Kizomba. Первый шаг

Святослав Сантуш

Глубокий и уникальный взгляд на танцевальное взаимодействие. Кизомба – парный танец или целая Вселенная? Чем отличаются стили преподавания и изучения танца? Как можно взаимодействовать даже на уровне дыхания? Почему восприятие танца так сильно влияет на качество танцора и его путь? Где темная сторона коммерции в Кизомбе? Ответы на эти и другие вопросы, методики обучения, советы танцорам любого уровня, рекомендации преподавателям и множество секретов вы найдете в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Kizomba. Первый шаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ведение и следование

Прежде чем начать эту главу, я рекомендую следующее упражнение, оно помогает уловить восприятие ведения и следования в Кизомбе.

Упражнение «ладошки»

В паре встаете напротив друг друга, партнер протягивает руки открытыми ладонями вверх, а партнерша кладет свои сверху, на ладони партнера. Основное задание: под музыку партнер ведет, но шевелить можно только руками, пара стоит на месте, весь контакт происходит только в ладонях, и все. Никаких перемещений и поворотов. Только ведение ладонями и следование за ними, в танце участвуют только они. Руки можно сгибать, поднимать, шевелить, но контакт только в ладонях. Вся информация ведения передается только через ладони и воспринимается только ими, соответственно.

Пара таким образом танцует, используя только руки, под разнообразную музыку. Задача импровизировать как угодно, вести и следовать.

На этом упражнении я объясняю, что при таком танце вы все внимание концентрируете на ладонях, этот танец без элементов и связок, поэтому вам приходится все время взаимодействовать. Вести и следовать.

Выполняя такое упражнение, у партнера практически нет шансов не проводить полностью каждое движение, а у партнерши нет возможности угадать элемент, потому что их нет в этом упражнении. Смысл в постоянности взаимодействия. А теперь представьте, что если провести параллель этого упражнения с Кизомбой, то ладонь — это все тело в Кизомбе. Вы ведете всем телом, оно постоянно в движении и в работе, важна каждая деталь! Следование происходит таким же образом, ладонь в упражнении олицетворяет все тело в Кизомбе. Вы слушаете всем телом и следуете всем телом. Происходит целостная непрерывная и неразрывная работа.

Попробуйте сделать это упражнение и поразмышлять над этим.

Я считаю, что в Кизомбе очень важен отклик тела, особенно при следовании. В ведении он так же важен, как и в танцевальном мышлении.

А теперь обо всем по порядку.

Отклик тела в следовании

Основа этой идеи — отказаться от рамок, ограничивающих восприятие. Для партнерши очень важен отклик тела в следовании. Когда вас ведут на какой-то элемент, чтобы использовать отклик тела, вы забываете о том, что знаете вообще какие-либо элементы. Рекомендую «помнить» только техники, и очень хорошо, если они уже заложены у вас в подсознании как естественная часть вашего взаимодействия в танце. Слушать отклик тела означает воспринимать танец телом, а не мозгом. Только через тело можно услышать более тонкое ведение, нюансы, украшения фигур. Если воспринимать мозгом, то это может привести к угадыванию фигур, заученному исполнению элемента и даже оценке связок. Хотите хорошо взаимодействовать? Изучайте техники следования и слушайте в танце телом, реагируя на ведение целостно, не опираясь на знание элементов, которые вы вполне могли заучить, даже не замечая, и по этой причине выполнять их машинально. Хорошо быть в моменте и улавливать, куда направляют ваше тело, центр тяжести, слушая отклик, следовать, не позволяя мозгу сбивать вас. Упражнение с ладошками — наглядный пример отклика тела. Прекрасное чувство, когда все легко и естественно, в моменте.

