Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино

Сергей Войтковский, 2023

Вторая половина XX века открыла отечественному искусству значительную плеяду выдающихся деятелей сценографии, таких как Симон Багратович Вирсаладзе, Татьяна Георгиевна Бруни, Давид Львович Боровский-Бродский, Эдуард Степанович Кочергин, Валерий Яковлевич Левенталь, Борис Асафович Мессерер, Сергей Михайлович Бархин, Виктор Адольфович Вольский, Станислав Бенедиктович Бенедиктов и многие другие. Среди них и Валентина Ивановна Смирнова – одна из самых ярких и самобытных представителей когорты сценографов и художников-постановщиков детского кукольного театра СССР и России второй половины XX века. О ней, её жизни, творчестве, встречах, достижениях и рассказывает эта книга. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II

Театры Валентины Смирновой

Петрозаводск

Петрозаводск встретил Валю прохладой северной осени. Небо было затянуто серыми облаками, дул свежий, почти морской ветер. Легкие синие волны струились вдоль набережной Онежского озера.

Следуя по улицам незнакомого города, Валя вряд ли догадывалась, что останется здесь почти на десять лет. И выезжая на длительные или кратковременные командировки, она ещё долго будет возвращаться именно сюда. Петрозаводск станет для неё новым домом.

В сентябре 1970 года Валя пришла к зданию Государственного финского драматического театра (ныне Национальный театр Карелии), который располагался на углу проспекта Карла Маркса и площади Кирова. Это был уникальный театр, в котором удивительным образом соединялись русские и финские театральные школы. Он создавался финскими актёрами из среды эмигрантов-революционеров и был первым театром в СССР, где давали спектакли сразу на нескольких языках — финском, русском, карельском и вепсском.

Фасад здания с мозаичным панно, изображающим героя карело-финского эпоса «Калевала», выходил на площадь Кирова, окружённую со всех сторон двумя театрами, музеем и живописным парком. На протяжении двух лет Валя будет приходить в это здание на работу. Её приняли на должность художника-оформителя. Она снова заняла своё место в бутафорной мастерской театра и занималась уже привычным ремеслом.

Постепенно её жизнь налаживалась, она обустраивалась на новом месте. Каждый раз, когда Валя крутила педали велосипеда, следуя от своего дома на улице Высотной до проспекта Карла Маркса, она размышляла о своей жизни и наконец-то начинала чувствовать свою причастность к чему-то важному и стоящему. Неожиданно для себя она увидела новые перспективы своего дальнейшего развития. Жизнь продолжала играть красками и обещала открыть прежде невиданные горизонты.

Это было время интересных знакомств.

Здесь в Петрозаводске Валя встретилась с театральной художницей из Москвы Тамарой Алексеевной Элиава. Она работала над декорациями к спектаклю по пьесе Жана Ануйя «Жаворонок». Как-то раз Валентина застала Тамару в смятении. Нарисовав прекрасные эскизы декораций, она не могла собраться с духом и перенести свою задумку на задний фоновый занавес. Валю удивила её растерянность, и она дружелюбно предложила Тамаре свою помощь. Та, в свою очередь, тоже была удивлена инициативе молодой девушки, но возражать не стала. Валя смело взяла в руки обычную швабру и принялась за дело. Тем самым выручив московскую художницу, очень быстро и ловко расписала ей этим простым инструментом целую декорацию задника. Тамара была поражена и благодарна Вале, после чего они подружились на долгие годы. И всякий раз, когда Валя была проездом в Москве, она обязательно заглядывала в гости к Тамаре и её мужу.

Тамара Элиава была из известной московской семьи. Её дядя — Константин Тихонович Топуридзе был архитектором и соорудил знаменитые на всю страну фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос», которые стали визитными карточками города. Его женой была актриса Рина Зелёная — Риночка, как называла её Тамара. У Тамары было множество знакомств и связей во многих столичных театрах. Благодаря ей Вале, когда у неё было время, даже удавалось посещать спектакли в Москве, пользуясь контрамарками.

