Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров

Сергей Войтковский, 2017

Работа посвящена основным аспектам современной арт-индустрии, истории становления и развития её главных элементов, а также базовым принципам её организации и плодотворного функционирования. Для специалистов и всех желающих ими стать. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Секреты профессии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Итак, ушли в историю первые 15 лет XXI столетия.

И хотя это не так уж и много, но все же достаточно, чтобы осознать, что за столь короткий промежуток времени в мире уже произошло достаточно катастрофически необратимого.

Начнем с аварии оборудования на скважине BP (British Petroleum) в Мексиканском заливе, что привело к трагической гибели шельфовой флоры и фауны в ареале не только местного, но и дальнего обитания. Однако еще серьезнее то, что это, казалось бы, локальное событие привело к гибели такого уникального планетарного природного явления как теплое течение Гольфстрим в Атлантическом океане: что повлияло на понижение среднегодовых температур и на севере Американского континента, и на севере Европы.

И закончим непрерывной войной, развязанной на арабском Ближнем Востоке, которая повлекла за собой не только новую волну великого переселения народов, но и тихий ползучий передел крупными странами (экономиками мира) и их хозяйствующими субъектами (экономическими игроками) сфер влияния и рынков сбыта в планетарном масштабе.

И оказалось, что суверенные границы государств не столь и суверенны, если на креслах правящей верхушки этих государств сидят марионетки. Поэтому коррупция, шантаж, подкуп и преследование личных интересов представителей правящего класса любой страны остаются главными проблемами с точки зрения сохранения подлинной независимости любого государства.

За прошедшие 15 лет произошло много неоправданных и не вызванных ничем смен правящей элиты разных стран, которые не принесли своим народам ни процветания, ни благополучия. Более того, везде, где это произошло, повлекло за собой разрушения местной экономики, основ социальной жизни и великих (бесценных) памятников культуры прошлого, которые теперь можно увидеть лишь на фотографиях и в видеофильмах.

Кроме того, рубль, стоимость которого к известной валюте взлетела с 6 до 24 рублей в «черный вторник» еще на ближних подступах к этому веку, сегодня выглядит просто неприлично — около 70 рублей. Что касается дней недели, то для отечественной экономики они уже почти все являются «черными», а не только вторник, за исключением выходных. А если говорить доступным языком, то жители России обеднели за истекший период в 12 раз.

Полагаете, что это не имеет никакого отношения к нашему делу?

Увы!

Но почему мы об этом вспомнили?

Потому что и эта работа, как и другие из серии «секреты профессии Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина», основана на конспектах цикла лекций, программы и подробные тематические планы которых были нами специально разработаны еще в 2002 году. Это было сделано с пониманием огромной потребности для отрасли вывода на самостоятельные рельсы и на высокий уровень обучения специалистов в области арт-менеджмента в системе высшего специального образования России. Содержания представляемого материала неоднократно апробировалось на различных аудиториях более полутора десятка лет, и не только в системе высшего образования. Кроме специализации в Московском государственном университете культуры и искусств, они читались также в рамках предметных курсов лекций и отдельных выступлений и в Столичном гуманитарном институте, и в Высшей школе деятелей сценического искусства, и в Московском гуманитарном университете (ранее Высшая Школа Комсомола), и в Национальном институте моды и дизайна, и в Национальном институте дизайна и т. д.

Отдельные части, схемы, формулы обсуждались в рамках учебных, в том числе и международных семинарах (к примеру, в Астане), и на курсах повышения квалификации руководителей учреждений культуры и искусства, как в Москве, так и в регионах России (в рамках деятельности Фонда поддержки культурно-образовательных программ «Содействие» и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма).

В меньшем объеме, но с сохранением базовой основы в 2014-2016 годах он частично использовался в лекционных материалах ряда специальных предметов для обучения студентов Московского государственного театрального техникума имени Л.А. Филатова. Материал прекрасно раскладывается на блоки в следующие предметы: «основы экономики», «финансирование», «основы маркетинга», «основы предпринимательства», «основы менеджмента» и «управление персоналом».

Созвучная часть материала в 2015 году была также заложена в циклы специальных лекций «Кросскультурные коммуникации и менеджмент» для студентов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Результаты оказались не только обнадеживающими, но и показали, что и созданные программы, и тематические планы, и содержание лекций нашли свое верное место применения и благодатную заинтересованную среду в лице студентов, слушателей и аспирантов.