Отклик тела в ведении

На определенном этапе развития это происходит само собой. Как и в следовании, ключ в отключении мозга в плане заученных связок и элементов. Если во время танца думаешь, что бы сделать, то это явно не оно. Отклик тела в случае ведения означает позволить себе отпустить тело от контроля мозга, я не говорю сейчас о том, что надо делать что попало, я говорю о том, когда ваше подсознание удерживает технику, стилистику танца. Ваш мозг — база данных элементов, но пусть он выдает их в тело без процесса мышления в танце. Я имею в виду процесс мышления как постоянное раздумье: «что вспомнить и сделать». Так же как ориентир на выполнение определенных рамок элементов и связок. Последовательности, счет и восприятие фигуры как набора шагов — стоит отмести и позволить телу откликаться на музыку, выдавая элементы, используя мозг не для оценочного суждения и ненужных раздумий, а для подсказок телу из базы ваших знаний. Используя отклик тела в ведении, позволяя себе не думать в танце, а свободно реагировать на музыку, вы сами начнете украшать элементы, меняя их, дополняя микронюансами, не программируя танец на множество шагов вперед. Все мы чувствовали разницу между механическим танцем (речь не об использовании техник, а о продуманном танцевании, когда без внутреннего огня просто как робот обыгрываешь музыку) и когда тело само идет, воспринимая все здесь и сейчас, танец легкий, как будто ваше тело в эйфории опережает работу мозга и вы сами удивляетесь, как все изящно, музыкально и круто.

Это и есть отклик тела. Позвольте ему вести вас, думайте меньше в хорошем смысле.

Отклик тела в танцевальном мышлении

Говоря про отклик в этом контексте, я подразумеваю личную силу. К примеру, вы начинаете делать поддержку, динамичную, с каскадными движениями, это может быть заброс ноги партнерши в повороте с дальнейшим поднятием ее на ноге или какой-то сложный выход, выброс — да что угодно. Здесь смысл в полной уверенности в том, что вы делаете. Я говорю не о том, что надо быть львом и все делать уверенно, без страха и волнения. Нет, речь не об этом. Если все происходит слаженно и легко, будто само собой, то это оно, но если вы чувствуете в процессе или перед элементом неуверенность, сомнение, чувство, что не получится, ощущение, будто это лишнее и не идет гладко. На самом деле все эти ощущения об одном. Это вопрос не в уверенности. Уверенно сделать можно, но не факт, что это будет комфортно, безопасно и легко для партнерши. Не факт, что это будет в музыку, и не факт, что это не выбьет вас из общей инерции, настроения, ритма и взаимодействия. Момент отклика тела, сомнения — это подсказка, что элемент не зайдет. Поэтому начиная его, лучше вывести во что-то другое и трансформировать. А сделать, когда почувствуете легкость, соответствующий отклик вашего тела. Уверенность очень важна, но отклик тела не об этом. Тело либо идет легко, либо нет. Когда оно сопротивляется, это отклик, подсказывающий вам, что может быть не так все гладко. Уверенность — это тоже своего рода отклик. Уверенное ведение — это важный момент, но повторюсь, отклик тела все же немного другая опция в вашем арсенале. Она не отменяет уверенность или неуверенность, как и не добавляет. Вы когда-нибудь бросали мусор в корзину на расстоянии? Помните то чувство броска, когда это легко и попадаешь красиво? Теперь вспомните то чувство, которое подсказывает вам: «Не надо», — происходит бросок, и вы идете подбирать мусор, потому что не попали. Дело не в уверенности, а в предчувствии и улавливании взаимодействия, которое дает вам сигнал через ваше тело и ощущения в нем.

На мой взгляд, ведение в Кизомбе должно быть мягким, но понятным! Постоянным, но не принудительным.

Как вода, перетекающая плавно из одного сосуда в другой, так и пара плавно перетекает из одной танцевальной фигуры в другую. Очень мягко и непрерывно.

