.
Данные из всех NDE, представленных в опросе NDERF, помещаются в базу данных и электронную таблицу.
Алгоритмы электронных таблиц были разработаны таким образом, чтобы позволить автоматический и быстрый расчет различных описательных статистических характеристик при добавлении новых данных.
Это особенно полезно, поскольку NDERF ежегодно накапливает более 200 новых NDE, причем скорость начисления увеличивается.
На протяжении многих лет стоимость поддержания веб-сайта NDERF варьировалась от многих сотен до нескольких тысяч долларов в год.
Джеффри Лонг отмечает, что несмотря на эти существенные финансовый и временной факторы, у сайта NDERF никогда не возникало требований и запросов на дополнительные средства, касающихся продажи информации.
Веб-сайт NDERF посвящен точной и всеобъемлющей презентации NDE.
Все события, опубликованные на NDERF, были добровольно переданы NDErs.
Еще одним важным направлением деятельности веб-сайта NDERF было предоставление услуг другим.
Чрезвычайно мало учетных записей NDE, размещенных в NDERF, связаны с любыми коммерческими интересами NDEr, такими как книга или коммерческий веб-сайт NDEr.
Основным преимуществом размещения учетных записей NDE на NDERF является то, что этот процесс существенно снижает возможность того, что размещенные учетные записи NDE являются «подражающими» учетными записями.
Учетная запись «copycat» означает, что вся или часть NDE скопирована или является плагиатом из другого источника.
Если какой-либо опубликованный опыт является «копируемым» аккаунтом, весьма вероятно, что он будет идентифицирован одним или несколькими из огромного числа посетителей веб-сайта NDERF.
Практически все NDE, размещенные на NDERF, публикуются в формате опроса на веб-сайте NDERF.
Но некоторые из опубликованных NDE передаются в виде описательных аккаунтов по электронной почте. Эти учетные, записи, передаваемые по электронной почте, не включали в себя опрос по методике (анкете) вэб-сайта NDERF (ФИОСП).
Безусловно эффективность ретроспективных методов опроса напрямую зависит от качества анкеты.
В этой связи представляется важной оценка ее качества, данная самими участниками исследований [4]:
«Достаточно ли точно и полно передают случившееся с вами заданные вам вопросы и сведения, которые вы сообщили?
Из 613-ти опрошенных, имевших ОСП, 84,5% ответили «да», 8,8% — «не уверен» и только 6,7% — «нет».
Это один из самых эффективных методов проверки достоверности интернет-опроса ФИОСП самими имевшими ОСП.»
Безусловно сама анкета сайта не оставалась неизменной в течение этих лет, пополняясь новыми разделами, уточняющими вопросами и адаптируясь к требованиям времени.
Это обстоятельство нашло свое отражение в [4]:
«В этой книге мы представим результаты опроса ФИОСП.
Если не указано иное, это будут результаты последовательного опроса 613 человек, имевших ОСП, которые заполнили самую последнюю версию анкеты ФИОСП.
Эта версия анкеты включала шкальные вопросы об ОСП.
Все 613 человек, имевших ОСП, результаты опроса которых мы представляем здесь, имели оценку 7 баллов или выше и далее подтвердили, что их переживание — это настоящее ОСП.
Первоначальная версия опроса ФИОСП исследовала ответы на анкету 413 человек, испытавших ОСП.
В прежней анкете ФИОСП шкальные вопросы не использовались».
Мы сознательно выделили жирным шрифтом крайне важный нюанс, связанный со «слабым местом» любых ретроспективных опросов, ориентированных на исследование околосмертных состояний, которое естественно, присуще и данным представленным на вэб-сайте NDERF (ФИОСП).
Суть этого недостатка заключается в процедуре определения состояния респондента, информирующего исследователей о своих околосмертных переживаниях.
А, если правильно поставить вопрос, то испытываем ли мы в полном объеме доверие этой процедуре, предназначенной установить тот факт, что респондент в момент описываемых им переживаний находился в состоянии клинической смерти или за ее пределами.