Как любой человек, имеющий отношение к искусству, Валя с удовольствием смотрела спектакли и очень любила музыку. Таким образом, тяга к прекрасному привела её в Московский академический Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Пропуск на оперу Чайковского «Иоланта» ей опять-таки помогла достать Тамара. Протягивая Вале листок бумаги с адресом, она сказала:

— Зайдёшь к Андрею. Это мой однокашник, он солист балета. Возьмёшь у него контрамарку, я договорилась. Кстати, после «Иоланты» обычно дают балет «Франческа да Римини». У него там совершенно потрясающая партия Джотто Малатесты!

Андрей Шавель жил возле Пушкинской площади, в проходных дворах дома по Страстному бульвару. Валя не бывала здесь раньше, поэтому с интересом осматривалась, в поисках нужного адреса. Наконец она нашла подъезд и поднялась на этаж. Нажав кнопку звонка 59-й квартиры, Валя принялась ждать.

За стеной послышались шаги. Дверь открылась, и Валя увидела мужчину, которому было около сорока лет. Андрей Шавель был статен и даже красив. Он оглядел Валю своими широко посаженными светло-карими глазами и его лицо, с ярко выраженными скулами, озарилось легкой улыбкой.

— Здравствуйте. Я за пропуском, — смущённо произнесла Валя.

— Может быть, зайдёте? — Андрей приоткрыл дверь шире и сделал приглашающий жест рукой.

— Нет-нет, спасибо! — Валя смутилась ещё больше, но сохранила серьёзное выражение лица. — Я только за пропуском.

Андрей на минуту скрылся за дверью, вынес для Вали контрамарку и предложил её проводить. Валя согласилась, и они вместе вышли из подъезда. Уже через пятнадцать минут Валя оказалась в здании театра Станиславского и Немировича-Данченко. Андрей любезно проводил её к бельэтажу, почти до места в зрительном зале.

— Вот, пожалуйста, отсюда вы будете слушать «Иоланту».

— Спасибо! — ответила Валя.

Андрей раскланялся и они попрощались. Валя с интересом ждала, покажут ли после «Иоланты» балет с участием этого милого человека. Но после оперы ничего не последовало. Пожав плечами, Валя отправилась дальше по своим делам. Она ещё не знала, что спустя годы они с Андреем будут с волнением вспоминать свою первую встречу в этот ничем не примечательный день.

В 1971 году в Государственном финском драматическом театре готовился спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Сказки Старого Арбата». Над постановкой спектакля работал латвийский театральный режиссёр Карлис Марсонс, а оформляла спектакль прекрасная художница и сценограф Валентина Михайловна Авдышева. Это была история о старом кукольнике, который жил со своей семьёй в одном из переулочков Арбата. Естественно, чтобы создать декорации такого необычного дома и игрушечной мастерской, художникам театра понадобилось много соответствующего реквизита. Вот тут и пригодились Валины знания и умения, полученные за годы обучения в училище промышленной игрушки. Валентина Михайловна Авдышева, зная это, поручила такое ответственное задание именно ей.

Выслушав просьбу художника-постановщика, Валя взяла в руки ножницы и принялась за работу. Из поролона, без всяких эскизов и чертежей, она в короткие сроки изготовила огромное количество разных игрушек. Авдышева восхитилась и осталась очень довольной. Успех у спектакля был невероятный. А сцены с игрушками смотрелись настолько свежо и так потрясающе, что всем сразу стало очевидно, что настоящим призванием и местом перспективной деятельности для Валентины Смирновой в искусстве является именно театр кукол.

Петрозаводский театр кукол располагался в этом же здании, что и Государственный финский драматический театр. Это был один из старейших кукольных театров России, который вёл свою историю с 1935 года. Его основали выпускники курсов Сергея Владимировича Образцова.

В свой первый рабочий день Валя, испытывая лёгкое волнение и неподдельный интерес, поднялась на второй этаж театра. Проходя по коридору, она мельком заглянула в репетиционную комнату. Там за большим столом сидели артисты. Они слушали пьесу, которую зачитывал режиссёр, горячо обсуждали персонажей, разбирали роли. Но Валя держала путь в комнату художников. Ей открылось небольшое помещение, где на рабочих столах стояли кукольные головки, а на стенах висели эскизы декораций. За столом сидела главный художник театра — Христина Георгиевна Скалдина. Как раз под её чутким и умелым руководством Валентина и совершала свои первые шаги в качестве художника-постановщика театра кукол.

