Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0

Коллектив авторов, 2013

Управление бизнес-процессами (BPM) – это концепция управления, рассматривающая деятельность организаций через призму процессов (или административных регламентов в случае органов государственного и муниципального управления). В ней принимается, что цели организации достигаются через описание, проектирование, контроль процессов и их непрерывное совершенствование. Методы и подходы BPM нацелены на достижение нового уровня конкурентоспособности и взаимоотношений с клиентами, поставщиками и сотрудниками. Ведь отличных результатов можно достичь только благодаря отлично отлаженным процессам. В этой книге достаточно подробно разбираются основные понятия, подходы, методы и средства управления бизнес-процессами. Полезный и важный бонус – подробный англо-русский глоссарий BPM-терминов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Научные редакторы Белайчук А. А., Елифёров В. Г.

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректоры Н. Витько, Е. Чудинова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка shutterstock.com

© ABPMP, 2013

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Вступительное слово: Конни Мур (Connie Moore), вице-президент и главный аналитик, Forrester Research

Я очень горжусь тем, что Ассоциация ABPMP[1] попросила меня написать предисловие к третьей версии Свода знаний ABPMP CBOK[2]. Почему? Потому что работа по сертификации, начатая ABPMP, является одной из наиболее важных инициатив в области BPM[3]. Мы в Forrester Research знаем, что подготовленных профессионалов в области BPM явно недостаточно для покрытия растущего спроса на квалифицированных и опытных специалистов, а отсутствие опытных профессионалов сдерживает дальнейшее использование BPM в преобразовании и совершенствовании процессов.

На фоне того, как количество рабочих мест в Европе и в Америке непрерывно сокращается, а безработица, неполная занятость и стагнирующие зарплаты приобретают хронический характер, дефицит специалистов со знаниями в области ВРМ — не просто хорошая, а отличная новость для людей, ищущих работу или стремящихся сделать карьеру в бизнесе или в IТ. Причем речь идет не только о тех, кто хочет изучить BPM для повышения собственной квалификации — компании не просто заполняют вакансии, но и планируют в ближайшее десятилетие расширить программы обучения, чтобы обеспечить персоналом программы BPM-трансформаций. Это означает, что предприятия и государственные учреждения должны вплотную заняться проблемой адекватной подготовки большого числа знающих BPM-профессионалов, а профессиональные организации — предоставить желающим возможности развивать и совершенствовать свои навыки.

И это еще не все. Недавно аналитики Forrester Research пришли к выводу, что процессно-ориентированный бизнес будущего потребует от организаций переноса центра тяжести BPM на Большие процессы[4]. Под этим мы понимаем следующее.

Изменения в организации эволюционируют от изолированных проектов BPM и локальных усовершенствований к долгосрочной программе процессной трансформации масштаба предприятия, поддерживаемой высшим руководством.

Мы пошли дальше и сформулировали пять принципов мышления, основанного на Больших процессах.

Принцип 1: Преобразовывать, а не просто улучшать процессы.

Принцип 2: Давать рычаги управления клиентам.

Принцип 3: Делать процессы глобальными, стандартизованными и «человечными».

Принцип 4: Использовать большие данные[5].

Принцип 5: Удвоить ставку на процессные компетенции.

Следование этим принципам означает, что организация с удвоенной энергией привлекает и выращивает сотрудников с компетенцией в BPM, а опытные специалисты расширяют и углубляют свои знания, осваивая применение в BPM таких новых методов, как, например, управление ожиданиями клиентов или большие данные. И здесь оказываются востребованными ABPMP и СВОК, роль которых становится критически важной.

Забавно: сегодня утром, собравшись поработать над этим предисловием, я открыла электронную почту и в первом же письме (полученном из Великобритании) увидела:

«Прочел Вашу статью о BPM и заинтересовался профессиональным развитием в этой области. Как мне лучше действовать, чтобы приобрести необходимую квалификацию?»

Мой ответ:

«Я рекомендую ознакомиться с программой сертификации Ассоциации BPM-профессионалов ABPMP. У них есть свод знаний CBOK, который можно скачать с сайта или купить в бумажном виде, а затем пройти тест для получения сертификата. Я думаю, это очень хороший первый шаг».

