Kizomba. Первый шаг

Святослав Сантуш

Глубокий и уникальный взгляд на танцевальное взаимодействие. Кизомба – парный танец или целая Вселенная? Чем отличаются стили преподавания и изучения танца? Как можно взаимодействовать даже на уровне дыхания? Почему восприятие танца так сильно влияет на качество танцора и его путь? Где темная сторона коммерции в Кизомбе? Ответы на эти и другие вопросы, методики обучения, советы танцорам любого уровня, рекомендации преподавателям и множество секретов вы найдете в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Kizomba. Первый шаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Советы начинающим Кизомберам

Когда наступает тот момент, с которого вы можете считать себя танцорами Кизомбы? Когда именно? Через сколько занятий? Через какой промежуток времени? Сегодня? Или с четверга? Может, через год? Или после первого фестиваля? Может, когда тренер скажет? Через тысячу и один танец? Нет-нет, может, только после седьмого афтепати в эллинге? Или когда сходишь с тренером в крафтовый бар? Когда сможешь отличить Сембу от Тарраши? Наверное, после первой поддержки? Нет, скорее после репоста о танцах в социальных сетях?

Продолжать можно бесконечно, и я бы ответил на этот вопрос так:

«Как только вы встали в пару на первой тренировке, неважно, был это „открытый урок“ или регулярное занятие, важно, что вы осознанно туда пришли, чтобы не просто посмотреть, а именно сделать свои первые шаги! И как только вы, стоя в паре, под музыку Кизомбы сделали свой первый шаг, вот с этого момента вы Кизомберы», — мой ответ.

Сколько продлится ваше физическое танцевание, годы или один танец, — неважно. Но здесь и сейчас, на момент своего первого шага под музыку Кизомбы в паре, — вы Кизомбер.

Как долго продлится этот момент и станет ли это вашей жизнью или частью ее на один миг — не имеет ни малейшего значения. Важно, что здесь и сейчас вы танцор, танцор Кизомбы.

Поздравляю!

Я написал выше «физическое танцевание», потому что танцевать можно и во сне, в фантазиях, мыслях и теоретически! Что в начале вашего пути и на протяжении его вам сильно пригодится!

Мне в свое время еще пригодился блокнот, ручка и воображаемая партнерша! Еще пригодились штаны. Да, именно так выглядел мой стартовый набор танцора.

Теперь подробнее.

Пункт №1 — Блокнот и ручка!

Блокнот и ручка очень полезны для записи того, что вы поняли, и заметок.

Да, элементы можно записать на видео, можно записать объяснения тренера, но то, что отложилось у вас с занятия и личной практики, полезно записать в блокнот. Для кого-то это эффективно, для кого-то нет. Но очень ценно улавливать не только техническую составляющую, а ЗНАНИЕ! Ценно уметь задавать правильные вопросы и смотреть в корень, мыслить шире.

Приведу примеры:

На занятии вы отрабатываете «лифт» и поворот с применением этого элемента. Скорее всего, вы изучаете этот элемент в какой-то связке. С шагами или Саидами — и делаете лифт.

Вам объясняют, как его правильно делать, например, что в лифте партнерши опускают плечи вниз, а не поднимают вверх, держат планку, а партнеры не поднимают локти и свои плечи — и далее всю сопутствующую технику выполнения элемента. Это техника! Это можно записать на видео, в блокнот или как вам удобно.

Вы проделываете связку с этим элементом, и часто такое бывает, когда менее опытные танцоры что-то изучают, они повторяют связку и «вход» в элемент именно в такой последовательности, как показали на занятии. Потом часто делают именно такую последовательность на отработке или вечеринке. Но вы узнаете о том, что лифт можно сделать на абсолютно любом шаге! Практически в любой момент! В закрытой позиции, открытой и какой угодно позиции — вот это уже знание!

Знание, которое позволит вам импровизировать и не привязываться к связкам и определенной прелюдии к этому элементу. Вот это знание я рекомендую записать.

И оставить место для дополнительных заметок. Когда вы узнаете, для чего еще применяется этот самый лифт, вы пополните это знание. Например, когда узнаете, что лифт прекрасно служит для поддержек, наклонных поддержек, фиксаций положения, смены направления, верхних тепов, перешагиваний ноги партнера, что можно управлять свободной ногой в лифте, что лифт бывает даже нижним — и еще множество знаний! Тогда вы сможете расширить свою заметку, свою базу знаний, записывая это в свой блокнот. Когда вы будете отрабатывать что-то в паре, на самоподготовке, дома или арендуете зал, вы сможете прочесть это и посвятить целую тренировку применению именно этого знания.

Приведу пример проще:

Вы отрабатываете шаги в паре, базовые, но вы узнаете, что в танце можно шагать сколько угодно, куда угодно: вперед, назад, вправо, влево, в диагональ, менять направление и длину шага, кстати, длиной шага можно даже обыгрывать музыку, как и скоростью шага, как и рассинхроном в шагах, как и рассинхроном в скорости шага у партнера и партнерши, но вы пока этого не знаете, если только начали танцевать. Вы пока только знаете, что шагать можно куда угодно и сколько угодно, и за это Кизомба-полиция не арестует вас! Это знание. И вы записываете его в копилку знаний.

Так делал я, записывал в блокнот после занятий и мастер-классов не только технику элемента, но и то знание, которое я извлек, для отработки его впоследствии.

Пункт №2 — Воображаемая партнерша!

