Автозвук Online

Сергей Александрович Туманов, 2016

Уникальная книга, которая представляет собой "бортовой журнал" большого 14-дневного воркшопа по построению своей автомобильной аудиосистемы с нуля, начиная от выбора концепции и заканчивая настройкой готовой системы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автозвук Online предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Воркшоп. День второй

Напомню, первое задание у нас было: описать концепцию, какой вы видите свою будущую аудиосистему. Надо было написать состав оборудования, которое уже есть и которое планируете приобрести. Также надо было сфотографировать свою систему, чтобы знать, что и как мы будем делать. Вот сейчас мы и начнем разбор заданий из тех описаний, которые я получил.

Итак, первый у нас — Илья.

Значит, концепция: трехполосный фронт, сабвуфер, поканальное усиление, фильтрация с головы (Головного устройства, магнитолы). Голова Carrozeria, усилители Audison lrx 6.9 на Focal, еще один Audison на Focal. Видим фото компонентов салона, багажника.

«Голова» перенесена вверх, подиум есть.

Вот «стелс», кстати, обратите внимание, хорошая толщина набрана. При поклейке «стелса» это хорошо. Выглядит очень культурно, аккуратно, есть закладные гайки, все хорошо.

Сделан короб под головное устройство, для крепления в нестандартном месте. Дальше показан процесс изготовления. Все в «дровах» еще…

Подключение сделано очень хорошо, качественно, «змейка», термоусадка. Обшито, то ли велюром, то ли алькантарой. Крепление выполнено замечательно. Дальше фотографии в процессе работы.

Да, как крепить провода?

В дверку, в «змейке», так — правильно, так надо делать.

Дальше, внутри стойки, видим крепежные элементы, чтобы крепить стойку к металлу.

Потом — опять процесс изготовление «стелса». Малярный скотч, стекломат, пропитка… Дальше усилитель, все так же грамотно подключено.

А вот насчет этих втулок для проводов, что на фотографии выше, расскажу чуть подробнее. Как судья с большой практикой, я видел, что многие судьи, когда оценивают мастерство в старших классах, требуют устанавливать эти втулки. Некоторые без этого не ставят максимальное количество баллов. Я категорически с этим не согласен. Да, это выглядит аккуратно, посмотрите на фото. Но это не совсем правильно.

Особенно меня удивляют те судьи, которые радеют за звук, мол «мы всё для звука», покупают классные дорогие провода, слушают их, а потом надевают эту втулку, алюминиевую, или еще какую-нибудь.

Почему это плохо? Потому что при её использовании нет хорошего контакта. Когда вы вставляете эту втулку в терминал усилителя, нет такой плотности прилегания, чем когда вы вставляете просто провод. Это дополнительный посредник между проводом, это лишняя точка перехода. Вот здесь весь ваш звук и остается.

В принципе, SQ не совсем моя тема, но то, что нужно, слышу я хорошо. Я разговаривал с людьми, которые «в теме», которые строят SQ-системы и разбираются в качестве звучания, и они подтверждают, что звук на этих втулках и остается. Так что так делать не совсем правильно.

Смотрим дальше: вот подиум… внутренняя часть проклеена маделином. Хорошо, мне понравилось.

Сергей: Так, Илья, мне надо понять, в каком состоянии сейчас система. Чем непосредственно мы будем заниматься на воркшопе, какие цели ставим? Потому что я вижу, что в систему доделывается «стелс», то есть «фронт» уже установлен? Понятно, что будет еще материал по настройке и многим другим вещам, но давайте выясним еще кое-что, чтобы ваше участие пошло вам на пользу. У меня сразу возник вопрос:

— Расположение «серединок» и «пищалок» — оно как-то отслушивалось, или они были установлены, как удобно?

Илья: Как удобно.

Сергей: Систему уже играет или просто установлена, без подключения?

Илья: Играет без саба.

