Святитель Симеон Солунский – последний архиепископ Фессалоник до захвата их турками. Уже через шесть месяцев после смерти святителя Фессалоники пали и соборный храм Святой Софии был превращен в мечеть. Однако пока был жив святитель Симеон, город был верен своему императору и православию. Святитель Симеон по праву считается величайшим византийским литургистом. Самое знаменитое его творение «Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных» хорошо знакомо православному читателю. В нем святитель Симеон объясняет символику и смысл совершаемых в храме священнодействий, толкуя богослужение с мистической, символической, а также и исторической точек зрения. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна всем, кто любит богослужение и интересуется его историей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О священнодействиях и таинствах церковных предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р17-708-3159
Текст приводится по изданию: Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных /Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Том 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.
О святых священнодействиях и таинствах церковных
Клирик:
Получив уже от тебя наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных таинств: сколько их и какие они, а также в чем сила каждого из них и что мы получаем через их посредство[1].
Архиерей:
Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что только понуждаемый любовью к вам я перешел пределы самоуглубления и смирения, дабы говорить для вашей пользы. Я утешал себя лишь тем, что все, о чем говорил, извлекал из Божественных Писаний. Точно так же и теперь: поскольку ты желаешь узнать о таинствах Церкви, я скажу тебе о них в меру того, что смогу по долгу любви. Ты же, если сумеешь извлечь какую-то пользу из моих слов, не останавливайся, но ищи людей, имеющих ум более высокий и чистый, и задавай вопросы им. Так ты сможешь поистине получить желаемое.
Клирик:
Благодарим тебя, отец, ведь ты дал нам так много уроков смирения! Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, не думать о себе более, нежели должно думать, но думать скромно (Рим. 12,3). Наставь же нас, просим тебя, и о таинствах.
1. О том, что церковных таинств — семь
Архиерей:
По вашей настоятельной просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия, семь даров Духа и семь таинств церковных, совершаемых Духом (см.: Ис. 11, 2). Вот они: крещение, миропомазание, причащение, священство, брак, покаяние и елеосвящение. Кратко я скажу о каждом из них, хотя ранее, толкуя Божественную литургию, мы их уже касались[2].
2. О крещении
Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает — потому что некогда мы наше первое, бесстрастное, рождение погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и, как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас мать наша (см.: Пс. 50, 7).
3. О миропомазании
Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдохнул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.
4. О Божественном причащении
Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом таинстве причастниками самих Его Тела и Крови. По вине пищи мы стали смертными, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную.
Таким образом, освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении.
5. О рукоположении
Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто из того, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, Он даровал нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия, ибо без священников они невозможны.
Так, когда-то поставив нас над всеми тварями, теперь Он делает нас через священство распорядителями высших благ. Об этом псалмопевец говорит: Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс. 44, 17), потому что Господь вручил нам ключи от неба.
6. О браке
Брак установлен Богом из снисхождения к нам, ради рождения детей. Этот дар неотменим до скончания нашего тленного мира. Бог не хотел, чтобы мы зачинались как бессловесные и в нечистоте похоти. Но, так как мы добровольно подпали смерти, Он попустил, чтобы преемственность рода совершалась у нас таким же образом, как у зверей, чтобы мы осознали глубину нашего падения. И так будет до тех пор, пока нетленный и умерший за нас и воскресший Бог не воскресит и не сделает бессмертным наше естество. Ради этой цели Он Сам и благословляет брак, чтобы не оставалось без благословения начало нашей жизни.
7. О покаянии
Покаянием мы исправляем все новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет другого способа призвать нас ко спасению, кроме подвигов и трудов, кроме обращения ко Христу и слез, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается звание монашеское как постоянный залог покаяния.
8. О святом елее
Святой елей, как священнодействие и образ Божественной милости, дан Богом во очищение и освящение для тех, кто хочет избавиться от грехов. Поэтому святой елей и оставление грехов дарует, и болезни исцеляет, и присутствует в освящении. Все это дал нам Иисус Христос и передали нам, по воле Его, божественные Его ученики. Так как природа наша двойственна — мы состоим из души и тела, — то и священнодействия, которые Он даровал нам, имеют две стороны. И Сам Он стал для нас сугубым, пребывая истинным Богом и сделавшись истинным Человеком. Точно так же Он благодатью Святого Духа освящает наши души, а вещественными водой, елеем, хлебом и чашей, а также и всем прочим, что освящается Духом, освящает тела наши и дарует нам всесовершенное спасение.
9. О воскресении и восстании тел
Для того чтобы сделать нас совершенными, такими, какими создал, Бог воскресит умерших и восставит те тела, с которыми мы жили и действовали, чтобы мы приняли воздаяние по делам нашим. И когда Он воздвигнет нас совершенными (потому что ничего Он не создал напрасно), тогда не оставит и тел наших в тлении. Потому что Он сотворил все для бытия и не хочет, чтобы что-нибудь погибло.
