Мой икигаюшка. Мастер-класс от психолога

Светлана Таволга

«Мой Икигаюшка» – вторая книга серии «Мастер-класс от психолога». Автор-психолог Светлана Таволга делится с читателями необычным взглядом на простые вещи, которые помогают обрести смысл жизни, решить кризисные ситуации, выстроить гармоничные отношения в семье или с самим собой.Книга написана в первую очередь для коллег-психологов. Представленный опыт будет полезен педагогам, логопедам, дефектологам, родителям, заинтересованным в развитии семьи и детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой икигаюшка. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Русский Икигай в реалиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

Реалии жизни в России не так радужны, как в Японии. Там бабушки и дедушки живут в специальных деревнях, близко к природе. У нас же большое количество стариков оказывается в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в силу разных жизненных обстоятельств.

Мой психологический опыт заключался в наблюдении в условиях стационарной организации за 250—300 бабушками и дедушками в возрасте от 52 до 100 лет. Выборка внушительная, с токи зрения статистики.

Причины помещения стариков в организацию разные: остался один в деревне, состояние здоровья требует специального ухода, просто дети сдали, так как не хотят ухаживать. У многих из них тяжёлые медицинские статусы: онкопатологии, болезнь Альцгеймера, ментальные нарушения, деменция, хронический алкоголизм и другие физические (слепота и отсутствие слуха) и психические нарушения.

Некоторые из проживающих сохраняли свою трудовую форму, работали лифтёрами, дворниками. Единицы занимались физкультурой (финская ходьба) и творчеством (рисование, вышивка, вязание). Несколько человек разгадывали с удовольствие кроссворды, читали книги и выполняли упражнения по развитию памяти и внимания. У некоторых были планшеты, общались в социальных сетях с друзьями. Остальные пребывали большую часть времени на бытовом уровне: покушать, поспать, сходить к врачу.

Практически у всех стариков, вне зависимости от врЕменных увлечений наблюдали: потерю смысла жизни (дети выросли или их никогда не было), ощущение одиночества, покинутости, осознание «заката жизни», тревогу за своих немногочисленных оставшихся родственников, случались и приступы агрессии. Не редко приходили в кабинет плакать, «посидеть в тишине, без всех».

Сотрудники, обеспечивающие уход за проживающими в интернате, часто попадали в эмоциональные взаимоотношения со стариками. Тяжёлые переживания вели рано или поздно к выгоранию на работе. Поиск Икигая требовался в определённый момент и им.

Как психолог задалась вопросом: как повысить качество жизни людей в условиях стационарного учреждения через обретение нового смысла?

Осложнял обстановку общий карантин — немаловажный фактор реальности того момента. Психологическую травму тотальных ограничений психологи и психотерапевты долго ещё будут лечить у населения во всех странах.

В одно прекрасное утро ответ пришёл! Что если вместе с бабушкам и дедушками, и желающими сотрудниками, создавать свои маленькие живые уголки!

Не секрет, что активная осмысленная ежедневная деятельность обеспечивает устойчивое состояние счастья. Забота о ком-то или о чём-то удерживает человека в бодром ответственном состоянии духа. Это и стало основной идеей моего психологического проекта!

Как оказалось, цветок и несколько игровых деталей на окне легко превращаются в мини-садик. А мини-садик для человека может стать «икигаем», тем, ради чего он живёт сегодня и тем, что доставляет ему радость.

Проект «Икигай» прекрасен своими возможностями:

— пролонгированность, то есть используя принцип усложнения материала и увеличения масштаба работ можно быть в проекте многие годы;

— объединение образовательных, развивающих, коррекционных и эко-терапевтических методов;

— оздоровление лиц с ОВЗ;

— профилактика психологического состояния относительно здоровых людей;

— социализация людей через переход от индивидуальной к коллективной деятельности;

— гармонизация психологической атмосферы в малых коллективах, в группах участников проекта;

— сочетание деятельности в мини-садике с широким спектром других методик: библиотерапия, музыкотерапия, арт-терапия и др.

