1. Книги
  2. Исторические приключения
  3. Сергей Викторович Соколов

Перевал Дятлова. Новая версия Сергея Соколова. Подробности. Том 3

Сергей Викторович Соколов (2025)
Обложка книги

Новая версия событий с туристами группы Дятлова, созданная Сергеем Соколовым. Книга относительно небольшого объёма, легко и быстро читается, содержит оригинальную интерпретацию событий и интересные выводы. В отличие от многих других версий, в данной версии нет конспирологии, нет криминала, нет мистики. Нет искусственно созданных придуманных личностей и событий. Ситуация рассматривается как трагическое происшествие с обычной группой в обычном туристическом походе. По утверждению автора, несчастный случай, приведший к гибели группы, был вызван одним из природных факторов «непреодолимой силы». Аргументация версии с необходимыми иллюстрациями подробно изложена автором в цикле статей на канале автора на ДЗЕНе

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Перевал Дятлова. Новая версия Сергея Соколова. Подробности. Том 3» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***

Заметка

54."

На пальцах

"-1.

Продолжаем наш разговор о версии инфразвука.

В предыдущей Заметке автор версии Игорь Панасюк рекомендовал всем ознакомиться с книгой Александра Никонова"Физика на пальцах". Действительно, книга интересная, достойна изучения и обсуждения. Мнение автора в части, касающейся инфразвука, заслуживает внимания в плане развития моей версии.

Александр Никонов уже знаком нам по книге"Верхом на бомбе", посвящённой гипотезе Ларина, о которой я подробно рассказывал в предыдущих Заметках.

Коротко вспомним информацию об авторе.

Александр Петрович Никонов — российский журналист, публицист и писатель. Автор нескольких книг на общественные, исторические и естественнонаучные темы.

Родился 13 августа 1964 года в Москве. В 1986 году окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС).

Фрагмент книги"Физика на пальцах", посвящённый явлению инфразвука.

В начале автор подробно описывает случаи с кораблями на море по типу"летучего голландца". Этот материал был подробно рассмотрен в одной из предыдущих Заметок, и я его упускаю. А далее автор пишет:

"Ну и что же происходило со всеми этими кораблями и людьми, на них находившимися? Такое ощущение, что всем экипажем вдруг одолевала паника, и люди кидались за борт, не задумываясь ни о чём, или же в страшной спешке спускали шлюпку и в ужасе уплывали от вполне исправного судна.

Почему? И только ли на море бывает такое?

Оказывается, не только на море. Порой подобное происходит и в горах и в некоторых пещерах, имеющих длинные, разветвлённые ходы, напоминающие трубы. Пещеры такие есть и у нас в стране — на Урале и в Хакассии. Вот рассказ спелеологов (исследователей подземных глубин), побывавших в таких пещерах:

"…мне становится как-то не по себе, возникает неясное чувство тревоги. Дальше — больше, волнение нарастает. И вот я, который никогда не был трусом, трясусь как осиновый лист. Панический страх! А чего боюсь, сам не знаю. Потом ребят расспрашивал: и с ними было то же самое".

"Прошло совсем немного времени, и мы все трое почувствовали, что в пещере не одни. Ощущение было такое, что кто-то стоит за спиной, уставившись тяжёлым взглядом в затылок. Ощущение тяжести перешло в отчётливый страх. Мы решили прекратить работы и идти к выходу".

Иными словами, у людей вдруг возникает чувство беспричинного, но при этом совершенно безумного страха, ужаса, смертной тоски, они буквально места себе не находят. Или же просто кидаются бежать сломя голову. Причём интересно, что возникают такие необычные ситуации не только на море, в горах или пещерах.

Есть в Москве такая газета"Московский комсомолец", и в ней долгие годы работает главным редактором старичок Павел Гусев.

Так вот, когда этот дедушка был ещё молодым студентом геологического института, решили они с друзьями поехать на моторке по речке в малонаселённой вологодской тайге. И через несколько дней путешествия на одной из речных излучин, на высоком берегу увидели старый заброшенный дом и баньку рядом с ним. Павлу и его другу Михаилу место показалось живописным, и они решили отделиться от друзей, чтобы пожить тут недельку. А что? Дом уже стоит, речка, бор сосновый, тишина, природа…

Но отдыха не получилось.

После дня, проведённого в хлопотах, наступил вечер. Вот тут ребята и почувствовали неладное. Причём, что именно идёт не так, понять было невозможно. Просто навалилась какая-то странная тревожная тоска. Причём сразу на обоих. Вот как описывает это сам Павел:

"К вечеру Мишка стал совсем молчаливым, а с темнотой забрался на нары в нашем скромном убежище, да так оттуда и не спускался.