Он — Бог совершенный и единый истинно сущий и ради нас сделавшийся подобным нам Человеком. Для этого Он принял тело с душой словесной и разумной, чтобы и наши словесные души очистить и наполнить благодатью Святого Духа, а наши тела освятить и сделать нетленными. Для того-то и даровал Он нам таинства, которые имеют два свойства: с одной стороны, таинства эти совершаются видимым образом, но творятся Святым Духом; с другой — они предназначены сообщать душам и телам Божественную благодать.
Передал Он нам все это не только словом, но и самим делом. Бог Слово, воплотившись по Своему человеколюбию, на Самом Себе явил действие таинств и явился для нас началом благ, чтобы мы, став Ему Своими, от Него, как от источника, заимствовали эти духовные блага.
Для того именно Он и вочеловечился, чтобы мы соединились с Ним и освятились через Него. Ведь Он — то же самое Слово Божие, Которое и создало нас в начале и потом вновь воссоздало по благоволению Бога Отца содействием Святого Духа. Все сотворивший Бог Троица обо всем и промышляет, и особенно о нас, падших. Потому что нас Он удостоил чести большей, чем у всех видимых тварей, создав человека по образу Божию. И вот Слово — живой Образ, и Печать, и Сияние Божие — приемлет в собственную Ипостась наше словесное естество, созданное по образу Его. И обновляет именно в нас, а не в какой-либо другой твари, так как это невозможно.
Клирик:
Но неужели, владыка, этого не мог бы для нас сделать, скажем, Ангел?
Архиерей:
Никоим образом. Потому что всякая тварь ограниченна, и не вездесуща, и по природе своей не имеет силы подавать спасение. Что же касается благодати, то Ангел, если бы и подавал благодать, служа ее орудием, не мог бы действовать на всех, ведь он ограничен. Точно так же он не мог бы воссоздать тех, которые пали прежде. Да и как бы он мог даровать жизнь, сам по природе своей не будучи жизнью? Или как бы он сам оставался неизменяемым, не являясь таковым по природе? Вспомним, что некоторые из Ангелов пали, а ведь они не были соединены с плотью. Только Само присносущее Слово, неизменяемое по Своей природе, вечно живущее с Живым Отцом и с Животворящим Духом, должно было соединиться с нами, смертными, чтобы остановить наше тление и чтобы истинная вечная жизнь отогнала от нас смерть и насадила в нас бессмертие.
Вездесущий и Вечный, Бог силен спасти и умерших прежде Его пришествия, и уверовавших в Него во время Его земной жизни, а также и тех, которые уверовали после. Всех, кто ныне верует и кто еще уверует до скончания века, Бог силен спасти через Свои таинства и Своих служителей, имеющих Его благодать. И Он, именно
Он один, всегда действует и являет Свою силу через многих. Для того-то Он и вселил в нас благодать Свою, чтобы она действовала через нас. Нас, удостоенных священства, много, и мы рассеяны по разным местам, а Он один — и на небе, и на земле, и на море, и во всяком месте, повсюду соприсутствует всем и все через всех совершает, что не свойственно ничему из сотворенного.
Потому не мы действуем, совершая таинства. Мы только совершаем священнодействие, или служим, но действует через нас Он Сам. И хотя бесчисленное множество священнослужителей ежедневно и одновременно приносят жертвы, но едины Тело и Кровь, и одна Жертва, а не много, ибо слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12) и везде оно и надо всем.
Клирик:
Дивны слова твои, владыка, и душе моей они доставили величайшую усладу — я гораздо яснее понял тайну вочеловечения Бога Слова.
10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим ангельским естеством, а с человеческим
Архиерей:
Это не мои слова, возлюбленный, но отцов наших, и ты найдешь это во многих местах, исследуя их творения. Вникни еще и в следующее, что дает высочайшее и одновременно истинное познание Божественной тайны. Почему Слово Божие, восхотев соединиться со Своими тварями, соединилось не с совершеннейшими по своему естеству Ангелами, которые имеют нечто близкое и родственное с Ним по невещественности, но с нами, по природе своей тленными и плотяными? А причина тому высочайшая и божественная. Если бы Слово соединилось с естеством ангельским, то одно только это естество и вошло бы в общение с Ним. Оно не приняло бы спасения, так как уже спасено, а только возвысилось бы и было бы возведено к высшему совершенству, удостоившись общения с Богом. Всякая же другая тварь не получила бы от этого никакой пользы, но продолжала бы оставаться в тлении. Особенно это касается падшего человека, ради которого получила бытие вся видимая тварь и по вине которого она стала тленной.