Это отличная иллюстрация того, что люди по всему миру хотят — просто жаждут — получить материалы BPM CBOK.

Почему я лично уверена, что на компетенции BPM есть большой спрос.

Процессные «острова» внутри организаций. Работая с крупными компаниями и государственными учреждениями, я сталкивалась с множеством отдельных групп с глубокими процессными познаниями и с опытом в таких методологиях, как бережливое производство, шесть сигм[6] и др. Обычно они относятся к бизнес-подразделениям, иногда — к IТ. И удивительно, как часто эти превосходные специалисты в области повышения эффективности и совершенствования процессов понятия не имеют о системах BPMS и о дисциплине BPM. На мой взгляд, использовать весь этот процессный интеллект и всю эту мощь на то, чтобы улучшать или преобразовать процессы без использования программного обеспечения, — это ошибка. Потому что тяжело на постоянной основе менять процессы, не отражая изменения в программном обеспечении, с помощью которого люди делают свою работу. BPM-профессионалы должны видеть и оборотную сторону медали — программное обеспечение для управления процессами.

Нишевые применения технологий BPM. Аналогичным образом, в изолированных областях внутри организации — обычно в IТ — можно найти специалистов по программному обеспечению BPM. Эти специалисты (а много их не бывает) понимают, как работает программное обеспечение BPM, и рассматривают его как часть платформы разработки приложений нового поколения, реализующих бизнес-процессы. Обычно у таких специалистов базовое образование — программирование. Они разбираются в технологических аспектах бизнес-правил, обработки событий, анализа, в социальных сетях и мобильных технологиях, и BPMS они воспринимают как еще одну технологию, которую надо освоить. Но хотя разработчики приложений и архитекторы могут быть знакомы с концепцией бережливого производства (воспринимая ее со стороны гибкой разработки)[7], им недостает знаний основных методологий дисциплины BPM. Они должны изучить и другую сторону медали — ту, которую видят эксперты по бережливому производству и шести сигмам.

Путаница в представлениях о квалификации аналитика BPM. Критичными для программы BPM являются четыре роли: 1) инициатор программы BPM, задающий видение и драйв и обеспечивающий спонсорство; 2) бизнес-архитектор или гуру, который видит всю большую картину трансформации процессов; 3) архитектор процессов, который понимает, как множество процессов связаны друг с другом, и помогает спроектировать новые процессы; 4) процессный аналитик (или бизнес-аналитик), описывающий процессы «как есть» и «как будет» и разрабатывающий процессы один за другим. Многие считают, что бизнес-аналитики с опытом составления требований — скажем, для систем ERP или CRM — легко могут перейти на должность процессного аналитика BPM. Но из общения на конференциях и дискуссий с ведущими авторитетами в области BPM я выяснила, что большинство бизнес-аналитиков не способны просто перейти на эту должность: одним недостает технических навыков, другим это не интересно. Но у некоторых есть и то и другое, и они хотели бы изучить проектирование процессов в BPM. Поскольку квалифицированных специалистов хронически не хватает, у них должна быть возможность поднять свою квалификацию, принять участие в проекте BPM и подниматься по карьерной лестнице дальше.

Сейчас интересное время для тех, кто работает в области BPM. Много новых должностей на высшем уровне появляется уже сейчас, а дальше, по мере признания концепции Больших процессов и роста числа процессно-ориентированных компаний, их будет появляться еще больше. Подготовка людей на эти должности — это то, что сейчас нужно, это отличная перспектива, и это хорошо для экономики. И я воодушевлена тем, как ABРMP справляется с задачей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Association of Business Process Management Professionals — Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами. — Прим. пер.

2

Common Body of Knowledge — Свод знаний. — Прим. пер.

3

Business Process Management — Управление бизнес-процессами. — Прим. пер.

4

Big Process. — Прим. пер.

5

Big Data. — Прим. пер.

6

Lean, Six Sigma. — Прим. пер.

7

Agile. — Прим. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я