Я вдруг, вспоминая день, почувствовал какую-то тоску. А может, это была тревога? Днём сходил в сосновый бор, который манил к себе золотистым светом, грибами… Но прошёл немного, и захотелось вернуться. Даже не понял, почему. Хотелось быть на лужайке, на открытом месте. Больше в лес не тянуло. Так же прошёл ещё один день, Мишка сделался совсем угрюмым. Почти всё время проводил у реки с удочкой, искоса поглядывая на меня, как бы изучая моё поведение. Признаться, мне было не по себе. Я не мог оценить своё внутреннее состояние, не мог понять, что со мной происходит.

На третий день решил сходить на охоту. Закинув ружьё на плечо, зашагал в сторону леса, который стоял плотной стеной, за домом, в стороне от соснового бора"'.

Павел Гусев — любитель охоты. Но на сей раз она ему никакой радости не принесла. Напротив, вскоре он был вынужден бежать из леса обратно:

"… вдруг я почувствовал, понял, что меня тревожило все эти дни. Я с ужасом осознал, что я здесь не один. За мной кто-то пристально наблюдал. Но откуда? Кто? Я лишь чувствовал, но не видел.

Быстро повернув, я буквально побежал к поляне. Свалился, чертыхнулся, отряхивая налипшую грязь, и вскоре выскочил недалеко от заброшенного дома. Тяжело дыша, прошёл мимо дымящегося костерка, спустился к баньке, открыл дверь — Мишки не было. Не видно его было и на берегу.

Выскочив наверх, я озирался по сторонам, а внутри всё сжалось от подступившего тошнотворного чувства одиночества. Оно наплывало, делая ноги ватными, непослушными. Мишки нигде не было. Я заорал так, что даже сам не понял, что кричу.

Внезапно я услышал Мишкин голос. Он доносился откуда-то сверху. С трудом я разглядел его почти на самой макушке берёзы, которая росла на краю поляны, изящно изгибаясь и нависая над рекой.

Я вскарабкался туда же и, еле отдышавшись, присел на сук чуть ниже Мишки. Он с испугом смотрел на меня, виновато моргая, отводя глаза."Ты что?" — выдавил я.

И тут выяснилось, что все эти дни Мишка находился в подавленном состоянии, потому что ощущал себя на поляне неуютно. Но главное он понял, только когда я ушёл в лес на охоту. Мишка явственно почувствовал, что за ним кто-то наблюдает.

Он чувствовал на себе взгляд. Это и заставило его опрометью кинуться к дереву и лишь на его вершине осознать свою безопасность. Тогда я поделился своими ощущениями, которые почти полностью совпали с Мишкиными. Он побледнел, руки судорожно сжали берёзовые ветки, которые служили ему опорой.

С дерева мы слезли, лишь когда наступили сумерки. Не разжигая костра, быстро прошли в баньку, закрылись, поужинали консервами.

Утром долго не вставали, но о вчерашнем не говорили, старались не вспоминать свою тревогу. Позавтракали у костра, и вдруг, не сговариваясь, взглянули друг на друга: мы опять начинали чувствовать ужас чьего-то присутствия. Не сговариваясь, мы прихватили ружья и пошли к берёзе.

На ней мы и провели остаток дня. Там, наверху, в шуршащей листве, у нас родился план. Завтра немедленно уходить из этих мест. Мы больше не могли выдерживать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превращал оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии. Мы проклинали день, когда решили ехать в эту глушь. И шумные многолюдные московские улицы казались какой-то нереальной, фантастической мечтой.

Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы в буквальном смысле слова рванули что было сил из этого места. В баньке остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов…"

Беспричинный оглупляющий страх, доходящий до паники, с которой невозможно бороться, которую невозможно объяснить. Откуда? Почему?

Возможно, найти ответ нам поможет эксперимент, который однажды поставил великий американский физик Роберт Вуд."

На этом ненадолго прервём чтение главы книги Александра Никонова, чтобы прокомментировать этот эпизод.

Откуда и почему, можно ответить и без эксперимеета Роберта Вуда. По всем признакам аномального состояния путешественников, на них действовал инфразвук. Инфразвук порождают вихревые дорожки Кармана, возникающие не только в море и в горах, но и на реке. С этим явлением лично столкнулся в походе при сплаве по реке Владимир Михайлович Аскинадзи. Об этом у нас будет специальная Заметка. Путешественники остановились на берегу реки, и источником инфразвука могло быть её течение.

А вот сам эпизод добавляет полезную информацию в мою версию. Туристы группы Дятлова после воздействия инфразвука покинули палатку и в конечном результате все погибли, и как у них возникало ощущение страха и ужаса, что именно ощущали туристы, у них уже не спросишь. Поэтому попробуем представить себе эту картину на основании рассказа Павла Гусева, который испытал это на себе и остался жив.

