Демократия и демогрязие

Сейед Мехди Шоджаи

Тема взаимоотношений народа и власти стара как мир. С того самого момента, как первобытное племя выбрало себе первого вождя, и до наших дней не утихают споры вокруг вопроса: какая форма государственного правления наилучшая и каким должен быть идеальный правитель? Известный иранский писатель Сейед Мехди Шоджаи с неподражаемым юмором и тончайшей иронией рассказывает нам историю одного государства, слегка запутавшегося в своих властителях. Как говорится: сказка – ложь, да в ней – намек… Для широкого круга читателей.

Оглавление

Из серии: Иранская мозаика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демократия и демогрязие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая. С этого места до конца истории

Впервые дни правления младшего Демо, или Демо-Достаточно, как его называла царская семья, или Демо Негодного, как его называли сами люди, последние были очень радостны и обнадежены. Впервые в жизни они вкушали сладость победы и триумфа и испытывали гордость за то, что смогли отомстить двадцати четырем братьям и поставить их на место.

Однако это ощущение радости и спокойствия не продлилось даже неделю. События, произошедшие в первую неделю правления Демо Негодного, не предвещали ничего хорошего. Мы имеем в виду события, которые всецело были связаны с решениями, принятыми Демо-Достаточно, — решениями, своими корнями уходившими в его особое и непознанное умственное состояние. Никто из тех, которые голосовали за Демо-младшего, не могли даже представить, что он признает официально только подобных себе людей и передаст им управление делами страны. Первые два-три дня люди веселились, отмечали и праздновали избрание нового правителя. На третий и четвертый день царь начал приглашать к себе всех тех, которые имели сходство с ним с точки зрения физических и умственных особенностей: слепых, карликов, умственно отсталых, душевнобольных, людей с физическими увечьями и т. д.

Люди сначала подумали, что Демо Негодный пригласил этих людей для того, чтобы решить их проблемы и проявить особую заботу о них. Однако после первого, второго, десятого и двадцатого приказа царя они осознали, что они находятся в преддверии ужасной и немыслимой трагедии. Все высшие государственные посты и армейские чины один за другим передавались людям, которые не владели элементарными знаниями и компетенцией для этого.

К примеру, дела верховного суда и ответственность за переписку царя с правителями других стран он возложил на человека, который не владел элементарной грамотой, то есть не умел писать и читать. Или же командование лучниками, которых натренировали для защиты границ царства, было поручено человеку, который страдал косоглазием, причем косил у него один глаз, а другой — совершенно не видел. А еще он как-то падал с большой высоты, в результате чего обе его ноги и одна рука тоже не функционировали.

С момента его назначения на вышеуказанную должность во время военных маневров и тренировок по стрельбе луком поощрялись как раз те, которые не попадали в цель.

Большинство людей, видя эту ситуацию, были настолько ошеломлены и озадачены, что не могли даже проявить какую-нибудь реакцию. И в это время те люди, благодаря голосам которых Демо Негодный пришел к власти, страдали от угрызений совести и считали себя соучастниками всех поступков и действий царя.

Предсказание людей в этой связи и одновременно единственная их надежда, которую иной раз некоторые произносили вслух, заключались в следующем: власть, основанная на невежестве, слепоте и неразумности, не продержится более нескольких дней, после чего развалится изнутри и будет уничтожена.

Следовательно, лучше потерпеть эти несколько дней, чем предпринимать какие-то меры и шаги, которые, не дай бог, приведут к разногласиям, спорам, войне и кровопролитию.

Сам же правитель, очевидно, представлял себе всё по-другому, поэтому он всё с большей уверенностью в себе прилагал всё большие усилия для укрепления основ своей власти. Среди людей были и такие, которых не устраивала эта манера молчать и терпеть, которой многие придерживались. Они готовы были принять от царя любые унижения и оскорбления, но предоставить свои знания и опыт в его распоряжение, чтобы их страна и ее жители пострадали меньше. Однако царь, во-первых, не считал, что нуждается в советах и использовании опыта других, во-вторых — не мог доверять здоровым и зрячим людям.

