Руководство по закаливанию

Сергей Викторович Каленков, 2018

Данная книга является итогом моего личного более чем 10 летнего опыта. Я прошел путь от человека с диагнозом «хронический гайморит» до способности бегать в -20 в шортах с голым торсом по пути купаясь в проруби. Не скажу, что я перестал болеть и что вы перестанете болеть. Просто это будет в худшем случае легким насморком в 2-3 дня. Мы настолько привыкли болеть каждую зиму или осень, что большинство даже не знает, что в норме человек может болеть раз в три или раз в пять лет. Данное руководство рассчитано на три года. Это тот срок, который позволит максимально мягко пройти весь путь. Разумеется, будут и те, кто сможет пройти его быстрее. Руководство предназначено для родителей, врачей, учителей и просто для людей, желающих улучшить своё здоровье. Путь этот не лёгок, но он стоит того.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по закаливанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензенты

:

Белокрылов Николай Михайлович. Доктор медицинских наук, профессор кафедры адаптивной и лечебной физической культуры (АиЛФК) Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Матвеева Галина Кранидовна. Кандидат биологических наук, преподаватель ФГКОУ «Пермское суворовского училище Министерства обороны Российской Федерации»

Черкасова Вера Георгиевна. Доктор медицинских наук, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины, президент ПРОО «Ассоциация врачей спортивной и восстановительной медицины», руководитель Центра когнитивных нарушений Пермского края, главный внештатный специалист по спортивной медицине М3 Пермского края.

Глава I. Актуальность закаливания.

Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к здоровью людей, народов и армии. В связи с этим вопрос о поиске наиболее эффективных средств, способствующих повышению устойчивости организма к внешним неблагоприятным факторам среды и профилактике так называемых простудных заболеваний в обществе, является актуальным. Школы, институты, детские сады, как «кузницы» полноценных членов общества, требуют особенно пристального внимания. Они охватывают период жизни людей, в который интенсивно проходят процессы формирования их организма.

Профилактика острых респираторных заболеваний (ОРЗ) является одной из актуальных и социально значимых проблем медицины и педиатрии. Это связано с высоким риском развития серьезных осложнений, существенной долей в структуре детской смертности, неблагоприятным влиянием на рост и развитие ребенка (А.Г. Румянцев, 1996; В.К. Таточенко, 1998; В.Ф. Учайкин, 2001; Н.А. Коровина, 2002; М. Downham, 1996).

В настоящее время к приоритетному направлению медицины педиатрии относится оздоровление часто болеющих ОРЗ детей, которые составляют 20–50 % от всего количества обучающихся, посещающих школьные учреждения (О.В. Яворсккая, 1996; Н.М. Коза, И.В. Фельдблюм, 1997; Г.А. Самсыгина, 2002; F. Meerson, 1996).

Одним из самых простых, но при этом высоко эффективных, и имеющих важное социально–экономическое значение, средств является закаливание. Оно оказывает влияние на все системы организма, служит профилактикой ОРЗ, острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и др.

Проведение закаливающих процедур у в системе образовательных учреждений и других социальных институтов позволит уменьшить количество простудных и других заболеваний, их продолжительность; даст экономический эффект в связи со снижением числа пропущенных ими учебных занятий или трудочасов.

Многочисленные исследования в этой области показали благоприятное влияние закаливания на физическое и физиологическое развития детей, регулирование обменных процессов у взрослых. Чем реже болеет человек, тем чаще он посещает работу, учебные занятия, тренировки, получает большую физическую нагрузку. Это способствует его лучшему физическому развитию и подготовленности. Доказано, что посредством закаливания только в первые полгода продолжительность болезней снижается на 15–20%, а заболеваемость — на 40–50%.

К наиболее эффективным методам закаливания относятся: ходьба босиком, умывание холодной водой перед сном и после него, практика дыхательной гимнастики, обтирание мокрым полотенцем, контрастное обливание ног и купание в прудах, речках, озёрах. Использование этих приемов в зависимости от времени года способствует снижению заболеваемости в 1,9 — 2,1 раза.

С помощью «даров» природы можно достичь нормализации патологических изменений кровеносной системы, повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

В «Наставлении по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации» указано, что при проведении всех форм физической подготовки осуществляется закаливание. Его целью повышение общей сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям, а также формирование устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды (холод, жар, солнечная радиация и др.). А как нам известно, военные очень стойкие люди и готовят себе стоящую замену.

В процессе обучения учеников или будущих специалистов готовят к тому, что в будущем они станут руководителями, должны будут отвечать за подчинённых им людей. Этот факт усиливает необходимость проведения закаливающих процедур среди них. Следует способствовать осознанию детьми, учениками и студентами, сути данного процесса, сформировать умения самостоятельного закаливания и организации мероприятий с подчинёнными им людьми в будущем.

Проведем некоторые статистические данные из жизни. В боевых операциях потери от холода достигают 20–30 % от общего числа военнослужащих (Гамов B.C., 1951), Исключительное значение общее переохлаждение приобретает на Военно–морском флоте. Среди личного состава затонувших кораблей санитарные потери от холода занимают второе место после ранений, а общее переохлаждение встречается значительно чаще, чем местная холодовая травма (Парфенов B.C., 1969). В годы Великой отечественной войны на кораблях Черноморского флота потери от общего переохлаждения составили 15,1 % общего количества санитарных потерь (G. Molnar, 1946, Тимофеев Н.С., 1971.) На основании опыта спасения личного состава ВМС США в годы Второй мировой войны среди факторов, ограничивающих выживаемость на море (сильное волнение моря, утрата сознания, утомление, ранения, ожоги и др.) первое место занимает поражению холодом. В мирное время процент погибших или серьёзно заболевших людей от холода чуть ниже, но тоже весьма значителен, особенно если учесть заболевание ОРВ и ОРЗ

В мирных условиях опасность общего переохлаждения резко возрастает при неблагоприятных погодных условиях, стихийных бедствиях и катастрофах. В связи с активным развитием районов Арктики и Субарктики человек все чаще стал подвергаться чрезмерному по силе и длительности охлаждающему действию внешней среды.