Зафиксирован и подтвержден ли документально факт отсутствия его мозговой деятельности в этот момент (период).
Сегодня это единственный объективный критерий, «выполнение» которого позволяет обоснованно говорить о том, что пациент информирует нас о своих посмертных (ПСП), а не околосмертных (ОСП) переживаниях.
И, как ни прискорбно констатировать, выполнение этого критерия в ретроспективных опросах вызывает практически непреодолимые трудности.
1.1. ПОСМЕРТНЫЕ ИЛИ ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Безусловно доктор Джеффри Лонг прекрасно осведомлен о тонкостях классификации переживаний, наблюдаемых в околосмертых опытах.
Тем более, что необходимость разделения околосмертных (ОСП) и посмертных (ПСП) переживаний была обоснована еще в далеком 1982-м году доктором Майклом Сабомом в знаменитой книге «Воспоминания о смерти» [7].
В этой книге М. Сабомом впервые околосмертные переживания пациентов, переживших клиническую смерть, были разделены на две категории:
— общее количество околосмертных критических событий, которое определяется как некоторый эпизод нахождения без сознания, связанный с близостью физической смерти (NDLE (ОСП) — околосмертный опыт).
— их более глубокая стадия — посмертные видения, пережитые после прекращения (или почти полного прекращения) деятельности мозга, на которой, по словам одного из пациентов переживших эту стадию «он был допущен к „большому секрету“ жизни и смерти» (NDE (ПСП) — посмертный опыт).
Сегодня околосмертный опыт принято разделять на «ОСО-подобный опыт» (в оригинале — «NDLE — like experience») и «настоящий ОСО» (true NDE).
Первый имеет массу схожих проявлений с настоящим ОСО, включая общую феноменологию, но наблюдается в условиях отсутствия реальной угрозы жизни, например, на фоне общей анестезии.
«Настоящий опыт столкновения со смертью» происходит в критические для человеческой жизни моменты, например, на фоне остановки сердца.
Но не только момент остановки сердца (клинической смерти) является границей проявления посмертных переживаний.
В настоящее время достижения реаниматологии позволяют вернуть к жизни пациентов через интервал времени, значительно превышающий пока еще декларируемый диапазон умирания мозга (20 — 30 сек.).
Т.е. «настоящий ОСО» (true NDE) фактически распадается на два вида «посмертных» переживаний — переживаемых после остановки сердца (ПСП) и умирания мозга (NDE).
К сожалению, абсолютно корректно разделить эти данные практически не удается как в силу ограниченных возможностей контроля процесса реанимации, так и сложности детализации посмертных переживаний, полученных в ходе последующего проспективного опроса.
Поэтому в литературе предметом рассмотрения которой является околосмертный опыт (ОСО) принято для удобства восприятия информации использовать аббревиатуру ОСП (NDLE) для околосмертных и ПСП (включающих true NDE) для всех посмертных переживаний, регистрируемых в ОСО.
Подтверждением сказанного является аналогичное разделение околосмертных переживаний на сайте Международной ассоциацией изучения этого феномена (IANDS), которая является наиболее авторитетным коллегиальным органом, координирующим исследования в данной области [8], в соответствии с которым при обобщении и систематизации полученной информации используется аббревиатура NDLE для опыта близкого к смерти и NDEs для смертельного опыта.
Вряд ли доктор Джеффри Лонг не знаком с данной информацией.
Достаточно привести утверждение самого Джеффри Лонга [4]:
«В опросе ФИОСП (NDERF) мы рассмотрели содержание более 1300 ОСП.
Предшествующие научные исследования ОСП изучили самое большее несколько сотен случаев».
Очевидно, что в данном случае речь идет о результатах, полученных врачами реаниматологами и кардиологами проспективными методами опроса пациентов, переживших клиническую смерть.