Итак, уразумей премудрость Божию и истинно древний замысел, согласно которому, как мне думается, Он сотворил из несущего и мир, и Ангелов, и, наконец, человека. Он — благ, поэтому и тварь Он произвел для того, чтобы Его создание стало причастным Его благам. Сам Он, Вседовольный, и Всесовершенный, и Предвечный, не имел, конечно, нужды ни в чем из существующего, потому что Он Сам — верх блаженства. И вот, так как одни Его создания только духовны, другие же только вещественны, а соединены эти два свойства лишь в человеке, то Бог Слово и избирает человека и истинно соединяется с ним, принимая Духом Святым в Свою Ипостась все человеческое естество, кроме одной греховности, от Святой Девы. Приняв же тело вместе с душой разумной и свободной, Он через разумную душу соединяется с разумной природой Ангелов, а через Божественную Свою плоть — с чувственной тварью. Таким образом, освящению и благодати становится причастен не только человек, душа которого по природе духовна, а тело — вещественно, но и вся тварь, что справедливо.
Разумная природа Ангелов и душ соединяется с Богом. Она как бы осязает Его (ср.: Деян. 17,27), и входит в общение с Ним, и обильно озаряется, принимая родственный ей Божественный свет от святой души Слова, духовной и разумной. Потому что на святую душу Спасителя способны теперь взирать Ангелы благодаря своей природе. Они непосредственно принимают озарение от Невидимого и еще более преисполняются мудростью от Божественного Ума присносущей Премудрости. Теперь они как бы родственно приближаются к Нему и пребывают с Ним, и преисполняются удивления и все более и более смиренномудрствуют, удостоившись столь великих даров. То же можно сказать и об освященных душах святых.
А чувственная тварь вместе с телами нашими хранит начатки бессмертия, которые получила через святую и оббженную или, лучше сказать, ставшую Божеской плоть, которая была вознесена за нас на Крест, и воскресла, и стала нетленной. И ожидает вся эта тварь, по слову Павла, нетления (см.: Рим. 8, 19–21). Это исполнится, когда Нетленное и Живое Слово со Своей плотью, которая стала нетленной, явится среди нас во Второе Свое и страшное пришествие. Тогда явятся и тьмы Ангелов, благоговейно взирая на великолепие Его и трепеща и одновременно радуясь славе, которую от Него принимают. И тогда изменятся стихии, праведники воссияют, как солнце (Мф. 13, 43), приемля озарение от соединившегося с ними Солнца правды, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 17).
Уразумел ли ты, человек, тайну вочеловечения Спасителя, насколько мы могли тебе ее выразить?
Клирик:
Уразумел и поражен изумлением. Богу, совершившему все это, слава!
11. О том, что Христос и Сам принял таинства
Архиерей:
Теперь время сказать, как Христос совершил таинства по отношению к Самому Себе.
Во-первых, крещение — первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестился в Иордане от Иоанна — не потому что имел в этом нужду (какую нужду мог иметь в этом Он, единый беспорочный?) — но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского греха и чтобы, созданные в начале из персти, то есть из земли и воды, в воде, погружаясь в нее тленным нашим телом, возродились душой и стали бы новым и безгрешным человеком.
Во-вторых, Спаситель принял помазание, или божественные елей и миро, в самом Крещении, когда снизошел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия как бы от лица Христова: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня (Ис. 61, 1). Об этом и Петр говорит: Бог соделал Его Господом и Христом (Деян. 2,36) — соделал по плоти, и именно тогда, когда снизошел Дух. И в другом месте святые апостолы говорят: Святой Сын Твой Иисус, помазанный Тобою (см.: Деян. 4,27). Также и Павел рассуждает: В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9).
Итак, это помазание есть всецелая благодать Святого Духа, Которого, о чем мы уже упоминали, Он принял в Крещении по человечеству, как это было открыто и Иоанну. Как Бог Слово, Он всегда имел Святого Духа нераздельным с Собой, но принял Его по благодати, когда вочеловечился. И хотя Единосущный и Нераздельный Дух всегда был с Ним, ведь тем же Святым
Духом Он и сотворил Себе Божественную плоть, однако в Крещении показал нам ради нас, как Дух снисходит на Него.
Точно так же и Крещение Он, Чистый, принял ради нас, чтобы мы, приступая ко крещению, принимали Святого Духа. Потому мы и миропомазываемся, имея нужду в этом духовном мире, и именно при крещении. Ведь тот, кто еще не принял помазания миром, не будет вполне причастен благодати крещения, в котором человек возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет еще ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Поэтому насколько необходимо креститься, настолько же необходимо и помазываться миром.
