Стоматология. Рассказы врачей и пациентов

Сергей Васильевич Ковальчук, 2022

В этой книге приведено 29 рассказов пациентов и стоматологов. Дана информация о лечении кариеса, пульпита, пародонтита, периодонтита, периостита, флюороза и кисты. О том, как выбрать стоматолога, о врачебных ошибках, о том, какие услуги и в каком объеме вам обязаны оказать по полису ОМС. Здесь вы прочитаете о том, как быстро убрать зубную боль, о пользе и вреде фтора и о советской стоматологии. Вы узнаете, какая стоматология в США, о детской стоматологии, серебрении зубов, лечении детей под наркозом, а также о лечении зубов беременным. В книге подробно рассказывается о профгигиене полости рта, исправлении прикуса, удалении зубов ”мудрости”, о стираемости, дефектах и сколах зубов. Вы прочитаете о брекетах, винирах и имплантатах, о протезировании и имплантации. В общем, вы узнаете о том, чего не знали. Также в книге затрагивается такой момент, как “кидалово” пациентов на деньги. Имена героев изменены. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоматология. Рассказы врачей и пациентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рассказ третий

Андрей, 47 лет, врач-стоматолог

«Я расскажу, как выбрать хорошего стоматолога. В городах России рынок стоматологии представлен большими и маленькими клиниками, государственными и частными организациями. И когда у человека возникает потребность обратиться к стоматологу, выбор ему сделать достаточно сложно. Мы не можем являться специалистами в каждой области жизни, которая нас касается.

Когда мы делаем выбор той или иной услуги или принимаем решение купить какую-то вещь, то руководствуемся обычными житейскими правилами. Мы спрашиваем у своих знакомых, смотрим рекламу, ищем в поисковиках.

К сожалению, эта информация не сортирована, она никоим образом не может транслироваться средствами массовой информации, мы не можем черпать истинные данные из рекламы. Соответственно, выбор этот очень осложнен.

Есть два варианта посещения стоматолога. Либо периодически, хотя бы раз в год, тогда это не очень дорого, не сильно больно и не бьет по карману. Либо ходить к стоматологу редко, тогда это будет не очень приятно, достаточно долго (лечение займет длительное время), и, скорее всего, это будет дорогая реконструкция. Потому что за короткий период, порядка пяти — шести лет, даже неплохо санированная полость рта может прийти в состояние, которое потребует больших денежных трат, времени, негативных эмоций и всего остального.

В связи с этим выбор стоматолога должен строиться на конкретных критериях. Основные из них это.

Первое. В какую клинику вы пришли. Если это большая организация, в которой отсутствует текучка кадров, если юридический статус этой организации у вас не вызывает никакого сомнения, то вероятнее всего, никаких проблем с оказанием услуги, оформлением документов, налоговых вычетов, заключением договоров, получением чеков быть не должно.

Если же вы позволяете себе доверять свое здоровье, основываясь исключительно на вербальной коммуникации, на договоренностях с врачом лично, тогда не удивляйтесь, если в ситуации наступления какой-либо ответственности вы можете оказаться мягко говоря “за бортом” всех тех законодательных актов, которые защищают пациента во время его лечения.

В нашу клинику на прием обратилась пациентка из другого города с просьбой удалить ей восьмой зуб. Это обычная операция, которую делают во всех стоматологиях любого города. Поэтому мы этому удивились и задали ей вопрос, что ее подвигло проделать такой путь, чтобы за этим приехать к нам.

Оказалось, что после подобного удаления шесть лет назад у себя в городе у нее наступило такое последствие, как онемение лица. У нее левая сторона, где был удален зуб, больше ничего не чувствует.

Мы проявили бдительность, провели дополнительную диагностику в виде компьютерной томографии, и сделали операцию. Все прошло успешно, никаких осложнений и потери чувствительности не было, поскольку мы учли ее анатомическую особенность.

Дело в том, что у нее корень зуба обрастал канал нерва, и при классическом удалении зуба этот нерв ей просто порвали. Соответственно, там она уже никогда ничего чувствовать не будет. С правой стороны у нее все в порядке, пациентка была довольна лечением.

