Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя

Сергей Антонович Кравченко

Книга о природе масок внутренних и внешних, что скрывают человеческие лица, изменяют жизнь, улучшая или разрушая её. Автор обобщает практический опыт психолога, экспериментирует, ищет ядро личности и условия расцвета природы человека, показывает скрытую мудрость игрового мировоззрения. Работа проясняет мир маскарадных персон и может служить руководством к самопознанию, открытию Я, помочь профилактике душевных расстройств, пробудить способности и таланты.Для психологов и маскотерапевтов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ I. Маска

Глава 1. Три вида масок

Очевидно, что на первый взгляд маски могут быть только двух видов: физические и психологические. И если с физическими всё, казалось бы, достаточно ясно, например, театральные маски, обрядовые, посмертные и др., то с психологическими — такой ясности до сих пор не существует. И все это при том, что явление выделяется не только в обыденной жизни, но и в науке. Например, в психологии, К. Г. Юнгом описан архетип Персоны (Маски), представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими.

В психотерапевтической практике маскотерапии вот уже десятки лет ключевым понятием является Маска, которая в разных видах и на всех этапах работы над портретом или автопортретом проявляет себя. Именно вокруг масок строится психоаналитическая работа, что и приводит нас к глубинам человеческого Я.1

За психологическими масками стоит Лицо личности, которое до сих пор не выделено в отдельное понятие в науках о душе.

Разумно будет вначале уделить значительное внимание изучению физических масок, что и будет сделано в следующей главе, так как именно они помогут нам разобраться в масках психологических. При этом важно сказать, что и первые и вторые в жизни человека применяются с разной степенью осознанности. Другими словами, физические и психологические маски можно разделить на те, которые используются полностью или частично сознательно и те, что возникают и существуют в жизни человека неосознанно.

Но есть третий вид масок, который живет тысячи лет между физическими и психологическими масками и до сих пор никем не был выделен в особую категорию, а значит — не осознан людьми до конца. Эти маски относительно постоянно находятся на лице и теле человека, скрывая, улучшая или разрушая его природу. Третий вид масок можно назвать биологическим, представленным прическами, татуировками, пирсингом, шрамированием и другими модификациями лица и тела. Некоторые биомаски могут изменять формы лица человека до неузнаваемости, например, если в результате пластической операции увеличиваются губы, уменьшается нос, расширяются глаза, прижимаются уши и пересаживаются волосы.

Физические маски скрывают физическое лицо, биологические — биологическое. А психологические маски что скрывают?

Если развивать нашу тему дальше, то очевидно, что за психологическими масками стоит психологическое лицо (Лицо личности), которое до сих пор не выделено как отдельное понятие в науках о душе. Вместе с этим, на мой взгляд, есть большая потребность ввести такое понятие, так как именно «психологическое лицо» пытаются сохранить или теряют в тех жизненных ситуациях, когда говорят, что «важно сохранить лицо» или «не потерять его».

Но, когда размышляют о душевном здоровье, то помимо психологического уровня личности выделяют еще и психический, который характеризуется отсутствием следующих аномалий:

1) психозы — тяжелые душевные заболевания;

2) психопатии — аномалии характера, «личностные расстройства»;

3) неврозы — легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

Таким образом, важно подчеркнуть, что психическое здоровье не есть здоровье психологическое. А если так, то наряду с психологическим лицом можно предположить существование и психического лица?

Если за психологическим лицом не стоит лицо личности, то ставится под сомнение и существование Я человека.

В качестве рабочей гипотезы выделим следующую последовательность утверждений:

1. Маски физические создаются для физических лиц, но иногда имеют и самодостаточную сущность, что позволяет им жить своей жизнью;

2. Маски биологические всегда непосредственно привязаны к телу человека, скрывая или меняя его порой до неузнаваемости, становясь его органической частью;

3. Маски психологические скрывают или изменяют лицо личности (психологическое лицо) — истинный код человеческого Я, отражая образы субличностей;

4. Если за психологическим лицом не стоит лицо личности, и оно отражает только одну из доминирующих субличностей, то ставится под сомнение и существование Я человека, ядра, вокруг которого может формироваться целостная личность;

5. Психическое лицо также имеет свои маски, несмотря на то, что оно находится за пределами сознания. Его маски могут быть проявлены в сокрытии базовых установок по отношению к миру, людям и к себе;

6. Кибернетический организм (киборг) — биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид непрестанно всплывает в сознании, и мы не можем им пренебречь в данном исследовании о масках.

