Киберответственность

Сергей Александрович Кузнецов, 2019

В книге рассмотрен институт киберответственности, права, статусы различных понятий, явлений в уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой сферах, приведена судебная, адвокатская практика и др.

Оглавление

3. Машиноцентрический или антропоцентрический подход? Эргатические системы

Машиноцентрический подход состоит в том, чтобы передать как можно больше функций машине. Этот подход оказался достаточно рациональным, так как надежность машины может быть повышена с меньшими затратами, чем надежность людей. Однако снижая рабочую нагрузку на человека, для чего, собственно и направлена автоматизация, можно впасть в другую крайность — недогрузку, которая также опасна для человека. Как перегрузки, так и слишком низкие нагрузки вызывают стресс, монотонию, снижение мотивации и интереса к работе. Кроме того, передача максимального количества функций машине приводит практически к полному «выключению» оператора из процесса управления. А это делает затруднительным его вмешательство в работу всей системы в экстренных ситуациях по той простой причине, что нередко в этих случаях работник перестает понимать логику поведения машины.

Распределение функций, при котором человеку остается лишь то, что не может делать машина, основано на убеждении проектировщика в том, что человек может использоваться в качестве запасной подсистемы. Если все остальное отказало, человек, по крайней мере, может повернуть выключатель и предотвратить аварию. Это, конечно, экстремальный случай распределения функций, оставляющий за человеком-оператором ответственность только при ненормальных условиях функционирования системы. В данном случае проектировщик заинтересован, чтобы человек не вмешивался, когда система работает должным образом. Однако такая методология проектирования уже считается устаревшей.

Первым основные принципы преимущественных возможностей при распределении функций сформулировал Пол Фиттс. Он предложил оставить за человеком то, в чем он превосходит машину, а машине отдать то, в чем она превосходит человека. Например, если функция требует быстрых арифметических расчетов или поднятия тяжелых грузов, она передается машине. Если функция требует обнаружения сигнала в шуме или связана с редкими информационными перегрузками, то она возлагается на человека. На ранних этапах проектирования функции оцениваются изолированно, а их распределение основывается на сравнении эффективности человека и машины для каждой конкретной функции. Впоследствии проверяется, не создает ли чрезмерных нагрузок на ту или иную подсистему принятое распределение функций. Обнаруженные перегрузки могут быть устранены передачей некоторых функций другим подсистемам, особенно если перегруженным оказывается человек. То есть при данном алгоритме решения проблемы обязательно имела место стадия корректировки проектных решений.

Этот подход привел к созданию многочисленных таблиц, сопоставляющих производительность человека и машины по широкому спектру функций (Крейк, Фиттс, Чапанис). Такие таблицы широко используются и постоянно уточняются в силу постоянного совершенствования технических систем. Поэтому имеет место тенденция передачи все большего числа функций машине. Человек эволюционирует с гораздо меньшей скоростью, чем создаваемые им машины, поэтому трудно привести примеры передачи функций от машины к человеку. Этот традиционный подход в последнее время наталкивается на некоторые трудности, обусловленные технологией практического использования этих таблиц. Они удобны на начальном этапе распределения функций, однако окончательный проект распределения обычно сильно отличается от исходного. То есть каждый раз приходится осуществлять «подгонку» системы, исходя из конкретных условий ее функционирования.

Подход взаимодополняемости (в данном смысле и эргатической системы) человека и машин состоит в том, чтобы организация деятельности обеспечивала взаимное усиление функций человека и машины (Н.Джордан). Джордан показал, что любая формализованная таблица, в которой сравнивается человек и машина, переоценивает машину. Машины и люди, как свидетельствуют практика, являются несопоставимыми подсистемами по ряду ключевых параметров. Поэтому таблицы преимущественных функциональных возможностей не могут автоматически применяться ко всем системам и функциям.

Эргатическая система — схема производства, одним из элементов которой является человек или группа людей. Основными особенностями таких систем являются социально-психологические аспекты.

Наряду с недостатками (присутствие «человеческого фактора»), эргатические системы обладают рядом преимуществ, таких как нечеткая логика, эволюционирование, принятие решений в нестандартных ситуациях.

На сегодняшний день эргатические системы широко распространены. Примером таких систем являются: система управления блоком станции, система управления самолетом, диспетчерская служба аэропорта, вокзала. Эргатические системы нашли своё применение на объектах, где вмешательство оператора в работу объекта является на сегодняшний день необходимым условием обеспечения надежной работы данных объектов[26].

Краткий перечь прав и свобод в киберпространстве

Мы выделим конституционные права и свободы граждан, имеющие отношение к киберпространству:

— свобода мысли и слова;

— право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию;

— свобода СМИ, запрет цензуры;

— право распространять религиозные и иные убеждения;

— право на получение официальной информации (о состоянии окружающей среды, о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью людей;

— свобода выбора языка общения и творчества;

— свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности;

— свобода предпринимательской деятельности, и ряд других.

Примечания

26

Википедия. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Эргатическая_система

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я