Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино

Сергей Войтковский, 2023

Вторая половина XX века открыла отечественному искусству значительную плеяду выдающихся деятелей сценографии, таких как Симон Багратович Вирсаладзе, Татьяна Георгиевна Бруни, Давид Львович Боровский-Бродский, Эдуард Степанович Кочергин, Валерий Яковлевич Левенталь, Борис Асафович Мессерер, Сергей Михайлович Бархин, Виктор Адольфович Вольский, Станислав Бенедиктович Бенедиктов и многие другие. Среди них и Валентина Ивановна Смирнова – одна из самых ярких и самобытных представителей когорты сценографов и художников-постановщиков детского кукольного театра СССР и России второй половины XX века. О ней, её жизни, творчестве, встречах, достижениях и рассказывает эта книга. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Начало пути

Между Черноречьем и Растяпино

Город Дзержинск Горьковской области (ныне Нижегородской) славился своими предприятиями и по праву считался центром химической промышленности Советского Союза. Расположился он на левом берегу Оки. Город образовался на месте села Чёрного и прилегавших к нему различных деревень. Местность была известна, как Черноречье. Забавное название одной из деревень — Растяпино дало имя железнодорожной станции. А в 1927 году всего на пару лет этот топоним официально закрепился за стремительно растущим рабочим посёлком, в котором уже насчитывалось несколько крупных заводов. В 1929 году рабочий посёлок Растяпино был переименован в Дзержинск, уже через год получивший статус города.

В Дзержинске постоянно кипела жизнь. В отличие от сонных провинциальных городов огромной страны, здесь один за одним возникали важные для страны цеха и заводы, где ковалась, в том числе и военная мощь нашей родины. Воздух был тяжелый, наполненный дыханием мощных предприятий. Несмотря на близость к областному центру — городу Горькому (ныне Нижний Новгород), Дзержинск был самодостаточным и привлекал к себе молодых и крупных производственных специалистов. Сюда ехали с энтузиазмом. Поэтому здесь царила приподнятая атмосфера созидания.

В этом городе началась история жизни Валентины Смирновой, талантливого театрального художника, о жизни которой и пойдёт рассказ на страницах книги.

Ей была уготовлена интересная, разнообразная и полная различных судьбоносных перипетий творческая жизнь, которая сформировала из неё великолепного мастера своего дела.

Но эти события будут впереди.

А пока вернемся в город Дзержинск конца 1940-х годов прошлого века. Там находился военный гарнизон, где служил советский офицер Иван Семёнович Дураков. Ранним осенним утром 7 октября 1948 года у него родилась дочь, которую назвали Валентиной. О месте рождения Валюши отец говорил, что девочка появилась на свет между Черноречьем и Растяпино.

В военном гарнизоне проходило детство Вали и её старшей сестры. Жизнь там отличалась своей особенной, достаточно замкнутой атмосферой. За бетонным забором военной части существовал свой отдельный мир со своим жизненным укладом и правилами.

Из детства Вале запомнилось построение солдат на плацу под звуки государственного гимна. Чеканный шаг роты можно было услышать в каждом уголке гарнизона. В нелёгкие служебные будни молодые солдаты находили отдушину в том, что иногда играли с офицерскими детьми. Пока их не видел суровый взгляд старших по званию, они могли подойти к малышне и немного погонять с ними мяч. Зимой они порой подхватывали санки с детворой, которая возилась в каком-то сугробе и бежали с ними несколько метров. Задорная езда веселила детей, они радостно визжали и благодарили солдат, которые тоже смеялись и были счастливы хотя бы минутку порезвиться от души. С ребятами постарше они даже дружили. Нередко просили их сбегать в магазин и купить хлеб, молоко или мороженое. Те, в свою очередь, с удовольствием их выручали.

Как-то раз Валю с сестрой с разрешения отца даже покатали на танке. Грохочущая железная громадина сначала напугала девочек, но уже через минуту они с восторгом забрались в танк, а после с гордостью стояли на нём, держась за его башню.

Начало весны было любимым временем маленькой Валюши. Когда сходили последние снега, её отправляли в соседнюю деревню Желнино, где обитали её бабушка Мария и дед Андрей.

Места в Желнино были живописные. Деревня находилась в окружении лесов и озёр, на месте впадения небольшой реки Совец в полноводную Оку. Валя завороженно смотрела на местные дубовые рощи и сосновые леса. Деревья казались огромными и могучими, они торжественно встречали её, раскинув свои широкие ветви, на которых постепенно распускалась свежая зелёная листва. Девочке даже было немного не по себе. Среди густых лесов она чувствовала себя совсем крошечной, почти незаметной. Они пугали её и завораживали одновременно.