Второе. Это коллектив, который работает в этой клинике. Потому что какой бы классной и разрекламированной ни была эта клиника или даже научный центр, который непосредственно занимается стоматологией, вы приходите лечиться там к конкретному врачу.

Соответственно, понимание того, насколько этот доктор фанат своей профессии, насколько он вовлечен в эту профессию, какой у него опыт в этой профессии, это залог успеха. Потому что все равно все строится на личных коммуникациях, именно в момент лечения, и от того, какой врач и с каким опытом вас принимает. А также от того, как он строит лечение. От этого зависит конечный результат вашего лечения.

Большое значение имеют те вопросы и жалобы, с которыми вы приходите к доктору. Ответом врача на эти ваши вопросы и жалобы должен быть сигментированный, структурированный по стоимости и по срокам план. Он, естественно, не будет стопроцентно точным на первой вашей встрече. Но вы должны уйти с приема с неким багажом знаний, с некой схемой, которая проведет вас по всем этим пунктам (стоимости, срокам и т.д.).

И об этом должен вам говорить тот договор и те документы, которые вы оформляете в данной клинике еще до начала лечения. По действующему законодательству, приходя в нормальную частную клинику, с вами должны оформить там определенные документы. Это договор, информированное согласие на оказание услуг (что вам известно, что с вами будут делать), и согласие на обработку ваших личных данных.

Эта “бумажная волокита” призвана защитить вас в той ситуации, когда вам требуются доказательства, что вы проводили конкретно это лечение и в этой конкретной клинике. В хороших клиниках все эти документы оформляются дважды. При первом посещении клиники, и когда пациент становится клиентом стоматолога или стоматологического отделения.

Еще одна пациентка обратилась к нам с осложнениями после имплантологического лечения, которое она провела в своем городе. Она прошла достаточно большую реабилитацию, переделку. Это заняло почти год. Она потратила время, здоровье, деньги. Девушка достаточно состоятельная.

На вопрос врачей нашего центра как так получилось, ведь она могла выбрать практически любого врача, поскольку у нее нет финансовых затруднений, она ответила, что ее выбор стоматолога у себя в городе проходил по принципу выбора самого дорогого имплантата в самой дорогой клинике. К сожалению, в нашем деле дорого не всегда означает хорошо. Нам пришлось переделывать ее конструкцию.

Третье. Это технологии, которыми пользуются врачи. Здесь довольно сложно пациенту, обывателю, который не является постоянным клиентом стоматологий, принять решение. Понять, что вот эта клиника хорошо оснащена, у нее новое, серьезное оборудование, а та не очень.

Потому что дизайн, лепнина, деревянные двери на входе, именные бахилы и все остальное — это всего лишь антураж. По факту же на лечение будет влиять насыщенность клиники технологиями и материалами. Причем здесь играет роль не только то, чем пользуется врач при пломбировке каналов, но и какими имплантами пользуется эта клиника, с какими лабораториями она работает, какие материалы применяются в этих зуботехнических лабораториях.

Все это играет большую роль в том, какое по факту лечение вы получите в данном центре. Здесь действительно принимать решение с одной стороны сложно, а с другой достаточно просто. Потому что современный рынок стоматологических материалов и оборудования достаточно насыщен крупными европейскими компаниями, практически у всех из которых есть представительства в России, и многие клиники являются партнерами этих представительств.

При большом количестве закупаемых материалов, при большом вовлечении высоких технологий клиника у них может получить статус партнера. Соответственно, наличие этих технологий в клинике должно быть не “для галочки”.

Если вам показали микроскоп, но при лечении его ни разу не использовали, то стоит задуматься, действительно ли он работает или просто стоит для вида. И таких моментов очень много. Естественно, личный опыт при выборе клиники играет огромную роль.

Если кто-то из членов вашей семьи или знакомых обслуживается у одного и того же стоматолога достаточно длительное время, и при этом врач не стесняется в сложных случаях отправлять пациента к другим специалистам, вовлечен в работу с другими клиницистами (общим терапевтом, ЛОРом, гастроэнтерологом), скорее всего он является хорошим специалистом. Он занимается медициной, а не просто лечит зубы, каким лечение у стоматолога представляется многим людям.

