Святой великомученик Георгий Победоносец

Группа авторов, 2012

Данный агиографический сборник посвящен личности великомученика Георгия Победоносца. Он включает в себя жизнеописание святого, рассказ о чудесах, произошедших по молитве святого как во дни его земной жизни, так и после его преставления ко Господу, а также разделы о почитании святого, о его мощах, храмах и монастырях, посвященных святому великомученику в нашей стране и во всем мире. Молитвенная часть книги содержит акафист св. Георгию Победоносцу. Кроме того, сборник содержит три приложения, в которые включены похвальные слова подвижников благочестия разных времен и современных пастырей о св. Георгие, история почитания святого на его родине – в Грузии, а также рассказ о военном ордене св. Георгия. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

Из серии: Причастники Божественного света (Благовест)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святой великомученик Георгий Победоносец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Житие святого Георгия Победоносца

Жизнь святого Георгия до Диоклетианова гонения

Святой великомученик Георгий родился в III веке (точная дата его рождения не известна) в Каппадокии. Каппадокия — область в восточной части Малой Азии на территории современной Турции.

Святой Георгий происходил из знатной и обеспеченной семьи: его отец Геронтий служил в римской армии в большом чине. Житийные предания называют его стратилатом — то есть воеводой. Согласно одному из житийных преданий, Геронтий происходил из благочестивой семьи — его брат был отцом еще одной будущей подвижницы — святой Нины, просветительницы Грузии. Однако другое житийное предание повествует о том, что Геронтий обратился в христианство под влиянием своей жены Полихронии. Мать Георгия, Полихрония, — благочестивая христианка была родом из Палестины. В любом случае, сын Геронтия и Полихронии Георгий воспитывался в строгом благочестии.

В ранней юности Георгий лишился отца. Относительно кончины Геронтия существует несколько версий. Согласно одной — он был замучен язычниками за исповедание Христа, а его семья вынуждена была бежать в Палестину. Согласно другой версии, кончина Геронтия была мирной. Но обе житийные версии сходятся на том, что, овдовев Полихрония с единственным своим сыном Георгием оставляет Каппадокию и переселяется на свою родину — в Палестину.

В Палестине, близ города Лидды, Полихрония владела богатыми именьями. Все свое время и состояние она посвящала воспитанию и образованию Георгия. С возрастом юноша преуспевал в науках и добродетелях. Он был истинным утешением своей матери.

Будучи физически крепким и сильным, он решает избрать для себя то поприще, на котором некогда отличался и его отец. Достигнув совершеннолетия, Георгий поступает на военную службу. В когорте — воинском подразделении численностью до тысячи воинов, куда он поступил на службу святой Георгий выделялся силой и мужеством. За отличную службу уже в двадцать лет он был назначен трибуном в когорте Инвиктиоров (непобедимых).

Примерно в это же время Георгия постигло большое горе — его мать скончалась. Она оставила сыну большое наследство. Однако Георгий проводил больше времени на службе, нежели в собственных владениях.

Вскоре, в 296 году началась война с персами. Эта война была следствием соперничества Римской и Персидской империй в Закавказье, Малой Азии и на Ближнем Востоке. Военные действия начались с того, что из Армении был изгнан царь Трдат III. Он обратился за помощью к римлянам. Правитель Восточной части империи — император Диоклетиан отправил на помощь Трдату своего соправителя — кесаря Галерия с войском. В результате Трдат был вновь водворен в Армении.

В ответ персидский царь Нарсе вторгся в Сирию. По приказу Диоклетиана для отражения персов в Сирию была направлена армия под руководством Галерия. Но между Каррами и Каллиником римская армия была разбита. После этого Римская империя потеряла Месопотамию.

Была собрана новая армия. Галерий снова пересек Евфрат, а затем и армянские горы. Здесь при Сатале была одержана победа, решившая исход войны и принесшая римскому войску огромную добычу. После этого римляне отвоевали у персов Ктесифон. После этого римляне заключили с персами мир в 298 году на выгодных Римской империи условиях.