7. Ряд масок (физических, биологических и кибернетических, психологичесских и психических) и ряд лиц (физических, биологических, психологических и психических) подводят нас к осознанию такого феномена как Лик.

Опираясь именно на эти утверждения-путеводители, мы и пойдем дальше по той местности, где многие уже ходили, но, увы, с закрытыми глазами.

Поглядим: куда они нас приведут и что они нам откроют?

Небольшое дополнение в рамках опыта жизни.

Существует мнение, что маска маске рознь! Есть вещи, которые органично вплелись в культуру, жизнь и лица настолько, что мы перестали их замечать, а язык не поворачивается назвать их маской. Например, солнечные очки, которые иногда люди носят даже в отсутствие солнца, или макияж лица, скрывающий цвет и изменяющий восприятие формы. Как бы там ни было, но это тоже маски. Они — всегда есть та поверхность, которая скрывает суть. При этом — поверхность застывшая.

Застывшая поверхность — всегда ли маска?

Если это поверхность лица без отражения глубины души, то — несомненно!

Но застывшая поверхность портрета Джоконды маской не является.

А грим актера, нарисованный красками на его живом лице — маска, помогающая перевоплотиться в другого человека.

Маска всегда искусственное образование, прикрывающее истинное лицо?

Все есть маска, что выполняет её роль!

Истина или ложь, лицо или маска! Не всегда справедливо такое упрощенное противопоставление. Лицо и истина — тоже не всегда синонимы, так как истина не дается вместе с лицом в придачу. Растерянность, спутанность мыслей, не понимание жизни — вот что может быть отражено в лице личности. И что очень важно, это отражение всегда будет искренним.

Маска отражает субличность, которая скрывает лицо личности. Она является частью душевной жизни, но не является гранью личности. Например, после пережитого насилия девушка вытеснила в подсознание образ преступника, но он всплывает порой, закрывая её лицо и душу словно грозовое облако ясное небо, изменяя её до неузнаваемости. Вместе с этим, её настоящее лицо где-то там, за этим облаком.

Если маски так распространены, значит они нужны и даже необходимы, как воздух, вода и солнце.

Таким образом, маска (субличность) — это чей-то двойник.

По мере нашего изучения (узнавания) масок мы лучше познаем мир людей и их субличностей. При этом важно заметить, что образы некоторых персон (масок) могут кочевать от человека к человеку, от поколения к поколению, заполняя собой иногда сознание целых народов. Например, образы великих людей, правителей или мифологических героев. Особенное распространение получают те из них, которые тиражируются с помощью скульптурных изображений. Другими словами, чьи-то двойники в виде физических, биологических или психологических масок живут самостоятельно или на лицах людей иногда гораздо дольше, нежели их прототипы.

Функции масок разнообразны, противоречивы и порой совершенно нерациональны. Например, татуировки или пирсинг, уродующие молодые лица до такой степени, что даже не верится, что изначально их обладатель был движим желанием себя приукрасить.

Есть один универсальный закон: когда нас понимают и принимаю такими, какие мы есть, то все маски спадают сами собой, так как в них нет необходимости.2

Скрытые психологические маски могут быть распознаны в процессе сеансов маскотерапии, когда человек, создавая свой автопортрет, невольно лепит образы подсознательных субличностей и свои стереотипы восприятия людей и самого себя.

Важно дополнить, что физические маски существуют не только совместно с лицами, но и без них, приобретая таким образом самодостаточную сущность не только в рамках человеческой культуры, но и при восприятии их животными. Например, охотничьи маски. Более подробно рассмотрим этот вопрос в главах о физических масках.

Маска — двойник

Маска зачастую есть чей-то двойник явный или нет.

Маски двойников явных мы видим на лицах актеров в кино или в театре, но можно их увидеть и в жизни, когда человек осознанно подражает во всем своему кумиру или лидеру, учителю или вождю. В таком случае можно наблюдать внешне достаточно похожих людей, которые и психологически, возможно, на какое-то время стараются быть подобны своему прообразу.

Когда же человек неосознанно подражает кому-либо, то двойник прототипа всегда неминуемо присутствуют в сознании в качестве субличности и строит жизнь носителя под себя насколько это возможно. Не только качество жизни, но и её длительность всецело подчинены этой субличности.

Выявить ведущие скрытые субличности становится возможным в процессе создания скульптурного портрета на сеансах маскотерапии.