Освоение воздушных пространств над мировым океаном, промышленное освоение шельфа, глубоководные погружения и другие работы на акватории еще более расширяют область аварийных ситуаций, которые сопровождаются острым переохлаждением в воде низкой температуры (острой иммерсионной гипотермией).

Задачи закаливающих мероприятий.

1. Оздоравливающе и развивающие:

— повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и возбудителям инфекционных заболеваний;

— повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (холод, жара, солнечная радиация и др.), действиям в непогоду (дождь, слякоть, ветер и др.), воздействиям излучений солнца;

— снизить заболеваемость, укрепить здоровье;

— повысить физическую и умственную работоспособности.

2. Воспитывающие:

— сформировать такие качества, как смелость, решительность и уверенность в своих силах;

— повысить самооценку;

— сформировать самодисциплину.

3. Обучающие:

— получить знания об организме и физиологии человека;

— способствовать пониманию межпредметной связи физической культуры с другими науками;

— сформировать умение использовать полученные знания для собственного здоровья и здоровья других людей;

— представить теоретические основы многочисленных методик закаливания и научить их применять;

— представить системы оценивания степени закаливания организма и научить их применять.

Основные направления деятельности:

— практические занятия;

— проверки степени закалённости;

— медицинские обследования;

— самонаблюдения.

Планируемые результаты.

1. Метапредметные:

— освоение знаний о физиологии и биохимии человека, средствах физической культуры; доступных, оказывающих оздоравливающе воздействие, средствах природного происхождения (травяные чаи, эфирные масла);

— формирование умения с помощью полученных знаний улучшить своё здоровье, повысить степень устойчивости к заболеваниям, стрессам, умственным, психическим и физическим нагрузкам;

— формирование привычки здорового образа жизни;

— осознание важности сохранения собственного здоровья (от этого зависит жизнь и здоровье твоих детей).

2. Личностные:

— снижение количества заболеваний;

— уменьшение сроков заболеваемости;

— усиление иммунной системы;

— выработка защитных механизмов перед ОРВИ, ОРЗ и др.;

— повышение уверенности в своих силах;

— формирование умения преодолевать страх;

— улучшение самочувствия и здоровья в целом;

— выработка самодисциплины;

— расширение кругозора и мировоззрения;

— улучшение межличностного общения;

— повышение социального статуса.

Требования к уровню подготовки закаляющегося.

В результате освоения необходимых для закаливания знаний, умений и навыков человек должен:

знать/понимать:

— анатомию и физиологию человека (в части, касающейся закаливания и общего развития) в объёме 11 классов школьной программы;

— межпредметную связь физической культуры с другими науками;

— методы закаливания;

— методы оценивания степени закаливания организма.

уметь:

— использовать на практике полученные знаний для собственного здоровья;

— самостоятельно планировать мероприятия закаливания и оздоровления своего организма и помогать это делать другим людям;

— диагностировать состояние здоровья человека для понимания необходимости закаливающих процедур и возможности их проведения с конкретным человеком;

— самостоятельно определять степень закалённости организма.

Медицинское обеспечение закаливания.

Медицинское сопровождение мероприятий по закаливанию человека осуществляет участковый врач или же лечащий врач, врач семьи или специалисты медицинской службы в соответствии с состоянием человека.

Оно включает:

— отнесение закаляющегося к той или иной группе здоровья;

— систематическое наблюдение за состоянием здоровья в ходе закаливания (не реже 1 раза в неделю);

— проведения медицинских обследований и осмотров;

— анализ результатов медицинских обследований в ходе закаливания, разработку предложений по улучшению методик закаливания;

— ведение статистики в зависимости от количества заболеваемости в ходе закаливающих процедур и цикла прививок;

— допуск к процедурам закаливания в периоды массовой вакцинации;

— систематический контроль методики процедур закаливания;

— определение степени закаливания и ведение статистики этих данных;

— санитарный надзор за местами купания и проведения закаливания;

— учёт соответствия температуры и других метеорологических условий (ветер, дождь, снег и др.) для допуска к процедурам закаливания;

— допуск к процедурам закаливания и купанию в проруби.

Конечно же множество моментов можно проводить и самостоятельно, но проверят свое здоровье у врача необходимо, особенно если имеются хоть какие-то отклонения в здоровье или хронические заболевания.

Определение степени закалённости.

Рекомендуется проведение следующих проб с целью определения степени закаленности.

1. Опустить на 1 мин. ногу или руку в таз с ледяной водой. Температура стопы или кисти понизится на 6,5–7,5°С (при более теплой воде снижение температуры будет менее выражено). У плохо закаленных людей восстановление произойдет через 15–17 мин., у хорошо закаленных — в 2 раза быстрее.

2.Стеклянную банку со льдом приложить к кисти руки на полминуты и сразу замерить температуру в этом месте. Измерение температуры следует проводить через каждую минуту до ее нормализации. Среднее время восстановления весной составляет 6,3 мин., осенью — 3,9 мин. Уменьшение показателя в осеннее время указывает на хорошую закалку, полученную летом.

3.Подсчитать пульс. Принять холодный душ или облиться холодной водой. Снова подсчитать пульс через минуту после этого. У слабо закаленных людей он может возрасти в 2 раза, у нормально закаленных уменьшается или увеличивается всего на 10–15%. При хорошей закалке эти колебания совсем исчезают.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по закаливанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я