Тем не менее основную выборку, составляющую базу последующего анализа в работе Джеффри Лонга составили 613 респондентов, «которые имели оценку 7 баллов или выше, и далее подтвердили, что их переживание — это настоящее ОСП».
Таким образом доктор Джеффри Лонг утверждает, что его исследования были проведены на выборке из 613 респондентов (полученной методом ретроспективного опроса), все из которых имели опыт не околосмертных (ОСП), а именно посмертных (ПСП) переживаний.
В книге Джеффри Лонга [4] можно несколько раз присутствует момент, связанный с проблемой понимания существа смерти.
Но вы не найдете в этой книге четких утверждений, свидетельствующих о том, что у респондентов, представивших свои описания околосмертного опыта, была зарегистрирована клиническая смерть, или тем более смерть головного мозга.
Вместо этого используются рассуждения о безсознательном состоянии, угрожающем жизни респондента событии, риска или близости смерти.
«Прежде чем продолжить, я должен дать подробное объяснение, что такое околосмертное переживание.
Околосмертные переживания (ОСП) — это события, происходящие во время смерти человека или даже с человеком, уже пережившим клиническую смерть.
Таких людей называют имевшими околосмертные переживания.
С тех пор как околосмертные переживания были впервые изучены медицинскими методами и описаны доктором Рэймондом Муди в его новаторской книге «Жизнь после жизни» в 1975 году, врачи и другие исследователи всесторонне изучили этот феномен.
Для околосмертного переживания нет общепринятого определения.
В исследованиях ФИОСП применили прямой метод, определив оба компонента околосмертного переживания: околосмертное и переживание.
Я считаю, что человек при смерти, когда его физическое существование находится в опасности и он может умереть, если его состояние не улучшится.
Среди анкетированных, имевших околосмертные переживания, большинство были без сознания и, по всей видимости, часто клинически мертвы — у них отсутствовали пульс и дыхание».
Описываемое «переживание» они испытывали тогда, когда были близки к смерти.
К тому же это переживание должно было оставаться четким, чтобы исключить из описания отрывочные и неорганизованные воспоминания».
«Термин околосмертное переживание был введен доктором Рэймондом Муди в его бестселлере «Жизнь после жизни», повествующем о первом широко известном исследовании ОСП.
Доктор Р. Муди впервые ввел термин околосмертное переживание в 1977 году для обозначения «любых сознательных перцепционных переживаний, которые имели место во время события, при котором человек легко мог умереть или быть убитым (и даже мог быть настолько близок к смерти, что его могли счесть и объявить клинически умершим), но, несмотря на это, выжил и продолжает физическое существование.
Более чем десятилетие спустя Р. Муди повторно определил околосмертное переживание как «глубокодуховное явление, с которым неожиданно сталкиваются некоторые люди в момент смерти».
Даже аргументы (кроме ссылок на предложение, высказанное Р. Муди в 1977-м году ввести аббревиатуру ОСП для околосмертных исследований) призванные, казалось бы, убедить читателя и всех нас в обоснованности формирования перечня респондентов, представленных в исследованиях как переживших NDE, вызывают скорее сомнение, чем доверие:
«Исследование ФИОСП (NDERF) включает только тех людей, кто сообщал об угрожающем их жизни событии, случившемся во время ОСП.
Определение ФИОСП для такого события очень строго и включает только те события, при которых люди подвергаются риску и неизбежно умрут, если их физическое состояние не улучшится.
Вообще говоря, люди рассказывают, что подвергались опасности, были без сознания и часто клинически мертвы. Тот, кто не подходил по это определение не включался в наше исследование».
Но самое большое недоумение вызывает следующий фрагмент книги:
«Многие ОСП связаны с остановкой сердца, что означает прекращение сердцебиения.
Среди тех, чье сердце остановилось, примерно 10—20 процентов имеют околосмертный опыт.
Вынужден сделать ремарку.