Маска может отражать того двойника личности, который используется как средство саморазвития, например, маска Тени содержит в себе скрытую часть личности, дополняя собою Свет.

Двойничество отражено в искусстве и присутствует в культуре всех народов, но почему-то исследуется только на примерах мужчин, которым якобы особо свойственны нарциссические наклонности. В последние десятилетия двойничество пришло и в робототехнику, где создаются копии конкретных людей (джеминоиды).

Тема двойничества возникает в истории развития человечества естественным образом вместе с зеркальным отражением и с феноменом близнецов.

Посмертные и погребальные маски отражают эту же тему двойничества, где один из пары остается жить вечно как напоминание о другом, являясь особым условием его бессмертия.

Тема масок — тема двойничества?

Маска есть отражение субличности.

Лицо истинное есть только у человека без масок-двойников?

А лик — это то, что где-то в вечности отразилось архетипическим образом и запечатлелось в образе физическом?

***

Михаи́л Гео́ргиевич Гелова́ни (1892 — 1956) — советский грузинский актёр театра и кино. Лауреат четырёх Сталинских премий за исполнение роли Сталина в ряде картин (в 15-ти). Знаменитый исполнитель роли И. В. Сталина.

Михаил Геловани и образ Сталина в его исполнении в фильме «Падение Берлина» (1949).

После смерти Сталина жизнь актера резко изменилась. Его удалили из почетного караула у саркофага с телом Сталина 6 марта 1953-го. Роль Сталина стала для Геловани клеймом. Режиссёры кино и театра обходили его за версту. С того времени у него остались лишь 3 эпизодические роли, но осенью 1955-го и их не стало. У артиста усугубилась депрессия. С весны 1953-го он был под особым надзором МГБ. В день рождения И. В. Сталина 21 декабря 1955 года Михаилу Геловани было присвоено звание почетного народного артиста Китайской Народной Республики. В китайской прессе 1960-х годов публиковались материалы о «хрущевских издевательствах над выдающимися артистами СССР сталинского периода: Геловани, Орловой, Александровым, Ладыниной, Андреевым, Толубеевым, Черкасовым, Алейниковым». Забвение актера включало и вырезание кадров в фильмах, где Геловани играл Сталина.

Михаил Геловани по удивительному совпадению скоропостижно скончался в день рождения Сталина — 21 декабря 1956 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Некоторые близкие актера утверждали, что это было самоубийство, обусловленное забвением Геловани с весны 1953 года.

Субличность вождя в сознании актера по всей видимости была столь значимой, что со смертью Сталина жизнь актера неминуемо тоже клонилась к закату. Не только качество жизни актера, но и её длительность всецело подчинились субличности вождя.

Глава 2. Физические маски

Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и рта. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. Они могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других. Под маской обычно понимают то, что скрывает что-либо.

Например, специальная накладка, часто с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п., надеваемая на лицо и частично или полностью закрывающая его. Но на маскараде, например, человека в такой накладке тоже могут назвать маской.

Высокий воротник, шарф, козырек, рука у лица или солнечные очки — распространенные физические маски.

В истории маска была и обрядовой личиной в виде головы чудовища или зверя, употребляясь некоторыми народами во время религиозных представлений и обрядовых игр. Она была важным аксессуаром греко-римского театра, представляющим собой изображение человеческого лица с трагическим или комическим выражением.

Маски с изображением человеческого лица, звериной или птичьей морды надевали и надевают в настоящее время ряженые в рождественский пост, масленицу и особенно в святки.

Посмертная маска Тутанхамона.

Она может быть и скульптурным изображением, слепком с лица человека или головы животного (обычно — умершего). Например, знаменитая посмертная золотая маска Тутанхамона.

Распространенность физических масок во всех культурах и временах заставляет задуматься об их особой значимости.

Дополнение к определению:

1. Маска физическая может иметь свою уникальную анатомию или полностью повторять чье-либо лицо. Она часто без ушей и лба. Иногда она даже без глаз, где есть только пустые глазницы, без волос и шеи. Почти всегда — без затылка, иногда и безо рта. Другими словами, она часто прикрывает только часть лица или меняет его, тем самым придавая ему иное содержание или утаивая что-то.

2. Высокий воротник, шарф и козырек, рука у лица или солнечные очки — очень распространенные физические маски, которые мы даже не воспринимаем часто как маски.

3. Одежда бывает маской в разной степени, например, капюшон может служить маской защиты, украшения или совершенствования. Тога древних греков была менее всего маской, так как являлась простым куском белой ткани на голом теле. Другое дело — шубы и плащи из кожи; платья под шкуру леопарда или змеи; шипы на одежде, напоминающие рептилий; цепи, имитирующие злых и диких животных.