Во время этой войны святой Георгий не раз имел возможность отличиться. В боях он выказал удивительную отвагу. За храбрость Георгий получил чин комита. Он стал известен высшим военачальникам и самому императору.

После заключения мира святой продолжил службу в императорском войске. Его служба в основном проходила близ тогдашней столицы Восточной империи — Никомидии. Безупречный воин Георгий пользовался расположением военачальников, казалось, его ожидает блестящая карьера в армии и при дворе.

Но в начале 303 года начались гонения на христиан, призвавшие Георгия от службы земному царю на службу Царю Небесному.

Начало гонения

Несмотря на то, что христианство в Римской империи по-прежнему было религией запрещенной, Церковь почти пятьдесят лет пребывала в относительном мире. После масштабного гонения, начатого императором Декием в 250 году и продолженного его приемником, императором Валерианом в 257 году, сын Валериана — император Галлен не только прекратил гонение, но и вернул христианам конфискованные храмы. Преемники Галлена также по большей части отличались индифферентностью и не устраивали массовых гонений — преследование христиан в это время носило частный характер.

Отсутствие гонений не умалило успеха христианской проповеди, напротив, в эти мирные десятилетия Церковь неуклонно растет и развивается. Христиан, открыто исповедующих свою веру, можно было видеть во всех сословиях — от рабов до первых вельмож Римской империи. Во всех областях, как Западной, так и Восточной части империи, христианское богослужение проходило свободно — власть никак этому не препятствовала. Даже в самой столице Восточной империи — Никомидии — прямо напротив императорской резиденции располагался большой христианский храм.

Придя к власти в 284 году, Диоклетиан долгое время относился к христианству вполне терпимо и прагматично. Активно исполняя языческие обряды, он, тем не менее, не трогал христиан. Долгое время ни чиновников, ни военных, не говоря уже о простых римских гражданах, исповедующих христианство, не принуждали к участию в языческих обрядах и жертвоприношениях.

Причина, по которой было начато массовое гонение на христиан, была не понятна современникам и до сих пор ставит в тупик историков. Некоторые предполагают, что после административной и финансовой реформ Диоклетиан задумал реформу религиозную. Другие же полагают, что гонение было начато по инициативе зятя Диоклетиана — Галерия, находившегося под влиянием неоплатоников и считавшего, что христиане разлагают армию.

В любом случае для начала массового гонения нужен был повод, который и был обустроен следующим образом. В начале 303 года в присутствии Диоклетиана и Галерия было проведено торжественное жертвоприношение. Но жрецы-авгуры заявили, что ничего не могут прочесть по печени жертвенных животных, потому что кто-то из присутствующих христиан перекрестился. Диоклетиан обратился к оракулу Аполлона в Милете, тот также усмотрел вину христиан в плохих результатах гаданий.

23 февраля 303 года по приказу императора Диоклетиана был разрушен христианский храм, стоявший напротив императорского дворца в Никомидии. На следующий же день император издает эдикт, в котором запрещается христианское богослужение и предписывается разрушить все христианские храмы, христианам предписывалось также сдать властям все богослужебные и вероучительные книги и священные сосуды для последующего уничтожения.

Через несколько месяцев был издан новый эдикт с приказом об аресте всего христианского клира — от епископов до чтецов. В результате все тюрьмы Восточной империи были переполнены духовенством. Некоторое время спустя, в 304 году заключенным была предложена амнистия при условии принесения жертвы перед статуей императора. Следующий эдикт требовал того же — то есть принесения жертвы от всех граждан империи. Многие христиане отвергли императорский эдикт, предпочтя исповедовать свою веру даже до смерти. Одним из них был и великомученик Георгий.

Исповедание веры святым Георгием

Как приближенный к императорскому двору, святой Георгий одним из первых узнал о начинающемся гонении. Он не только приготовился исповедовать свою веру до смерти, но и позаботился о земных делах. Георгий отпустил на волю всех бывших при нем рабов. Также он распорядился об освобождении рабов в своих палестинских имениях. Все свои деньги и драгоценности святой роздал нуждающимся. Так, освободившись от земных попечений, Георгий приготовил себя к мученичеству.