Знакомьтесь, моя верная спутница Эстела!

Прекрасная и обворожительная партнерша, с которой я протанцевал огромное количество времени, она очень опытна и идеально следует, единственный нюанс — ее вижу только я!

На самом деле очень сильно помогает в свободное время танцевать даже с воображаемой партнершей. Если нет возможности потренироваться с реальным человеком, но есть свободное время, то очень полезно все равно танцевать одному!

Во-первых, чем больше вы слушаете музыку того направления, которое танцуете, тем сильнее настраиваете свой музыкальный слух, вы привыкаете к музыке, ритму, акцентам и учитесь ее не просто слушать, а слышать! Во-вторых, когда вы танцуете, это еще и помогает вам привыкать двигаться под музыку, и ваше тело и слух начинают работать вместе. Вы двигаетесь и ощущаете, что не всегда музыка такая быстрая и пугающая начинающего танцора, как это кажется. Плюс это развивает импровизацию и поднимает настроение.

Но когда представляешь, что ведешь, что танцуешь не один, то приходится держать так называемую рамку и работать руками правильно, работать корпусом правильно! Направлять свой корпус относительно партнерши и уделять свое внимание партнерше. Пусть даже воображаемой.

Эстела, благодарю!

Пункт №3 — Штаны!

Что не сделаешь ради развития, если твое нутро стремится к этому.

Я танцевал дома ночами и с воображаемой партнершей, и с мешком, набитым всякой всячиной, и со шваброй, и с книгой на голове! Кстати, можете взять эту книгу, если у вас печатная версия, и положить на голову для отработки ровного шага «без прыжков» и выравнивания осанки.

Вернемся к штанам! Здравствуйте, джинсы!

На начальном этапе, если отрабатываешь что-то без пары, то сложновато представлять шаги и ноги партнерши. Именно для этого мне прекрасно служили штаны. Я брал штаны в руки и имитировал ими ноги партнерши, шагал, переставляя штанины, делал подбивки, Саиды и прошагивал элементы. Это звучит смешно, а выглядит крайне комично, но мне это действительно помогало на каком-то этапе.

Старт развития

Продолжая тему рекомендаций начинающим и продолжающим танцорам, хочется посоветовать и поделиться своим мнением о технике и развитии в танце.

Как-то на занятии ученики зашли в элемент и, оставаясь в нем, задали такой вопрос:

— Святослав, а как отсюда выйти?

— Из элемента или помещения? — ответил я улыбаясь.

Чтобы таких вопросов не возникало, на начальном этапе рекомендую делать такую практику:

Упражнение 1

Вы заходите в элемент или, например, в открытую позицию, когда партнерша справа от вас (третий шаг женской Саиды) и пробуете выйти во все направления и закрыться в пару за минимальное количество шагов. Вы пробуете закрыться или просто выйти, продолжая движения с этой точки. Практически с любого элемента можно выйти в четыре стороны, плюс диагональ, еще и вверх, и вниз.

Итак, стоите в позиции, пробуете выйти в одну сторону, возвращаетесь, пробуете в другую и так далее. Потом варьируете количество шагов до закрытия в пару, если вы практикуете закрытие.

Упражнение 2

Еще полезно учиться выходить в задуманную позицию с места за минимальное количество шагов. Например, вы хотите оказаться в «теневой позиции» и пробуете достичь ее из различных позиций за минимальное количество шагов и движений.

Или, как пример, третий шаг женской Саиды (партнерша справа относительно партнера). Вы даете себе задачу выйти и вывести партнершу в такую позицию за минимальное количество шагов из изначального положения «четыре линии» с места или из какого-то иного положения.

Кстати, в третий шаг женской Саиды можно выйти с места из закрытой позиции за один шаг.

Работа ног

Работе ног следует уделить особое внимание! Это не только связанно с красотой шага, футворком и техникой переноса веса с использованием разной части стопы, но это еще и подбивки, подцепы, поддержки и ведение ногами на шаги, тепы и собирание ног на закрытии элемента!

Я очень люблю использовать ноги при ведении партнерши, как и делать вышеперечисленные элементы, эффектные переносы веса и акцентировать на такой работе с весом при помощи ног.

Музыка, под которую мы танцуем, бывает очень разной по своему настроению, одни треки мягкие и лиричные, другие более «жесткие» и даже агрессивные, разная динамика, разное настроение, разная стилистика — разный шаг.

На мой взгляд, хороший танцор, выполняя даже одни и те же элементы или базовый шаг под разные треки по настроению и стилистике, не делает это одинаково. Звучит логично.

Мы не танцуем одинаково под разную музыку — очень логично. Одинаково именно по настроению и стилистике выполнения элемента или шага.

Это напрямую связанно с работой ног! Перемещение начинается с шага.

К примеру, вы танцуете под нежную, романтичную музыку, в которой очень мягкий бит, спокойная мелодия и убаюкивающий вокал. Естественным ли будет под такой трек топот, сотрясающий землю? Кто-то скажет: «А почему бы и да». Ведь танцор показывает своим танцем то, как он слышит музыку и воспринимает ее. Это тоже имеет свой смысл.

Но я предлагаю вам пробовать передавать контраст музыки и начать с шагов.