Сергей: Хорошо. Еще один момент, я на фотках не увидел: одинаковы ли обе стойки? То есть, они сделаны с одинаковыми наклонами, или выведены на водителя?

Илья: Симметричные.

Сергей: Там скорее, навскидку, динамики с правой стойки смотрят на водителя, а на левой — на козырек приборного щитка, и направление их излучения сходятся где-то под зеркалом.

Илья: На соседа.

Сергей: Ну да, под зеркалом, где-то в средней точке они сходятся. Я почему спрашиваю, у меня когда-то было точно такое же расположение динамиков на стойках, один в один. Почему?

Потому что когда устанавливаешь их, это наиболее удобно делать. Я вот предлагаю взять и попробовать кое-что поменять. Уже есть что-то, что работает. Но я бы все-таки рекомендовал попробовать немножко поменять расположение. Да, еще такой вопрос:

Машина для себя или с возможностью участия в соревнованиях по автозвуку?

Илья: Для себя. Но и на соревнования можно съездить.

Сергей: У вас уже есть система, есть подиумы. Я бы предложил вам сделать еще и другие стойки, с другим направлением. Это не так трудозатратно. Хотя бы в «дровах», не идеально, не обтягивать их. А сделать так, чтобы можно было отслушать динамики с другим направлением. И просто сравнить, что лучше играет.

Я бы попробовал по-другому. Все-таки сделал бы несимметричные стойки и направил бы их в лицо. Это стоит сделать для того, чтобы воркшоп прошел не зря, чтобы взять что-то полезное. Я не говорю, что 100 % будет играть лучше, но стоит попробовать. И по багажнику: здесь у нас стоит саб. Машина «пятнашка» правильно?

Илья: Да.

Сергей: Мне еще интересен такой момент: что сделано со стандартной полкой? Осталась ли она на месте?

Илья: Полка доработана.

Сергей: То есть, сделано акустическое просветление в ней?

Илья: Усилена и просветлена.

Сергей: Это хорошо. И еще такой вопрос: насколько багажник используется для перевозки всяких длинномеров? Раскладываются ли сидения?

Илья: Всегда раскладываются.

Сергей: То есть, нужна возможность откинуть сиденья и положить туда что-то длинное?

Илья: Да.

Сергей: Хорошо. Значит, при этом надо установить в багажник два усилителя, но оставить функциональность запаски, да? По фотографиям можно понять, что изготавливается короб под усилитель? Там есть что-то обтянутое карпетом. Что это?

Илья: Старый фальшпол.

Сергей: Как я понял, концепция такая: в багажнике слева будет сабвуфер, усилители будут устанавливаться в пол. Для того, чтобы это было функционально, усилители надо закрыть, сделать им вентиляцию. И сделать возможность поднять короб с усилителями, чтобы дотянуться до запаски. Верно? Даже если фальшпол будет не на весь багажник, все равно должна быть какая-то крышка. Например, одна часть закрывает фальшпол, в другой — люк для вытаскивания запаски.

Теперь с проводкой. Что сейчас сделано с силовой проводкой? Какой аккумулятор, какие прокинуты провода по силе? Потому что я видел на фото межблоки, видел акустические провода, но не обратил внимания на силовую проводку.

Илья: Аккумулятор стандартный.

Сергей: Сколько суммарная мощность системы? Акустические провода хорошие. Что это

Илья: Стингер серебряный.

Сергей: Какого сечения?

Илья: 3 AWG.

Сергей: Ок. Тогда мы вашу систему рассмотрели.

Приступим к следующей домашке.

Кто у нас следующий? Саша.

Концепция: громкий, при этом достойного качества «повседнев».

Головное устройство Pioneer 88, «средник», мидбас.

В общем, 4 мидбаса, два «средника» и 4 твитера.

«Сабы» — Obsidian Audio 15”, две штуки,

усилитель на саб — DD,

4-канальный усилитель «Hyundai» — на «фронт».