Бабушка держала козу, поэтому у Вали в доступе всегда было полезнейшее козье молоко, которое вкусно пахло сеном. Ещё один запах из Валиного детства — запах дерева и стружки, ведь её дед Андрей был известным плотником и мастером по столярному делу.

В дальнейшем дерево станет одним из любимых материалов, который Валя будет использовать в своей работе. Насыщенный запах древесины будет вызывать у неё тёплые ассоциации с деревенским летом детства и самым беззаботным временем её жизни. У бабушки Валя научилась рукоделию и замечательно шила. Этот навык тоже пригодился ей в её профессии в будущем. Валя очень быстро училась и схватывала всё налету. Все обретённые ею навыки потом в профессиональной жизни прекрасно помогали достигать своих уникальных успехов и творческих вершин.

У деда Андрея была своя хвостатая любимица — кошка, что следовала за ним по пятам, всегда сопровождала его на работу в мастерскую и даже в пивную. Здесь он мог после длинной рабочей недели отвести душу в разговорах с односельчанами, узнать новости, договориться о новых заказах и просто отдохнуть.

Сельская пивная была неотъемлемым атрибутом российской глубинки. Здесь сосредотачивалась вся социальная жизнь деревни: здесь женили, здесь поминали, проводили юбилеи, выпускные вечера, отмечали знаковые события, собирали митинги, товарищеские суды, обмывали покупки. А если не было своего клуба, то в пивной проводили сельские собрания. В пивных и на почте обычно стояли стенды с газетами и объявлениями. Можно было не отходя от места ознакомиться с происходящим в мире и тут же затеять живое обсуждение с соседями. Поскольку эти обсуждения порой затягивались допоздна, бабушка просила Валю сходить за дедом и привести его на ужин. Ей запомнилась эта атмосфера, окутанная запахом хмеля, махорочного дыма и наполненная гулом непринуждённых бесед.

Однажды у деда Андрея заболела нога, развилась тяжелая гангрена. Хирурги рекомендовали ему ампутацию. Но дед Андрей воспротивился этому и совершил демарш — сбежал из больницы по пожарной лестнице с третьего этажа. Об этом случае даже написали в местной газете. Чтобы вылечить деда, Валя с бабушкой вместе ходили на пасеку и приносили домой пчёл. Дед Андрей аккуратно брал каждую пчелу за крылышки и сажал её себе на почерневшую ногу. Такие процедуры пошли ему на пользу, и ногу удалось исцелить.

Незадолго до того, как Валя и её сестра должны были пойти в школу, их отец Иван Семёнович спохватился — как девочек Дураковых примут одноклассники и не будут ли их дразнить? Недолго думая, он оставил свою необычную фамилию, а взял другую, весьма заурядную — Смирнов.

В школьные годы Валя Смирнова проявляла способности к точным наукам. Особенно хорошо ей давалась математика. Педагоги отправляли её на математические олимпиады, где Валя занимала призовые места. Наблюдая за её успехами, всем было очевидно — девочка должна поступать на механико-математический факультет Горьковского университета. Но однажды Валя взяла в руки карандаш и что-то нарисовала. Её мама Марианна Андриановна отнесла рисунок дочери в Дзержинскую художественную школу, открывшуюся совсем недавно в 1955 году. Преподаватели предложили маме привести девочку на обучение.

Поначалу Валя не очень хотела заниматься рисованием, но постепенно занятия в художественной школе увлекли её. Увлечение оказалось настолько сильным, что после окончания школы в 1964 году Валя и думать забыла о механико-математическом факультете.

Она видела себя художником.

Выбор дочери обескуражил отца. Иван Семёнович был уверен, художник — это несерьёзно и профессией не назовёшь. То ли дело шитьё — ремесло полезное, способное прокормить.

Долгие обсуждения в семейном кругу привели к компромиссу. Валя поехала в город Загорск, где располагалось художественно-промышленное училище игрушки. С этого момента взаимопонимание Вали с родными было утрачено на всю оставшуюся жизнь. С каждым годом она навещала свою семью всё реже и реже. Ей совсем не хотелось задерживаться в Дзержинске и сталкиваться с абсолютным непониманием и обесцениванием смысла её жизни. Поэтому в 1990-х годах она и вовсе прекратила общение с семьёй.

Загорск и Ташкент

Загорск (ныне Сергиев Посад) издревле был духовным центром России. Здесь преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Троицкий монастырь в 1337 году, удостоенный в 1744 году титула лавры.