Когда танцор двигается плавно, мягко, под соответствующую музыку, а при смене трека на более жесткий, меняется и его шаг на соответствующий треку, например, становится более акцентированно направленным в землю — это действительно дает свой эффект. Даже если внутри вы совсем в другом настроении, когда начинаете движением тела имитировать настроение, схожее с настроением музыки, будь то мягкое, нежное, спокойное или наоборот, то ваше тело и внутреннее состояние переключаются достаточно быстро. Понаблюдайте за этим. Это действительно работает.

Если я хочу ярче передавать настроение трека, когда играет более мощный бит, то я, наступая на пол, как будто чуть-чуть «бросаю» свой вес в пятку. В ПРЕДЕЛАХ РАЗУМНОГО. И не на протяжении всего трека. Это создает эффект небольшого землетрясения, но не рекомендую этим злоупотреблять. Используйте это в начале трека или в ударные доли для акцента.

Важная пометка — это происходит не отдельно от партнерши, а с сопутствующим ведением.

Есть моя любимая фишка, связанная с акцентами на шаге, — оставлять ногу «заряженной». Когда ставишь ногу на подушечку перед пальцами (место на подошве, откуда начинаются пальцы ног). И я при этом держу пятку оторванной от пола, не высоко. Нога не загружена, если такое положение стопы применяется при шаге или переносе веса, то вес не должен уходить на пальцы ног. Конкретно в этой фишке я не загружаю ногу, которой собираюсь сделать этот акцент. И когда я хочу сделать выразительный акцент на переносе веса или шаге, то я бросаю вес акцентированно в пол, наступая пяткой «заряженной» ноги. Акцентировать можно и мягким переносом веса, эффектом плавного перетекания. Но сейчас мы говорим про конкретный, более жесткий акцент. Под словом акцентированно в данном случае подразумевается перенос веса с эффектом притопывания, не мягкого опускания пятки в землю, а именно бросания веса, будто мы проваливаемся в пол. Это особенно круто делать, когда одна нога впереди, из положения в закрытой позиции. Например, вы шагнули вперед правой ногой, левую оставили заряженной, и когда вам понадобилось сделать акцент в начало бита, ударную долю или по вашему усмотрению — вы используете свою заряженную ногу. Еще хорошо это делать, когда идут элементы верхней частью корпуса, грудной клеткой, изолированно от ног, и в нужный момент вы используете свою заряженную ногу. Также это очень эффектный перенос веса вместо «пустого шага». О пустых шагах мы еще поговорим.

Как-то раз на тренировке дотошные ученики спросили меня: «Святослав, а на сколько сантиметров ты оторвал пятку?» Казалось, что это шутка, но это был серьезный вопрос, и я ответил: «На четыре сантиметра!»

Шутки шутками, а расстояние от моей подошвы до пола реально измерили прям на месте. Как вы думаете, сколько сантиметров там было? Четыре! Ответил интуитивно и попал в точку. Похвально, что есть такие ученики, кто относится настолько серьезно к словам преподавателя, что носят с собой рулетку и проверяют каждое слово. Вообще, задавайте больше вопросов преподавателю, не стесняйтесь, для этого мы существуем. Для помощи вам в освоении этого искусства.

Упражнение 3

Для того чтобы приучать себя чувствовать ноги партнерши, научиться вести ногами и улучшить свой навык взаимодействия, рекомендую делать следующее:

Техника для изначальной позиции «четыре линии»: левая нога партнера — правая нога партнерши — правая нога партнера — левая нога партнерши!

При такой позиции практически исключается вероятность наступить на ноги друг другу и при танце в близкой позиции с контактом в верхней части корпуса. Необходимое расстояние для такого контакта как раз съедается за счет положения ног, а не за счет наклона друг к другу.

Есть танцоры, предпочитающие танцевать на достаточно большом расстоянии, на жесткой рамке, стоя в «двух линиях», и при такой позиции техника ведения иная. Шаги начинаются с рамки, образуемой руками и верхней частью корпуса, чтобы избежать наступания на ноги.

Я приверженец позиции «четыре линии», так как это позволяет начинать ведение на шаг как с груди (верхней части корпуса), так и с ведения ногами или одновременно! Это также позволяет танцевать на более близкой позиции.

Перейдем к практике. Вы делаете базовый боковой шаг, и когда шагаете вправо относительно партнера (правая нога партнера), при шаге вы удерживаете контакт с ногой партнерши в области стопы, контакт может быть и в области колена, только при контакте в коленях следите за тем, чтобы вы не приседали и ваша нога не уходила далеко между ног партнерши.

Используя такой контакт в ногах, смещаясь вправо, партнер правой ногой ведет левую ногу партнерши, используя мягкий контакт в ногах. Затем партнер левой ногой проводит правую ногу партнерши на завершение шага (закрываясь).

Нарабатывать контакт в ногах можно каждый раз при закрытии в пару и обычном шаге.

В этом случае мы ногами лишь дублируем ведение в корпус, для того чтобы привыкнуть к контакту в ногах и использованию ног при ведении. В дальнейшем вы будете использовать все больше ведение ногами, начинать движение с ног, дублировать корпус и нарабатывать мягкий контакт для подбивок и различных элементов, связанных с использованием ног при ведении партнерши.

В Кизомбе определенная техника следования за ногами. Когда появляется контакт в ноге и начинается ведение ногой, а ведения в корпус нет. Партнерша следует своей ногой за ногой партнера. На начальном этапе изучения Кизомбы, скорее всего, вы проделываете это в позиции, когда партнерша справа относительно партнера и есть контакт правой ноги партнера с левой ногой партнерши. При этом ваши корпуса направлены в одну сторону.