Вскоре на совете в Никомидии Диоклетиан и Галерий предложили обсудить третий эдикт — требующий от всех христиан принять участие в языческом жертвоприношении. Узнав об этом, Георгий, решает исповедовать свою веру перед императором, его соправителем и сенаторами.

По праву присутствуя на императорском совете, комит Инвиктиоров Георгий обратился к собравшимся с такими словами:

— О, император, и вы, сенаторы и советники! Вы установлены для соблюдения законов и праведных судов, а ныне утверждаете беззаконие и издаете постановления о преследовании неповинных христиан, требуя от них поклонения идолам, как богам. Но ваши идолы — не боги! Не прельщайтесь ложью. Истинный Бог — Иисус Христос, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого. Познайте истину и не преследуйте благочестивых христиан — рабов Божиих [3, c. 8–9].

Все были изумлены и ошеломлены выступлением святого Георгия. По традиции ответить ему должен был император. Но император Диоклетиан предоставил слово своему другу — проконсулу Магнецию. Магенций, подозвав Георгия к себе, спросил его:

— Кто побудил тебя к такой дерзкой речи?

— Истина, — отвечал святой.

— Что же это за истина? — сказал Магненций.

— Истина это — Сам Христос гонимый вами, — произнес Георгий.

— Значит и ты христианин?

— Да, и готов свидетельствовать о моем Боге, — отвечал святой [3, c. 9].

В ответ присутствующие стали в разнобой увещевать Георгия, побуждая его отречься от христианства и принести жертву. Но все увещания были тщетны. В конце концов, приказав всем молчать, к святому Георгию обратился сам император.

— Я и прежде дивился твоему благородству, Георгий! Признав твою наружность и твое мужество достойными чести, я почтил тебя немалым саном. И сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я, из любви к твоему разуму и храбрости, как отец даю тебе совет и увещаю тебя, чтобы ты не лишился воинской славы и чести сана своего и не предавал своим непокорством цвета твоей юности на муки. Принеси же богам жертву и получишь от нас еще больший почет [11].

На это святой Георгий сказал:

— Если бы ты сам… через меня познал истинного Бога и принес Ему любимую Им жертву хвалы! Он сподобил бы тебя лучшего царства — бессмертного, ибо то царство, которым ты теперь наслаждаешься — непостоянно, суетно и быстро погибает, а вместе с ним гибнут и его кратковременные наслаждения. И никакой пользы не получают те, кто обольщен ими. Ничто из этого не может ослабить моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего [11].

Ответ Георгия разгневал императора — он приказал арестовать святого и заключить его в тюрьму. Воины по приказанию императора повели святого в тюрьму. И тут произошло первое чудо: один из воинов подтолкнул святого Георгия копьем — но едва коснувшись святого, копье согнулось, сделавшись, по словам «Жития», мягким, как олово. Видя такую благодать Божию, Георгий возблагодарил Спасителя.

Мучения и чудеса: начало страданий святого

Едва оказавшись в темнице, Георгий был жестоко наказан за дерзновенное выступление перед лицом императора и высших вельмож. Его распростерли на земле, ноги забили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. В таком положении он провел остаток дня и всю ночь. Терпя муки, святой Георгий непрестанно благодарил Бога.

На следующий день Диоклетиан приказал привести святого Георгия. Святой был изнурен продолжительными муками. Увидев его в таком состоянии, император спросил:

— Раскаялся ли ты, Георгий, и согласен ли теперь отречься от Христа? [3, c. 11]

После мучений святой Георгий едва мог говорить, но по-прежнему был тверд в своей вере, он так ответил мучителю:

— О, царь, неужели ты думаешь, что после такого незначительного мучения я отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь мучить меня [3, c. 11].