Питание: генератор Eldix 135А.

Аккумулятор в багажнике, «кислота» под капотом.

В планах — сменить «сабы» на два двенадцатидюймовых Fi Q.

Посмотрим фотографии.

Колечки с посадкой, пенка. И зашпаклевано все. Нормально. Покрашено и установлено. Это я видел на машине вживую.

Здесь аккумулятор и сабвуферы. Немножко, конечно, осложняют ситуацию весельные стеклоподъемники, но ничего страшного. Ну и ГУ в штатном месте.

Две «пищалки»… Аккумуляторы в нише.… Так, здесь просмотрели все.

Сергей: Я так понимаю, что концепция подразумевает громкое прослушивание внутри машины. На озвучивание площадок мы не рассчитываем? Еще вопрос: всего три динамика на двери, есть ли желание переделывать обшивку, или можно сделать накладной подиум?

Саша: Накладной подиум. Одна пара «каденсов» на замену, туда станет пара ДД.

Сергей: Но у тебя же есть одна пара «каденсов»? Я удивляюсь, когда люди заявляют, что им мидбас не нужен, что достаточно «средников». Мы здесь занимаемся другим, мы строим правильную систему. Если у тебя три пары динамиков, значит нужно обязательно подобрать мидбасы. Которые будут играть диапазон, нужный им, от 80 герц или от 60, что еще лучше, и до стыка со «средником», а может даже выше. Но без мидбаса тебе не обойтись.

Саша: Пока в планах на эту машину нет мидбаса.

Сергей: Это плохо. Давай так, мы сейчас с тобой используем то, что есть, но компоновку делаем так, чтобы было правильно. Я же говорил, что мы сейчас собираем концепт, который будет работать, даже если у кого-то не приехала аппаратура. Но, мы его собираем, с целью получить правильную систему. Делаем сейчас из того, что есть, но с расчетом на то, что потом будет правильно. Должно быть два мидбаса, плюс средние, ну пусть будет одна пара «пищалок», эти «T28» громкие, «крикучие», то есть для громкой системы подойдут.

Саша: Можно и на «улицу» немного акцент сделать.

Сергей: У тебя так или иначе они будут орать на улицу. Но, в твоем случае, чтобы делать open air, нужен рупорный твиттер. Потому что рупорные пищалки дальнобойные. Их нужно слушать издалека. Не случайно же так делают эстрадную акустику, pro — серию, например. Представьте себе зал, даже клуб какой-то, у вас точка прослушивания минимум — пять метров. Хотя можно перенастраивать, да. Мы уже говорили о том, что если у кого-то SQL-ная система, у вас будет две настройки.

Саша, чтобы делать две настройки «салон» и «улица», нужны рупорные твиттеры. То есть, без них музыка будет играть на улицу, но верхов тебе будет недостаточно. А как только ты сядешь в салон, тебе будет хорошо, тебе всего будет хватать: и «верха», и средних и низов. Потом, если тебе захочется, можно будет добавить простой тумблер, селектор, чтобы переключаться между двумя настройками.

Значит, что тебе нужно сделать в первую очередь? Сразу такое белое пятно. Надо соединить тыловой аккумулятор с подкапотным аккумулятором. И сделать это хорошим проводом. Сделать шумоизоляцию дверей — это само собой. Силового кабеля КГ-35 мало. У тебя система должна быть сбалансирована. Ведь система слаба настолько, насколько слабо самое слабое звено.

Давай рассмотрим твою силовую проводку. У тебя заменен генератор, стоит мощный аккумулятор сзади. Но что с проводами? Приведу аналогию, грубую, но понятную. Вот представь, у тебя не провода, а трубы.

У тебя есть резервуар, это аккумулятор. У тебя есть потребитель, это твой усилитель. И у тебя есть бочка, например, у тебя также есть огород, который ты поливаешь, и у тебя есть скважина, от которой ты питаешь свой резервуар. У тебя есть шланг одного диаметра в одном месте и меньшего — в другом. Шланга, что тоньше, мало.