Для того чтобы легче следовать на большой скорости, рекомендую партнерше при таком ведении следовать за ногой партнера, немного поддавливая в ногу партнера, как будто слегка направляя свою ногу в его, тогда в случае, если партнер поведет ногу в этом направлении, вам будет легче следовать неотрывно, а если он поведет в вашу сторону, то вы так же с легкостью последуете. Все подобные элементы мы делаем свободной ногой, на которой нет веса.

Примеры и видео по упражнениям можно посмотреть на моем канале или в группе (ссылки в конце книги).

При элементах, связанных со следованием за ногой, учтите, что приоритетнее всегда будет ведение в корпус. Если вы ведете партнершу только ногами, а ведение в корпус приостановлено, то партнерша следует за ногами. Если появляется ведение в корпус, то партнерша будет слушать в первую очередь ведение в корпус.

Знание: следование за ногами можно делать любой свободной ногой, найдя контакт со свободной ногой партнерши и остановив ведение в корпус.

Использовать и тренировать ведение ногами можно с легкостью даже на базовых шагах.

Корона

Явление, очень часто накрывающее танцоров. Это можно понять: кто-то жаждет признания, кто-то соревнуется с кем-то и хочет делать что-то лучше остальных и опять получать признание, кто-то жаждет внимания, а кем-то управляет чувство гордыни.

Обладатели короны, скорее всего, скажут: «Я имею право гордиться собой, своими достижениями, ведь я уже столько лет танцую» или «Я, вообще-то, препод».

Чувствовать радость от своих достижений, конечно, хорошо, если это не влияет на общение с окружающими и отношение к ним!

Корона заставляет людей начинать учить других, менее опытных, и прямо на танцполе. Не всегда человек осознает, что, изучая что-либо, нам знание открывается постепенно, этапами. И если вы идеально выполняете элементы начинающего уровня, это не значит, что вы знаете все о Кизомбе. Вы знаете, может даже уверенно, лишь какой-то пласт знаний на данный момент, но всегда есть более глубокий уровень. Ваши знания изначально могут быть рассчитаны на новичков. На более опытном уровне появляются нюансы, о которых вы еще не знаете, но вам может казаться, что все легко и понятно и вы гений. Вы видите картину под одним углом, а на самом деле этих углов огромное количество и можно еще так и вот так вот.

Не позволяйте таким чувствам, как гордыня, превосходство и жажда признания управлять вами. Мы все разные, и все когда-то пришли в первый раз на тренировку.

Гордыня заставляет людей возвышать самого себя на пьедестал, и в процессе от людей с коронами можно услышать такие фразы:

— Не танцую с новичками, только от года;

— Ой, да они вообще не ведутся;

— Да тут одни новички, танцевать не с кем;

— Что мне эти мастер-классы, лучше с видео новые поддержки дерну;

— Это твой ученик? Скажи ему, пусть ноги собирает.

Лично слышал множество подобных фраз, наблюдал споры обладателей корон, и то, как от гордыни людям кажется, что они уже все умеют, и поэтому не посещают классов и тренировок. Когда люди на раннем этапе своего Кизомба-взросления надевают короны, это часто отражается на их танцевальном развитии — деградацией, потерей уровня. Ведь тренировки уже не нужны, мастер-классы тоже, информации везде много, зачем тренироваться? Еще бывает такое, когда танцор разочарован местным уровнем и говорит: «Тут нормальных партнеров нет, никто не удивляет», а парни говорят: «Одни и те же партнерши, их уровень очень низкий (для их эго)», — и тому подобные умозаключения.

Тогда и страдает навык танцевания — от отсутствия постоянной практики, углублений и тренировок. Хоть и говоришь людям, что ориентироваться надо на мировой уровень танцевания, даже если живете в маленьком городе, где всего одна школа танцев и три танцора в тусовке. Свой уровень можно бесконечно повышать, и танцевать от этого становится только интереснее. Но корона давит, и люди с важным видом включают режим эксперта в чатах, целыми днями спорят, что-то навязывают друг другу и выясняют, кто круче и больше понимает в танцах. Приходят на вечеринки и жалуются, что все уныло и танцевать не с кем. Когда уровень партнера падает, страдает качество его взаимодействия и ведения, и корона не позволяет заметить это в себе. Уже сложнее провести и все меньше слышат, но проблему обладатели короны часто видят в других, но не в себе. Это они не ведутся, это они плохие, а я и мое эго — непризнанные гении и мастера танцевального искусства.

С партнершами происходит аналогичная ситуация, от короны страдает качество следования и иные навыки танцора, но опять виноваты другие, партнеры не ведут, новички слишком новички, пол не тот, платье сильно узкое, туфли натирают, но разве действительно из-за этого проблемы с танцевальным слухом?

Может, дело в самомнении? Может, стоит нанести удар по эго?

Конечно, есть люди, кто не ведет и не ведется и упорно не хотят учиться, но мы сейчас о другом. О том, как гордыня затмевает здравый смысл и тормозит развитие.

Может быть, на меня повлияло то, что я из тех времен, когда любой танец — это праздник, когда сидишь и три часа слушаешь не свой жанр, чтобы дождаться одной Кизомбы за всю вечеринку, потанцевать и пойти домой! И это стоит того.