Я говорю об ощущении внутри пары. Ведение мягкое, приятное для партнерши, но понятное и постоянное. Представьте женскую Саиду, можно сделать этот элемент за несколько шагов и движений корпусом и руками. А можно за одно сплошное движение, плавно переходящее из одного в другое. Используйте постоянное ведение, меняющее форму. Ваши тела меняют положение, а танец меняет форму, непрерывно и внутри движение всегда есть, даже во время полной остановки и замирания. Внутри движение всегда остается. Даже когда танец очень динамичный, со множеством ускорений и замедлений, контрастов, поддержек и ярких элементов на большой скорости — внутри пары все равно ощущение мягкости и комфорта, без эффекта «дерганья» и «швыряния» партнерши.

Так же, как и поддержки, все выполняется на правильной технике, постоянном, понятном и мягком ведении, оставляя и комфортное послевкусие от поддержки, и делая элемент легким, красивым. В поддержках очень важна техника. Вход в поддержку должен быть мягким и «устойчивым», выход плавным, с контролем своего баланса и партнером, и партнершей. Конечно, партнер так же контролирует баланс пары.

Под «балансом» я подразумеваю контроль своего равновесия, центра тяжести, своей устойчивости. В танце баланс очень важен, партнерша контролирует свой баланс, особенно в поддержках, партнеры — свой и баланс пары. Когда вы делаете поддержку, например, поддержку на лифте с поворотом и наклоном партнерши. Проводя партнершу на лифт, партнер становится для нее точкой необходимой опоры в случае ее потери равновесия и придерживает ее, отвечая за общий баланс.

Если партнер проводит партнершу в лифт и при этом сам заваливается на нее или нечетко держит рамку (точки опоры), то это повлияет на баланс партнерши и выполнение элемента. Точками опоры в данном случае служит для правой руки партнерши — левая рука партнера, а для левой руки партнерши — правое плечо партнера. Это точки опоры, которыми партнерша может воспользоваться в случае потери баланса, за которыми также следит партнер, чтобы партнерша могла легко ими воспользоваться. Точки опоры должны быть доступны! Если, например, ваша левая рука слишком высоко, или слишком низко, или далеко от корпуса партнерши, на неудобном расстоянии, то при какой-либо поддержке партнерша в случае потери баланса не сможет использовать эту точку опоры.

Партнерша держит планку при лифтовой поддержке, опуская плечи вниз, и при этом следит за своей осью, балансом своего тела и центром тяжести, а не заваливается на партнера или ложится на него в случае наклона. Держите свой баланс, так вы помогаете и себе, и человеку, который танцует с вами. Изучайте поддержки с тренером, не пытайтесь сами копировать видео, делая поддержки без должной техники «на руках» или спине, это чревато травмами, а некомфортные поддержки опасны эффектом испуга партнерши и дальнейшим страхом танцевать.

Выполняя поддержки или любой элемент, стремитесь к ощущениям внутри пары, при любом элементе должно быть всегда комфортно и инертно.

Вернемся к ведению, представьте, партнер ведет на женскую Саиду, он толкнул партнершу от себя, потом толкнул вбок, затем мимо себя, потянул к себе и при этом сделал пять шагов. Это приятное ведение, как думаете?

Или приятнее, когда это четкое, уверенное, но «пластичное» ведение. Мягкое и постоянное. Первый шаг вперед переходит в следующий, перетекает в третий и поворот корпуса… И так далее. Дело не только в плавном и непрерывном собственном перемещении, а в соответствующем ведении. Весь танец — как один сплошной элемент, без выпада из взаимодействия, настроения музыки и внутреннего движения.

Я не говорю о том, что надо двигаться медленно, или быстро, или как-то еще. Я говорю о качестве ведения, следования и взаимодействия в паре! Ощущение внутри пары, комфорт — это очень важно для хорошего танцора. Внешне это может выглядеть резко, динамично, агрессивно, но как бы танец ни выглядел внешне, это только внешняя картинка, внутри это комфорт, мягкое, постоянное и уверенное ведение, не агрессивное, не грубое.