Дерзновенный ответ святого Георгия разгневал Диоклетиана. Он приказал принести большое колесо. Под колесо положили доски, в которые были вставлены железные острия, подобные мечам, ножам и спицам; некоторые из них были прямые, другие искривленные подобно рыболовным крючкам. По приказу императора Диоклетиана Георгия раздели и привязали к колесу. Когда колесо начали вращать, железные острия в досках вонзались в тело великомученика и разрывали его на части. Святой Георгий мужественно переносил все мучения. Сначала он молился Богу громким голосом, затем тихо, про себя, благодарил Бога, не испустив ни одного стона. И так пока он не потерял сознание.

Решив, что Георгий умер, Диоклетиан возблагодарил языческих богов. Затем император приказал отвязать мученика от колеса и положить на землю и произнес, глядя на святого:

— Где же Бог твой, Георгий, почему он не избавил тебя от такой муки? [11]

После этого император направился в храм Аполлона. И тут произошло еще одно чудо — небо вдруг потемнело, прогремел гром, и многие услышали голос:

— Не бойся, Георгий, Я с тобой.

Внезапно рядом со святым Георгием появился ангел в образе юноши, осиянного небесным светом, он сказал:

— Радуйся, верный раб Христов [3, c. 11–12].

Ангел возложил руку на святого Георгия и исцелил его. Во время этого видения никто не посмел приблизиться к ним. Но как только ангел стал невидим, воины окружили святого Георгия. Он стоял перед ним целый и невредимый, словно не его пытали уже больше суток.

Не зная, что предпринять, воины повели Георгия к императору, находящемуся на тот момент в языческом храме, посвященном Аполлону. Увидев Георгия живым и невредимым, император и его свита не поверили своим глазам, предположив, что это, может быть, кто-либо, очень похожий на святого. Но когда Георгий заговорил, обратившись к ним, сомнений не осталось — это действительно Георгий, комит Инвиктиоров. Святой же сказал:

— Это я, Георгий, которого вы обрекли на гибель. Христос спас меня от неминуемой смерти, дабы вы уверовали в Него как истинного Бога. Оставьте своих богов, ведь они не могут помочь ни вам, ни другим людям, как это делает мой Господь [3, c. 12].

Во время речи святого Георгия все застыли в ужасе и недоумении. В числе прочих в свите Диоклетиана присутствовали преторы[1] Антоний и Протолеон, которые уже ранее были оглашены в христианской вере. Увидев чудо, произошедшее со святым Георгием, они совершенно утвердились в исповедании Христа и воскликнули:

— Един Бог великий и истинный, Бог христианский! [11]

Неожиданное выступление сановников, исповедавших себя христианами, так возмутило императора, что он приказал схватить их и казнить без суда и следствия. Анатолия и Протолеона вывели из города и отрубили им головы.

Чудо произошедшее со святым Георгием не оставило равнодушной и царицу Александру — она также уверовала во Христа и готова была исповедовать Его. «Житие святого Георгия», вышедшее в Минях святителя Дмитрия Ростовского, называет эту женщину женой Диоклетиана. Однако, согласно историческим сведениям, жену императора звали Приска, и она погибла в 313 году. Так что здесь имеют место быть несколько версий. Согласно одной, Приска, жена Диоклетиана, действительно уверовала, но не погибла вместе со святым Георгием, она приняла крещение с именем Александры и была убита несколько лет спустя. Согласно другой версии — Александра, упомянутая в «Житии святого Георгия», и впоследствии скончавшаяся по дороге к месту казни, вдова одного из императоров, правивших Римской империей до Диоклетиана, сохранившая высокое положение и при его дворе.

В любом случае, в тот раз Александре так и не удалось исповедовать Христа. Проконсул Магнеций, видя, в какой гнев привело императора исповедание Анатолия и Протолеона, приказал увести Александру домой, дабы не ввести Диоклетиана в еще больший гнев. Что и было сделано.

Мучения и чудеса: новые казни и пытки

Сам же Диоклетиан, злобствуя на святого, приказал бросить святого Георгия, в яму, обложенную камнем, и засыпать его негашеной известью. Эта казнь подобна казни через сожжение. Даже при простом попадании на кожу негашеная известь вызывает сильнейший химический ожог. Если же человека засыпают негашеной известью, то он заживо растворяется в ней и умирает в ужасных мучениях.

