Выборы в России: как я это видел. Записки политолога

Сергей Владимирович Устименко, 2019

Уважаемые читатели!В своей книге я попробую посмотреть на выборы в России за последние 30 лет, во многих из которых мне довелось принимать участие, со своей «колокольни». Конечно, за это время я немало повидал и сделал на политическом поле, знаю многое, но здесь будет только то, что я решил поведать. Это мои записки, где переплетаются и события, и факты, и предположения, и серьёзные рассуждения.Книга может быть интересна тем, кому не безразлична политическая история современной России и перспективы развития её избирательной системы. Искренне ваш, Сергей Устименко

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выборы в России: как я это видел. Записки политолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Право голоса и самоценность выборов

Вопрос второй: «Почему вам принадлежит право голоса, этот «квант власти»? Действительно, почему? Вы рождаетесь в своей стране как её гражданин, вам ещё родители и имени не придумали, а вы уже гражданин. И уже поэтому имеете право голоса, правда, вам ещё немного надо подрасти, чтобы им воспользоваться. На самом деле борьба за гражданские права, в том числе и право голоса, — это сложный и трудный исторический процесс, он продолжается и сегодня.

В Древней Греции, например, право голоса имели только граждане полисов, патриции, кто платил налоги и принимал решения. Причём интересна история происхождения самого понятия «голосование». Оно предположительно пришло к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти, называемый герусия, формировался в ходе общего собрания — апеллы. Но необычным образом. Избранным в герусию считался тот спартиат, за которого громче всех кричали — голосовали собравшиеся.

Становление гражданского общества происходит с преобразованием этнической общности в суверенный народ, правосознание которого поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина. Следуя классической теории народного суверенитета, вся полнота возможностей решать свои проблемы принадлежит народу. Предполагается, что каждый человек изначально обладает равными возможностями политического участия в решении своих проблем. Однако в силу различных причин происходит дифференциация участия: кто-то не имеет ни возможности, ни желания заниматься общественными проблемами, кто-то, наоборот, ничем иным заниматься не может. И таких людей в жизни мне встречалось немало. Поэтому часть своих возможностей люди добровольно передают тому, кто пользуется их доверием и, кто, решая общественные проблемы, выступает не от себя лично, а представляет интересы других.

Эти права обеспечиваются через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой путём референдума, ставящей все органы государственной власти в зависимость от суверенного народа, единственного источника власти.

Право голоса — непростая социально-политическая конструкция; если провести аналогию с техникой, то можно видеть, как разные открытия влияли на развитие человечества. Колесо, электричество, радио, интернет и как они расширяют ареал возможностей человека.

Так и в обществе происходят открытия. Государство, разделение властей, парламент, президент, выборы. Право голоса — «выстраданная» процедура. В современном понимании оно возникло после Великой французской революции, и чуть ею же не было похоронено. В период Великой французской революции идея народного представительства стала истоком невиданного всплеска политической активности масс. Обсуждение кандидатур, составление депутатских наказов происходило в атмосфере небывалого энтузиазма. Никого не тревожило, что депутат, призванный к участию в политических делах, приобретает известную долю власти и тем самым становится выше своих избирателей. Конкретным инструментам воздействия избирателей на своего депутата не придавалось значения. Ж.-Ж. Руссо предупреждал, что в любом представительстве заключена возможность отчуждения. В конце 1789 года Национальное собрание отменило все «связующие инструкции» (наказы) и право отзыва депутатов избирателями. Депутатский корпус отторг себя от уполномочившей его нации. Началось правление «именем народа, ради народа, но без народа», которое получило завершение в системе якобинского террора.

Развитие социального механизма выборности органов власти позволяет избежать отчуждения за счёт всеобщности выборов, конкурентности кандидатов и периодичности выборов.

Борьба за право голоса превратилась в борьбу за всеобщность выборов — право участия в выборах. Постепенно в ходе исторического процесса в XIX–XX веках начали отменяться в разных странах ограничения участия в выборах — избирательные цензы. Имущественные, половые, национальные, ценз оседлости, постоянное проживание и т. д. Этот процесс не завершён и сегодня. Примеры тому — лишённые права голоса саудовские женщины и неграждане стран Балтии.

Общепринятых цензов сегодня имеется три. Не давать право голоса несмышлёным детям, преступникам, находящимся по решению суда в местах заключения и сумасшедшим, признанным таковыми тоже по решению суда. Остальные люди должны иметь право голоса. Это зафиксировано в статье 21 Декларации прав человека, принятой в 1949 году: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

Если продолжить аналогию социальных механизмов с техникой, то можно сказать так. Компьютер даёт потенциальную возможность пользоваться интернетом, но для этого надо его включить, установить соответствующие приложения, обеспечить соединение с Сетью. Так же и право голоса. Несмотря на то, что потенциально им обладают все граждане, оно проявляется только в процессе участия граждан в голосовании, при определённых требованиях: проживании в избирательном округе, отсутствии фильтра цензов. И ещё вы можете голосовать на данных выборах только один раз. В этом и состоит социально-политическая природа выборов органов власти.

Самоценность выборов и в том, что они — кузница политических кадров, они позволили выявить на политическом пространстве многих ярких и интересных политиков. И ещё выборы — клапан, позволяющий выпустить пар социальной напряжённости, переведя его с улиц и площадей в парламентские залы.

Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса и являются закономерным результатом долгого и противоречивого процесса исторического поиска обществом лучшей модели формирования и функционирования государства. Сегодня демократические выборы в органы государственной власти стали естественным процессом в политической жизни большинства стран мира. Можно сделать убедительный и однозначный вывод о том, что, несмотря на многообразие национальных особенностей, существует закономерный переход к выборам органов власти как итог социального поиска механизма формирования властных структур.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выборы в России: как я это видел. Записки политолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я