Первый момент — инфразвук действовал на путешественников в течение трёх суток и достиг стадии ужаса не сразу, начиная с волнения, испуга и подавленного состояния. Точно так же ветер на перевале не сразу достиг той силы, что довёл туристов до ужаса. Отдельные порывы ветра должны были вызывать инфразвук, и он действовал на туристов, приводя их в состояние дискомфорта. Такое предположение сделал Владимир Михайлович Аскинадзи, и я с ним полностью согласен. Дискомфортные ощущения не были существенными, поэтому они туристами не обсуждались. Логично, что если бы туристы придали должное значение этим первым звоночкам, они бы сняли палатку и спустились к лесу, не дожидаясь состояния ужаса.

Второй момент — образ, в котором к людям приходит страх от воздействия инфразвука. Глаза не видят страшного объекта, и мозг под воздействием инфразвука сам создаёт ужасный образ. Причём не просто находящегося где-то рядом огромного сильного существа, условно назовём его"монстром", хотя на самом деле ужасный образ в тысячу раз ужаснее любого монстра, а монстра, наблюдающего за человеком и следящего за ним. Кроме страха самого облика монстра, присутствует страх опасности и страх неизбежности гибели от этого монстра. И выходом из этой ситуации видится попытка убежать и скрыться от этого монстра. Надежда на благоприятный исход самая мизерная, но человек цепляется за неё и все силы организма бросает на её реализацию, отбрасывая все остальные мысли, логические и рациональные. Вот почему люди убегают без одежды, обуви, без продуктов и инструментов. У них ощущение, что монстр наблюдает за ними, лишь выжидая момент, чтобы напасть и уничтожить человека. И кроме стремления убежать от монстра, ничего важного в жизни не остаётся.

Третий момент — это представление конечного места, в котором монстр не сможет достать человека. Для путешественников это была верхушка берёзы, для геологов Алакита — тайга в 2-3 километрах от палатки, для туристов группы Дятлова — лес в 1,5 км от палатки. Вот почему они не остановились, не вернулись. Мозг, создав ужасный образ монстра и подсказав в качестве выхода бегство от монстра, достаточно чётко определяет и место, достигнув которого человек будет в безопасности либо расстояние, на которое для этого необходимо убежать от монстра. При этом человек не определяет разумом и логикой это место или расстояние, он его уже знает и стремится достичь. А жизнь подтверждает правильность этой цели. На дереве или на значительном удалении от источника инфразвука уровень инфразвука становится меньше, и образ монстра как бы отстаёт от убегающего человека и становится менее опасным.

И четвёртый момент. Путешественники признались друг другу в своих ощущениях лишь на третий день. Аналогичная ситуация должна была иметь место и у туристов группы Дятлова. Каждый из туристов испытывал страх, но никто не знал, испытывают ли его остальные товарищи. Представьте себе, что кто-то, к примеру, Рустем Слободин, сказал Дятлову:"Игорь, мне страшно". Что могли ответить ему товарищи, если бы вдруг страшно стало ему одному? Сказали бы:"Маленький мальчик, испугался темноты и воя ветра". Поэтому туристы заявили о страхе лишь когда этот страх ощутил сам Игорь Дятлов либо когда он перерос в стадию ужаса. Следовательно, они терпели, пока можно было терпеть, и за это время миндалевидное тело мозга возбудилось очень сильно.

Вот такие выводы можно сделать в дополнение к моей версии из эпизода с путешественниками в вологодской тайге.

А теперь продолжим историю про эксперимент Роберта Вуда из книги Никонова.

"Если быть точным, это даже не был в прямом смысле слова эксперимент. Просто в 1929 году Роберт Вуд приплыл на пароходе из Америки в Англию, где в ту пору известный американский сценарист Джон Л. Болдерстон ставил в одном из лондонских театров пьесу, по ходу которой действие переносилось из современности как бы в прошлое. Болдерстон хотел сделать этот театральный прыжок в прошлое эмоционально насыщенным, запоминающимся для зрителя, и своей идеей поделился с Робертом Вудом. Физик тут же предложил свой способ решения проблемы.

Люди воспринимают некие звуки как трагичные, тревожные, рассуждал он. А давайте, предложил Вуд, сделаем столь огромную трубу, чтобы она издавала такой низкий звук, который находится на грани слышимости. Люди его практически не услышат, но наполнятся трагизмом!

Сказано — сделано. По заказу изготовили трубу намного длиннее и толще тех, корторые используют в церковных органах.

Испытания этой звуковой пушки решили провести на генеральной репетиции.

И вот в момент театрального затемнения, когда должна была поменяться сцена, в трубу подали воздух. И она неслышно зазвучала. В зале задрожали окна и начали звенеть хрустальные подвески в светильниках.

Присутствовавшие в зале люди внезапно ощутили волну странного тоскливого беспокойства, на улице тревожно захрапели лошади. Больше трубу было решено не применять.

Сам Роберт Вуд так и не оценил эффект, с которым столкнулся. Зато его сполна оценили другие."

Но об этом мы поговорим в следующей Заметке.

***
***

О книге

Автор: Сергей Соколов

Жанры и теги: Исторические приключения

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Перевал Дятлова. Новая версия Сергея Соколова. Подробности. Том 3» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я