На тех, кого крестил апостол Филипп, возлагали руки Петр и Иоанн, чтобы те приняли Духа Святого, Который и есть Миро. Ибо тогда, при апостолах, и потом у многих других это Миро подавалось через возложение рук. Тогда было возложение рук, а теперь вместо рук служит освященное великое миро, освящаемое не пресвитерами, а патриархами и архиереями, то есть через священные молитвы лиц, облеченных силой Петровой и Иоанновой. Именно оно, будучи рассылаемо во все концы земли, имеет то же действие, что и прежнее возложение рук. Им необходимо запечатлеваться при крещении всякому верующему, чтобы само крещение получить совершенным.
Итак, если Спаситель принял Духа во время Крещения и крещенные Филиппом получили Духа через возложение рук Петра и Иоанна, чтобы не оставаться несовершенными и незапечатленными, то и ныне крещаемые должны быть помазываемы великим миром при крещении, чтобы не остаться им (как младенцы латинян и некоторых других[3]) несовершенными и незапечатленными, не получившими благодати Святого Духа и запечатления печатью Христовой. Ведь миро — это печать Христова в Духе, что и выражает священник при помазании миром, говоря: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Тот, кто не принял миро, не причастен еще благодати и не запечатлен печатью Христовой.
А миро — не простой елей, но освященный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облеченных силой апостолов или, лучше сказать, Самого Христа. Не является таинственным миром то миро, которое источается мощами святых, как, например, от тела угодника Божия Димитрия Мироточивого или кого-либо другого из святых (например, великомученика Маманта с острова Кипр, о котором свидетельствуют очевидцы), или миро, истекающее от святых икон, например от Ситтинской иконы. Не является подобным миром и елей из лампад, висящих перед святыми иконами или мощами. Все перечисленное, хотя и должно быть предметом почитания, и имеет Божественную благодать, и может исцелять, однако не имеет силы божественнейшего мира, которая даруется ему через архиерейские молитвы.
Это миро священнодействуется не просто, но возлагается на престол во время священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются священные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И точно так же, как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освященное молитвами божественных архиереев, — это не великое миро.
Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся таковыми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется еще помазанием, так как Христос именуется Христом (Помазанником), потому что по плоти Он был помазан Духом Святым[4]. Об этом говорят и Петр, как уже упоминалось, и Давид. Посему, — говорит псалмопевец, — помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44, 8). Это означает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями, потому что Ты принял исполнение Божества, а причастники Твои получают дарования от Тебя как от источника.
Таким образом, Спаситель принял миро в Крещении, когда снизошел на Него Дух. Но и перед страданиями Своими Он также был помазан миром, сказав, что это делается для погребения Его (см.: Мф. 26,12). Тем самым Он показал, что умирает за нас. Он пребывал Живым Богом и имел нераздельными с Собой животворные действия Духа.
12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию
Что касается священнодействия Всесвятых Его Тела и Крови, то очевидно, что Он Сам его совершил и заповедал и нам совершать. Сие, — говорит, — творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19). Он Сам — священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 21), приносящий Хлеб и Вино, никогда не перестающий быть иереем, или, лучше сказать, Вечный Иерей. Он добровольно принес Себя на заклание в жертву на Кресте — и ныне закалает; Он принес Себя в жертву Отцу — и ныне приносит и предлагает в вечное заклание для вечного умилостивления Отца за нас.
Его-то и имеем мы, Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия — и будем твердо держаться исповедания Его (Евр. 4, 14). И таков и должен быть у нас
Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр. 7, 26), но смиривший Себя ради нас, грешных.
13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея
То, что Спаситель принял на Себя чин иерея и архиерея нашего, Он Сам открыл нам. Это проявилось в том, что Он, пребывая Словом Божиим, воплотился ради нас, и мы получили свидетельство о Нем от Отца. Он был рукоположен Духом, как это предсказал еще Исаия: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень (Ис. 11, 1–2). Посмотри же, как Он принял это чудесное и преславное рукоположение — Он, Бог по естеству, Всемогущий, и Вседеятельный, и Святой (ибо Он — Божие Живое Слово, Святое и Всемощное), ради нас тем не менее принял рукоположение от Отца по человечеству.
Во-первых — в самом Крещении. Ибо тогда, будучи одновременно и крещаем, и осязаем для человеческих рук, Он был как бы рукополагаем: Иоанн возлагал на Него руку, и Он принимал Духа. Правильнее же сказать: Он принял рукоположение от Отца, когда вместо руки нисходил Дух, а Сам Отец говорил: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1,11).
Во-вторых, Он принял славнейшее рукоположение на горе Преображения, когда Сам просиял светом Божественной славы как Солнце правды. Он был среди того светлого облака, которое знаменовало собой Духа, всегда пребывавшего с Ним. Из этого облака Отец свидетельствовал о Нем и вместе с тем открывал, что на Нем почиет все Его благоволение. На Сына, Учителя апостолов, Он указывал как на живую Премудрость Свою. Ибо Он говорит: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. А затем Он прибавил еще: Его слушайте (Мф. 17,5), что уже относится к учительству. Этот смысл Божественного учительства и Сам Христос передал Своим ученикам, сказав: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10, 16).