Четвертое. Это особенности нашей национальной медицины. Мы все видим и слышим рекламу, где порой говорят “три импланта по цене двух”. Я все жду пока появится три удаления по цене двух, когда они вам не нужны.

Реклама абсолютно нечестная. И многие пациенты, которым, для реконструкции, например, с помощью дентальных имплантатов требуется подсадка кости, большой объем аугментации, на слух это все звучит страшно, и многие не хотят этого делать, слышат рекламу, что есть импланты, которые можно поставить безо всего этого. В рекламе им обещают сделать зубы за один день, независимо от показаний.

К сожалению, это та история, когда люди не то, чтобы врут, но они недоговаривают. Допустим, та же технология аугментации и костной пластики при правильном подходе, при хорошем клиническом обеспечении полностью безопасна. Потому что пациент находится в длительном наркозе. В отличие от седации, применяемой в некоторых клиниках.

При аугментации пациент находится в условиях эндотрахеального наркоза, самого безопасного метода общей анестезии, в течение четырех — шести часов. Соответственно, в больших клиниках подходят к этому с общеклинической точки зрения.

В небольших клиниках это обычно построено несколько по-другому. В первую очередь, речь идет о заработке денег. Там особо не стремятся максимально обезопасить пациента и сделать все аккуратно, без боли, а стремятся просто это сделать в принципе, хоть каким-то образом.

Соответственно, и ожидания от такого лечения у людей не очень-то оправдываются. И пациенты оказываются в ситуации, когда они понимают, что что-то прошло не совсем так, как это позиционировалось в рекламе этой клиники.

Говоря про те же имплантаты, которые якобы можно ставить без каких-либо противопоказаний, могу сказать, что это не так. К сожалению, мы неоднократно сталкивались в нашей клинике с такой ситуацией, что к нам обращались пациенты, которые устанавливали имплантаты без наличия сертификатов, в клиниках Москвы и Краснодарского края.

Эти люди после такой имплантации фактически не имеют возможности повторной установки имплантатов даже после костной пластики, и практически становятся инвалидами. Зубы им уже никто никогда не сделает, они обречены на использование съемных конструкций.

В рекламе могут обещать короткие сроки лечения, его низкую стоимость, заведомо ложную стоимость лечения. Это все привлечет вас в эту клинику, куда вы придете для оказания вам именно таких услуг. И в этом можно разочароваться.

Очень часто, увидев завлекающую, профессионально сделанную рекламу, пациенты обращаются в клинику для оказания им медицинской помощи. Однако стоимость, указанная в рекламе, является лишь частью стоимости лечения, которое предполагается по факту.

Поэтому, когда вы обращаетесь в клинику, вы должны оговорить финальную стоимость. Такую, которую вы заплатите. В нее должны быть включены все те, даже мелкие, нюансы, которые являются обязательной частью этого лечения.

Соответственно, когда вы читаете составленный клиникой договор и видите там стоимость предполагаемого лечения, вы должны попросить указать, что эта стоимость является окончательной и повышению не подлежит.

Во всем этом обмане, который демонстрируется в рекламе, очень сложно разобраться. Поэтому все то, о чем я сказал выше, призвано помочь вам определиться, кому именно доверить свое лечение.

Говоря о стоимости стоматологического лечения, нельзя не остановиться на этом важном моменте. Если вы не посещали стоматолога пять или 10 лет, то не удивляйтесь, если общая стоимость санации, протезирования, имплантации будет очень внушительной.

И чем внушительнее эта сумма, тем более аккуратно ею нужно распоряжаться. Соответственно, небольшая скидка при исключении из договора некоторых пунктов, допустим, юридической ответственности, ответственности непосредственно организации, а не врача перед вами, недопустима.

Все эти пункты обязательно должны быть в договоре с вами. Хорошее и качественное лечение быстро и недорого, это фантастика. Такого не бывает ни в одной сфере жизни, а тем более в стоматологии.

