По городу, которого нет на карте. Танкоград в историях и лицах

Сергей Белковский

Челябинск в годы Великой Отечественной войны получил второе имя – Танкоград. Почему не Т-34, а тяжелый танк «ИС» стоит на пьедестале Танкограда? Своими открытиями Танкогрда в историях и лицах делится автор книги.

Оглавление

Танкоград «сделали» не Т-34, а тяжелые танки

И все же не знаменитая «тридцатьчетверка» сделала Челябинск Танкоградом.

Здесь впервые был получен первый опыт в мире конвейерной сборки тяжелой техники.

Челябинский Кировский завод (так в Великую Отечественную войну назывался Челябинский тракторный завод) за годы войны создал десять модификаций тяжелых танков и САУ, выпустил 13 393 единиц тяжелой техники.

Последним детищем челябинского завода военного времени стал танк ИС-3, получивший неофициальное название «танк Победы».

Этот танк стал лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Всего за военные годы завод выпустил 18 тысяч средних и тяжелых танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизельмоторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17 миллионов боевых припасов. Сам город стал называться Танкоградом.

Предпосылками к созданию конвейера для сборки тяжелых танков на Кировском заводе в Челябинске стала сложившаяся к июню 1943 года структура завода-Танкограда. Она включала к тому времени: танковое производство тяжелых танков, танковое производство средних танков, моторное производство, кузнечное производство, литейное производство, цветно-литейное производство.

К тому времени производство тяжелых танков уже было поставлено на поток — к концу 1943 года челябинские тракторостроители в сутки давала по десять тяжелых машин. Но нужно было больше.

«В приемной генерального директора ЧКЗ лежала специальная книга. И любой желающий мог вписать туда свое предложение по улучшению эффективности работы, как бы мы сказали сегодня — внести рационализаторское предложение. И впоследствии это давало практический результат. Внедрение тысячи организационно-технических мероприятий — это и был человеческий вклад в общий фонд Победы!», — говорит директор Музей боевой и трудовой славы ЧТЗ Надежда Дида.

И этот человеческий фактор давал свои плоды: ежемесячно снижалась трудоемкость изготовления танков на 15—20%. Сборщики и сдатчики вдвое сократили цикл сборки машин, кузнецы в 2,5 раза повысили производительность своих молотов, литейщики резко увеличили выпуск литья и освоили выпуск литых траков.

Такая подготовка и высокая организация производства стала «трамплином» для пуска конвейера по сборке тяжелых танков. Он стал первым в мировой практике, поскольку ни одно предприятие мира не имело подобного опыта.

Тяжелые танки во дворе завода. Фото из музея ЧТЗ.

В августе 1944 года конвейер начал свою работу. Это событие стало крупнейшим достижением Челябинского Кировского завода в деле танкостроения.

Что это дало в то военное время? Работа конвейера сократила заводскую стоимость тяжелого танка с 348 тыс. руб. в начале производства до 234,4 тыс. руб. в первом квартале 1945 года.

Это лишь немногим превышало стоимость среднего танка Т-34-85.

Также повысилась годовая выработка на одного рабочего: в 1941 году она составляла в неизменных ценах 39,8 тыс. руб., а в 1942—43 гг., когда действовал конвейер средних танков, — 51 и 58,7 тыс. руб..

С пуском конвейера тяжелых танков произошел скачок производительности — выработка приблизилась к 79 тыс. руб.

В Челябинске есть Комсомольская площадь, где на постаменте установлен танк — тяжелый танк, ИС, «Иосиф Сталин», танк Победы. Именно они сыграли главную роль в освобождении городов Европы и взятии Берлина, именно они могли вести бои на улицах европейских городов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я