Видишь ли теперь, каким образом Он принял рукоположение от Отца во Святом Духе?
14. О том, что и честной брак Христос благословил в отношении к Себе Самому и Церкви и совершил его во Святом Духе
Обрати внимание, каким образом Он как Создатель установил и благословил брак. Ты знаешь, что Он приходил на брак в Кане. Да и родился Он от обрученной мужу, чтобы освятить наше рождение.
15. О том, что браку Христос предпочитал девство
Христос предпочитал браку девство, ведь и Отец Его — Девственник, рождающий Его бесстрастно и бесплотно. Мать, родившая Его, воплотившегося Бога, по плоти была Девой, и осталась ею, и пребывает, родив Его без нетления, как и зачала бессеменно.
Однако не забудь и чудного, и истинно девственного, и Божественного Его брака. Как прекрасный Жених, возжелал Он душ наших и возлюбил нас, как и Сам сказал (см.: Ин. 13,34). И по любви к нам положил душу Свою, и безвозмездно предал нам Себя Самого, и в Пречистой Крови Своей обручил нас Себе — нас, чистую Церковь Свою. Именно это выражает Павел, добрый обручитель: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11, 2). А о браке славного и прекрасного Сына Царского повествует в Евангелиях Сам Жених (см.: Мф. 22, 1-14), Который прекраснее всех сынов человеческих (Пс. 44, 3), чистый и непорочный.
Так Он в Себе Самом и Сам Собою совершил и то, что относится к таинству брака.
16. О том, что девство — это брак со Христом
Вот почему, если кто может и желает обручиться с Ним, кто ради Царства Небесного оскопил себя желанием вместить в себя это слово, того со славой принимает Чистый и Всесвятой, и соединяется с ним, и ему, чистому, открывается и весь вселяется в него. Так Он благословляет союз, в который мы вступаем с Ним. Но и от деторождения Он не отвращает лица Своего. Ибо через чадородие, — говорит божественный Павел, — некоторые могут спастись (1 Тим. 2,15). И Сам Христос был Отроком, и от детей, хотя и бесстрастно, принимал хвалу, и благословлял детей, и обнимал их.
Осуждал же Он блуд и прелюбодеяние, вплоть даже до одного лишь нечистого взора или сердечного движения. Некогда и содомлян предал Он сожжению, и предрекает еще наказание, говоря, что отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели не принявшим проповеди (Мк. 6,11), хотя и тех ожидает вечное наказание вместе со всеми нечестивыми.
Далее, установив таким образом брак и дав наставление о нем, Христос Сам совершил нечто, что относится к покаянию и исповеди.
Клирик:
От того, что ты, святой владыка, говорил до сих пор, мы получили много пользы, так как услышали о необходимом и особенно о том, каким образом принял рукоположение единый Всемогущий по природе и единый воистину Святой. Затем мы узнали, как Нескверный и Чистый принял обручение и всесвято вступил в союз, свято соединяясь со святыми Своими в Божественной и неохладевающей любви. Но мы недоумеваем, каким образом Безгрешный приблизил Себя к покаянию?
17. О том, что и тайну покаяния открыл Сам Спаситель
Архиерей:
Хорошо ты сказал. Знай же, что Он приближался к покаянию не ради Себя, но ради нас, потому что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17). Он не приносил покаяния, но учил покаянию. Об этом Он прежде всего и говорил, зная нашу удобопреклонность ко греху: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17). И действительно, каким образом мог приступать к покаянию единственный Непорочный между людьми, или, лучше сказать, единый Святой и Чистый? Но Он преподал учение о покаянии ради нас.
Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), поэтому не отказывался есть и пить с мытарями и грешниками, за что Его порицали иудеи. И блудных принимал Он милостиво, и они касались ног Его, припадая в молитве, и на главу Его возливали миро, и слезами омывали и отирали волосами ноги Его. И не отверг жены хананейской — язычницы. И взятую в прелюбодеянии не осудил, а только сказал, чтобы она больше не грешила.
Он ни разу не оттолкнул и корыстолюбцев и хищников, воздавших за нанесенные ранее обиды, принимал их охотно и многократно. И принял любостяжателя и мытаря, оставившего ремесло свое. Христос принял убийцу и разбойника после одного только слова на кресте. И первого ученика Своего, троекратно отвергшегося от Него, Он простил после того, как тот оплакал свой грех и троекратно исповедал перед Ним любовь свою. Он принял Павла, прежнего хулителя и гонителя, обратившегося к божественной ревности.
Всем этим, так же как и притчами, сказанными Им (притчей о блудном сыне и иными), Христос установил и на деле раскрыл тайну покаяния.