Соответственно, когда вы обращаетесь в клинику и получаете план лечения на руки, вы должны придерживаться некоторых рекомендаций. Во-первых, этот план должен быть максимально структурирован. Там должны быть учтены все дополнительные расходы, даже незначительные. И все это должно быть отображено в прайсе.

По большому счету, это задача пациента — сравнить те документы, которые ему дали на руки с тем, что они видят в прайс-листе. И если, не дай Бог, во время лечения произошла какая-то ситуация, которая меняет план лечения на корню и не позволяет привести лечение к тому финалу, который указывался изначально, наступает момент ответственности.

По законодательству России врач не несет никакой ответственности за лечение. Такую ответственность несет организация, в которой он работает. И то, как в этой организации построена работа, насколько этот конкретный доктор вовлечен в свою деятельность, как его проверяет и оценивает начальство (заведующий отделением, медицинский директор, генеральный директор клиники), характеризует эту медицинскую организацию, ее имидж.

Выбирая клинику, оценивайте ее в первую очередь с точки зрения юридической ответственности. Три документа, которые вы должны получить, оформляясь на лечение в этой клиники.

Первый. Это ваша карта, в которой должен находиться подписанный сторонами договор на оказание медицинских услуг. Второй. Это подписанное вами информированное согласие о том, что вы не против лечения в этой клинике и у этого врача, с имеющимися у вас заболеваниями и предполагаемыми медицинскими процедурами и манипуляциями.

И третий, это информированное согласие на обработку ваших данных. Его сейчас подписывает с пациентами любая медицинская организация.

Далее вы попадаете к конкретному врачу. Оценить его можно по его возрасту, опыту, вовлеченности в процесс. Насколько он обращается к врачам смежных специальностей во время постановки пациенту диагноза и назначения лечения. Сколько времени он работает именно в этой клинике.

У каждой уважающей себя клиники есть свой сайт, на котором обычно указана информация о всех ее врачах. Где тот или иной специалист обучался и работал, когда поступил на работу в клинику и т.п.

В современных стоматологиях невозможно работать без определенных технологических средств. В первую очередь это диагностика, которая нужна как для принятия клинического решения относительно ваших проблем со здоровьем, так и для непосредственного лечения. В первую очередь в стоматологии это 3D-диагностика.

Если в клинике отсутствует 3D-скинирование или, скажем, отсутствуют партнерские отношения, то, скорее всего, это лечение будет либо долгим, либо оно может просто оказаться некачественным.

В центре, где работаю я, имеется отделение лучевой диагностики, где стоят аппараты экспертного уровня. Это мультиспиральный компьютерный томограф. Обычно в стоматологических клиниках подобного уровня оборудование не применяется, оно, может быть, даже чрезмерно высокоточное.

Но у нас есть некая преференция — наше отделение это лишь одна из структур огромного многопрофильного центра. И некоторые структуры этого центра без такого томографа работать не могут. Соответственно, наши пациенты получают несколько более высокую точность диагностики еще на этапе составления плана лечения.

Далее, применение оптики врачами-стоматологами, это тоже уже правило. Стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, даже стоматолог-хирург при установке имплантатов, при проведении мукогингивальной пластики, не может обычным зрением оценить точность препаровки ложа.

Увеличение от двух с половиной до сорока крат в микроскопе, это важно и без этого некоторую часть работы выполнить просто невозможно. Многие наши специалисты: ортопеды, терапевты и хирурги используют оптику в том или ином варианте. И это наша ежедневная рутина, наша ежедневная работа.

В конце своего рассказа я не могу не упомянуть, что, планируя большое или малое лечение в стоматологии, надо ориентироваться не на близость клиники к дому, не на то, какие скидки даются или какая там удобная парковка для машины, а все-таки выбирать клинику с хорошей юридической ответственностью, и которая существует достаточно долгое время. Соответственно, пациенту нужно делать свой выбор осознанно, опираясь на те вещи, на которых я ранее акцентировал ваше внимание”.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоматология. Рассказы врачей и пациентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я