В этом месте Джеффри Лонг делает ссылку на работы М. Сабома, Пима ван Ломмеля, Сэма Парниа… и других знаковых исследователей околосмертного опыта.
Именно их методы исследования (основанные на проспективных опросах) определяют величину всего порядка 10—20% пациентов, переживших клиническую смерть и рассказавших о своих посмертных (ПСП), но никак не об околосмертных (ОСП), как утверждает Джеффри Лонг, переживаниях).
В момент угрожающего жизни события нельзя предсказать, у кого будет околосмертный опыт, а у кого нет».
Подобная неоднозначность и расплывчатость в определении момента наступления клинической смерти необходимого для четкого разделения околосмертных (ОСП) и посмертных (ПСП) переживаний, проявляется и в объемном интервью сделанным относительно недавно (21.09.2018г.) доктором Джеффри Лонгом и опубликованном в [5]:
«Например когда вы находитесь под общим наркозом, не должно быть ясного организованного воспоминания о том времени. На самом деле, под наркозом вы, как правило, настолько погружены в общую анестезию, что им часто приходится дышать для вас. Ваш мозг буквально отключился до уровня ствола мозга.
В это время у некоторых людей возникает остановка сердца. Сердце останавливается, и, конечно, это очень хорошо задокументировано.
Они очень внимательно следят за людьми, у которых общая анестезия.
Таким образом, у меня есть десятки и десятки околосмертных переживаний, которые произошли под общим наркозом. В это время вдвойне невозможно иметь сознательное воспоминание.
Еще, в настоящее время у них есть переживания, близкие к смерти, и они типичные переживания, близкие к смерти. Они имеют те же элементы и, по-видимому, имеют их в том же порядке, что и предсмертные переживания, происходящие при всех их обстоятельствах.
На самом деле, один из важнейших вопросов опроса, который я задал, состоял в том, каков был их уровень сознания и бдительности во время опыта. Даже под общими анестетиками, под действием этих сильных химикатов, он может вызывать седативный эффект… если они находились в предсмертном состоянии под общим наркозом, их уровень сознания и бдительности был идентичен околосмертному опыту, возникающему при всех других обстоятельствах».
Тем не менее, вряд ли можно предъявить какие-либо претензии к исследователям околосмертного опыта использующим методы ретроспективных опросов и анкетирования.
Они делают большое и полезное дело.
Какой же выход был найден и сегодня используется всеми, кто, используя ретроспективный подход, проводит социологические исследования, опросы и анкетирование с целью получения информации об околосмертных переживаниях.
Выход был найден доктором Брюсом Грейсоном, предложившим для дифференциальной оценки состояния людей действительно переживших (или как они считают переживших) околосмертный опыт, соответствующую шкалу оценки глубины этих переживаний [9].
Именно глубина околосмертных переживаний, оцененная по результатам ответов на соответствующие вопросы предлагаемой шкалы оценки, позволяет, с точки зрения ее авторов, получить объективную (не следует путать с достоверной) оценку состояния респондента. Тем самым дать ответ на вопрос о пересечении респондентом границы клинической смерти.
И, хотя такое решение было предложено Брюсом Грейсоном еще в 1983-м году, оно остается актуальным и до настоящего времени.
И, все же, «ретушировать» основное, принципиальное ограничение ретроспективного подхода, не учитывать и не оговаривать данное обстоятельство (если оно было пережито при получении ОСП и зафиксировано документально) используя исключительно шкалу NDE для определения категории респондентов при обобщении и представлении полученных результатов, представляется некорректным.
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕРТИ
Какие бы ожидания мы не связывали с исследованием доктора Джеффри Лонга, систематизировавшего околосмертный опыт респондентов, представивших свои переживания в описаниях, присланных в адрес сайта NDERF, «заноза» сомнения в объективности их обобщения, вызванная неоднозначным пониманием понятия «близости смерти» остается.
И не только у меня.