Я ждал целыми вечеринками одного трека, счастьем было, когда их стали ставить целых два за четырехчасовую вечеринку! А потом каждый час! А сейчас у нас столько возможностей, в разных городах страны, во всем мире. Уже везде танцуют Кизомбу, и это дар человечеству, возможность пересекать границы между людьми, возможность говорить на языке танца, сквозь территориальное, культурное, социальное и иные различия. А знания? В свое время мне настолько хотелось знаний и практики, что я не упускал эти возможности. Но был огромный дефицит знаний в России.

Я очень много путешествовал, бесконечно, посетил огромное количество фестивалей, брал множество индивидуальных занятий, тренировался по девять часов в день без перерывов, потом вечеринки и снова, и снова. Жажда знаний и желание углубиться в эти знания двигали мной.

Я посещал все, всех уровней: и преподавательские, и закрытые классы, и женский стиль. Все абсолютно. И это не для того, чтобы преподавать, а для того, чтобы узнать больше, чтобы максимально расширить свою базу знаний и применять ее. Конечно, у людей разные цели, кто-то приходит и постоянно развивается, не может остановиться, а кто-то просто развлечься. Но корону носят и те, и те.

Сейчас в России есть множество школ и преподавателей, множество фестивалей и все условия для бесконечного развития, с каждым годом все становится лучше, масштабнее и ярче. Это круто. Цените тех, кто делает это для вас — тренера, организаторы и участники.

Раньше, когда желали человеку плохого, то не материли и обзывали, а говорили: «Чтоб ты возгордился». Это логичнее, ведь гордыня разрушает жизнь и человека изнутри, надевая на жертву маску счастливого неведения. Возгордившись, человек и так сам себя разрушит, зачем что-то еще.

Есть еще такое явление, когда человек попал в аспект короны: «Я все знаю, я и так крут». Он перестает посещать мастер-классы и тренировки, его уровень падает, и он это даже понимает, но раздутое эго вызывает в нем страх того, что он придет и не сможет повторить связку, не сможет провести или последовать. Плюс насаждается мысль: «Как я там засвечусь с новичками, я же уже давно танцую». Человек с короной не может быть замеченным с новичками на занятии, ему только продвинутый уровень — и то по настроению.

Существуют разные причины в сознании и подсознании, влияющие на гордыню: зависть, высокомерие, раздувание чувства собственной важности. В ком-то это есть, кто-то не понимает и не замечает этого в себе, а кто-то не имеет этих качеств совсем.

Если с вами случилась «корона», то ничего страшного, это лишь этап в вашей жизни, который можно преодолеть временем, опытом, отношением и ударом по своему эго.

Удар по эго

Эго с мозгом и головными фантиками — верные спутники практически каждого человека. Это вполне нормально.

Головные фантики — это убеждения в вашем подсознании, появившиеся в результате окружения, воспитания и того контента, который вы потребляете ежедневно с самого рождения. Вся потребляемая информация из того, что вы слышите, смотрите, читаете и получаете каким-либо образом, рано или поздно всплывает и в какой-то мере влияет на реакцию, мышление и поведение.

Если посмотреть на свои мысли, убеждения и принципы, то можно попробовать отследить их истоки, посомневаться в каждом своем убеждении и пересмотреть его.

Почему я не люблю вот это, а люблю другое? Почему осуждаю то? Почему у меня вот такое мнение? Например, почему оцениваю человека по внешнему виду? Почему считаю, что это должно быть вот так, а это вот так, эти люди плохие, а эти хорошие? Почему раздражаюсь, когда люди не делают то, что надо мне, не поступают и не выглядят так, как хочу я? Почему я от этого раздражаюсь? Почему я кому-то должен закончить школу, универ, жениться и завести детей — именно в такой последовательности и еще и до определенного возраста, иначе я ненормальный человек? Почему я должен выглядеть так, а вот так уже неформально? И тому подобное.

Если изолировать новорожденного ребенка и учить его, что красный цвет называется зеленым, то он так и запомнит и будет убежден в этом, пока не столкнется с обществом и обретет умение проверять свои убеждения и знания, сомневаться во всем, чтобы это проверить и одновременно быть уверенным в себе как в непредвзятом и свободном от всего существе.

Фантики всплывают в головах людей, предлагая свои варианты. Внутри каждого из нас свои фантики, свои убеждения и принципы, на которые мы опираемся в своей модели поведения. Я предлагаю вам простые мысли, из которых может выйти что-то очень интересное, если вы позволите себе обдумать это и уделить немного своего внимания.

Давайте подумаем вместе, какие бывают фантики? Подумайте и назовите для себя 10 фантиков! Это могут быть убеждения, страхи и реакции.

Привожу примеры:

1) Носить одежду, которая не идет, чтобы следовать моде. Ведь почему-то надо быть в тренде.

2) Ехать в такси в 10 утра в среду, скидывая другу скрин экрана с именем водителя, маркой, цветом автомобиля и номером на случай, если увезут в лес и произойдет что-то жуткое. Это результат просмотра новостей, криминальных передач и фильмов или чтения соответствующих новостей в интернете. Прямая связь, подпитываемая какими-нибудь генетическими или психологическими травмами. Паранойя.

3) Мужики не танцуют. — Ха-ха, без комментариев.

4) Все достигается большим трудом. И масса убеждений в том же стиле:

«Без высшего образования никуда»;

«Мужик должен» (и вообще кто-то что-то должен);

«Отношения — это огромная, тяжелая и сложная работа»;

«Чтобы достигнуть высокого уровня сознания, надо прожить лет 40 в монастыре или в отшельничестве, а еще лучше ухать в Индию и найти гуру».

