Собранная по крупицам из архивных источников, научных публикаций и этнографических экспедиций информация про армянских и азербайджанских цыган.Первая попытка на русском языке дать полную картину истории происхождения, традиционных занятий, этнического самосознания и межэтнических отношений этих малоизвестных, но невероятно интересных народов. Их не миновали ни сталинские депортации, ни веками бурлящий котел конфликтов Закавказья, ни общее несправедливое негативное отношение к цыганам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про Гнчу и Карачи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПРО ГНЧУ
Общая Информация
«Лом» — самоназвание армянских цыган (мн. ч. образуется за счет армянского суффикса множественного числа — «ломавтик»). Вплоть до XIX века окружающее население называло их «гнчу» (на западноармянском диалекте) и «кнчу» (на восточноармянском диалекте). С XIX века за ними закрепилось название «боша» в Армении и Грузии и «поша» в Турции, а в грузинском языке, не имеющем слова «цыган», сформировался термин «бошеби».
Армяне региона Васпарукана называют цыган словом «lorik», что, возможно, является наиболее ранним отображением первоначального обозначения цыган в Иране и восходит, вероятнее всего, к праформе «rōrig» (Восканян 1997), означающей «житель Рура».
«Боша» и «пхоша» — пейоративное название, употребляемое в армянском, турецком, грузинском и курдском языках по отношению к данной группе цыган.
Термин «боша» в разговорном армянском языке имеет в разной степени негативную коннотацию, поэтому в научной и официальной литературе употребление самоназвания «лом» предпочтительнее (Petrosian 2002).
Регион Проживания
В прошлом «боша» в отдельных кварталах («боша-нну майла»), но в настоящее время сохраняется тенденция к устранению границ с окружающим армянским населением. Кое-где (например, в Ахалцихе) сохраняются отдельные части старинных «боша майла», но в основном это становится частью истории.
В XIX веке в Османской империи большинство «поша» проживало в вилайете Сивас (около 6000 человек жило в городе Боябат); а также в городах Мерзифон (481 дом), Бафра (290 домов), Везиркёпрю (280 домов), Зиле (92 дома). В городе Эрзурум и близлежащих деревнях было около 300 домов «поша». Жили «лом» и в городах Карс (включая окрестности), Сарыкамыш и Олту (Папазьян 1901; Paspati 1870). «Лом», проживавшие в турецком Заиме, назывались «боша-заим» (Папазьян 1901).
В настоящее время в Турции «поша» проживают небольшими группами в провинциях (илах) Агры, Анкара, Артануч, Артвин, Байбурт, Ван, Гюмюшхане, Карс, Кастамону, Самсун, Сивас, Синоп, Чанкыры, Шевшет, Эрзинджан и Эрзурум (Kolukirik 2008; Benninghaus 1991; Lehmann-Haupt 1928, 1913).
Цыгане в Измире (Смирна), 1903 г.
После Русско-Турецкой войны (1828—1829) и подписания Андрианопольского договора архиепископ Карапет Багратуни вручил меморандум командующему Отдельного Кавказского корпуса Русской императорской армии Ивану Паскевичу с просьбой оказать помощь проживавшим на территории Османской империи армянам и грекам избежать преследований со стороны турецкого правительства после возвращения захваченных земель Турции. Иван Федорович обратился к Николаю I с предложением переселить их на территорию Российской империи. Ходатайство императором было утверждено и на казенные земли переселилось около 100 тыс. чел., в том числе около 50 000 (7 298 семей) армян из вилайета Эрзурум и окружающих деревень. Они были переселены в города Ахалкалаки, Ахалцихе и Цалка (ныне территория Грузии) и Александрополь (ныне армянский Гюмри). Среди них были и цыгане-«лом», доселе жившие среди армян (Ванциан 1901; Папазьян 1901; Патканов 1887). Российская империя неоднократно предоставляла серию привилегий (наделы земли, денежные заемы, освобождение от налогов и т.п.) всем новопоселенцам (Армянская 1988).
На новых территориях «боша» жили и в окрестностях перечисленных городов, и на территории современного района Аспинза в Грузии. После Русско-Турецкой войны 1877—78 гг. некоторые переселились в районы Батуми и Карс (Ванциан 1901; Патканов 1887).
В Ереванской губернии в 1829—32 гг. жило 46 семей «армянских боша» (195 человек) и 4 семьи «татарских боша» (17 человек) (Шопен 1852). «Татарские боша» наиболее вероятно являются «боша» — мусульманами: случаи перехода «лом» в ислам случались в Османской империи, где в 1868 г. несколько «поша» турецкого региона Токат стали мусульманами (Патканов 1887).
В Армении «боша» проживают в Ереване (кварталы Сари-Тах, Канакер и Норк-Мараш; в квартале Конд «лом» живут со средневековья) и пригородной деревне Нор-Ачин. Неподалеку от Еревана в деревне Нор Харберд живут потомки тех «боша», которые были переселены в Грецию по условиям Лозаннского мирного договора, один из пунктов которого контролировал обмен мусульман и христиан между Турцией и Грецией, а затем были репатриированы в 1947—48 гг. (Marushiakova & Popov 2016). «Боша» также проживают в городах Арташат, Ахтала, Ванадзор, Гюмри и Нор Ачин; в деревнях Гюлагарак (Лорийская область) и Джабер (Котайская область).
В Ереване (в основном, в собственных домах, но встречаются и квартиры) проживает более 200 семей «боша». Более 100 семей живет в Гюмри и Ахалкалаки (в последнем у цыганского квартала сохранилось название «боша майла») (Marutyan 2011; Хачатрян 2003).
В Грузии «боша» («бошеби») живут преимущественно на границе с Арменией в городах Ахалкалаки и Ахалцихе, где преобладает армянское население, а также в городах Цалка, Шулавери и Марнеули; в деревнях Дилифи (в крае Самцхе-Джавахетии Ниноцминдского муниципалитета) и Кызыл-Килиса (Цалкский муниципалитет); в старинном армянском квартале Авлабари в Тбилиси (Восканян 2011а; Хачатарян 2003; Marutyan 2011; Hofmann 1987; Kalika 1985).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про Гнчу и Карачи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других