Позволю процитировать высказывание Кевина Уильямса, приведенное на странице science/research/death.html его замечательного сайта https://www.near-death.com/:
«Термин «почти смерть» является неправильным, потому что данные свидетельствуют о том, что люди на самом деле выходят за пределы смерти во время переживаний, близких к смерти.
С философской точки зрения сказать, что такие переживания «близки к смерти», все равно, что сказать, что женщина «почти беременна».
Либо женщина беременна, либо нет.
С философской точки зрения может показаться, что человек либо мертв, либо нет.
Медицинское определение «смерти» обсуждалось веками в зависимости от культуры, социальных условий и роли медицинской профессии.
Новейшее определение (то есть, «смерть мозга»), возможно, еще не подходит для охвата всех значений смерти.
В научном сообществе нет единого мнения относительно того, когда начинается сознательная жизнь.
Точно так же в научном сообществе нет единого мнения относительно того, когда заканчивается физическая жизнь.
По словам кардиолога доктора М. Сабома, определение точного времени смерти фактически невозможно с медицинской и научной точек зрения.
Раньше считалось, что точка смерти была единственным моментом времени.
Но сейчас считается, что смерть — это процесс, а не единственный момент».
Но значимость понимания момента смерти определяется не только желанием корректного разделения испытанных респондентами сайта NDERF переживаний на околосмертные (ОСП) и посмертные (ПСП).
Так, Кевин Уильямс, предлагая семь вариантов классификации смерти, обоснованно утверждает следующее:
«Какое определение науки в конечном итоге придет к единому мнению, повлияет на то, как к людям обращаются в больницах, как люди получают органы для трансплантации, делают ли женщины аборты и когда врачи проводят исследования стволовых клеток — не говоря уже о последствиях в религиозных, философских и метафизических кругах».
Можно быть абсолютно уверенным в том, что именно с поиском критериев, позволяющих корректно установить взаимосвязь возникновения околосмертных переживаний с моментом смерти связана перспектива развития всей совокупности исследований этого феномена.
А если быть точнее, то центром внимания вокруг которого ведутся сегодняшние и развернутся в ближайшем будущем дискуссии о возможности независимого существования сознания от тела является именно момент умирания мозга.
Так что вопрос о том являются ли околосмертные переживания (ОСП) или посмертные переживания (ПСП) действительно околосмертным опытом (ОСО) был и остается ключевым во всех дискуссиях при обсуждении этого феномена.
Позволю себе привести фрагмент из книги Майкла Шермера [10] недавно вышедшей из печати.
Майкл Шермер относится к числу наиболее авторитетных скептиков феномена околосмертных переживаний — американский историк и популяризатор науки, основатель Общества скептиков, а также главный редактор журнала «Скептик», в значительной мере посвящённого расследованию псевдонаучных и сверхъестественных утверждений.
С апреля 2001 года также ведёт ежемесячную колонку в журнале «Scientific American».
М. Шермер утверждает, что одно время был христианским фундаменталистом, однако ушёл от веры во время учёбы в университете.
И так:
«Критерий смерти.
Любые объяснения околосмертного опыта должны начинаться с признания того факта, что люди, получившие его, в действительности не были мертвы.
Они были только близки к смерти, находились в состоянии, когда мозг может переживать угнетение, страдать от кислородного голодания, выделять нейрохимические вещества, вызывающие видения сродни наркотическим галлюцинациям, или переживать что-либо из десятков неврологических аномалий, патологических состояний и нарушений, зафиксированных неврологами и специалистами по нейронауке.
Уникальность каждого опыта клинической смерти не означает, что некоторые являются реальными путешествиями в рай (или ад), а остальные — всего лишь побочным продуктом галлюцинирующего мозга.
Это означает лишь то, что мозг способен продуцировать самый разный опыт в зависимости от непосредственных условий и жизненного пути конкретного человека — и то и другое по определению уникально, но тем не менее вызвано внутренними состояниями мозга.
