Теория организации. Ответы на экзаменационные билеты

Сергей Викторович Загородников, 2009

Учебное пособие «Теория организации. Шпаргалка» создано специально для облегчения подготовки студентов к экзамену или зачету. Содержит весь материал по данной дисциплине, что позволит быстро найти конкретный ответ на поставленный вопрос. Это пособие подготовлено с учетом государственных общеобразовательных стандартов, поэтому станет незаменимым помощником для любого студента.

Оглавление

3. Причины создания организаций

Создание организаций различных видов является процессом не спонтанным, а имеющим в своей основе объективные моменты, формирующие так называемые причины создания организаций. При изучении причин создания организаций акцент должен сосредотачиваться на изучении мотивов. В теории организации причины создания организаций связываются с мотивированием.

Мотив — это то, благодаря чему происходят какие-либо явления, процессы, действия и т. д. Считается, что исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов деятельности как с точки зрения отдельной личности, так и с точки зрения сообщества в целом. Необходимо, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей организации. В теории организации мотивация достаточно подробно раскрывается в мотивационных теориях. Вообще, в менеджменте уделяется особое внимание разработке систем мотиваций.

С понятием мотивов тесно связано понятие «потребность». Мотив связан с некоторой потребностью и представляет собой побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение этой потребности. При формировании мотивов для участников трудового коллектива важен индивидуальный подход.

Подходы к изучению проблемы потребностей:

1) глубинный подход, в котором пытаются выделить одну базовую доминирующую потребность, которая определяет поведение человека (например, потребность в продолжении рода);

2) обобщенная классификация инстинктов. Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинктов, которые, как он думает, лежат в основе поведения человека;

3) концепция ограниченного числа основных потребностей. У.А. Томас обозначил четыре главные потребности: в безопасности, признании, дружбе, новом опыте. К. Обуховский выделяет две, главные группы потребностей: физиологические (во сне, пище, сексе и т. д.), ориентировочные (желание постичь смысл жизни, стремление к интеллектуальному познанию мира, необходимость эмоционального контакта).

Мотивация в широком понимании представляет собой систему мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, на основе которых люди объединяются в организации, можно разделить на две группы: достижение общих целей путем достижения индивидуальных целей и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.

Выделяют следующие мотивы объединения людей: достижение общих целей через достижение личных целей (в деловых организациях) и достижение личных целей через достижение общих целей (в общественных организациях). В целом для деловых организаций характерно стремление участников к достижению общей цели.

Современный менеджер любого звена управления должен руководствоваться одновременно двумя типами мотиваций. Однако обычно можно говорить только о преобладании одного из двух типов мотивации в его поведенческой ориентации. Какой из них будет основным, покажут вид организации, особенности его работы и личных качеств менеджера. Кроме того, менеджер должен разработать такую систему мероприятий, которая бы побуждала к сознательному труду членов коллектива, находящихся в его подчинении.

В современных условиях высокая эффективность функционирования организации может быть достигнута только тогда, когда достижение целей организации осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех участников трудового коллектива и когда достижение личных целей достигается с учетом интересов целей организации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я