18. О том, что и дела покаяния Христос совершал ради нас
Он Сам, не имея в том нужды, совершал дела покаяния, чтобы нам показать путь покаяния и смирения: Он постился, и молился, и жил бедно, смиренно и воздержанно, питаясь ячменным хлебом и малыми рыбками. Часто Он предстает не имеющим хлеба, хотя для окружающих Его умножает Своим благословением немногие хлебы. Мы видим Его и пешим, и странствующим, и не имеющим, как Он Сам сказал, где приклонить голову (Лк. 9, 58). Видим, как Он терпит поношения и оскорбления и даже угрозу побития камнями, но не воздает за зло, а, напротив, благодетельствует.
Его предает друг, и Он страждет от собственных рабов, ради которых нес подвиг: терпит и клевету, и оплевание, и заушение, и побои по обнаженному телу, и осуждение, и умерщвление на Кресте, как преступник, вместе с разбойниками.
Он, Творец всего, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3,13), чтобы разрушить первое лежавшее на нас проклятие и даровать благословение, умирает, чтобы как живым, так и пребывающим в аду подать дары покаяния, потому что Он спасает и бывших там верующих.
Воскреснув, Он несет всей вселенной воскресение и обновление — через покаяние, с помощью которого неверные и нечестивые, обратившись к вере Христовой, к целомудрию и девству, явили себя равноангельными. И доныне совершает Христос дело спасения, привлекая и неверных к вере, даруя им через крещение оставление грехов, хотя бы они и совершили их бесчисленное множество. Также и верных, которые, согрешив, обращаются к Нему, Он вновь ведет ко спасению: через исповедь, слезы, сокрушение, милостыню и другие посильные добрые дела.
19. О том, что ради тайны покаяния дарована архиереям от Христа благодать решить и вязать
Ради нашего покаяния Он даровал нам, людям, силу вязать и решить, Сам дуновением сообщив сначала этот дар апостолам, как написано: Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ии. 20, 22–23).
Все это для того, чтобы в смирении души пришедшие на исповедь, уже уклонившись от греха через искреннее раскаяние, открыто получили разрешение. Эта-то сила Святого Духа, проявляющаяся и действующая через священнослужителей, по смерти одних открытым для всех образом показывает разрешенными, других же — содержащимися в узах.
20. О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния, и почему монашеский чин называют ангельским образом и одеждой покаяния, и какова его сила
Тайна покаяния обнимает собою и монашескую жизнь: образ монаха называют еще и ангельским, уподобляя жизнь монаха ангельской жизни, потому что она состоит в обете целомудрия, нестяжания, песнословия, молитв, послушания и чистоты. Она называется также одеждой покаяния, как жизнь скорбная, смиренная и самоуничиженная, не терпящая излишеств и чуждая всякого человеческого пристрастия, — жизнь, не только не увлекающаяся никакими мирскими помыслами, словами и делами, но и отрешающаяся и бегущая от мирских забот. Она — образец жизни небесной и исповедует тленность видимого и временность всего, что встречается у людей. Монах стремится размышлять о горнем — а это и есть истинное любомудрие[5], — и памятует непрестанно о смерти и конце всего здешнего.
Потому-то и темны одежды монаха, что он помнит о смерти и необходимости вечного плача, и живет нездешней жизнью, и жаждет иной — нетленной, к которой стремится всеми силами. Поэтому кто является истинным монахом, тот и здесь, по Павлу, любит Христа так, что ничто не может его отлучить от любви ко Христу (см.: Рим. 8,35), так что он желает разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23). Это монах доказывает делом, удаляясь ради Христа в пустыни, горы, уединенные обители, и старается быть одно со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцом и Святым Духом.
Потому всей своей жизнью инок подражает Христу, и смиряется, и находится в нищете, и несет подвиги послушания, и не помышляет ни о чем здешнем, и распинает себя в подвигах аскетической жизни. Потому дает обеты девства, нестяжания, подвигов поста и молитвы, молитвенных предстояний перед Господом, пребывания во всех этих подвигах до смерти и терпения во всем Христа ради.
Все это — дела покаяния, и всякий должен подвизаться в них, кроме разве одного только девства, которое свойственно монахам. Потому что именно монахи по преимуществу связаны обетом девства. Но и миряне, еще не сочетавшиеся браком, и все давшие обет девства также обязаны хранить его.
То же и с покаянием: всякий верующий, особенно впавший в грехи (а кто чужд какого-либо падения?), должен идти вослед Господу и творить дела покаяния. Этому учил и Креститель, который первым после Илии показал этот образ жизни. Он говорил: Сотворите же достойный плод покаяния и: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 8, 2) и каждого призывал жить так.