Фантики с духовностью тоже имеют свое место. Конечно, любой духовный путь даст свои результаты, и это прекрасно, но я знаю много примеров, когда люди достигали очень высокого уровня духовности, высочайших вибраций и осознанности, живя в социуме обычной жизнью, работая в разных сферах. У каждого свой путь, и все следует проверять самому, когда не слепо веришь, что можно только так, а иначе невозможно, то тогда все становится возможным.

5) Для счастья мне нужно вот это. — Это касается материальных целей и вообще целей.

Цели — это хорошо, если не страдать фантиками. Человек стремится куда-то постоянно в поиске удовлетворения. В поиске счастья. Фантики заставляют людей брать кредиты на модные телефоны, которые устаревают с момента их создания, но часто людьми движет не необходимость, а желание выглядеть достойнее, дороже, элитно в глазах окружения. Влияние общественности, моды. Схоже с примером выше, но есть нюанс. Подобный фантик часто вызывается стремлением к определенному счастью, это выражается в подсознании как мысль, что вот без этого не будешь счастлив, не будешь сыт. Хочу вот это — достигаю, начинаю хотеть уже вон то и вот это — и так бесконечно. Вечная гонка за чувством удовлетворения. Также пример с отношениями: парень или девушка думает, что без определенного человека не будет счастлив. Боится потерять (между ценить и бояться потерять — огромная разница). Но как-то до этого он или она были счастливы? Да даже если остаться единственным человеком на планете — все равно можно быть счастливым. Я считаю, что счастье — это состояние, которое есть само по себе, внутри, независимо от того, где вы и что с вами происходит, независимо от количества денег, модных вещей, секса или вообще чего-то. Если счастье можно купить, или оно зависит от чего-то материального, или если оно временное, то разве это настоящее счастье? Настоящее счастье здесь и сейчас, независимое, чистое! А здесь и сейчас происходит когда? Сейчас! Постоянно! Вечно! Даже если фантики в голове или ситуации заставляют вас чувствовать грусть, обиду, боль, тоску, уныние, то обратившись внутрь себя, в свое внутреннее счастье, можно быть в этом счастье, хоть даже если ваше тело хочет плакать.

В любой ситуации можно просто перестать накручивать себя фантиками, не слушать мысли в голове и не следовать за ними, если они крайне печальны. К сожалению, у большинства людей мозг устроен так, что в случае проблемной ситуации он начинает накручивать и искать худшие варианты. Это происходит по разным причинам, опять же часто от потребляемого контента. Если много смотреть новостей, сериалов и фильмов с тематикой насилия, депрессии, боли, печали, смерти, убийств, быть подписчиком групп, в которых целыми днями выкладывают криминальную сводку вашего города, смотреть видео уличных драк и вообще вникать в то, чего не хочешь в своей жизни, то нет причин для удивления, почему появляются страхи, почему мозг начинает накручивать худшие варианты в какой-то ситуации. Есть и другие причины, но эта весьма значимая.

Умение посмеяться над всем помогает в любой ситуации, умение держать мозг в тишине тоже, как и навык — видеть во всем позитивную сторону. Можно приучить себя переключаться на положительные мысли, и тогда с практикой болтушка в голове будет хотя бы выдавать что-то приятное и веселое.

Выше я привел несколько примеров фантиков, их гораздо больше, наверное, бесконечное количество вариантов. Осознайте хотя бы 10 и подумайте над этим. Можете отследить свои фантики, навязанные убеждения, стереотипы и страхи, если вам это интересно.

Вам наверняка кажется, что это небольшое отступление от тематики танцев, но все это касается и танцев. Если вы танцуете, то это часть вашей жизни. Те же мысли, те же фантики влияют и на танцы. Чем чище ваше сознание, чем оно выше и чем меньше вы загружены всяким мусором, тем легче вы можете творить, тем легче через вас творит Вселенная, тем свободнее вы танцуете. Может быть, это тоже навязанное убеждение? Проверьте!

«Я новичок, новичков не приглашают»;

«Опять просижу весь вечер»;

«Страшно приглашать, вдруг оплошаю»;

«Если накосячу, со мной больше не захотят танцевать», — хочется сказать, ты даже не попытался пригласить и потанцевать, откуда ты можешь знать, что после этого танца с тобой больше никто танцевать не будет? Что оплошаешь. Неважно, какого ты уровня, уровень далеко не всегда влияет на приятность и гармоничность танца.

На самом деле бывает танец очень яркий, все акценты обыграны, танец на высочайшем уровне твоих возможностей, но такое ощущение пустоты после танца, а бывает, пошагаешь базу с робким новичком, и так круто и радостно. Гармонично и легко. Уровень не всегда влияет, ни твой, ни того, с кем танцуешь.

В танцах есть свои фантики и свои фобии, стереотипы. Подумайте над этим, может, пересмотрите какие-то свои мысли. Чтобы долго не останавливаться на фантиках, продолжим тему работы с эго и коронами.

Что если воспринимать Вселенную так, будто все единое целое? Абсолютно все — один живой организм, который выражает себя через всех и все, через вас, меня, деревья, птицы, океан, через культуру, через прогресс, через эту книгу, через каждый ваш личный опыт, через танцы и картины художников, через голоса певцов и виртуозную игру музыкантов, через стихи и через капельку росы на зеленой траве, через абсолютно все. Все есть единое целое.