Понятно, что пример грубый, но он иллюстрирует то, что у тебя в системе происходит. Предположим, что ток в разных проводах разный, но все равно, для сбалансированности я бы сделал провода одинаковые.

Дальше. Дмитрий.

Машина «Hyundai Getz». Сделана шумоизоляция пола, в планах переделать шумоизоляцию машины полностью. Важна громкость, как в салоне, так и на улице, до 10 м. Имеется ГУ Pioneer 99, «пищалки» и «миды». «DMX» — мидбас на 10 дюймов. Ну по усилителю надо разобраться…

Сергей: Что у нас, переделка двери целиком, или накладной подиум?

Дмитрий: Переделка двери плюс подиум.

Сергей: Я имею в виду, полная переделка обшивки? На «Гетце» она разбираемая, так как состоит из отдельных частей. В процессе работы некоторые части отделяются, в одну из них без проблем интегрируется подиум. Блок управления зеркалом есть на обшивке, и здесь достаточно крупное место, то есть тут спокойно можно сделать подиум. У «Гетца» также достаточно глубокое место в багажнике, сюда можно много всего поместить, фальшполы и прочее.

Помню, Андрей Вахтин делал систему в 2004 году, у него в этих нишах стояло по усилителю. И в полу еще был сабвуфер, вклеенный в нишу запасного колеса. Под головное устройство делали подиум, оно было мультимедийное, c выдвижным монитором, 900-ая IVA.

В принципе, с компоновкой тут все понятно, теперь по поводу сабвуфера. Багажник в «Гетце» достаточно маленький. Перед нами стоит задача: 18-дюймовый сабвуфер надо поставить туда, при этом сделать сабвуфер съемным, заменяемым. То есть, поставил под настроение один или другой.

Нужно понять сейчас, мы занимаем под сабвуфер или багажник, или, в случае с «18-шкой» делаем что-то еще? Раскладываем сиденья и ставим «саб» в салон, занимаем салон до средних стоек?

Дмитрий: Да.

Сергей: В принципе, все понятно. С концепцией разобрались. Да, я не посмотрел по усилителям. Что с усилителем?

Дмитрий: Усилители ищутся…

Сергей: Надо сейчас определяться. Нужно выработать концепцию, ждать полгода у нас нет возможности.

Понятно, что 4000-й (RF 40001bd) кроме как на пол никак не положишь. Но мы спокойно можем сделать, чтобы нам была доступна запаска. Нам хотя бы нужно знать габариты будущего усилителя. Нам обязательно нужно будет его в течении воркшопа подключать. Нам важно собрать систему, настроить ее. Поэтому, с усилителями нужно определяться, можно у кого-то одолжить, например.

Нам надо точно знать габариты, объясню, почему. Потому что концепцию надо уж знать. Вот, возьмем багажник. Если мы положим сюда 4000-ник, или два, чтобы у нас остался функциональный багажник, чтобы мы могли вытащить сабвуфер и разложить сиденья, вариантов у нас, кроме как на пол и по бокам, особенно некуда. Понятно, что усилитель, который мы поставим сюда, надо устанавливать на какую-то раму, которую мы сделаем для него.

Так как мы тут не занимаемся «колхозом», нужно сделать хорошую качественную систему, поэтому я бы советовал собрать сварную или, как минимум, сделать хорошую жесткую фанерную раму, которая хорошо прикрепится куда-нибудь. Кстати, по-моему, близко под стойками есть металл, куда можно приклепаться.

Что с питанием?

Дмитрий: «Стингер 2250» плюс будет генератор….

Сергей: Где будет базироваться «Стингер»? В багажнике? То есть, запаской мы жертвуем?

Дмитрий: Да.

Проще всего будет Илье. С одной стороны проще, с другой — сложнее. Потому что если система уже готова, а ее надо переделывать, сердце обливается кровью, по себе знаю.