В описаниях околосмертного опыта информанты часто подчеркивают, что были «мертвы» или «совершенно мертвы», находились в «клинической смерти», стремясь сместить толкование в сторону чудесного или сверхъестественного.
Реаниматолог из Портленда Марк Крислип, однако, изучил подлинные данные ЭЭГ ряда пациентов, у которых, по словам ученых, «наступила смерть» или «остановилось сердце», и обнаружил, что они вовсе не были мертвы.
«У них наблюдалось замедление, затухание [сердечного ритма] и другие изменения, но только у меньшинства прибор фиксировал прямую линию, причем более 10 секунд. Любопытно, что некоторым пациентам даже слабого кровотока было достаточно для нормальной ЭЭГ».
М. Крислип также проанализировал исследование ОКС Пима ван Ломмеля и его коллег, опубликованное в престижном британском медицинском журнале Lancet, где авторы «определяли клиническую смерть как период бессознательного состояния, вызванного недостаточным кровоснабжением головного мозга вследствие нарушений кровообращения, дыхания и их сочетания».
«Если в этом случае реанимационные мероприятия не начинаются в течение 5—10 минут, мозгу наносится необратимый ущерб, и пациент умирает».
М. Крислип, однако, замечает, что большинство описанных пациентов с остановкой сердечной деятельности получали реанимацию, что по определению обеспечивало поступление насыщенной кислородом крови в их мозг (в этом и состоит смысл искусственного дыхания).
«Согласно определению, данному в Lancet, никто не находился в состоянии клинической смерти», — заключает доктор М. Крислип и добавляет, сам будучи врачом, многократно проводившим реанимацию: «Ни один врач не объявит пациента мертвым в разгар реанимационных мероприятий, тем более не констатирует смерть мозга. Если ваше сердце останавливалось на 2—10 минут и вас должным образом реанимировали, это не значит, что у вас была «клиническая смерть».
Это означает лишь, что ваше сердце не билось и вы могли быть без сознания.
Прямая линия ЭКГ дважды с интервалом не менее 24 часов — еще один критерий.
Иными словами, констатация смерти мозга — длительная и детально проработанная процедура, и никак иначе».
Итак, утверждение, что люди, имевшие околосмертный опыт, умирали и путешествовали в мир иной, опровергается фактом, что они не были по-настоящему мертвы».
Что тут скажешь.
Майкл Шермер безусловно прав в том, что несмотря на колоссальную значимость определения момента смерти, до настоящего времени нет консолидированного научного (не говоря уже о теологическом понимании) мнения в этом вопросе.
Поэтому, прежде чем продолжить дальнейшее изложение материала, считаю крайне важным обратить Ваше внимание на понимании самого определения смерти в современной медицинской практике.
Краткая информация о смерти [11]:
Стадии смерти
I-й этап — Клиническая смерть — начальный этап смерти.
Прекращается дыхательная и сердечная деятельность, головной мозг перестаёт реагировать на раздражители — исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма, однако в клетках, тканях и некоторых органах организма за счёт ранее накопленных запасов различных веществ и энергии ещё происходят обменные процессы.
Клиническая смерть в обычных условиях длится в среднем 6—10 минут в зависимости от физического состояния организма на момент смерти и самих причин смерти; при «необычных» обстоятельствах, например, в условиях гипотермии, может длиться до 30 минут и более.
Современная медицина способна реанимировать организм на данном этапе смерти, однако если реанимирование не удалось или не было проведено, наступает II этап.
II-й этап — Биологическая смерть — середина процесса умирания организма. Представляет собой практически полное прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
Биологическая смерть начинается в интервале между 3 и 14 минутами и заканчивается несколькими часами (вплоть до суток — точное время науке пока неизвестно) после смерти организма в обычных условиях.
Современная медицина не способна реанимировать организм на данном этапе смерти.
После наступает III этап.
III-й этап — Окончательная смерть — завершающий этап смерти.
Существует мнение, что даже после биологической смерти мозг сохраняет информацию и память в себе.