21. О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ
Спаситель и Бог наш даровал нам великий дар покаяния. Он проповедовал его и через пророков, и через Иоанна Предтечу, и Сам, и через учеников Своих. Наконец, Своей жизнью и на примере Своих апостолов показал нам этот святой образ и заповедал его нам, сказав: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16,24). Но эти слова обращены ко всем верующим не только в том смысле, что все верные должны до конца, даже до смерти крестной стоять за Христа, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание (1 Тим. 6,13) об Отце, и Себе, и Святом Духе. Эти слова являются еще и заповедью тем, которые должны являть на деле свидетельство совести, состоящее в жизни по Христу, преимущественно в образе жизни монашеской.
Чтобы увериться, что это так, послушай, что говорит Он Петру. Когда апостол сказал: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою, Спаситель обещает: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27–28). Здесь говорится о благодати священноначалия, которую Он даровал ученикам. Затем Спаситель прибавляет: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29). А эти слова очевидным образом указывают на жизнь монашескую.
Конечно, все эти слова Христовы остаются справедливыми и для мучеников, потому что многие из них, оставив все, умерли ради Него. Но смысл их раскрывается и в жизни монашеской, которую вел и Сам Спаситель, и ученики Его. Христос жил в девстве и нищете; будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Он подвизался в молитве на горе и был послушен Отцу даже до смерти Крестной, творя не Свою волю, но пославшего Его Отца, что и исполнил даже до страдания. Он сказал: Впрочем не Моя воля (то есть воля плоти), но Твоя да будет (Лк. 22, 42), то есть да будет единая Божественная воля Отца и Его.
И в другом месте, призывая к жизни монашеской, Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37); кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14,33). И одному юноше говорит Он: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21) — что уже относится не к мученичеству, а к монашеской жизни.
А что говорит Законоположник, повелевший: Почитай отца твоего и матерь твою (Втор. 5, 16), тому, кто просил позволить прежде похоронить отца? Возводя нас к высшему совершенству, к богоподобной жизни монашеской, Он увещевает ради этого оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог должен быть предпочтен всему. И если мы решаемся жить только для Него и в Нем, то нам уже не следует томиться беспокойством о ближних по плоти. Будучи Промыслителем о нас и о наших родственниках, Он — если мы следуем Ему чисто и искренне — сделает нас равными Ангелам, у которых нет никаких пристрастий, а лишь одна преисполненная самоотвержения любовь. О тех же, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам заботиться, благодетельствуя им через других.
22. Что означают слова Христа предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Лк. 9, 60)
Потому-то и удержал Он вопрошавшего, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Лк. 9,60). Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. «Ты не мертв, — говорит Он, — а потому не заботься о мертвых останках родителей».
23. Что означают слова Христа никто, возложивший руку свою на плуг… (Лк. 9, 62)
И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме — о жене и прочих? Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Эти слова означают вот что: «Ты начал возделывать не здешнюю землю, но перенес свой труд на небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временному. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме».
Итак, мы находим, что Господь и Сам жил по образу монашескому, и преподал его другим. И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и тому подобного, как это и подобает монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10,1). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает наряду с другими священными действиями и монашеское посвящение.
Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Нами уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них берут свое начало и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий.
В творениях святых отцов можно прочесть, что впоследствии монашеское одеяние было дано
Ангелом святому Пахомию. Это верно и справедливо: он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее также и монашеский чин.
А именно: более удобная, чем хитон, одежда, затем пояс и аналав[6], потом куколь[7] и паллий[8], сандалии[9] и мантия — предметы, служащие символами священнейших вещей. Всего принадлежностей монашеского одеяния семь, как и одежд архиерея, и своим числом, по числу даров Святого Духа, они свидетельствуют о совершеннейшей жизни. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих таинств.
24. О том, что и таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем
Теперь надо сказать и о седьмом из таинств — о святом елее — как его установил Спаситель наш и Сам принял его — не ради Себя, но ради нас, точно так же как принял и прочие таинства. Скажем и о том, какую силу оно имеет.
Итак, Он установил это таинство, когда посылал учеников Своих по двое пред лицом Своим: они, как повествуется, пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6,12–13). Видишь ли, что и елей этот, как и тайну покаяния, учредил Господь? Таким образом, освященный елей преподается кающимся, и исцеляет недугующих, и врачует не только тела, но и души. Об этом свидетельствует Иаков, брат Божий, говоря: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).
Здесь опровергается и еще одно мнение новомудрствующих латинян. Они говорят, что святой елей не должен быть преподаваем тем, у которых осталась надежда жизни, а только умирающим, потому будто бы, что он дает отпущение грехов. И тут они умствуют, как и во всем, вопреки словам апостольским. Ведь несмотря на то, что брат Господень вопиет: И восставит его Господь, — они говорят, что это таинство следует преподавать только тем, которые не могут восстать от болезни. Притом они ограничивают отпущение грехов действием одного только елея, хотя оно даруется также через всегдашнюю исповедь, соединенную с елеосвящением, когда бы оно ни совершалось, и с причащением Тела и Крови Христа и Бога нашего, если только христианин приступал к нему после покаяния.