Я помню, как-то в 2006 году, делал инсталляцию, а еще не было приборов померить параметры, и я выехал на соревнования, а система не давит. Красивая была, вышпаклевывал, вылизал там все, а она не давит… По тогдашним мерка красивая. Но не давит.

Я, когда приехал, начал разбирать, разламывать, разбирать, выбрасывать фальшпанели, а народ вокруг ходит и спрашивает: «Не жалко?»

Я говорю: «А что жалеть, я же не для красоты делал, а для результата, а результата нет, значит надо переделывать».

Пока мы больше решаем организационные моменты, но нам надо определиться с тем, то мы будем делать дальше.

Я расскажу о проводке. Вот у Ильи проводка сделана так, как надо, вот ссылка на его альбомы: http://magnitola.org/members/74679-albums3460.html

Обратите внимание, как сделана «змейка». Кстати, совсем не обязательно делать в «змейке». Иногда на соревнованиях ко мне подходят люди, которые не совсем понимают, о чем говорят и комментируют: «Понятно, у него в «змее», а у меня в гофре, значит, у меня бал будет ниже». Ничего подобного, никакой разницы. С точки зрения правил любых соревнований по автозвуку, никакой разницы между «змеей» и «гофрой» по баллам нет.

Поэтому, как я уже говорил, надо будет что-то докупать и доделывать, в процессе.

Кстати, Илья, если есть планы принять участие в соревнованиях, советую «одеть» провода, которые остались незащищенными. «Змею» проложить уже проблематично, но «гофру» одеть можно. Советую места, где есть контакт с острыми кромками, а также те места, где есть прохождение через опасные поверхности или точки нагрева, прикрыть «гофрой». Если есть прохождение через острые кромки, то нужно делать изоляцию двойной.

Есть такой «пунктик» у некоторых судей. Если у нас, допустим, есть отверстие в металле, или пластике, но оно с острыми кромками, и есть провод, который проходит через это отверстие, то есть у некоторых судей такое предубеждение, что надо использовать два разных материала для защиты. Например, чтобы одна кромка была обработана резиной, а также провод должен быть в «гофре» или «змейке». Если вы натыкаетесь на такого судью, просто спрашивайте: «Где это написано в правилах?»

Защита двойная, делается так, в самом простом варианте: вы берете эту «гофру» и одеваете ее на край отверстия, провод у вас тоже в гофре. Или надеваете кусок шланга на кромку.

В любых соревнованиях логично, с точки зрения защиты кабеля, делать двойную защиту. То есть, каким-то образом обработана эта дырка и защищен провод. Я бы советовал так делать, если есть мысли съездить потом на соревнования. Да, можно вставить резиновые втулки, вместо разрезанного шланга.

Во всех правилах соревнований нет пункта обязательной защиты по всей длине кабеля, но есть пункты защиты в проблемных местах, это: точки нагрева, места, где есть движущиеся части проходы через опасные места — отверстия в металле, пластике. Вот эти места надо защитить. Хотя, для повседневной эксплуатации это может и не нужно.

Но те, кто занимается инсталляцией, прекрасно знают случаи, когда клиенты, ерзая по сиденью, перетирали провода в каких-то точках.

Вот, например, на фото видно, что все прекрасно уложено, прорезана шумка, уложены кабеля, как в желобок, но я знаю случаи, когда в этих местах провода были перетерты. Поэтому береженного Бог бережет.

И я говорю, как с точки зрения повседневной эксплуатации, так и учитывая возможное участие в соревнованиях, куда может планироваться выезд. На соревнованиях судья может снять баллы, если он поднимает спинку и видит потертость на каком-то кабеле. О чем это говорит? Что трение в этом месте все-таки есть, что здесь — проблемная точка, которая рано или поздно приведет к перетиранию кабеля.