4. Аксессуары (кольца, наушники, ремни, ленты и др.) могут быть частью маски.

5. Головные уборы часто играют роль маски. Например, шляпы, особенно с вуалью или с большими полями и с перьями, шапки ушанки или шапочки с ушками или рожками близки к охотничьим маскам.

6. Парики различной формы и цвета более относятся уже к биологическим маскам, которые мы рассмотрим в соответствующей главе.

Маскарад, охота, украшение или сокрытие своего лица частично или полностью по разным причинам не прекращается ни на минуту.

Маски физические можно классифицировать по их функциональности следующим образом:

1) Ритуальные маски (обрядовые, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — маски обрядов, сопровождающих религиозный акт, выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; маски церемониалов. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев).

Чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ во всей Европе употребляли маски из вполне понятных побуждений; равным образом иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в маску. В Риме некоторые монашеские ордена при погребениях облекались в странный костюм при маске.

2) Военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.).

Личина — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников.

Боевая личина самурая

Мэнгу — различного типа боевые личины (маски), которые являлись частью доспеха самураев и их слуг в феодальной Японии. В открытом бою упрощённые боевые маски использовали также ниндзя.

Солдаты древнего Рима иногда устраивали под масками комические шествия, как бы окружая фиктивную триумфальную колесницу в насмешку над военачальниками, им ненавистным.

3) Охотничьи — в пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных.

4) Посмертные.

5) Погребальные.

6) Свадебные, где роль маски выполняет фата.

7) Театральные и танцевальные.

8) Функциональные:

Медицинские.

Профессиональные, например, маска чумного доктора с клювом птицы. Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха» (прообраз современных респираторов).

Защитные.

Спортивные.

9) Карательные:

«Позорная» маска изобретена для общественного оскорбления; популярная «облегчённая» форма — ослиные уши для плохого ученика или студента.

Особо неудобные маски, типа железной маски, пригодны в качестве приспособлений для пыток или телесных наказаний.

В австралийских тюрьмах в конце XIX века маски использовались для пресечения разговоров и отчуждения. Они были сделаны из белой ткани и покрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Маска позора — орудие пыток, изобретённое в XVI веке в Великобритании.

Средневековое изображение женщины в маске позора.

Первоначально маску позора надевали на сварливых жён, на женщин, уличённых в проявлении грубости в общественном месте. Маска представляла собой металлическую конструкцию, надеваемую и закрепляемую на голове. В лицевой части конструкции находился острый металлический кляп, который при попытке говорить серьёзно ранил язык и губы наказанной.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом — образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и одновременно являлся орудием пытки.

Джеймс Кевизел в роли Иисуса в фильме Мэла Гиббсона «Страсти Христовы».

10) Маски для предотвращения опознания, например, маска «Крик».

11) Маска протеста и борьбы — Маска Гая Фокса, также известна как Маска Анонимуса, Маска Вендетта или просто Маска V — один из ключевых символов протеста и борьбы против коррупции, нынешнего строя и реформ власти на Западе.

Маска Анонимуса

11) Маски могут использоваться и как талисманы.

Другая классификация масок учитывает характер изображения:

1) простые изображения человеческого лица,

2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры,

3) изображения животных,

4) иное, например, наголовники, очки, капюшоны и др.

Можно классифицировать маски и с помощью линии времени — в зависимости от их возникновения в истории человечества. И это будет наиболее правильно, так как дает нам дополнительный материал для анализа предмета нашего исследования.

Физические маски возникали в следующей последовательности:

1. Первоначально маски появились у охотников и военных.

2. Маски предотвращения опознания могли иметь место в любой сфере жизни и в любое время.

3. Ритуальные маски возникали по мере развития культов.

4. Вслед за ними — погребальные и посмертные маски.

5. Далее — театральные, танцевальные и маскарадные.

6. Свадебные и функциональные маски возникали по мере развития института семьи и различных профессий.

7. Карательные маски возникли в развитых обществах, вместе с развитием законодательства.

8. Маски протеста и талисманы заключают наш список.

Вывод и обобщение.

Для достаточно полного описания физической маски желательно упомянуть её функцию, характер изображения и историю возникновения.

Такой метод нам понадобиться в дальнейшем и при описании масок биологических и психологических.