Постоянность ведения и следования позволяет нам открывать огромный мир чудес в Кизомбе. Это возможность менять скорость, угол, длину элемента и украшать его всякими крутыми дополнениями.

Лично я не думаю в танце элементами, я думаю ведением, воспринимая каждое движение не как часть фигуры, связки или элемента, а все время «здесь и сейчас».

То есть каждый шаг, каждое движение может обрести любую форму, даже стоя на месте, мы можем выразить себя во что угодно — в поддержку, в заброс, в элемент Таррашиньи и даже, начав движение, можно в любую долю секунды его видоизменить! Это прекрасное состояние невыраженности, представьте эту тишину, эту непредсказуемость, миг перед тем, как пустота становится всем, чем угодно.

Воспринимаю это так, как будто в танце я — невыраженность, которая обретает любую форму. Постоянно «живое» ведение.

Постоянное — это ведение не в стиле «толкнул вперед, партнерша идет», а именно когда полностью проводится каждая фигура, движение и каждая деталь, не в суровых рамках, а с постоянным ощущением понимания и контроля над тем, что происходит. Но я также подразумеваю под этим то, когда вы всегда с партнершей, то есть на протяжении всего танца вы уделяете ей все свое внимание и постоянно готовы помочь, поддержать и направить! Помочь выразить себя и свою красоту, не зажимая партнершу в тиски. Так появляется прекрасное чувство доверия. Партнерша где-то завалилась, сбилась, наступила вам на ногу или растерялась, вы спокойно поддержали, где это необходимо, сгладили и продолжили танцевать. Чтобы во время танца партнерша ощущала внимание и заботу, что рядом есть тот, кому можно доверять, с кем комфортно.

Ведение и следование — это не только техническая часть, но и взаимодействие.

Партнерша также не просто выполняет техническую часть следования, но и прислушивается к музыке, настроению музыки и настроению партнера. Не просто следует за ведением, но и передает настроение музыки. Если вы танцуете с начинающим партнером и вам кажется, что от него нечего ожидать и будет скучно — это не так, не всегда так. Партнерше следует все равно слушать постоянно ведение и передавать, стилизовать настроение музыки, тем самым подбадривая партнера, это будет демонстрировать вашу вовлеченность в танец! Так вы сильно помогаете начинающим. К сожалению, бывает и такое, когда более опытная партнерша танцует с начинающим так, будто делает одолжение.

Мы все когда-то начинали, и важно не надевать «корону», а помогать тем, кто в начале своего пути.

Партнерам, танцуя с менее опытной партнершей, не следует делать то, что она может не потянуть, то есть не направлять партнершу силой, если она что-то не услышала в вашем ведении. Так же как и в поддержках не надо «таскать» силком. Мы, как партнеры, делаем танец максимально комфортным и стараемся передавать музыку своим танцем, стилизовать и помогать человеку, с которым танцуем — получить радость от танца, чувствовать себя уверенно и комфортно.

Партнерши, пожалуйста, всегда слушайте ведение и следуйте, даже если вам кажется, что вы знаете, какой элемент сейчас будет, все равно не пытайтесь угадывать или дошагивать сами.

Расскажу жуткую тайну, как некоторые партнеры за глаза называют тех партнерш, кто любит играть в такие игры, как…

Угадай элемент

— А я угадаю этот элемент с трех шагов.

— А я с ОДНОГО!

Игра, в которой партнерша все время пытается угадать элемент, быть все время начеку, но слишком фанатично. Немного напоминает то, как иногда делают ребятишки, оказавшиеся в комнате с кучей новых игрушек, и пытаются уделить внимание всему, успеть абсолютно все: «О, паровозик, нет, не то, о, жирафик, о, машинка, о, кукла, нет, мозаика, нет, вертолет, нет, раскраска». И пытаясь вроде как исследовать все максимально, вместо постепенного и размеренного «всему свое время» — получается суета.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Kizomba. Первый шаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я