Святой Георгий, услышав, какая участь его ожидает, не пал духом. По дороге к месту казни он молился. Житие донесло до нас молитву святого:

«Спаситель скорбящих, прибежище гонимых, надежда безнадежных, Господи Боже мой! Услышь молитву раба Твоего, призри на меня и помилуй меня. Избавь меня от коварств супротивного и дай мне соблюсти до конца моей жизни исповедание имени Твоего Святого. Не оставь меня, Владыка, за мои грехи, чтобы не сказали мои враги: «Где Бог его?» Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли мне Ангела, хранителя меня недостойного, — Ты, претворивший печь вавилонскую в росу и сохранивший Твоих отроков невредимыми (Дан. 3), ибо Ты благословен во веки. Аминь» [11].

Помолившись и осенив себя крестным знамением, Георгий спустился в яму. Воины связали его и засыпали негашеной известью. Около ямы император приказал поставить стражу — он опасался, что христиане заберут останки святого Георгия.

На третий день император повелел воинам извлечь из ямы кости мученика и разбросать их так, чтобы христиане не могли их найти.

Однако воины, разгребавшие известь, были удивлены — они нашли святого Георгия не только целым и невредимым, но и свободным от уз. Мученик по-прежнему благодарил Бога за все Его благодеяния. Они привели Георгия к императору и свидетельствовали о том, что и во рву с негашеной известью он остался цел. Слуги и народ, присутствовавшие при этом, пришли в ужас и удивление и, как бы едиными устами, прославляли Бога Георгиева, называя Его Великим.

Тогда император спросил святого:

— Откуда, Георгий, в тебе такая сила, и какой магией ты пользуешься? Я думаю, ты нарочно притворился верующим во Христа, дабы удивить всех своим чародейством… и завоевать великую славу.

— О, царь, — отвечал святой, — Христос, Сын Божий, незримыми крылами покрывает и сохраняет от всякого зла уповающих на Него. Ты же прельщен дьяволом и впал в глубочайшее заблуждение, называя магией чудеса Истинного Бога, которые совершались на твоих глазах. Поэтому ты, слепой безумец, недостоин даже моего ответа [3, c. 14].

Ответ святого Георгия разгневал Диоклетиана. В ярости император приказал вновь пытать святого. Для пытки были принесены железные сапоги, в подошвы которых были вставлены гвозди. Эти сапоги, предварительно раскалив их на огне, надели на ноги святому Георгию. После этого император приказал препроводить мученика обратно в темницу и сказал, обращаясь к святому Георгию:

— Ты теперь скороход, Георгий! Беги же быстрее, как на беговом ристалище [3, c. 15].

Сам же мученик так говорил в себе:

«Иди, Георгий, чтобы достигнуть, потому что ты идешь, «не так, как на неверное» (1 Кор. 9:26) [11].

Затем он обратился с молитвой к Богу:

«Призри с небес, Господи, погляди на труд мой и услышь стенание окованного раба Твоего, ибо умножились враги мои, но Ты Сам исцели меня, Владыка, ибо сокрушаются кости мои, и дай мне терпение до конца, чтобы не сказал враг мой: я силен против него, «лютою ненавистью они ненавидят меня» (Пс. 24:19) [11].

В темнице Георгий страдал телом из-за истерзанных ног, но дух его по-прежнему был тверд. Он непрестанно молился — и вновь сподобился великого чуда. Георгий услышал голос с Неба — Спаситель возвестил ему об исцелении, и действительно святой Георгий тут же исцелился от ран и ожогов.

На следующий день его опять повели на допрос к императору. Удивившись, что святой держится так, словно не его подвергали жестоким пыткам, Диоклетиан спросил:

— Неужели тебе понравились мои сапоги?

— Вполне, — ответил святой Георгий.