Представляя вашему вниманию пособие «Основы и структура арт-индустрии», выражаем надежду, что читатель осознает необходимость дальнейшего изучения предмета и исследования исторического знания, его расширения и освоения, поскольку излагаемые знания не исчерпывающи. Это лишь основы. Фундамент, с которого можно стартовать в большую управленческую и производственную деятельность в области искусства и организацию его гармоничной жизни в обществе. Хочется верить, что так оно и будет, и поэтому пожелать всем великих профессиональных успехов!

Вместе с тем, очевидно, что и создание предпосылок реализации профессий, и наполнение рынка соответствующим количеством специалистов невозможно осуществить в одно мгновенье и по щучьему велению. Без организации комплексной программы специального обучения и подготовки современных профессионалов: арт-менеджеров, менеджеров сценических искусств, менеджеров универсалов, антрепренеров, импресарио, арт-агентов, галерейщиков и других специалистов рынка арт-индустрии, способных реально возглавить производственные, представительские и интеграционные процессы, отечественному искусству не обойтись.

К сожалению, существующие кафедры и школы не обладают ни талантливыми учеными, ни великими практиками, ни желанием концентрировать знания и их передавать. Поэтому и спустя 25 лет в России нет ни рынка искусства, ни блестящих профессионалов, ни великих открытий и событий. Так, какая-то ерунда, самодеятельность!

И это очень дипломатично.

Материал пособия «Основы и структура арт-индустрии» является введением в профессию «арт-менеджмент» и призван показать историческую ретроспекцию развития сложившейся системы мировой арт-индустрии, предпосылки возникновения задач организации управления производственными процессами в искусстве, структуру производства и потребления продуктов искусства. Кроме того, он знакомит с базовыми категориями рынка и рыночных отношений, вводит в круг и структуру функциональных обязанностей, указывает место и назначение российского менеджмента искусств, демонстрирует необходимость комплексного освоения базовых знаний в области истории и теории искусства, коммуникаций, психологии, маркетинга, финансов и собственно науки организационного управления.

Освоение данного курса позволит будущему специалисту ориентироваться в рыночной среде как в России, так и за рубежом, избирательно подходить к определению задач и выбору целей персональной профессиональной практики, понимать многогранность и комплексность деятельности в рамках выделенных задач и избранных целей, анализировать и выявлять перспективные направления развития жанров и видов искусства, и конкретно производимых продуктов, безошибочно проектировать способы их создания и реализации, с учетом разительного различия в состоянии отечественного и зарубежного (мирового, континентального, межстранового, регионального и местного) социумов.

Следует также указать, что эта серия «секреты профессии Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина» состоит из шести книг, и кроме этой в неё входят также «Гастрольно-передвижное дело», «Экономика и финансы субъектов арт-индустрии», «Продюсерское мастерство», «Русская опера и достижения антрепренеров Москвы (1885-1925)» и «Кросскультурные коммуникации и управление». Четыре первых тома составляют базовый объём профессиональной подготовки соответствующего специалиста. Пятый является иллюстрацией отечественного исторического опыта и великих достижений предшественников, родоначальников школы. Шестой содержит знания, без которых невозможно плодотворное межкультурное взаимодействие. Поэтому рекомендуем: не перепрыгивайте от одного понравившегося названия к другому, показавшемуся более интересным. Это ни к чему хорошему не приведет. Чтобы полноценно овладеть базовыми секретами профессии, их необходимо изучать постепенно шаг за шагом в представленном порядке.

Однако даже если вам удастся просто вдумчиво проанализировать содержание работ всего цикла, то это будет ваш большой успех, поскольку вы уже не сможете спокойно относиться к той серости, которая вас обыденно окружает. Вы больше не сможете спокойно наблюдать беспомощность нынешних управленцев вообще и управленцев учреждений культуры и искусства в частности. Вы иначе станете воспринимать сценическое и киноискусство, будете другими глазами смотреть на музеи и галереи, совершенно точно пересмотрите своё отношение к всевозможным конкурсам и фестивалям, библиотекам и архивам. И, наконец, вы поймете, что «ярмарка тщеславия», буйно проросшая в обществе через обезьянье телевидение, никакого отношения к истинному искусству, его развитию и арт-индустрии в целом отношения не имеет.

А то, что есть, не от большого ума!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я