Древний Рим

Сергей Бунтовский

История Рима от основания города во победы над Ганнибалом. Автор попытался сделать максимально доступный и интересный рассказ, потому книга содержит одновременно и главы написанные в научно-популярном стиле, и художественные рассказы о жизни в Древнем Риме.

Оглавление

Как римляне начинали войны

— Наши послы вернулись. Похоже, будет война, — сообщил своим домашним вернувшийся с форума9 Луций Корнелий, после чего приказал жене собрать ему в походный мешок немного сухарей, кусок сыра и флягу с вином.

Война для римлян в те времена была делом привычным, в некоторые годы Луций по два, а то и три раза уходил за добычей и каждый раз возвращался невредимым. Так что жена не плакала, узнав о предстоящем расставании, а принялась готовить супруга в поход. Кроме еды, она положила в мешок запасную тунику, нитку с иголкой и коробочку с лекарственными травами.

Сам Луций проверил остроту лезвий у меча, копья и ножа, заменил подметки на сандалиях и отполировал бронзовую нагрудную пластину.

— Надо бы купить настоящий панцирь, — обратился он к внимательно наблюдавшему за ним четырехлетнему сыну, — да все как-то не удается скопить на него. Только немного отложу, как срочно нужно что-нибудь другое купить. Вот так и воюю с наполовину прикрытой грудью. Хотя у многих ли наших соседей есть доспехи? — он хитро подмигнул сыну.

— Вроде ни у кого нет, — неуверенно ответил ребенок.

— Верно! Даже мой шлем и пластина для многих слишком дороги, так что твой отец не самый худший воин в нашей трибе.

Мальчик улыбнулся и кивнул отцу. Он уже знал, что в случае войны каждая римская триба выставляла десять сотен пехотинцев и сто всадников. Выходило, что его отец один из лучших среди целой тысячи воинов.

— Это нужно завтра обязательно рассказать друзьям, — подумал он, гордый за своего отца.

— А когда начнется сбор ополчения? Завтра? — вмешалась жена.

— Не знаю. Думаю, еще несколько дней у нас есть. Поход — дело решенное, но надо же соблюсти все обряды…

— А знаешь, чем мы отличаемся от варваров? — неожиданно обратился мужчина к сыну. — Те, когда решат воевать, сразу хватаются за оружие и выступают в поход, а мы начинаем войну, только если она справедлива и ведем ее по правилам. За это нас боги любят и каждый раз помогают победить. Хочешь, расскажу, как все будет?

— Конечно, — обрадовался сын и принялся устраиваться на отцовских коленях.

— Тогда слушай.

Когда какой-то народ нанесет обиду квиритам, например, самнитские юноши угонят стадо у наших пастухов или окские разбойники ограбят римского купца, наш царь отправляет к обидчикам послов, которые должны потребовать выдачи тех, кто виновен. Чтобы сразу было видно, кто идет, посланцы надевают на головы повязки из шерстяной ткани и отправляются к границам. Как только посол пересечет рубеж государства, он объявляет:

— Услышь, Юпитер, услышьте люди этой земли! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа, по праву и согласно с законами являюсь послом, и да слушаются мои слова с доверием!

Затем он излагает наши требования и, призвав в свидетели царя богов, клянется:

— Если я против законов божеских и человеческих требую выдачи поименованных людей и поименованных вещей, то не дай мне никогда больше видеть отечество!

Так римский посланец говорит всем встречным и повторяет, входя в каждый город. После этого все знают, что мы не хотим войны ради добычи или славы, а восстанавливаем справедливость. Если обидчики умны, они сразу выдают нам виновных и платят компенсацию. Если нет, то посол ждет тридцать три дня, а потом произносит:

— Услышьте, Юпитер и Янус Квирин! Услышьте все небесные боги, все земные боги и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели того, что этот народ не прав! Теперь я возвращаюсь в Рим, где мы сами решим, как нам добиться справедливости!

Сразу же посол возвращается домой и рассказывает царю и сенаторам, как прошла его миссия. Затем царь спрашивает одного сенатора за другим, что они думают о произошедшем. В ответ каждый из них говорит:

— Я думаю, что следует решить спор честной и законной войной!

Если большинство отцов народа поддерживают первого говорившего, то значит быть войне. Тогда жрец-фециал берет копье и несет его к границе. Там он говорит:

— Я и римский народ объявляем войну за то, что этот народ сделал против римского народа!

Потом размахивается и мечет копье на вражескую землю, приговаривая:

— Римский народ повелел быть войне, и сенат согласился с этим!

И только после этого наш легион переходит границу и вступает в справедливый бой. Боги видели, что мы не хотели войны и давали врагу шанс одуматься, поэтому они и помогают нам. А если наше дело угодно богам, то разве можем мы проиграть?

— Конечно, нет, папа!

— Вот поэтому мы и побеждаем всегда и всех. Будут боги милостивы, вернусь из этого похода не с пустыми руками. Хорошо бы взять еще пару рабов в помощь нашей маме, да?

— Да-да! Приведи нового раба, а то наши уже все старые и некрасивые!

— Ладно, поговорили и хватит. Пошли ужинать и спать.

Примечания

9

Центральная площадь города, где располагался рынок, общественные здания и проходили собрания горожан.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я