Кроме того, был еще один очень важный нюанс, препятствовавший установлению отношений царя со зрячими и полноценными людьми — высокомерие и гордыня, которые, по мнению царя, преобладали в здоровых людях.

Царь и его окружение рассуждали так:

Зрячие и здоровые люди смотрят на других, то есть слепых, надменно и заносчиво; точно так же смотрят ученые и служители науки на неграмотных людей.

Подобные люди — и ученые, и зрячие — смотрят на других так, будто они маленькие и ничтожные. Но на самом деле это не так.

Царь обычно в продолжении этой темы в качестве примеров рассказывал случаи из личного опыта. Вот один из них:

«Я видел много случаев и много примеров того, когда неграмотные и незрячие люди оказывались не мельче и не хуже, чем здоровые и зрячие. Я лично сталкивался со слепыми людьми, которые были намного крупнее и лучше, чем зрячие.

Действительность именно такова, как я почувствовал ее своими руками. Но ученые и зрячие думают иначе, в то время как отношение слепых к зрячим совсем не такое, и вообще они никак не относятся к другим людям».

Представьте, что эти речи царь вел в относительно официальных и общественных кругах. Во время же приватных бесед и заседаний по принятию решений дело обстояло совершенно по-иному. Вы, наверно, удивляетесь таким выражениям, как «приватные беседы» и «заседания по принятию решений». Возможно, вы даже спросите: если во времена царя Демо Негодного практиковались такие синклиты, почему автор до сих пор ни разу не упомянул о них? Писатель утверждает, что он очень долгое время и сам не знал о проведении в те далекие времена таких оргмероприятий и только потом случайно столкнулся со сведениями о них среди исторических документов.

Это объяснение во многом кажется приемлемым, потому что даже в современном мире со всеми его, так сказать, открытыми дверями и стеклянными стенами многие государства скрывают от людей многие вещи, и до тех пор, пока они сами не раскрывают некоторые из них по тем или иным причинам, люди понятия о них не имеют. Из ряда собранных исторических документов и свидетельств, о которых подробнее скажем позже, следует, что: на протяжении долгих лет правления других братьев последние относились к Демо Негодному враждебно и неприязненно, вернее сказать, они считали его пустым местом. Братья думали, что он бездействует, не ведет никакую деятельность, и пребывает в абсолютном молчании и изоляции. А в это время Демо Негодный с предельным спокойствием и хладнокровием вел общение с похожими на него с точки зрения физических и умственных особенностей людьми и в меру своих возможностей помогал им и проявлял о них заботу. Тем самым он расположил их к себе и заставил их почувствовать себя обязанными ему.

Документы показывают, что несмотря на то, что эта группа людей была немногочисленная, уважение и симпатия, которые они питали к Демо Негодному, были настолько велики, что они, не задумываясь, пошли бы на любые жертвы ради него, поскольку считали его своим покровителем и спасителем.

До сих пор наша история была не очень странной и запутанной.

Те, которые всю жизнь испытывали унижения и влачили жалкое существование, проснувшись в одно прекрасное утро, видят себя на таких высокопоставленных местах, о которых они даже не мечтали.

Понятно, кто возвел их до такого высокого положения. Поэтому, естественно, они, по логике, должны были возлюбить его всем сердцем, защищать его и оказывать ему поддержку до конца жизни.

Удивительно то, что окружающие, характеризуя личность Демо Негодного, использовали некоторые выражения и определения, которые они старались распространить среди людей, причем делали это так старательно и усердно, что, спустя века, некоторые историки, пересказывая события тех дней, сами использовали эти выражения и считали Демо Негодного в некотором роде легендой и спасителем. И хорошо, если бы люди остановились на этом. Еще более странным и уму не постижимым стало то, что они начали считать его основателем нового и образцового стиля управления и использовали его поступки и действия для составления кодекса власти и управления, вдохновляясь ими и подражая им.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Иранская мозаика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демократия и демогрязие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я