— Доколе ты по своей гордости собираешься сопротивляться нам, прибегая к волхованию и магии? — произнес император. — Будь кроток и покорен. Откажись от своих колдовских хитростей и принеси жертвы милостивым богам — или я подвергну тебя множеству других мучений и лишу жизни [3, c. 15–16]

Угрозы не устрашили святого Георгия, он сказал мучителю:

— Как безумны вы, называющие силу Божию волхвованием и без стыда гордящиеся бесовскою прелестью! [11]

Ответ святого не оставил императора равнодушным — он еще больше разгневался на своего бывшего военачальника, приказав страже избить его, дабы он, по словам Диоклетиана, «научился не досаждать императору». Затем император приказал бить святого Георгия плетьми из воловьих жил, до тех пор пока плоть его с кровью не прилипнет к земле.

И такое мучение не поколебало Георгия, продолжавшего твердо исповедовать христианскую веру. Но император усомнился в мужестве святого, сказав:

— Воистину сие не от мужества и крепости Георгия, а от волшебной хитрости [11].

Тогда Магнеций, друг и советник Диоклетиана, предложил императору пригласить известного чародея, по имени Афанасий, сказав:

— В Никомидии есть некий Афанасий, имеющий большие познания в ворожбе. Он лучший и искуснейший из волхвов. Если ты прикажешь его привести, я думаю, Георгий будет побежден и вернется к тебе в повиновение [3, c. 16].

Диоклетиан тут же приказал пригласить мага Афанасия. Когда же мага привели к нему, император велел ему следующее:

— Что скверный сей человек Георгий сотворил здесь, очи всех присутствующих видели; но как он сие сотворил, только вы знаете, искусные в той хитрости. Или победи, и уничтожь его волхвование, и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, чтобы он принял подобающую себе смерть от той хитрости, которой научился. Поэтому-то я и оставлял его в живых до сих пор [11].

Афанасий обещал исполнить повеление императора на следующий день.

Мучения и чудеса: состязание с магом

Святого Георгия вновь препроводили в темницу. В темнице святой вновь обратился к Богу со следующими словами:

«Прояви, Господи, милость Твою на мне, направь стопы мои к Твоему исповеданию и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое Пресвятое» [11].

На следующий день Афанасий, придя в судилище, предстал перед императором и вельможами и сказал:

— Пусть сейчас приведут сюда осужденного, и узрит он силу наших богов и моих чар.

Затем, показывая принесенные сосуды с различными зельями, он продолжил:

— Если хочешь, чтобы тот безумец во всем тебя послушался, пусть он выпьет это питие.

И, указав на другой сосуд, продолжил:

— Если же угодно будет суду твоему видеть горькую смерть того, пусть он сие выпьет» [11].

После речи Афанасия в судилище привели и Георгия. Обращаясь к нему, Диоклетиан сказал:

— Сейчас твои волхвования, Георгий, будут разрушены и прекратятся [11], — и приказал влить святому в рот напиток из первого сосуда.

Но колдовское питье не оказало на святого Георгия никакого действия. Тогда император приказал дать святому яд. Не дожидаясь, когда в него силой вольют яд, святой Георгия сам добровольно взял сосуд и выпил смертоносный яд, но остался невредимым, будучи сохранен от смерти помощью благодати Божией.

Видя, что Георгий жив, Афанасий не знал, что и подумать. Император Диоклетиан, также не дождавшись смерти святого, сказал:

— До каких пор, Георгий, ты будешь удивлять нас своим колдовством? Открой нам, какие таинственные магические силы помогают тебе оставаться живым и совершенно невредимым после лютых истязаний и даже смертоносного яда? Скажи правду нам, желающим милостиво выслушать тебя.

На это Георгий ответил так:

— Господь научил нас, Своих слуг, не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души (Мф. 10: 28). Мы верим, что без воли Божией волос с головы нашей не упадет (Лк. 21: 18), и смертоносный яд не повредит нам (Мк. 16: 18). Происходящее со мной подтверждает слова Христа и утверждает истинность Его учения. Не думай, о, царь, что человек сам собой может выдержать такие лютые муки. Нет, я спасаюсь призванием Христа и Его всемогуществом. Только уповая на Него, мы христиане, можем претерпевать любые муки и даже творить чудеса. Наш Бог Христос сказал: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14: 12) [3, c. 18].