— оригинальное неповторимое оформление комнат и фойе учреждения;

— обретение новых смыслов и повышение качества жизни через активное взаимодействие с «кусочком природы» и окружающими людьми;

— сезонное обновление живых композиций, организация конкурсов, фотовыставок;

— изготовление подарочных композиций;

— обучение подрастающего поколения созданию живых уголков, взаимодействие с волонтёрами;

— индивидуальный подход к участникам проекта: способным рекомендуем изготавливать сложные и долгосрочные композиции, менее подготовленным или ослабленным людям — простые задания-сюжеты, при этом сохраняя развивающий и обучающий аспект.

В дальнейшем для специалистов, работающих в проекте, полезно участие в форумах, конференциях, мастер-классах, написание статей в журналах, организация презентаций проекта на методических рабочих площадках для привлечения новых партнёров и распространения полезной идеи в общество.

Посмотрим на проблему серебряного возраста чуть более детально. Эта часть книги может быть полезна не только специалистам организаций, но и людям, у кого в семье живут бабушки и дедушки.

Не претендую на сто-процентную статистику, цифры меняются из года в год, но общая тенденция проблематики явления сохраняется.

По данным мировых и российских исследований, умеренные когнитивные нарушения отмечаются у 20% людей старше 65 лет. Среди тех, у кого они были выявлены, у 70% в течение пяти лет развивается деменция.

Главные причины деменции:

— на первом месте стоит болезнь Альцгеймера, именно она лежит в основе 62% случаев тяжелых когнитивных нарушений, когда поражен практически весь головной мозг (исследования американских учёных, проведенные в 2017 году);

— в 17% случаев деменция бывает вызвана нарушением кровообращения;

— в России очень часто встречается смешанная деменция, когда у человека есть и болезнь Альцгеймера, и сосудистые нарушения;

— дальше по распространенности идут деменция с тельцами Леви, лобно-височная дегенерация, болезнь Паркинсона;

— деменция может быть также вызвана дисметаболическим расстройством (это гиповитаминозы, гипотиреоз, гипофизарная недостаточность, печеночная недостаточность, почечная недостаточность, алкоголизм и др.), в таких случаях она бывает обратима.

Важно знать первичные признаки деменции:

1. Потеря памяти на недавние события — отличительная особенность болезни Альцгеймера. Человек прекрасно помнит, что с ними было 20 лет назад, но при этом совсем не помнит того, что делал утром или вчера.

2. Человек с болезнью Альцгеймера скрывает часто свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия.

3. Стремление прятать вещи.

4. Нарушение ориентации в пространстве.

5. Проблемы со счетом и с речью (трудности в подборе слов).

6. Замедление психической деятельности.

7. Сильное сужение круга интересов.

8. Сложности с восприятием новой информации, болтливость.

9. Нарушается письмо.

10. Меняется походка (становится «шаркающей»).

11. Человек превращается вдруг в эгоиста, требует к себе особого внимания.

12. Чтобы получить внимание, человек охотно жалуется на свое состояние.

13. Состояние общее то улучшается, то резко ухудшается. Сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения. Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания.

14. Резкое снижение артериального давления при изменении положения тела.

15. Лобно-височная дегенерация приводит к поведенческим и речевым нарушениям. Резкие движения (до драк) сопровождаются нецензурными высказываниями.

Деменция — не приговор, утверждают неврологи. При лечении человек может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи.

Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям. Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции.

Выделяются три группы додементных нарушений:

· Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. «Теряю нить разговора, отвлекаюсь», «забываю имена и фамилии хорошо знакомых людей», «думаю медленно», «не уверен в своих ответах и действиях», «сложно научиться чему-либо».

· Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе.

· Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции.

46% человек обращаются к специалистам уже на стадии деменции, 30% — на стадии умеренных когнитивных нарушений, 17% — с легкими нарушениями, 8% — с субъективными нарушениями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой икигаюшка. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я