Христина Георгиевна была настоящим мастером своего дела. Обладая редким творческим видением и неуёмной фантазией, она была исключительно изобретательным художником. Чего только стоила её кукла-мартышка для спектакля «Матрёшки и Ванька-встанька». Туловище куклы было выполнено из консервной банки, мордочка была из двух хлебниц, а ручки и ножки из пружин были увенчаны настоящими перчатками и настоящими детскими калошами. Куклы Скалдиной были уникальными и самобытными. Валя с большим интересом наблюдала за её творческой работой, подсматривая и вбирая в себя всё лучшее из арсенала изобразительных приемов наставника-мастера, и многому у неё научилась.

Они проводили много времени в мастерской, делали заготовки из пластилина, лепили формы из гипса, раскрашивали готовые головы кукол из папье-маше, дорабатывали детали внешнего вида, делали волосы, глаза, рот. Это был удивительный процесс, где бутафоры, художники, столяры и портные работали очень сплочённо, обсуждали каждую мелочь, спорили, ругались, договаривались, чтобы вместе достичь желаемого результата.

Валя была счастлива стать частью этого процесса. Схватывая всё налету, она старалась не отставать от своих коллег. Она трудилась и тщательно запоминала всё, что необходимо было знать и уметь. Уже скоро она заслужила доверие Христины Георгиевны и та стала допускать Валентину к самостоятельной работе над спектаклями.

Уже в 1972 году в театре были поставлены её первые спектакли в качестве художника-постановщика. Премьера небольшого спектакля «Медвежонок Рим-Тим-Ти» польского драматурга Яна Вильковского состоялась 9-го июня. Сказка о Рим-Тим-Ти лишь казалась простой и незамысловатой. Однако дети по-настоящему влюблялись в этого героя. Он был добрым и чем-то похожим на них самих. В театр даже приходили письма от маленьких зрителей, они звали медвежонка в гости и ждали с ним новых встреч. Спектакль оставался очень популярным и был неотъемлемой частью репертуара кукольного театра не один год.

Через полгода — 12-го декабря петрозаводский зритель увидел постановку «Парень Ольховая Чурка» по мотивам карельских сказок. Пьесу написал актёр театра, талантливый Юрий Иванович Андреев. Он же играл в этом спектакле роль царя.

Юные зрители приняли этот спектакль очень тепло. На страницах петрозаводской газеты «Ленинская правда» Валя с радостью прочитала о «бесспорно удачном дебюте молодой художницы».

Вырезка из газеты «Ленинская правда» от 13.12.1972 г.

Петрозаводск

«Парень Ольховая Чурка» готовился к 50-летию образования СССР. И поэтому Валя подошла к своей работе более чем просто ответственно. Уже здесь она проявила своё собственное видение и смело экспериментировала с материалами. Куклы для этого спектакля изготовились из бересты, получились удобными и лёгкими в использовании. Но что самое важное — они были очень необычные. Начиная с этой работы, определился особый творческий почерк Валентины Смирновой. Отдельное внимание Валентиной было уделено костюмам, поскольку в спектакле присутствовал живой план — рядом с куклами на сцене находились актёры. Все костюмы Валя искусно расписала и сама проработала каждую деталь. Артисты театра с восхищением и благодарностью принимали плоды её труда.

Про отгремевший 38-й театральный сезон 1972–1973 годов было много положительных и восторженных отзывов. Юные зрители радостно принимали новые спектакли театра. Очень тёплые впечатления остались и после летних гастролей по Карелии. Это был очередной виток развития Петрозаводского театра кукол, где наравне с опытными мастерами начинала свой творческий путь молодая поросль: художники, композиторы, режиссёры и драматурги, которые в своё время принесут превосходные плоды отечественному искусству.