Однако процесс разложения, запускаемый практически с первой секунды после смерти организма, постепенно разрушает нейронные связи и сам мозг, тем самым уничтожая память и информацию, что делает восстановление личности (во всяком случае в прежнем её виде) практически невозможным даже в отдалённом будущем.
По современным оценкам, при нормальных условиях окружающей среды информационная смерть начинается через несколько часов после биологической смерти, когда начинается активное, пока ещё молекулярное разложение мозга и мозгового вещества
Этот фрагмент необходимо дополнить еще одним абзацем действующего Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) [12]:
Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий
1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).
2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.
Становится ясно, что ничего не ясно.
Вопрос о регистрации, или по крайней мере установлении момента возникновения околосмертных и тем более посмертных переживаний становится все более запутанным.
Очевидно лишь одно — после наступления клинической смерти (1-й этап) и некоторого относительно небольшого периода времени (6—10 мин.), наше сознание попадает в некую «серую зону», продолжительность пребывания в которой достигает нескольких часов.
Эта область в которой пересеклись интересы исследователей ОСО, их научных скептиков и практиков современной медицины.
Сходятся они пока лишь в одном.
Смерть, это процесс.
Сказанное выше может явиться неким откровением, пожалуй, лишь для убежденных материалистов (атеистов) и, в какой-то мере медиков, поскольку последние знают, что у покойников некоторое время после установленной окончательной смерти продолжают свой рост волосы и ногти.
Следовательно, какой-то биологический ресурс организма продолжает существовать.
Хотя и для них, вне всякого сомнения, революционными являются результаты работ, выполненных в рамках программы AWARE под руководством доктора Сэма Парниа, доказавшего возможность возвращения к жизни пациентов с помощью CRP спустя несколько часов после установления смерти (по нулевым линиям энцефолограмм) их головного мозга.
Но все сказанное вряд ли удивит верующего человека, для которого утверждение «смерть — это отделение души от тела (или разлучение души с телом)» не является открытием или откровением.
Для него смерть, это процесс, причем процесс обратимый.
Истинно верующий христианин при этом, возможно, вспомнит некоторые из откровений, о которых он знал из Священного Писания, очень удачно аккумулированных и представленных в работе [13]:
«В начале, обратимся к библейским свидетельствам из прошлого.
К примеру, есть свидетельства о таких людях, которые не видели смерти, но были взяты (восхищены) на небо, это: Енох (Быт.5:24) и Илия (4Цар.2:11).
И есть описание случая, когда люди живыми сошли (низвергнуты) в преисподнюю, это: Корей, Дафан, Авирон и их семейства (Чис.16:27—33).
Так же, есть описание случая, когда приближение естественной смерти царя Езекии, отодвинулось на 15 лет (4Цар.20:6).
В Библии описано много свидетельств физического воскрешения уже видевших смерть, т.е. мёртвых.
В Ветхом Завете: Илия воскрешает сына вдовы (3Цар.17:17—24); Елисей воскрешает ребёнка Сонамитянки (4Цар.4:31—37).
Также описан случай воскрешения человека, которого бросили в гроб, и он коснулся костей (умершего) Елисея (4Цар.13:21).
В Новом Завете: воскрешение Христом дочери Иаира (Мф.9:18—26); юноши из Наина (Лк.7:11—17); Лазаря (Ин.11:17—45).
Также Христос делегировал Свою власть над смертью и Своим последователям, сказав: «мертвых воскрешайте,…, даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). И ещё: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан.14:12).
В подтверждение слов Христа можно привести примеры из служения: ап. Петра (Деян.9:40) — воскрешение Тавифы; и ап. Павла (Деян.20:9—10) — воскрешение Евтиха.
А так-же мы знаем о женах веры, которые получали своих [близких] воскресшими (Евр.11:35).
Список этот можно продолжать и до наших дней.