Свято-Троицкая Сергиева лавра является одной из самых почитаемых православных святынь. Монастырь расположен на холме, который носит название Маковец, у слияния рек Вондюги и Кончуры. Здесь принимали крещение русские цари, князья получали благословения на важнейшие в истории страны битвы. Это был один из богатейших русских монастырей, который в XIX веке входил в число крупнейших землевладельцев России.

Кроме того с середины XIX века город был известен как центр игрушечного промысла. А кустарное игрушечное производство на этих землях существовало уже с 1913 года. Неслучайно первое и единственное в России учебное заведение по разработке и изготовлению игрушек было открыто в Загорске в 1933 году.

В начале 1950-х годов в училище пришли новые молодые преподаватели, ряд из которых был участниками Великой Отечественной войны. Они-то и создали прекрасный фундамент и материальную базу для дальнейшего развития училища и принесли много практических знаний, приблизив процесс обучения к производству. А к концу 1960-х годов Загорское художественно-промышленное училище игрушки обзавелось новыми учебными корпусами с мастерскими и общежитием.

Загорск был очень уютным и красивым городом, который сразу понравился Вале. Главное здание её училища находилось на проспекте Красной Армии, как раз напротив лавры.

Это была центральная и главная улица, проходившая через весь Загорск. Не одно столетие эта дорога была его главной транспортной артерией. Вдоль неё и вокруг лавры образовывались городские кварталы. Холмистый рельеф проспекта Красной Армии окутывал приезжих атмосферой уездного города. Всех путешествующих Загорск встречал небольшими двухэтажными домами, которые хранили в себе память об ушедшем времени. Рядом с ними соседствовали и новые, уже советские здания.

Валя с интересом осматривала город, в котором ей предстояло жить, любовалась белокаменной лаврой и виднеющимися из-за стен золотыми куполами соборов. Лавра в те годы находилась на реставрации, внутри монастыря кипели восстановительные работы.

В Загорске легче дышалось, здесь не было привычного для Вали тяжелого воздуха химических предприятий. По старым улицам было приятно гулять. Город отстраивали, на Валиных глазах то и дело сносили какие-то постройки, возводили новые здания или реставрировали дореволюционные дома. Всего через несколько лет Загорск войдет в состав знаменитого туристического маршрута, который в 1968 году назовут «Золотое кольцо».

Валиным педагогом по живописи и рисунку в училище стал талантливый русский художник Михаил Иванович Кудюкин — ветеран Великой Отечественной войны, разведчик, орденоносец, большой знаток и поклонник московской школы живописи серебряного века. Его работы дышали реализмом пейзажа русской природы и уходящей натуры русской деревни. Память об этом человеке Валя пронесла через всю свою жизнь. Его уроки она вспоминала даже будучи опытным художником. Он часто ругал её за несвоевременное выполнение его заданий, на что Валя всегда отвечала:

— Михаил Иванович, я ещё это не увидела.

Уже тогда Валя формировалась, как художник-визуализатор. Прежде чем что-то создать, ей необходимо было чётко и ясно увидеть воплощение этого своим внутренним зрением. И когда это происходило, работа закипала, а задания решались мгновенно.

Несмотря на свою внешнюю хрупкость и застенчивость, Валя была смелой, обладала сильным и волевым характером. Силу своего духа ей пришлось проявить на последнем году обучения в училище.

Студентов отделения проектирования и художественного оформления игрушки возмутило некорректное поведение секретаря их комсомольской организации. Молодыми людьми овладел страстный дух протеста, нежелание мириться с происходящим и отчаянная жажда торжества справедливости. Преисполненная чувствами Валя также не побоялась последствий и вместе со своими сокурсниками сдала свой комсомольский билет. Конфликт студентов чуть было не вылился в настоящий скандал с позорным исключением всех несогласных. Однако руководству училища удалось дипломатично уладить этот вопрос внутри коллектива, не позволив скандалу выйти за пределы учебного заведения, чем спасло свою репутацию и репутацию учащихся.

Только спустя годы Валя осознала, насколько опасным был их юношеский протест. Если бы не своевременные и правильные решения дирекции училища, неизвестно с какими последствиями столкнулись бы молодые люди в своём будущем.

В 1968 году двадцатилетняя Валентина оканчивает Загорское художественно-промышленное училище игрушки. Как многие молодые люди, она полна решимости и смелости, для того чтобы вступить в этот новый этап своей самостоятельной жизни. Девушка уверена — впереди её ожидает творчески насыщенная и интересная жизнь.