Вы и ваш танец — единое целое.

Вы и Вселенная — единое целое.

Вы, ваш танец и Вселенная — единое целое.

Представьте, что ваше тело — единое целое, но тут одна рука считает себя лучше другой, а нога считает себя более значимой, чем другая. Ухо говорит, что губы его не устраивают и им следует измениться, срочно. Бровь не устраивают отношения правого глаза с левым, а нос раздражает, что из головы растут волосы, в его понимании это некрасиво и отвратительно, и всех срочно надо наказать, осудить, обсудить и привести в приличный вид. Причем приличный вид — это четкий взгляд носа на то, как должно быть все устроено.

Представили?

Ничего не напоминает?

Тело существует так, как существует, оно само знает, куда ему идти и что делать, в организме происходит множество процессов, и все они согласованы, это единое целое. Что будет, если начнется конфликт интересов между органами? Между частями тела? Это не приведет к «счастливому» существованию в нашем понимании.

На мой взгляд, Вселенная — это единый организм, и она проявляет себя бесконечно, получая опыт от собственного проявления. Люди — части Вселенной, как клетки кожи, как нейроны в мозгу. Во Вселенной есть сила, которая заставляет солнце светить, деревья расти, существ размножаться, плоды созревать, сила, наполняющая жизнью все и ведущая эту жизнь к ее постоянным переменам. Лучшим переменам. Человек единственный, кто сопротивляется Вселенной: своими мыслями, своим эго, своими фантиками.

Все меняется, и мы тоже, мы не такие, какими были пять лет назад, и будем через пять лет не такими, какие мы сейчас, вот только фантики в голове могут остаться прежними.

Продолжим удар по эго. Если представить, что каждый из нас — это часть Вселенной и каждая ее часть — важна и одинаково ценна. Никакая часть не лучше, все одинаково хороши и выполняют свои функции. Все идет так, как должно идти, нет ничего неправильного, все происходит так, как должно произойти. Все части Вселенной на своем месте, уникальны, безупречны, но все части равны. Нет частей «равнее».

Исходя из этого взгляда, уместно ли считать себя лучше кого-то? Или соревноваться с кем-то в чем-либо? Я сейчас не говорю о спортивных соревнованиях, я говорю о внутренних соревнованиях, которые происходят в голове. Когда человек хочет не просто совершенствоваться, а именно быть лучше, чем кто-то конкретный, или лучше всех в своем окружении. А если мы — это инструменты Вселенной, ее глаза, голос, проявление, ее самовыражение. Человек, как музыкальный инструмент, который дыханием Вселенной воспроизводит музыку, если сам не мешает себе. То какая гордыня может быть? Что если искусство, которое вы творите, это заслуга Вселенной, которая так выражается через вас, это не заслуга вашего эго и тренингов по мотивации, не ваше достижение, а выражение Вселенной. Если воспринимать это так, то гордыня отпадает сама собой.

Для меня танцор — это инструмент Вселенной, а танец — проявление Вселенной.

Чем чище инструмент, чем меньше сопротивляется инструмент, тем ярче проявление, тем чище звук, воспроизводимый инструментом. В нашем случае тем чище танцор и ярче его творческое выражение.

Чем меньше в человеке сопротивления в виде собственных мыслей, фантиков, страхов, навязанных или приобретенных убеждений, тем легче Вселенной творить через такого человека, через такой инструмент.

Очень часто таланты, которыми восхищаются массово, будь то спортсмены, певцы, музыканты, писатели, танцоры — эти люди не соревновались с кем-то в своей голове, не думали: «Когда же я научусь», не старались быть лучше кого-то, не считали себя особенными и лучше других, они просто делали то, что им нравится, просто делали то, к чему тянет изнутри, и получали удовольствие, не сопротивлялись. Их проявление, их творчество зажгли множество сердец и вдохновили много людей. Ведь наблюдать за красотой проявления в искусстве, спорте и даже обычной жизни — очень приятно, радостно и вдохновенно.

Чистота мысли и внутренних ощущений позволяет Вселенной транслировать творчество, жизнь, силу через вас ярче. Это касается не только танцев, но и повседневной жизни.

Еще один хороший прием против эго — представить, что весь мир это вы, это отражение вас, все, что вы видите вокруг, все, кого вы встречаете — это вы! Все, что с вами происходит — результат ваших мыслей! Все люди со своими изъянами и, на ваш взгляд, хорошими качествами — это тоже отражение вас. Это не значит, что весь мир пляшет вокруг вас, не значит, что вы центр Вселенной, иначе эго опять разгуляется.

Это означает, что все и все вокруг — часть вас. Стоит ли осуждать, обижать, делать гадости самому себе? Стоит ли соревноваться с самим собой? Есть ли смысл завидовать самому себе? Этот взгляд не такой новый, различные учения пытаются донести до человечества идеи вроде: «Не желай другим того, чего не пожелаешь себе» и «Воспринимай всех людей как своих братьев и сестер», «Уважай старших как родителей, люби младших как детей своих» — что-то вроде этого вы наверняка слышали, это призыв к добродетели по отношению к окружающим, но при взгляде на эту идею, рассмотрев это с точки зрения контроля своего эго, мысль вполне действенная.