А то, что Спаситель и Сам ради нас был помазан елеем, можно узнать из евангельского рассказа о некоей блуднице, которая помазала Его миром (см.: Лк. 7, 36–38). Она омыла слезами и помазала ноги Его и отерла их своими волосами. И это миро было поистине елеем покаяния, принесенным грешницей, которая и сама себя таким образом помазала — ведь она помазала свои волосы, — и получила отпущение многих грехов, как об этом ясно свидетельствует Евангелие.
Господь сначала сказал владельцу дома Симону притчу о двух должниках, из которых один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят и которым был прощен их долг. И задал вопрос: кто из двоих более возлюбит простившего их господина? Когда же Симон отвечал: Думаю, тот, которому более простил, — Господь сказал: Правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7 43–47). Видишь ли, что этим указывается на святой елей?
Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений. По повелению этих отцов мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати, потому что и свет мы приносим[10]. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазываемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них приняла помазание себе.
25. Почему и в святом и великом мире, и в елеопомазании употребляется елей
Потому что и там и здесь елей — это образ Божией милости. В миропомазании он знаменует собой наше спасение и избавление от смерти, а также печать Животворящего и Благого Духа, Который спас нас из потопа греховного. Потому-то и во время потопа, бывшего при Ное, возвестил спасение именно голубь, этот образ Духа, принеся в клюве масличную ветвь. И в час омовения людей от греха водами Иорданскими, при Крещении Господа, Дух сходил в виде голубя, свидетельствуя о Божественной милости и благодати. Вот почему елей, приносимый нами, освящается, как мы сказали, во образ Божественного милосердия к нам и сострадания, ведь через него мы удостаиваемся милости Божией.
Достаточно ли сказанного для объяснения священных таинств Церкви или вы нуждаетесь в еще большем?
Клирик:
Вполне достаточно, владыка, и в других объяснениях нет надобности. Только просим тебя изложить каждое из таинств порознь, и истолковать нам священные обряды, и показать нам, какая сила заключается в каждом из совершаемых священнодействий.
Архиерей:
Это выше сил моих, как я уже говорил. Это — дело высшей силы и высшей мудрости. Ведь если Дионисий и Максим решались касаться этих священных предметов с таким страхом и благоговением, которые трудно изобразить, то как мне приниматься за объяснение их? Но так как упование на Бога все может, потому что Он дает верующим помощь по их вере и вразумляет их ради любви, ведь Он есть любовь, то и мы, решаясь на слово ради вашей любви, веруем, что примем слово во отверзение уст наших. Попытаемся же из послушания, в любви Христовой исполнить вашу просьбу и о каждом из священных обрядов скажем то, что узнали сами из Святых Писаний и чему научили нас святые отцы наши. Изложим так, как сумели усвоить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О священнодействиях и таинствах церковных предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
См.: Сет. Симеон Солунский. Толкование о Божественном храме и о служащих в нем священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях, объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым христианам Крита.
3
В Католической Церкви миропомазание принимают в подростковом возрасте. Это называется конфирмацией.
4
Греческое слово χρῖσμα означает «масло» или «мазь». «Христос» с греческого буквально переводится «помазанный».
5
Греческое слово φιλοσοφία буквально означает «любомудрие» (любовь к мудрости). Святитель Симеон говорит здесь о том, что познание горнего выше всех прочих познаний, потому что именно в нем и заключена истинная философия.
6
Аналав (греч. ἀνάλαβο — «возлагаю») — четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста. К концам аналава пришиты шнуры, которыми он крепится к груди. Символизирует собой крест, который возлагает на себя монах, следуя за Спасителем. Аналав известен с IV века и первоначально имел сугубо практическое значение — ими перевязывались одежды монаха, чтобы они не стесняли движения во время работы. В настоящее время аналав — это принадлежность облачения великой схимы. Аналог аналава в облачении малой схимы называется параманом.
7
Куколь (греч. κουκόλλιον — «колпак») — остроконечный капюшон с двумя длинными полосами материи, закрывающими спину и грудь. Надевается поверх мантии. В Русской Церкви начиная с XVII века куколь является принадлежностью облачения великой схимы. Куколь белого цвета носит патриарх Московский и всея Руси.
8
Паллий (лат. pallium — «накидка»), или мантия, — верхнее облачение монахов малой и великой схимы. В древности он был одеждой бродячих философов, врачей, учителей, а в качестве монашеского облачения стал использоваться в IV–V веках. В настоящее время является также частью облачения архимандритов и епископов, которые надевают его во время торжественной церемонии входа в храм. Паллий архимандрита черного цвета, епископа — лилового, митрополита — синего, а патриарший паллий зеленого цвета.