— Какие же дела вы способны творить? — спросил император.

— Исцелять больных, очищать прокаженных, возвращать слух глухим, а зрение — слепым, изгонять бесов и воскрешать мертвых (Мф. 10: 8). Эти и подобные дела Бога нашего мы можем творить [3, c. 18], — отвечал святой.

Тогда Диоклетиан обратился к магу Афанасию, спросив его:

— Что ты скажешь на это?

— Удивляюсь, — отвечал Афанасий, — как Георгий глумится над твоей кротостью. Он лжет в надежде избежать твоей державной руки. Георгий утверждает, будто не только его Бог может сотворить столь великое чудо, но и верующие в Него совершать такие дела. Мы ежедневно наслаждаемся многими благодеяниями наших бессмертных богов, но никогда не видали, чтобы они воскресили мертвого. Пусть Георгий воскресит мертвеца перед тобой и всеми нами… Тогда и мы покоримся его Богу, как Всемогущему. Отсюда видна могила, в которой недавно похоронен мертвец. Я знал его при жизни, и если Георгий воскресит мертвого, то воистину победит нас [3, c. 18].

Императору Диоклетиану, проконсулу Магнецию и всем остальным судьям очень понравилось предложение Афанасия. Гробница, указанная им, отстояла от судилища на половину стадии[2] — суд происходил на месте бывшего театра, у ворот города. Гробница же находилась за городом, так как, по обычаю эллинов, мертвецы их погребались вне города.

По просьбе Магнеция, император приказал расковать Георгия. Когда же оковы были сняты с Георгия, Магнеций сказал ему:

— Покажи, Георгий, чудесные дела Бога твоего, и ты приведешь всех нас к вере в Него.

На это святой Георгий сказал:

— Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца того; вы же, помрачившие свой ум, не можете разуметь истины. Но Господь мой ради присутствующего народа сотворит то, что вы, искушая меня, просите, чтобы вы не приписали сего волхвованию. Справедливы слова волхва, приведенного вами, что ни волхвование, ни сила ваших богов никогда не могли воскресить мертвого. Я же пред лицом всех стоящих кругом и во всеуслышание призову Бога моего [11].

После этого святой Георгий направился к гробнице, где лежал упомянутый Афанасием покойник. Вместе с ним на кладбище направились судьи во главе с Магнецием, желавшие видеть посрамление христианской веры. Там святой обратился к Богу с коленопреклоненной молитвой:

«Боже вечный, Боже милостивый, Боже всех сил, Всемогущий, не посрами уповающих на Тебя, Господи, Иисусе Христе; услышь меня, смиренного раба Твоего в час сей, Ты, услышавший святых апостолов Своих во всяком месте, при всяких чудесах и знамениях. Дай роду сему лукавому знамение просимое и воскреси мертвеца, лежащего во гробе, на позор отрицающих Тебя, во славу Твою, Твоего Отца и Пресвятого Духа. О Владыка, покажи предстоящим, что Ты Бог Един для всей земли, дабы они познали Тебя Господа всесильного, Коему все повинуется и слава Коего во веки. Аминь» [11].

Едва святой произнес «аминь», как вдруг загремел гром, случилось небольшое землетрясение, так что все пришли в ужас. Но еще более ужаснуло всех присутствующих то, что склеп открылся, его крышка упала на землю, и мертвец встал и вышел из гробницы. Воскресший мертвец припал к ногам святого Георгия и стал просить его:

— Раб Бога Вышнего, сподоби меня печати Христовой и спасения.

— Веруй в Бога, Животворящего мертвых (Рим. 4: 17), и будешь спасен, — ответил святой.

— Верую в Бога Живого и Единородного Его Сына Иисуса Христа, воздвигнувшего меня ныне из мертвых по молитве твоей, — сказал воскрешенный мертвец [3, c. 20].

Не только воскрешенный мертвец, но и многие свидетели этого чуда уверовали во Христа. Другие говорили, что никакого воскрешения не было — просто Георгий великий маг, он вызвал духа, который и принял облик умершего. Даже возможность убедиться, что воскресший действительно человек, а не призрак, не действовала на них.