В конце сезона Валя сдала свой третий спектакль. Под руководством Христины Георгиевны Скалдиной на свет появился спектакль «Русачок», по пьесе Бориса Заходера. Поставил его главный режиссёр театра Олег Васильевич Зарубин. Это была сказка о маленьком зайчонке, который увидел превращение головастика в лягушку и решил, что непременно тоже должен в кого-нибудь превратиться. Его приключения начались с поиска и бесконечных встреч то с Белочкой, то с Лисой, то с Сохатым Лосём. А в конце своих путешествий Русачок превратился в большого красивого зайца и понял, что никем становиться не хочет, а быть зайцем «как папа» ему нравится гораздо больше. В спектакле было много разных персонажей и каждому из них надо было уделить должное внимание и подарить свой узнаваемый характер. Благодаря «Русачку» Валя научилась работать с большим количеством кукол, с разнообразным материалом, при этом не повторяться и делать каждого своего героя уникальным. Этим мастерством превосходно владела Христина Георгиевна и обучала этому всех своих учеников.

Валентина Смирнова, 1970-е гг.

«Русачок» и «Парень Ольховая Чурка» оставались любимыми спектаклями публики и в следующем театральном сезоне. И хоть различные театральные критики отмечали слабую драматургию этих спектаклей, тем не менее, они отдавали должное работе художников, говоря об интересном скульптурном исполнении и ярких, запоминающихся героях. Театр много гастролировал по Карелии, побывал в Москве, Минске, Киеве, Ленинграде и других крупных городах страны, показывая свои новые спектакли, среди которых были как раз и дебютные работы Вали. Газеты писали об успешных гастролях Петрозаводского кукольного театра, а актёры, вернувшись домой, рассказывали о том, как радостно их принимали в зрительных залах.

Афиша к спектаклю «Медвежонок Рим-Тим-Ти»

Петрозаводск, 1972 г.

Афиша к спектаклю «Парень Ольховая Чурка»

Петрозаводск, 1972 г

В. Смирнова с коллегами З. Сахно и Л. Лубениной с куклами из спектакля «Странный Вовка». Уфа, 1970-е гг.

Афиша к спектаклю «Странный Вовка»

Уфа, 1975 г.

Башкирия

Получив незабываемый опыт и зарекомендовав себя в профессии, Валя стала получать новые предложения по работе и даже успела месяц потрудиться в Петрозаводском парке культуры и отдыха, приобретая параллельный профессиональный опыт, расширяя свои границы.

Стали поступать предложения и от других кукольных театров страны. Так Валентина Смирнова получила должность художника-постановщика в Башкирском государственном театре кукол и направилась в город Уфу. Эта поездка оказалась довольно длительной, растянувшись на пять лет.

Башкирский театр кукол (как и Петрозаводский) был одним из старейших советских кукольных театров. Кроме того он был ещё и первым национальным театром кукол РСФСР. Он родился в 1932 году из самодеятельного кукольного кружка, организованного мастером изобразительных искусств Марией Николаевной Елгашиной. Начинал театр с простеньких петрушечных представлений с перчаточными куклами и постепенно расширял свои масштабы, привлекая к своей работе профессиональных артистов Башкирии.

Валентина Смирнова пришла в театр, когда у него ещё не было постоянного здания. Шло строительство стационарного помещения, а пока артисты и художники ютились на временных площадях. Шли поиски новых идей и решений, продолжалось обновление и становление башкирского кукольного дела. И здесь как никогда нужны были новые молодые таланты, умелые руки и свежие цепкие умы, способные создать новое и запоминающееся, что после останется в веках и будет приносить радость потомками.

Валентина, что называется, пришлась ко двору. Невероятно трудолюбивая и щепетильная, она посвящала работе всё своё время, дневала и ночевала в художественной мастерской.

Поначалу башкирские коллеги с настороженностью наблюдали за стройной молодой девушкой, которая ворвалась в их обыденность с таким рьяным энтузиазмом. Их смущало её серьёзное выражение лица, с каким она склонялась над столом с карандашом в руке. Иногда она даже казалась неприветливой. Но за этой строгостью скрывалось ответственное отношение к работе и, прежде всего, Валя была строга и требовательна к самой себе. Сделав уже готовую работу, она могла за ночь передумать и уничтожить всё то, что создала на протяжении дня.