Контроль своего эго не подразумевает потерю самодостаточности. На мой взгляд, самодостаточность — это хорошее качество, когда вы независимы от окружающих, когда вы умеете говорить «нет» и не живете ради мнения окружающих и не зависите от него. Это, кстати, тоже фантик. Когда человек настолько зависим от мнения окружающих, что не может выйти на улицу вынести мусор без макияжа или в домашней одежде без идеальной укладки.

Самодостаточность — это нормально, не страдаешь от мнения окружающих, умеешь говорить нет, когда тебе неудобно и некомфортно, не манипулируешь окружающими, не привязан ни к чему и не боишься что-то потерять, но ценишь что имеешь в плане отношений, дружбы и чего-то еще. Это не эгоизм, не разгулявшееся эго. Это вполне нормально. Если это не пренебрежение к окружающим и высокомерное отношение.

Умение говорить «нет» — очень популярный вопрос в танцах. Отказывать? Или это невежливо?

Мой ответ — отказывать вежливо!

Если вам не хочется танцевать, если по каким-то причинам пригласивший вас человек не располагает к себе, отталкивает энергетически или некорректен по отношению к вам. Но отказывать не надменно, не пафосно, окидывая взглядом с ног до головы со скривившимся лицом, будто неприятно запахло. Отказывать пригласившему вас человеку вы имеете право, но лучше делать это вежливо, так, как вы бы отказали самому себе. Представьте, что отказали вам, как бы для вас это было максимально мягко?

Вообще, если вам отказали в танце — не переживайте, не позволяйте прорасти зерну печали или ощущению, что с вами что-то не так… Отказали — и к лучшему!

Возможно, это был бы танец не в гармонии, и на данный момент так должно быть, все хорошо. У человека может быть множество причин для отказа: ревность спутника или спутницы именно к вам, усталость, настроение, неподходящая музыка, страх оплошать, самочувствие, разговор с кем-то, ожидающее такси или человек ждет того, кому обещал танец. Масса причин! И даже если вам отказали по причине, что вы не понравились человеку внешне или ваш уровень не дотягивает до «уровня приглашенной звезды» — это тоже не повод огорчаться.

Если отказ вам был по причине усталости, а отказавший человек тут же побежал с кем-то другим танцевать — и это не повод расстраиваться и понижать самооценку. Вы хотите открыть свою душу и свой танец тому, для кого это норма поведения? Думаю, нет. Поэтому не переживайте и, если отказываете сами, делайте это вежливо, не ссылайтесь на усталость, если это не так и вы тут же пойдете танцевать с кем-то другим. Не стоит влиять на самооценку окружающих в унижающем ключе, это может нанести психологическую травму, если вы сами не хотели бы оказаться в такой ситуации и быть «отшитым», тогда не поступайте так с окружающими, бережно относитесь к их психике и достоинству. Вежливость — наше все!

Можно быть самодостаточным человеком и при этом не надевать корону, не позволять своему эго и фантикам управлять ситуацией.

Подведем итог:

— Творческий человек — инструмент Вселенной, через который Вселенная творит и раскрывает свою красоту. Если бы конкретный человек не занимал свое место для творческого выражения, то это место занимал бы другой, Вселенная все равно бы проявлялась. Не через одного человека, так через другого.

— Если у Вселенной нет препятствий для выражения через человека, то человек, как инструмент Вселенной, будет играть ярче, чище, выразительнее. Следите за собственной чистотой для более яркого проявления, и Вселенная выразится через вас максимально возможно и уникально.

— Восприятие всего вокруг как самого себя помогает победить многие популярные «фантики» в голове, еще отучиться соревноваться с самим собой, спорить, подкармливать гордыню и, самое важное, это учит пониманию, состраданию, безусловной любви и уважению.

— Самодостаточность — это уважение к самому себе не за счет превосходства над кем-либо, не за счет высокомерного отношения к окружающим, а за счет любви к себе, внутренней свободы и независимости от общественного мнения. Умение не доставлять дискомфорта ни себе, ни окружающим.

— Отказывать нужно уметь! Сила этого умения в том, чтобы отказывать так, как будто отказываете самому себе. Как бы вы предпочли, чтобы вам отказали в танце, вежливо и мягко?

— Если вы не терпите отказов и не знаете слова «нет», это уже ваша проблема, ведь тем более на танцполе никто никому ничего не должен, человек не обязан танцевать, если не хочет. Дополню, часто люди осуждают в стиле: «Ой, он танцует с одной партнершей уже два часа, лучше бы других пригласил», «Он мало приглашает, весь вечер болтает с друзьями», «Она отказывает всем подряд, только с преподами танцует», «Все со своими только танцуют» — и множество подобных осуждений. Я считаю, что никто не обязан танцевать со всеми, не обязан угождать всем и каждому. Каждый делает что хочет, хочет — вообще не будет танцевать, а проболтает с друзьями, хочет — прокурит кальян, хочет — с одной партнершей хоть всю вечеринку протанцует, да хоть соло, сам с собой, прям обнимет сам себя и протанцует так четыре часа. Кто кого приглашает или не приглашает и сколько танцует — личное дело каждого.

— Эго и мысли человека способны блокировать танцевальный рост. Как и гордыня. Лучшее место для короны — дома, на полочке в шкафу.

Это мое мнение и наблюдение, надеюсь, это никого не задевает и не обижает. У меня нет цели кого-то высмеивать или оскорбить. Я делюсь своими мыслями и только. У каждого свой путь, и каждый имеет право на веру в него.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Kizomba. Первый шаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я