В числе этих сомневающихся был и Магнеций, он сказал:

— Георгий — великий волхв. Он поднял из гроба не мертвеца, а некоего духа или приведение, дабы обольстить народ [3, c. 20].

Тем временем слух о чуде разнесся в народе, к кладбищу стала собираться толпа. Не зная, что делать, император, вельможи и стража окружили святого Георгия, намереваясь увести его.

Маг Афанасий, также ставший свидетелем чуда, уверовал во Христа. Упав в ноги Георгию, Афанасий исповедовал, что Христос есть Всесильный Бог, и молил мученика простить ему согрешения, содеянные в неведении. Обращение Афанасия ко Христу вызвало у императора новые подозрения. Он приказал всем молчать, а затем обратился к собравшемуся народу:

— Нечестивейший Афанасий помог своему собрату волхву Георгию обмануть нас. Он дал ему выпить вместо яда безвредный напиток. А в гроб волхвы положили живого человека, которого подговорили изобразить мертвеца, и на наших глазах как бы воскресили его из мертвых. Теперь вы видите, о мужи, здесь был хитроумный сговор фокусников [3, c. 21].

После этого Диоклетиан приказал без допроса и предварительных мук отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых. Святого же Георгия он повелел вновь препроводить в темницу и заковать в цепи. Там Георгия должны были держать до тех пор, пока император в свободное от государственных дел время решит, что делать с мучеником.

Оказавшись в темнице, святой Георгий вновь возблагодарил Бога:

«Слава Тебе, Господи, подающему великую силу на Тебя уповающим. Ты укрепляешь меня, недостойного, и с каждым днем посылаешь мне все большие благодеяния. Дай мне вскоре увидеть славу Твою и посрами до конца дьявола, преследующего меня» [3, c. 21].

Пока святой Георгий пребывал в темнице, слух о сотворенном им чуде разнесся по городу. Многие приходили в темницу и подкупали стражу, желая встретиться с мучеником — кто-то от сотворенного им чуда уверовал во Христа и желал получить от мученика наставление в вере, другие же просили его об исцелении телесных недугов. Святой не отказывал никому: всем желающим он рассказывал о Христе и исцелял больных призыванием имени Христова и крестным знамением.

Среди тех, кто обращался к святому за помощью, был один землепашец по имени Гликерий. Его единственный вол упал с горы на деревья и разбился до смерти. Услышав о чудесах святого Георгия, Гликерий пошел к нему, горюя об издохшем воле.

В ответ на жалобы Гликерия святой улыбнулся ему и сказал:

— Иди, брат, и не печалься. Христос, Бог мой, возвратит вола твоего к жизни [11].

Гликерий поверил словам мученика и пошел домой. Там он действительно увидел своего вола живым. После этого Гликерий тотчас же направился к темнице, где сидел святой Георгий. Стоя близ темницы, он громко взывал:

— Воистину велик Бог христианский! [11]

В конце концов, воины арестовали Гликерия. Известие об этом происшествии дошло до Диоклетиана. Он приказал тотчас же казнить Гликерия. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, громким голосом призывая Христа Бога и моля, чтобы Он излияние крови его принял, как крещение.

Мученическая кончина святого

По-прежнему находясь в темнице, святой Георгий продолжал помогать всем обращающимся к нему словом и молитвой. Это вызвало недоумение некоторых вельмож, и они обратились к императору, с тем чтобы он как-либо решил участь Георгия. Поскольку отрицать чудесную помощь святого невозможно, то к нему во множестве стекается народ, и темница из места заточения стала местом христианской проповеди. Эти вельможи советовали императору вновь пытать святого Георгия, и если и на этот раз пытки окажутся бесполезными, то святой должен быть осужден на смерть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Причастники Божественного света (Благовест)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святой великомученик Георгий Победоносец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Претор — высокая государственная должность в Римской империи

2

Стадий (стадия) — единица измерения расстояний в древних системах мер; впервые введена была в Вавилоне, откуда перешла в Грецию и Рим. Равна примерно 185 метрам.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я