Сергиево-Посадский институт игрушки, проспект Красной Армии, 136

Здание, в котором училась Валентина Смирнова

Диплом Валентины Смирновой об окончании Загорского художественно-промышленного училища игрушки

Для начала карьеры она выбирает Среднюю Азию и сама себя распределяет в столицу Узбекистана — Ташкент, крупнейший город этого региона. В силу ряда исторических событий, в том числе под влиянием Великой Отечественной войны, Ташкент оказался культурно многообразным городом, сохранившим в себе вековые национальные традиции и радушно приютившим множество эвакуированных людей из разных уголков огромной страны, которые разбавили собой местный культурный код.

Многие молодые люди того времени часто выбирали Ташкент как место начала своей трудовой биографии, предпочитая ему, например, Ленинград. Некоторые, приехав, оставались там навсегда.

В Ташкенте Валя начинает работать на фабрике «Ташигрушка». Такой записью открывается её трудовая книжка. На этой фабрике широко известной в СССР, были совершены её первые профессиональные шаги.

Однако начало трудового пути было вовсе не таким радужным, как представлялось ранее. Полная надежд и стремлений к свершениям, Валя с горечью осознавала, что на фабрике для неё совсем не находится места. Сначала её отправили на уборку хлопка, а лишь потом в многочисленные командировки по древним городам Узбекистана.

Валя не роптала. Она с удовольствием поглощала всю художественно-творческую информацию и прелесть национального колорита. Посещая Хиву, Бухару и Самарканд, она с большим энтузиазмом знакомилась и изучала узбекскую историю и культуру.

Время шло, отношения с коллективом «Ташигрушки» не складывались, оставаясь прохладными и бесперспективными. Жизнь в незнакомом городе, вдали от дома, это всегда тяжёлое испытание для любого человека, тем более для хрупкой девушки. Порой Вале было невыносимо тяжело и невольно опускались руки. Иногда ей даже хотелось вставить в рот карандаш, чтобы хоть как-то заставить себя улыбаться. Она много работала, но труд не спасал её, а больше угнетал.

Постепенно Валя чётко осознала, что ей необходимо двигаться дальше. Не проработав на фабрике и полугода, она начала искать для себя другой путь. Поиски нового места службы привели её в ташкентский Русский драматический театр имени М. Горького.

Театр в те годы вёл насыщенную творческую деятельность. Новаторские режиссёрские поиски и современная стилистика наполняли его репертуар уникальными постановками, которые вызывали небывалый восторг и находили большой отклик в сердцах благодарного зрителя.

Постановка «Гамлета» стала этапной для Русского драматического театра, очень ярко смотрелся в главной роли актёр Владимир Рецептер. Прекрасный режиссёр Михаил Львович Спивак поставил такие знаковые спектакли, как «Полк идёт», по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» и спектакль «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого. Постановки были психологически очень глубокие и пронизывающие, актёры занимали передний план и иногда даже были единственным значимым объектом внимания.

Прекрасные режиссёрские работы были также у народной артистки Узбекистана Ольги Черновой. Поставленные ею спектакли «Преступление и наказание», «Трамвай «Желание» и «Материнское поле» были искренне устремлены к зрителям, а в каждом спектакле ею открывались новые актёрские таланты.

В театре Вале предложили должность художника-исполнителя. Она должна была заниматься изготовлением театральной бутафории и реквизита. Ей невероятно пришлась по душе атмосфера и сам уклад театральной жизни. Удивительный мир создавался в мастерских театральных художников, рождался в умах талантливых людей и воплощался благодаря рукам умелых мастеров.

Это не было похоже на фабричный конвейер, где безликие формы многочисленных и чаще однотипных игрушек из мастерских уходили в неизвестном направлении. В театре художники видели плоды своего труда, их творения продолжали свою жизнь на сцене и существовали там многие и многие годы.

Время службы в драматическом театре было для Вали периодом обретения себя и своего места в профессиональной жизни. Здесь она получила бесценные практические умения и знания, которые сыграли в её дальнейшей судьбе самую важную роль. Она всегда была ответственной и трудолюбивой, работу свою исполняла очень тщательно. Эти качества не могли остаться незамеченными и постоянно отмечались её коллегами по цеху. Её работу также заметили далеко за пределами Ташкента.

Долго сидеть на одном месте Валина деятельная натура не могла. Её всё время тянуло вдаль на поиски новых творческих впечатлений для решения новых художественных задач. Эта непоседливость и жажда свежих эмоций сохранится с ней до последнего дня. Поэтому полтора года спустя ташкентский период Валиной жизни подошёл к концу. Собрав свои вещи и попрощавшись со знойным гостеприимным Узбекистаном, Валя отправилась в путь.

В сентябре 1970 года она впервые оказалась в Карелии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я