ИСХОД

В самолете Мария думала о детях. Она живо представляла, что сейчас они просыпаются и не находят её в доме. Только мама мужа, сгорбленная маленькая старушка, которая ничего не может им ответить на повторяющиеся вопросы: «А где мама?», помогает молча им собраться в школу и позавтракать.

Мужа не было прошедшей ночью, но он узнает о её исчезновении быстро, так как водитель непременно скажет ему о ранней поездке в аэропорт. Он знает свою жену как местную газету, и сразу увидит в произошедшем что-то неординарное.

Всё поймет, но не примет произошедшее как должное. Он рассчитывал, что Мария стерпит его вторую семью, так как в его поведении не было ничего особенного с его точки зрения. Вторая семья с молодой женой для мужчин его круга, где деньги уже считают сотнями миллионов и имеют власть над сознанием множества людей, считается естественной. Более того, такое поведение было свойственно и его кочевым предкам, чему свидетельница его мать — маленькая молчаливая старушка, которая теперь тихо живет в их доме и всем служит. С свое время она тоже узнала о второй жене мужа, закипела, засуетилась, заплакала. Плохо спала и ела, пыталась что-то мыслить злое и планировать месть, но постепенно свыклась, потухла и потерялась. Стала тенью своего мужа и его новой жены, прислугой своим детям, а потом — внукам. Образ её прожитой жизни невольно витал в атмосфере семьи сына, напоминая о традициях предков и воссоздавая старые степные обычаи в большом доме нового времени

Образ её прожитой жизни невольно витал в атмосфере семьи сына, напоминая о традициях предков и воссоздавая старые степные обычаи в большом доме нового времени..

Мария знала о подобных сценариях в других семьях в прошлом и настоящем времени, но надеялась, что её семьи это не коснется.

Ей стало зябко и она, обняв саму себя, вжалась в кресло и прикрыла глаза. В такое утреннее время обычно к ней прикасались руки детей, пробудившись ото сна. Она же обнимала их маленькие плечи и расчесывала всклокоченные волосы. По дому разносился запах молока, теплого хлеба и кофе. Под ногами у нее мягкий ковер и она счастлива от домашнего тепла. Но вот распахивается входная дверь и входит муж, а за ним множество людей и других каких-то существ.

Карнавал вокруг. Все в масках. Человек с голым лицом попадается редко. Его толкают со всех сторон сказочные герои, морды животных и люди без лиц. Они творят жизнь, в которой нет ответственности. Тем, кто без масок, тут же предлагают их. Кто-то снимает свою и отдает. На его же лице остается ещё одна. Многие масками меняются при совместной жизни. Даже дети примеряют что-то на свои чистые и наивные лики. Старики, столкнувшись в слабости и болезни со своим лицом, стремятся закрыть его хотя бы обветшалыми кусками крашенного картона и тряпок. В храме, на работе, перед сном, в телевидении — все играют и скрывают себя. Некоторые не осознают, что они прячутся, так как носят маску давно и она приросла, изменив лицо под себя. Некоторые ищут свое я, не снимая с себя весь этот хлам и не очищая душу.

Некоторые ищут свое я, не снимая с себя весь этот хлам и не очищая душу.

Но вот и маска смерти на некоторых лицах мелькает кое-где, остужает и меняет не только чувства и мысли её обладателя, но и состояния тех, кто с ней сталкивается лицом к лицу. Изнутри ощущают её и ведут себя соответственно, видят свое отражение в других лицах, тем самым распространяя себя, что особенно действенно при отношениях со своими детьми и внуками, которые невольно уподобляют себя им.

Быть открытым, искренним и естественным — считается неприличным, словно быть голым, что простительно только маленьким детям в бане и на пляже.

Кто-то в порыве страсти споткнулся и приоткрылся, что сделало заметным его страдание — состояние и переживание, причиняющее боль от раны, гибели или смерти.

Сама жизнь под маской многим невыносима, особенно, если она одета не по своей воле, например, в момент страшного события.

Привычка же носить маску стала сутью его души — что-то чуждое приросло к сокровенному и стало частью лица.

Скрытая трагедия среднего человека, впадающего в несчастье по ошибке, тогда как изначально он был наполнен и пропитан природной честью и маленькой семейной славой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маски / Лица / Образа. Как найти и потерять себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Более подробно метод маскотерапии описан в книге С.А.Кравченко «Маскотерапия. Как портрет открывает, развивает и лечит личность».

2

Смотрите работы К. Роджерса по клиент-центрированной психотерапии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я