Уничтожить и переделать заново, улучшив и усовершенствовав свои собственные идеи — наблюдая за этой кропотливой работой, коллеги стали проникаться к Валентине уважением. А она постепенно раскрывалась с другой стороны, и окружающие увидели в ней очень дружелюбного, радушного человека, с абсолютно обезоруживающей улыбкой. Они находили её очаровательной девушкой, с утонченной красотой и глубоким внутренним миром, который она совсем не хотела выносить на всеобщее обозрение. Все колебания и волнения её души выплёскивались на бумагу и отражались в каждой сделанной ею работе.

Первый год работы в Башкирском театре кукол ознаменовался выпуском спектакля «Странный Вовка», по пьесе Евгении Жуковской. На афише, которая встречала юных зрителей в театре, красовались добрый волчонок Вовка с оранжевым цветком в лапке, идущий по синей лужайке к своему другу — оленёнку Пыжику. Сказка была очень добрая, рассказывала о дружбе и взаимовыручке.

Над спектаклем работал преимущественно молодой коллектив. Режиссёр Леонард Акманов тоже был неопытен, но со своей твёрдой рукой и яркой режиссёрской фантазией. Валя чудесным образом вписалась в постановочный процесс. Она самостоятельно придумала и создала мир волчонка Вовки, завлекая маленьких зрителей в удивительные приключения, заставляя переживать и поддерживать главных персонажей. Каждая кукла была исключительно обаятельная, вызывала тёплые чувства, как и положено героям детских сказок. Куклы и декорации пришлись по душе не только зрителям, но и самим артистам.

В 1976 году в Башкирском театре стали появляться новые лица. Из Москвы приехал Владимир Михайлович Штейн, который также учился у Сергея Образцова, и занял должность главного режиссёра театра кукол. В январе этого же года за высокие профессиональные достижения Валю перевели на должность главного художника театра. Это был по-настоящему ожидаемый карьерный рост и долгожданная возможность полноценно раскрыть все свои способности. С Владимиром Михайловичем они очень быстро нашли общий язык, оказавшись близкими по духу людьми. Оба были настоящими трудоголиками, с упоением погружались в работу, всецело отдаваясь творческому поиску.

В мае Валентина Смирнова порадовала башкирских зрителей творческими находками в спектакле «Маленький Олень», по пьесе Юрия Шпитального. Вновь объединившись с Леонардом Акмановым и композитором Наилем Утяшевым, они создали тревожный и загадочный мир индейской легенды.

Создавая атмосферу спектакля, Валя оттолкнулась от ритуальных масок, сделав образы своих героев более яркими и выразительными. Стилистика выигрышно отличалась от привычных зрителям образов из фильмов про индейцев, ставших популярными в стране благодаря немецкой киностудии «ДЕФА». Особенно удачными получились звери, выглядевшие живо и непосредственно. А в милом кролике Вабассо наблюдательные коллеги узнавали Валины черты лица, что впоследствии станет фирменным знаком Вали как художника-кукольника.

Декорации «Маленького Оленя» тоже заслуживали отдельного внимания. Сложно было отвести глаз от того, как удивительно был обыгран занавес, который становился то скалой, то индейским жилищем, то деревьями и даже водой — боковая часть занавеса покачивалась, изображая волны.

В ноябре 1976 года театр кукол совершает долгожданный переезд в своё собственное здание. Это было небольшое, но уютное помещение на проспекте Октября. В театре было просторное и светлое фойе, которое украшали витражи, чеканка и настенная живопись. Оттуда зрители попадали в зал с большой сценой и удобными креслами. В первый день работы в новом здании театр познакомил детскую публику со спектаклем «Орлёнок учится летать». А вечером была показана первая масштабная постановка для взрослых зрителей — «Божественная комедия». Владимир Штейн привлёк для работы в театре выпускников Горьковского театрального училища.

Театр начинал новую жизнь.

Валя трудилась не покладая рук. Будучи главным художником театра, она требовала от всех своих подчинённых точного исполнения поставленных задач и всегда контролировала их работу. Однажды даже произошёл случай, когда один работник столярной мастерской не выдержал Валиного скрупулёзного подхода к делу и в обиде за то, что она напрямую указала на все его ошибки, запустил в неё деревянным молотком. К счастью, молоток пролетел мимо неё. А Валентина прекрасно понимала, что она делает и для чего. Её строгое руководство приносило потрясающие по значимости плоды. И в последующие два года она выпустила целый ряд разнообразных спектаклей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я