Ладно, если это межблочный кабель, а если акустический или силовой? Тогда это может быть опасно. Особенно, если используется мощный усилитель, там на выходе большое напряжение бывает. Поэтому еще раз советую сделать защиту. Я привел пример, чтобы вы понимали, где могут быть проблемы. Вообще, все места, где есть возможность перетирания, перебивания, пережимания или перегрева, следует защитить.

И следующий момент: Мы будем выбирать компоновку. Вот у Саши два саба, два крупных ящика, понятно, что другой концепции, кроме как занять весь багажник, просто физически не может быть. Но мы это сделаем немножко по-другому. Если есть желание оставить эти ящики, если они устраивают по звуку, тогда оставим, если нет, то кое-что немножко поменяем.

Нам нужно сделать гармоничную систему, чтобы это смотрелось, как единое целое. Чтобы это была действительно акустическая система, а не просто аппаратура, накиданная в багажник. Вот так, как делает Илья. У него немного не закончено, но процесс идет в правильном направлении. То есть, получается другая система. Да, она выходит другой направленности, чем у Саши и у Дмитрия.

Поэтому, мне нужны размеры, технический рисунок вашего багажника: ширина, высота, глубина. Чтобы мы могли скомпоновать нашу систему. Завтра мы окончательно определимся, что мы будем делать, как мы будем делать, определим узкие места в вашей системе и начнем работать. Уже непосредственно по строительству системы.

Можно сделать схематический рисунок с размерами. Завтра мы будем разбирать ваши рисунки. И еще будут нужны размеры ваших усилителей. Чтобы не искать их в поисковике. Если у вас машина находится на станции, идите туда, фотографируйте и мерьте.

И, напоследок, анекдот:

«Один парень закончил престижную бизнес-школу, стал отличным специалистом. И устроился в корпорацию, которая находится в пятерке лучших американских компаний, в отдел кадров.

Как-то вызвал его к себе шеф и сказал, что освободилась вакансия регионального директора по связям с поставщиками.

Зарплата — пятьсот тысяч долларов в год, служебная квартира, служебный «Майбах», бонусы и полный соцпакет. И надо найти кандидата на эту должность. Парень взялся за решение задачи.

Он выложил вакансию на сайты по поиску работы. Соответственно, люди, видя соблазнительную вакансию, начинают присылать резюме. Эти резюме приходят тысячами, которые кадровик не успевает распечатывать, не то, что изучать.

В итоге он захламляет распечатками весь кабинет, полностью зарывается в них. Но время идет, нужно нанимать человека. Приходит шеф и спрашивает: «Ну что, как успехи?».

Парень объясняет ситуацию и спрашивает: «Что делать?».

Шеф подходит к ближайшей стопке, берет наугад два десятка резюме и говорит: «На, вот, выберешь из этих».

Работник шокирован таким решением: «Как, а что же с остальными? Ведь среди них может оказаться настоящий профессионал, которого мы упустим?!».

Шеф отвечает: «Ты понимаешь, сегодня им просто не повезло. А с неудачниками мы не работаем».

Поэтому я надеюсь, что из этой поучительной истории все сделали правильные выводы:)

С неудачниками мы не работаем. А действие решает.

И задание на завтра.

Мне нужны фотографии.

Во-первых, разбираем двери. Илье можно не разбирать. Если есть фотографии процесса шумоизоляции дверей, хорошо, если нет — разбираем двери, шумоизолировать мы их будем обязательно. Хотя, разбираем в любом случае, хочу вас научить одной «фишке», применив которую, я думаю, разницу в звуке вы оцените.

Разбираем двери, фотографируем, присылаем фотографии мне.

Дальше я вам покажу интересную штуку, которую придумал не я. Меня научили этому хорошие ребята из Ростова. Один из них — это Вадик Ищенко, мой хороший друг и очень сильный мастер. Они научили меня одной «фишке», которую мы сделаем, и на звуке она скажется очень положительно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автозвук Online предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я