Однако необходимо подчеркнуть, что все, в ком была восстановлена физическая жизнь, всё же умерли опять, когда пришло их биологическое время.
Говоря об исключениях, мы не можем игнорировать, весьма важный для описания процесса умирания факт.
Джозеф Уолл пишет об этом: «В том, кто выглядел окончательно мертвым с человеческой точки зрения, с точки зрения Господа и по Его замыслу еще тлела жизнь, поскольку оказалось возможным его оживить.
Представляется, таким образом, что есть две стадии в процессе умирания: первая — когда у человека исчезают признаки жизни (видимая смерть) и вторая — когда Бог окончательно отделяет его душу и дух от тела (окончательная смерть).
Только Богу ведомо, когда настает момент окончательной смерти.
Но после того как это произойдет, назад пути нет, как об этом сказано в Библии».
Попытаемся определить временные промежутки между видимой и окончательной стадиями смерти, основываясь на свидетельствах Библии.
Христос воскрешает Лазаря, который «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Иоан.11:39). Его состояние, Он описал, так: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Иоан.11:11). И далее, объясняет для непонятливых: «Лазарь умер» (Иоан.11:14). Как Сын Божий, в отличие от людей, Он никуда не спешит так как точно знает все сроки. Воскрешение (пробуждение) происходит по приходу Христа, примерно через 84—96 часов после смерти Лазаря.
Елисей воскрешает ребёнка Сонамитянки. «И оседлала [Сонамитянка] ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся [тут видно, что она беспокоится о времени], доколе не скажу тебе. И отправилась, и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил» (4Цар.4:24,25).
Мы не располагаем информацией о том, в каком месте на Кармильском хребте поселился Елисей, но расстояние от Сонама до района Кармила составляет около 20 миль, или [32.18 км.]. И того, туда и обратно будет — 64.36 км. Средняя скорость осла — 4 — 5 км/ч. Т.е., воскрешение происходит примерно через 13—14 часов после смерти ребёнка.
Ап. Пётр, воскрешает Тавифу. «Случилось в те дни, что [Тавифа] занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице [на это нужно время]. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним [так как в то время, среди первых христиан, это была обычная практика; но всё же, по фразе «не замедлил прийти», так же отмечается беспокойство о временных рамках…]» (Деян.9:37,38).
От Лидды до Иопии верст десять [10.67 км.], идти все по полю. И того, туда и обратно — 21.34 км. Средняя скорость человека — 5—7 км/ч. Т.е., воскрешение происходит примерно через 3—4 часа после смерти Тавифы.
Вполне возможно, что беспокойство о времени прибытия помазанников Божьих для совершения воскрешения, связано с культурными особенностями погребения.
К примеру, в еврейской традиции, хоронили в тот же день, до захождения солнца.
Для нас важно то что, рассмотрев библейские свидетельства, несомненно, можно говорить о том, что тело преждевременно умершего человека, при определённой биологической молодости и целостности, хранит в себе некий духовно-жизненный потенциал к воскрешению.
Можно классифицировать такие стадии, как видимую смерть — исчезновение признаков жизни, куда можно включить клиническую и (действительную) биологическую фазы умирания.
И окончательную смерть (не путать с медицинским определением окончательной смерти) — когда Бог окончательно отделяет душу и дух от тела, как завершающую стадию (действительной) биологической фазы смерти.
Духовно-жизненный потенциал существует с момента констатации видимой смерти и прекращается с наступлением окончательной смерти.
Временной промежуток подобного состояния может составлять, примерно до 84—96 часов после констатации видимой смерти.
Это состояние можно сформулировать как «сон необыкновенный» (Иоан.11:13).
Итак, Библия повествует о различных случаях исключений из общих законов смерти — о перемещении людей, не испытавших физической смерти, в рай или ад (это можно назвать восхищением и низвержением); также об оживлении уже испытавших физическую смерть, это явление называется — физическим воскресением.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ о смысле жизни, о Боге, о любви, о религии, о духовности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других